Занятие «Взрослые и дети» тренинга для родителей «Особых детей»
материал
Задачи занятия:
Осознание различий между внутренним миром ребенка и взрослого, восприятием, эмоциональными переживаниями, мотивами, потребностями, поведением.
Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиций самого ребенка.
Сплочение группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzroslye_i_deti.docx | 16.77 КБ |
Предварительный просмотр:
«Взрослые и дети»
Задачи занятия:
Осознание различий между внутренним миром ребенка и взрослого, восприятием, эмоциональными переживаниями, мотивами, потребностями, поведением.
Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиций самого ребенка.
Сплочение группы.
Структура занятия:
Разминка «Цветок настроения».
Выработка и принятие правил группы.
Упражнение «Знакомство с семьей».
Самостоятельная работа с бланком анкеты «Внутренний мир».
Информативный блок.
Упражнение «Пойми чувства ребенка».
Упражнение «Я - сообщение».
Рефлексия, обратная связь.
Домашнее задание.
Материалы: бланки с таблицами, ручки или карандаши, полоски цветной бумаги, ватман.
Ход занятия
Разминка «Цветок настроения».
Это упражнение позволяет увидеть эмоциональный настрой участников и наглядно продемонстрировать целостность группы.
Материал: лепестки из цветной бумаги.
Инструкция: перед вами на столе лежат разноцветные лепестки. Выберите лепесток, который соответствует по цвету вашему настроению и объясните почему. Теперь из выбранных лепестков мы составим цветок настроения. Группа выкладывает цветок.
Выработка и принятие правил группы.
Участникам группы предлагается придумать и принять правила группы.
Например: приходить на занятия без опозданий, выключать мобильный телефон, внимательно слушать друг друга и не перебивать, активно участвовать в работе группы и т. д.
Упражнение «Знакомство с семьей».
Инструкция: назовите свое имя и расскажите немного о своей семье, выберите цвет, которым условно можно обозначить вашу семью. Когда вы смотрите на этот цвет, что вы представляете из своей семейной жизни?
Самостоятельная работа с бланком анкеты «Внутренний мир».
Инструкция: родителям предлагается ответить на ряд вопросов.
Ответы заносятся в таблицу.
Таблица №1
Вопрос | Ответы за себя | Ответы за ребенка | Реальный ответ ребенка |
Мое любимое (нелюбимое) животное. Почему? Мой любимый (нелюбимый) цвет. Почему? Моя любимая сказка. Сказка, которая мне не нравится. Доброго волшебника я попросил бы о…….., а злого о……. Почему? В каких животных превратил бы волшебник меня и членов моей семьи. Почему? |
Реальные ответы ребенка родитель получает дома.
Обмен ответами, обсуждение родителями предполагаемых ответов своего ребенка.
Информационный блок.
Различия между внутренним миром ребенка и взрослого, между восприятием, эмоциональными переживаниями, мотивами, потребностями, поведением.
Негативное поведение ребенка, как следствие родительского невнимания, детской демонстративности, несостоятельности, стремления утвердиться и др.
Побуждение родителей к актуализации своего опыта.
Упражнение «Пойми чувства ребенка».
Инструкция: чтобы понять чувства ребенка, вам необходимо будет встать на его место. Перед вами таблица, в которой вам нужно заполнить графу «чувства ребенка». В левой колонке вы найдете описание ситуации и слова ребенка, справа напишите, какие, по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае.
Таблица №2
Ситуация и слова ребенка | Чувства ребенка |
«Сегодня, когда я выходил из школы, мальчишка выбил у меня портфель, и из него все посыпалось». Ребенку сделали укол, он плачет: «Доктор плохой!» Старший сын – маме: «Ты всегда ее защищаешь, говоришь: «Маленькая, маленькая», - а меня никогда не жалеешь». (Ребенок роняет чашку, та разбивается): «Ой!!! Моя ча-а-шечка!». «Ну надо же, я забыла включить телевизор, а там было продолжение фильма!» |
Обсуждение: всегда ли у вас получается учитывать чувства своего ребенка, какие трудности возникают?
Упражнение «Я - сообщение».
В предыдущем упражнении мы разобрали ситуацию, когда ребенок переживает, а теперь разберем обратную – когда переживает родитель. Попробуйте сказать о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Используйте «Я-послание», важно называть именно то чувство, которое вы сейчас испытываете.
Таблица №3
Ситуация | Ваше чувство | Я – сообщение |
Ребенок шалил за столом и, несмотря на предупреждение, пролил молоко. | ||
Вы входите в комнату (9 этаж) и видите вашего сына-дошкольника сидящим на подоконнике открытого окна. | ||
Вы ожидаете гостей. Дочь отрезала и съела кусок торта, который вы приготовили к торжеству. | ||
Вы только что вымыли пол, сын пришел и наследил. | ||
Вы приходите с сыном в гости, он начинает проситься домой, но вы хотели бы остаться на некоторое время. | ||
Вы заходите на кухню и видите своего маленького ребенка с кухонным ножом, пытающегося нарезать хлеб. |
Рефлексия, обратная связь.
Какие упражнения понравились, какие вызвали затруднение?
Домашнее задание.
Заполнение в таблице №1 графы «Реальные ответы ребенка»
Заполнение таблицы:
Таблица №4
Что меня огорчает в моем ребенке | Что меня радует в моем ребенке |
1. | 1. |
2. | 2. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Особые дети - особое общение!"
В вашей семье есть самые главные люди – это ваши дети. То трепетное счастье, которое приносит ребенок в дом, нельзя ни с чем сравнить. Мы готовы на все, чтобы ребенку было хорошо не только физически, ...
Консультация для родителей "Особые дети - особое общение"
Рекомендации, которые помогут взрослым членам семьи установить ровные доброжелательные отношения с ребенком; снять то напряжение, нервозность и непонимание, которые часто возникают в семье....
Консультация для родителей воспитанников ДОУ Игровой тренинг для родителей и детей «Школа любящих родителей»
Игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность...
консультация для родителей . Игровой тренинг для родителей и детей . «Школа любящих родителей»
Игровые тренинги для родителей и детей могут помочь взрослым лучше понять ребенка, приобрести опыт общения с ним....
Игровой тренинг для родителей и детей "Школа любящих родителей"
Оптимизация и гармонизация внутрисемейных отношений по средствам игры....
Игровой тренинг для родителей и детей «Школа любящих родителей»
Игровые тренинги для родителей и детей помогают взрослым лучше понять ребенка, приобрести опыт общения с ним....
консультация для родителей . Игровой тренинг для родителей и детей . «Школа любящих родителей»
Игровые тренинги для родителей и детей могут помочь взрослым лучше понять ребенка, приобрести опыт общения с ним...