Проект экологической тропы в детском саду
проект

Козлова-Ирина-Алексеевна

Цель проекта:

Создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.

Задачи:

• Формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознанияэкологических чувств и экологической деятельности.

• Формирование системы экологических знаний и представлений.

• Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).

• Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekol_tropy.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

Проект экологической тропы в детском саду

Цель проекта:

Создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.

Задачи:

• Формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

• Формирование системы экологических знаний и представлений.

• Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).

• Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Ожидаемые результаты

• создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;

• повышение уровня знаний по экологии у детей;

• совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта;

• сильные эмоциональные проявления, радость от общения с животными и растениями; интерес к познанию живого;

• сочувствие к попавшим в беду, стремление самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильное определение состояние объекта, установка необходимых связей; стремление удовлетворить потребности живого организма; проявление гуманных чувств к живому.

Этапы реализации проекта:

1 этап – аналитический:

Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.

2 этап – организационный:

планирование и прогнозирование предстоящей работы:

Задачи этапа: экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций.

3 этап – практическая деятельность:

Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций.

4 этап – итоговый, диагностический:

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.

Описание проекта.

Принципы положенные в основу работы:

• принцип краеведения;

• принцип «позитивного центризма»;

• принцип природосообразности;

• принцип научности и доступности понятий;

• принцип «спирали»;

• принцип междисциплинарности и интеграции содержания.

Принцип краеведения (изучение природы родного края) позволяет:

• формировать понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;

• использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;

создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность, что в значительной степени стимулирует его саморазвитие.

Обучение строится «от ребенка» в направлении расширения его познания. В педагогике этот принцип называется позитивным центризмом, когда в содержание программы отбираются наиболее актуальные для ребенка этого возраста знания.

Причем педагогический процесс будет эффективен и успешен только при строгом соответствии экологического образования законам развития детского организма, т. е. при соблюдении принципа природосообразности.

При отборе содержания учитываются научность и доступность понятий. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания. Таким образом, естественнонаучные знания оформляются по схеме: «представления–понятия–знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержания.

Кроме того, необходимо, чтобы реализовывался принцип «спирали», когда дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя естественнонаучные представления и понятия, учась применять более сложные приемы и методы исследования.

Принцип междисциплинарности и интеграции позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое и увидеть место каждой предметной области в данной системе.

Усложнение материала идет от возраста к возрасту по принципу «от простого к сложному». По мере совершенствования знаний и ручных навыков детей усложняется и содержание деятельности по уходу за растениями и животными.

Таким образом, экологическое развитие строится по схеме:

• природа – человеку

(материальная, эстетическая и оздоровительная значимость природы);

• человек – природе

(положительная и отрицательная деятельность человека в природе);

• правила охраны природы; личное участие каждого в природоохранных мероприятиях.

Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Она расположена на территории дошкольного учреждения. Основной критерий выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекаемых внимание детей объектов, их доступность для дошкольников.

Этапы создания и оформления тропы:

1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов

3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.

4) Составление паспорта всех точек тропинки.

5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.

6) Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада:

– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе:

• Экологические беседы;

• Наблюдения;

• Элементарные опыты;

• Экскурсии;

• Целевые прогулки;

• Экологические конкурсы, викторины;

• Решение экологических ситуативных задач;

• Чтение художественной литературы;

• Обсуждение и проигрывание ситуаций;

• Трудовой десант; труд в природе;

• «Красная книга природы»;

• Коллекционирование;

• Экологические досуги;

• Экологические игры;

• Театрализации, инсценировки.

Формы и методы работы с родителями на экологической тропе.

• Взросло-детские проекты;

• Изготовление рисунков, поделок;

• Субботники по облагораживанию территории ДОУ;

• Участие в конкурсах;

• Участие в совместных, праздниках, досугах;

• Фотовыставки;

• Изготовление поделок из природного материала (экологические сказки).

Оформление тропы.

Знакомство с «Хозяином тропы» — это начало путешествия по экологической тропе.

Цель: — познакомить детей с хозяином тропы и правилами поведения на экологической тропе (правила прописаны и указаны на знаке);

  • Поздоровайтесь с хозяином леса!
  • Не мешайте жить обитателям тропы - проходите без лишнего шума.
  • Шум не помощник в познании природы.
  • Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.
  • Запрещается срывать растения, ломать ветки. Ловить насекомых, бросать мусор.
  • На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.
  • С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни и .т.д.
  • С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!
  • с этим персонажем происходит на всем протяжении данного проекта. Этот персонаж на тропе в виде Старичка, сделанного из старого пня. На занятии в гости может прийти в виде игрушки, или живого персонажа.
    — составление карты-схемы экологической тропы с нанесением маршрута и всех её наиболее интересных объектов на площадке детского сада.
    Возле каждого объекта выставлен знак с названием и рисунком.
  1. «Деревья и кусты».
  2. «Аллея».

— учить детей различать деревья и кусты по внешним признакам;
— закрепить названия деревьев и кустов, их строение, внешние признаки;
— систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях;
— воспитывать бережное отношение к растениям.

  • берёза;
  • сирень;
  • ягодные деревья: яблоня, черемуха; (которые являются отдельными объектами тропы).

Планируем проведение акции для родителей и детей «Я расту вместе со своим деревцем (кустиком)». Родители вновь прибывших детей досаживают уже имеющуюся аллею деревьями и кустарниками (тополь, акация, сосна, лиственница, ива, ольха, боярышник и т.д.)

«Царство удивительного пня».

Пень, покрытый порослью мха и множеством различных грибов.

Цель: создания данного объекта экологической тропы: предоставить возможность для психологической разгрузки и прогулок, знакомить с окружающим миром, показать детям возможность создания условий второй жизни старых вещей.

«Цветочная мозаика».

Множество клумб с разнообразными цветочными культурами, расположенными на территории детского сада, и есть ограниченная территория (клумбы, на которых выращиваются декоративные растения. Как правило, это травянистые цветковые растения, злаковые культуры и лекарственные). Цветники предназначены для украшения и улучшения вида территории нашего ДОУ.

- бархатцы;

- георгина;

- флоксы;

- петуния;

- львиный зев;

- циния;

- космея;

- лилии.

Цель:

Развивать эстетическое восприятие природы.

Закреплять представления о строение цветка: стебель, листья, цветы, корни;

Уточнять представления детей о том, какие условия необходимы для роста и развития растений (земля, тепло, вода);

Вызвать желание ухаживать за растениями.

Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к растениям.

«Злаковое поле».

На территории данной точки расположен небольшой участок, на котором растут злаковые культуры, где можно понаблюдать за появлением растений, их ростом, развитием, поухаживать за ними (полить, прополоть и т.д.).

- пшеница;

- овес;

Цель: познакомить детей со злаковыми растениями и условиями их роста, уточнить особенности развития и использования в хозяйстве, учить бережно обращаться с растениями.

«Аптека доктора Айболита».

Дать представление детям о том, что лекарственные растения могут быть дикорастущие и культурные.

На данной точке можно выращивать любые разновидности лекарственных растений.

В будущем планируется создать избушку доктора Айболита, где будет хранится садовый инвентарь.

- ромашка;

- календула;

- мята;

Цель: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

«Одуванчиковая поляна».

Объекты для наблюдений: полянка — открытое, освещенное место. Здесь можно предложить детям понаблюдать за одуванчиками. Показать массовое цветение, красоту маленьких солнышек среди зеленой травы. Обратить внимание детей на белые головки некоторых одуванчиков, понаблюдать, как летают семена- парашютики. Эти растения являются ранними медоносами, поэтому здесь обитает множество насекомых, за которыми можно наблюдать.

- одуванчики;

Цель: дать детям представление о том, что в природе важны все растения;

«Эти удивительные муравьи».

Он — работник настоящий,

Очень-очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей.)

На месте обитания муравьев мы сделали из хвоинок, травинок, перепревших листьев домик для муравьев. Надеемся, что весной эти насекомые в нем поселятся.

Цель: углубить представления о муравьях, их образе жизни, рассказать о роли муравьёв в природе, воспитывать бережное отношение к ним и другим насекомым.

«Наш чудесный огород».

Огород наш, огород, всё на нем всегда растёт,

Если руки не ленивы, если мы трудолюбивы.

На данном объекте есть персонаж «Чу-ча», который выполняет роль сторожа.

Цель: расширять и обобщать представления детей о культурных огородных растениях (помидор, свекла, редис, горох, лук, морковь, капуста и др.)

  • Закрепить представления об условиях, необходимых для роста и развития растений.
  • Продолжать формировать навыки ухода за ними.
  • Развивать наблюдательность, любознательность.
  • Воспитывать уважение к труду взрослых

В дальнейшем при изучении данного объекта планируется ведение календаря наблюдений за культурами: время посадки, первых всходов, цветения, появления плодов, созревания, сбора урожая.

«Беседка».

Это зона отдыха, где можно провести свой досуг: порисовать, почитать, поиграть и т.д.

Заключение

Экологическая тропа позволит более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. На тропе будут проводятся наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии.
Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки, эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания живым организмам.

Предполагаемый результат проекта:

  • Знания о значении почвы для животного и растительного мира (включая человека), разнообразие почвы, свойств песка, глины, камней.
  • Понимание элементарных взаимосвязей в природе.
  • Умение делать простейшие выводы и умозаключения.
  • Понимание положительного и отрицательного влияния человека на почву.
  • Бережное отношение к природе.
  • Владение навыками продуктивной деятельности, составления и оформления коллажа.

Используемая литература:

  1. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.
  2. Материалы с сайта Википедия.
  3. Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду: издательство-Учитель; 2009г.
  4. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей: 1993г.
  5. Нищева Н.В. Познавательно- исследовательская и опытно- экспериментальная деятельность в детском саду: издательство- Детство-пресс; 2021г.
  6. Рыжова Н.А. В гости к деревьям. Дошкольное воспитание № 7, 1994.
    Рыжова Н.А. В гости к опасным растениям. Дошкольное воспитание № 7, 1994.
  7. Рыжова Н.А. Знакомим детей с почвой. Дошкольное воспитание № 4, 1998.
  8. Рыжова Н.А. Знакомство с Подземным царством. Дошкольное воспитание № 7, 1997.
  9. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2003.
  10. Рыжова Н.А. Что у нас под ногами (Блок «Песок. Глина. Камни»). М.: Карапуз-Дидактика, 2005.
  11. Рыжова Н.А. Экологическая тропинка. Дошкольное воспитание № 7, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"

Данный проект проходил летом во время работы в детском саду.  Целью проекта было развитие знаний об экологии, растениях и цветах, деревьях и кустарниках. На протяжении проекта дети трудились, наб...

Проект "Экологическая тропа в детском саду"

В проекте предлагается творческое решение задачи подготовки малышей к пониманию экологических проблем на основе духовно-нравственного отношения к природе через организацию в детском саду экологической...

Летний проект "Экологическая тропа в детском саду "

Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы – специально оборудованного учебного маршрута на природе. Создание нового элемента эколого–р...

Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"

В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Одно из важнейших условий формирования эколого-краеведческих представлений &m...

Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"

Данный проект проводился в старшей группе нашего детского сада.Знакомство детей с окружающе природной действительностью, поможет им полюбить а далее и созранить окружающий мир....

Экологический проект «Экологическая тропа в детском саду»

laquo;Охранять природу — значит охранять Родину».М. ПришвинЛюбовь к Родине начинается с любви к природе. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к род...