Гиперактивный ребенок
консультация

Морозова Светлана Геннадьевна

Консультация для родителей

«Гиперактивный ребенок»

 

В ряды гиперактивныхдетей сегодня принято зачислять едва ли не каждого непоседливого малыша. На самом деле важно отличить обычную детскую активность от поведения, выходящего за пределы нормы.

Первые признаки гиперактивностиобнаруживаются уже в младенчестве — ребенокизо всех сил старается освободиться от пеленок, плохо и мало спит, особенно ночью. Гиперактивныедети раньше других начинают держать головку, сидеть, вставать; с самого начала они не ходят, а бегают.

Обычный непоседа активен не всегда — в непривычной для него обстановке он ведет себя спокойно. Гиперактивный ребенокв любых условиях — дома, в гостях, в кабинете врача — ведет себяодинаково: бегает, куда-то карабкается, пытается дотронуться рукой до любого, кто проходит рядом. И абсолютно не реагирует на запреты. Он быстро говорит, проглатывая слова, при этом размахивает руками, переминается с ноги на ногу, пританцовывает. Сидеть спокойно он не может — двигает руками, ногами, елозит на стуле.

Обычного активногоребенка можно заинтересовать спокойной игрой, скажем собиранием пазла. Гиперактивныедети не могут ни на чемсосредоточиться: хватают заинтересовавшую их игрушку — и тут же отбрасывают, даже не рассмотрев. Они с трудом обучаются езде на велосипеде, плохо играют в подвижные игры.

Гиперактивныедети лишены чувства страха — могут выскочить на дорогу перед мчащимся автомобилем, прыгнуть с любой высоты. Реакция на боль у них снижена — они спокойно воспринимают серьезные травмы. Многиегиперактивныедети жалуются на головные боли, у некоторых наблюдается недержание мочи, причем не только ночью.

Причиныгиперактивности до конца не изучены. В группу риска входят дети, появившиеся на свет в результате тяжелых родов, с помощью кесарева сечения, с маленьким весом и малыши-искусственники.

В общении сгиперактивным ребенкомпридется отказаться от слова«нельзя»— для него это пустой звук. Зато он очень хорошо реагирует на одобрение — малыша нужно хвалить каждый раз, когда ему удалось довести начатое дело до конца.

Запрещая что-то, нужно обязательно предлагатьальтернативу:ребенокначинает рвать обои — дайте ненужный листочек бумаги. Выплеснуть избыток энергии помогут«агрессивные»игры — ребенкунужно позволять бить палкой по земле, пинать что-то. Поможет и спорт, ногиперактивнымдетям нельзя участвовать в командных играх (футбол, баскетбол, различных соревнованиях — для них это слишком большая эмоциональная нагрузка. Играя с такими детьми, лучше не использовать красные, оранжевые игрушки — эти цвета повысят их активность. Чрезмерно активным детям полезно возиться с песком, лепить из пластилина, рисовать красками без кисточки, пальцами или ладошками — такие занятия снимают напряжение.Гиперактивный ребенокне переносит большого скопления людей — это перевозбуждает его нервную систему, поэтому не стоит часто ходить с ним в крупные супермаркеты и на рынки.

«Вечный двигатель»или что такоегиперактивность.

Малыш напоминает вечный двигатель. Он носится по квартире без остановки, хватает и бросает игрушки. Он часто набивает себе синяки и шишки, залезая в самые опасные места. Как правило,родителиначинают обращать внимание на излишнюю активность своегоребенка, сравнивая его с ровесниками. Однако не все придают должное значение своим наблюдениям.«Он еще маленький, рано еще за книжки сажать». Однако с возрастом эти проблемы не исчезают, а усугубляются.Ребенокне может сосредоточиться на одном деле, засыпаетродителейвопросами и не слушает ответы, пропускает замечания мимо ушей, часто бывает упрям, вспыльчив и агрессивен, суетлив и навязчив. Школьные учителя характеризуют таких детей как несобранных, неусидчивых, невнимательных, импульсивных.Ребенокне может наладить отношения со сверстниками, не в состоянии усвоить и выполнять правила, предъявляемые школой. Все это приводит к стойкому снижению успеваемости даже у детей с хорошими инеллектуальными способностями, к формированию заниженной самооценки.

Что же можно посоветоватьродителям гиперактивного ребенка? Прежде всего, обратиться к специалистам – детскому невропатологу или психоневрологу. В ряде случаевребенкунеобходимо медикаментозное лечение. Будет нелишним наладить контакт с психологом детского сада или школы, которую посещаетребенок. Он подскажет, как скорректировать поведениеребенка, даст рекомендации учителям и воспитателям. И конечно,родителидолжны постараться создать условия в семье, которые будут способствовать преодолению проблем, имеющихся угиперактивного ребенка.

Прежде всего, нужно установить четкий режим дня, в который обязательно должны входить активные прогулки. Будет полезно, если на этих прогулкахребенокбудет не просто носиться, а, например, участвовать в импровизированных спортивных соревнованиях, или играть в подвижные игры с правилами. И уж, конечно, недопустимо подменять прогулку походом по магазинам - присутствие в местах с большим количеством людей не принесетребенку пользы.

Дляребенкаочень важно ложиться спать вовремя.Родителям кажется, что вечером малыш все еще полон энергии, несмотря на активно проведенный день. На самом деле, с помощью бесконечной беготнигиперактивный ребенокснимает накопившееся эмоциональное напряжение. Можно научитьребенкатаким способам релаксации, как психогимнастика, элементы аутотренинга и йоги. По рекомендации врача можно использовать сборы лекарственных трав, оказывающих успокоительное действие.

Излишняя активность и возбудимостьребенкаможет являться результатом предъявления завышенных требований к нему. Еслиребенокне в состоянии выполнить то, что требуют от негородители, то неминуемо следует ждать вспышек агрессии, потери интереса к деятельности. В этом случаеродителидолжны подобрать разумную нагрузку дляребенкав соответствии с его возможностями.

Другой крайностью является попустительство и вседозволенность по отношению кребенку. В этом случае он не знает границ дозволенного, а значит, не выполняет правила поведения. Запреты необходимы, но их количество не должно быть огромным. Все хорошо в меру.

Гиперактивнымдетям сложно довести начатое дело до конца, особенно если они сталкиваются с какими-либо трудностями. В этом случае предлагайте детям выполнить какую-то часть задания, а после этого хвалите. Постепенно увеличивайте время, отведенное для занятий. Приучайтеребенкаориентироваться во времени. В этом вам поможет обычный таймер или песочные часы.

Обращайте вниманиеребенка на достижения ребенка.Гиперактивныедети чувствительны к похвале, а большое количество критических замечаний только понизит самооценкуребенка. Можно завести дневник достижений, в котором отмечать ежедневные успехиребенка. Не забывайте рассказывать об успехах друзьям и знакомым.

Поручитеребенкупосильные для него домашние дела – покормить собаку, вынести мусор.

Несмотря на большую подвижность,гиперактивныедети отличаются моторной неловкостью, неуклюжестью – даже в квартире они умудряются наставить себе синяки и шишки. Не меньшие проблемы у них и с тонкой моторикой – вечно развязанные шнурки, падающие из рук чашки. Не стоит постоянно делатьребенку замечания. Он действительно не может себя контролировать. Играйте с ребенком в подвижные игры, развивающие координацию движений. А для развития тонкой моторики подойдут специальные игры и занятия, такие как собирание мозаики, лепка, оригами.

И конечно же, почаще говоритеребенку о том, что вы его любите!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperaktivnyy_rebenok.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Гиперактивный ребенок»

 

В ряды гиперактивныхдетей сегодня принято зачислять едва ли не каждого непоседливого малыша. На самом деле важно отличить обычную детскую активность от поведения, выходящего за пределы нормы.

Первые признаки гиперактивностиобнаруживаются уже в младенчестве — ребенокизо всех сил старается освободиться от пеленок, плохо и мало спит, особенно ночью. Гиперактивныедети раньше других начинают держать головку, сидеть, вставать; с самого начала они не ходят, а бегают.

Обычный непоседа активен не всегда — в непривычной для него обстановке он ведет себя спокойно. Гиперактивный ребенокв любых условиях — дома, в гостях, в кабинете врача — ведет себяодинаково: бегает, куда-то карабкается, пытается дотронуться рукой до любого, кто проходит рядом. И абсолютно не реагирует на запреты. Он быстро говорит, проглатывая слова, при этом размахивает руками, переминается с ноги на ногу, пританцовывает. Сидеть спокойно он не может — двигает руками, ногами, елозит на стуле.

Обычного активногоребенка можно заинтересовать спокойной игрой, скажем собиранием пазла. Гиперактивныедети не могут ни на чемсосредоточиться: хватают заинтересовавшую их игрушку — и тут же отбрасывают, даже не рассмотрев. Они с трудом обучаются езде на велосипеде, плохо играют в подвижные игры.

Гиперактивныедети лишены чувства страха — могут выскочить на дорогу перед мчащимся автомобилем, прыгнуть с любой высоты. Реакция на боль у них снижена — они спокойно воспринимают серьезные травмы. Многиегиперактивныедети жалуются на головные боли, у некоторых наблюдается недержание мочи, причем не только ночью.

Причиныгиперактивности до конца не изучены. В группу риска входят дети, появившиеся на свет в результате тяжелых родов, с помощью кесарева сечения, с маленьким весом и малыши-искусственники.

В общении сгиперактивным ребенкомпридется отказаться от слова«нельзя»— для него это пустой звук. Зато он очень хорошо реагирует на одобрение — малыша нужно хвалить каждый раз, когда ему удалось довести начатое дело до конца.

Запрещая что-то, нужно обязательно предлагатьальтернативу:ребенокначинает рвать обои — дайте ненужный листочек бумаги. Выплеснуть избыток энергии помогут«агрессивные»игры — ребенкунужно позволять бить палкой по земле, пинать что-то. Поможет и спорт, ногиперактивнымдетям нельзя участвовать в командных играх (футбол, баскетбол, различных соревнованиях — для них это слишком большая эмоциональная нагрузка. Играя с такими детьми, лучше не использовать красные, оранжевые игрушки — эти цвета повысят их активность. Чрезмерно активным детям полезно возиться с песком, лепить из пластилина, рисовать красками без кисточки, пальцами или ладошками — такие занятия снимают напряжение.Гиперактивный ребенокне переносит большого скопления людей — это перевозбуждает его нервную систему, поэтому не стоит часто ходить с ним в крупные супермаркеты и на рынки.

«Вечный двигатель»или что такоегиперактивность.

Малыш напоминает вечный двигатель. Он носится по квартире без остановки, хватает и бросает игрушки. Он часто набивает себе синяки и шишки, залезая в самые опасные места. Как правило,родителиначинают обращать внимание на излишнюю активность своегоребенка, сравнивая его с ровесниками. Однако не все придают должное значение своим наблюдениям.«Он еще маленький, рано еще за книжки сажать». Однако с возрастом эти проблемы не исчезают, а усугубляются.Ребенокне может сосредоточиться на одном деле, засыпаетродителейвопросами и не слушает ответы, пропускает замечания мимо ушей, часто бывает упрям, вспыльчив и агрессивен, суетлив и навязчив. Школьные учителя характеризуют таких детей как несобранных, неусидчивых, невнимательных, импульсивных.Ребенокне может наладить отношения со сверстниками, не в состоянии усвоить и выполнять правила, предъявляемые школой. Все это приводит к стойкому снижению успеваемости даже у детей с хорошими инеллектуальными способностями, к формированию заниженной самооценки.

Что же можно посоветоватьродителям гиперактивного ребенка? Прежде всего, обратиться к специалистам – детскому невропатологу или психоневрологу. В ряде случаевребенкунеобходимо медикаментозное лечение. Будет нелишним наладить контакт с психологом детского сада или школы, которую посещаетребенок. Он подскажет, как скорректировать поведениеребенка, даст рекомендации учителям и воспитателям. И конечно,родителидолжны постараться создать условия в семье, которые будут способствовать преодолению проблем, имеющихся угиперактивного ребенка.

Прежде всего, нужно установить четкий режим дня, в который обязательно должны входить активные прогулки. Будет полезно, если на этих прогулкахребенокбудет не просто носиться, а, например, участвовать в импровизированных спортивных соревнованиях, или играть в подвижные игры с правилами. И уж, конечно, недопустимо подменять прогулку походом по магазинам - присутствие в местах с большим количеством людей не принесетребенку пользы.

Дляребенкаочень важно ложиться спать вовремя.Родителям кажется, что вечером малыш все еще полон энергии, несмотря на активно проведенный день. На самом деле, с помощью бесконечной беготнигиперактивный ребенокснимает накопившееся эмоциональное напряжение. Можно научитьребенкатаким способам релаксации, как психогимнастика, элементы аутотренинга и йоги. По рекомендации врача можно использовать сборы лекарственных трав, оказывающих успокоительное действие.

Излишняя активность и возбудимостьребенкаможет являться результатом предъявления завышенных требований к нему. Еслиребенокне в состоянии выполнить то, что требуют от негородители, то неминуемо следует ждать вспышек агрессии, потери интереса к деятельности. В этом случаеродителидолжны подобрать разумную нагрузку дляребенкав соответствии с его возможностями.

Другой крайностью является попустительство и вседозволенность по отношению кребенку. В этом случае он не знает границ дозволенного, а значит, не выполняет правила поведения. Запреты необходимы, но их количество не должно быть огромным. Все хорошо в меру.

Гиперактивнымдетям сложно довести начатое дело до конца, особенно если они сталкиваются с какими-либо трудностями. В этом случае предлагайте детям выполнить какую-то часть задания, а после этого хвалите. Постепенно увеличивайте время, отведенное для занятий. Приучайтеребенкаориентироваться во времени. В этом вам поможет обычный таймер или песочные часы.

Обращайте вниманиеребенка на достижения ребенка.Гиперактивныедети чувствительны к похвале, а большое количество критических замечаний только понизит самооценкуребенка. Можно завести дневник достижений, в котором отмечать ежедневные успехиребенка. Не забывайте рассказывать об успехах друзьям и знакомым.

Поручитеребенкупосильные для него домашние дела – покормить собаку, вынести мусор.

Несмотря на большую подвижность,гиперактивныедети отличаются моторной неловкостью, неуклюжестью – даже в квартире они умудряются наставить себе синяки и шишки. Не меньшие проблемы у них и с тонкой моторикой – вечно развязанные шнурки, падающие из рук чашки. Не стоит постоянно делатьребенку замечания. Он действительно не может себя контролировать. Играйте с ребенком в подвижные игры, развивающие координацию движений. А для развития тонкой моторики подойдут специальные игры и занятия, такие как собирание мозаики, лепка, оригами.

И конечно же, почаще говоритеребенку о том, что вы его любите!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Рекомендации родителям и  педагогам гиперактивного ребенка.   Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА» «КАК ПОМОЧЬ ГИПЕР...

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Рекомендации родителям и  педагогам гиперактивного ребенка.   Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...

Гиперактивность. Гиперактивный ребенок.

Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следс...

Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком».

Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком»....

Советы родителям гиперактивного ребенка. Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия.

Активный ребенок:- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же ...

Советы родителям гиперактивного ребенка Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный?

Активный ребенок:- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но, если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же...