ПРИМЕРНЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ДЛЯ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка (старшая группа)

ПРИМЕРНЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ
ДЛЯ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
В ГРУППЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

                                                                                              Составила: ВЛАСКИНА Е.Н.
                                                                                                                                                  воспитатель

 

Старшая группа

Тема года – «Я И МОЯ СЕМЬЯ»

 

  1. «МОИ РОДИТЕЛИ И Я»

 

    Игры и проблемные ситуации для обсуждения:

  • Оказание помощи: «Бабушка болеет»; «Дедушка плохо видит»; «Готовимся к празднику»
  • Анализ положительных и отрицательных сторон поведения: «Мне весело, хотя и поздно,
    но я хочу танцевать»; «Мне подарили барабан, и я с удовольствием на нем играю»; «Я – добрый и хочу подарить своим друзьям папины марки».
  • Оценка желаний: «Я хочу съесть апельсин»; «Я хочу гулять».
  • Сравнение двух норм поведения – драматизация русской народной сказки «Рукодельница и Ленивица».
  • Ситуация нравственного выбора: «У меня рождения, но заболела мама»; «Меня пригласила в гости, но надо помочь бабушке».

 

 

  1. «МОЙ ДОМ»

 

Игры и проблемные ситуации для обсуждения:

  • Оказание помощи взрослым по уходу за домом, по работе в саду и огороде.
  • Анализ положительных и отрицательных сторон поведения: «Я хочу постирать новую скатерть»; «Я хочу вымыть мамину чашку»; «Я хочу починить будильник».
  • Оценка желаний: «Я хочу навести порядок и выбросить старые вещи»; «Хочу показать друзьям папину коллекцию марок».
  • Сравнение двух норм поведения – драматизация русских народных сказок «Авось да Небось», «Ох и Ах».
  • Нравственный выбор – обсуждение ситуаций, близких к поговорке «Делу время, а потехе час».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовительная группа

Тема года – «МИР ВОКРУГ НАС»

 

  1. «Я РАСТУ»

 

Игры и проблемные ситуации для обсуждения:

  • - Я хотел бы стать добрее. Что мне надо делать?

- Почему со мной не играют другие дети?.

  • Определение положительных и отрицательных сторон поведения: «Я люблю сам играть со своими игрушками»; «Мне нравится дежурить».
  • Оценка желаний: «Я хочу поиграть с мячом в группе»; «Мне понравилось игрушка моего друга».
  • Сравнение двух-трех норм поведения на основе русских народных сказок (по выбору).
  • Ситуации нравственного выбора: «Хочу задержаться в гостях, но будет беспокоиться мама»; «Хочу послушать музыку, но спит бабушка».

 

  1. «Я УЧУСЬ»

 

Игры и проблемные ситуации для обсуждения:

  • Ситуация оказания помощи самому себе и другим людям (привести собственные примеры).
  • Определение положительных и отрицательных сторон поведения: «Мне нравится играть с друзьями»; «Я не люблю делиться игрушками».
  • Оценка желания: «Чему я хочу научиться?».
  • Сравнение двух-трех норм поведения: «Умею, но не хочу делать»; «Не умею, но хочу научиться».
  • Ситуации нравственного выбора: «Надо выучить стихотворение, но купили новый мяч»; «Надо закончить рисунок, но хочется поиграть с друзьями».

 

  1. «МОЙ МИР»

 

Игры и упражнения для совместного обсуждения:

  • - Как лучше помочь другу, незнакомому человеку?
  • Определение положительных и отрицательных сторон поведения:

скромность – хвастовство,
щедрость – жадность,
доброта – жестокость,
вежливость – грубость и др.

  • Определение правил культурного поведения: в гостях, у больного друга, в общественных местах.
  • Определение правил общения: на улице, в группе, дома.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. «ВСЕ, КОГО Я ЛЮБЛЮ»

 

Игры и проблемные ситуации для обсуждения:

  • Оказание помощи друзьям и близким.
  • Анализ положительных и отрицательных сторон поведения: «Угощу конфетой только своего друга»; «Буду играть только со своим приятелем».
  • Оценка желаний: «Хочу пригласить в гости друга на весь день»; «Мы хотим с друзьями поиграть у нас дома».
  • Сравнение двух норм поведения: «Вместе тесно, а врозь скучно». Обсуждение рассказов В. Осеевой «Синие листья» и «Волшебное слово».
  • Ситуация нравственного выбора – чтение и драматизация сказки Е. Шварца «Два брата».

 

  1. «ТРАДИЦИИ СЕМЬИ»

 

Игры и проблемные ситуации для обсуждения:

  • Ситуация оказания помощи на примере традиции рождественской ночи, зажигания свечей на окне.
  • Анализ положительных и отрицательных сторон поведения: «Я хочу подарить своему другу игрушку»; «Я хочу в подарок маме испечь торт».
  • Оценка желаний: «Подарите мне!..»
  • Сравнение двух норм поведения: «Вместе тесно, а врозь скучно». Обсуждение рассказов В. Осеевой «Три желания», «Просто старушка», «Три дочери».
  • Ситуация нравственного выбора: В. Алексеев «Трудный вечер» - чтение и обсуждение.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primernye_problemnye_situatsii.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕРНЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ
ДЛЯ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
В ГРУППЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Составила: ВЛАСКИНА Е.Н.
воспитатель

Старшая группа

Тема года – «Я И МОЯ СЕМЬЯ»

  1. «МОИ РОДИТЕЛИ И Я»

Игры и проблемные ситуации для обсуждения:

  • Оказание помощи: «Бабушка болеет»; «Дедушка плохо видит»; «Готовимся к празднику»
  • Анализ положительных и отрицательных сторон поведения: «Мне весело, хотя и поздно,
    но я хочу танцевать»; «Мне подарили барабан, и я с удовольствием на нем играю»; «Я – добрый и хочу подарить своим друзьям папины марки».
  • Оценка желаний: «Я хочу съесть апельсин»; «Я хочу гулять».
  • Сравнение двух норм поведения – драматизация русской народной сказки «Рукодельница и Ленивица».
  • Ситуация нравственного выбора: «У меня рождения, но заболела мама»; «Меня пригласила в гости, но надо помочь бабушке».

  1. «МОЙ ДОМ»

Игры и проблемные ситуации для обсуждения:

  • Оказание помощи взрослым по уходу за домом, по работе в саду и огороде.
  • Анализ положительных и отрицательных сторон поведения: «Я хочу постирать новую скатерть»; «Я хочу вымыть мамину чашку»; «Я хочу починить будильник».
  • Оценка желаний: «Я хочу навести порядок и выбросить старые вещи»; «Хочу показать друзьям папину коллекцию марок».
  • Сравнение двух норм поведения – драматизация русских народных сказок «Авось да Небось», «Ох и Ах».
  • Нравственный выбор – обсуждение ситуаций, близких к поговорке «Делу время, а потехе час».

Подготовительная группа

Тема года – «МИР ВОКРУГ НАС»

  1. «Я РАСТУ»

Игры и проблемные ситуации для обсуждения:

  • - Я хотел бы стать добрее. Что мне надо делать?

- Почему со мной не играют другие дети?.

  • Определение положительных и отрицательных сторон поведения: «Я люблю сам играть со своими игрушками»; «Мне нравится дежурить».
  • Оценка желаний: «Я хочу поиграть с мячом в группе»; «Мне понравилось игрушка моего друга».
  • Сравнение двух-трех норм поведения на основе русских народных сказок (по выбору).
  • Ситуации нравственного выбора: «Хочу задержаться в гостях, но будет беспокоиться мама»; «Хочу послушать музыку, но спит бабушка».

  1. «Я УЧУСЬ»

Игры и проблемные ситуации для обсуждения:

  • Ситуация оказания помощи самому себе и другим людям (привести собственные примеры).
  • Определение положительных и отрицательных сторон поведения: «Мне нравится играть с друзьями»; «Я не люблю делиться игрушками».
  • Оценка желания: «Чему я хочу научиться?».
  • Сравнение двух-трех норм поведения: «Умею, но не хочу делать»; «Не умею, но хочу научиться».
  • Ситуации нравственного выбора: «Надо выучить стихотворение, но купили новый мяч»; «Надо закончить рисунок, но хочется поиграть с друзьями».

  1. «МОЙ МИР»

Игры и упражнения для совместного обсуждения:

  • - Как лучше помочь другу, незнакомому человеку?
  • Определение положительных и отрицательных сторон поведения:

скромность – хвастовство,
щедрость – жадность,
доброта – жестокость,
вежливость – грубость и др.

  • Определение правил культурного поведения: в гостях, у больного друга, в общественных местах.
  • Определение правил общения: на улице, в группе, дома.

  1. «ВСЕ, КОГО Я ЛЮБЛЮ»

Игры и проблемные ситуации для обсуждения:

  • Оказание помощи друзьям и близким.
  • Анализ положительных и отрицательных сторон поведения: «Угощу конфетой только своего друга»; «Буду играть только со своим приятелем».
  • Оценка желаний: «Хочу пригласить в гости друга на весь день»; «Мы хотим с друзьями поиграть у нас дома».
  • Сравнение двух норм поведения: «Вместе тесно, а врозь скучно». Обсуждение рассказов В. Осеевой «Синие листья» и «Волшебное слово».
  • Ситуация нравственного выбора – чтение и драматизация сказки Е. Шварца «Два брата».

  1. «ТРАДИЦИИ СЕМЬИ»

Игры и проблемные ситуации для обсуждения:

  • Ситуация оказания помощи на примере традиции рождественской ночи, зажигания свечей на окне.
  • Анализ положительных и отрицательных сторон поведения: «Я хочу подарить своему другу игрушку»; «Я хочу в подарок маме испечь торт».
  • Оценка желаний: «Подарите мне!..»
  • Сравнение двух норм поведения: «Вместе тесно, а врозь скучно». Обсуждение рассказов В. Осеевой «Три желания», «Просто старушка», «Три дочери».
  • Ситуация нравственного выбора: В. Алексеев «Трудный вечер» - чтение и обсуждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование моделирования в обучении детей дошкольного возраста пересказу сказок, рассказов»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Дети с общими нарушениями и задержкой психического развития испытыв...

Использование моделирования при обучении детей дошкольного возраста математике

В математическом образовании дошкольников можно эффективно использовать такую форму работы, как уроки моделирования, в основу которой положен метод моделирования. Уроки моделирования — это изготовлени...

План по самообразованию воспитателя подготовительной к школе группы «Акварелька» ВОЙТОВОЙ И.М. (высшая квалификационная категория) на 2020-2021 учебный год ТЕМА: «Технология ТИКО-моделирования в развитии детей дошкольного возраста»

План по самообразованиювоспитателя подготовительной к школе группы «Акварелька»ВОЙТОВОЙ И.М.(высшая квалификационная категория)на 2020-2021 учебный год  «Технология ТИКО-мо...

Семинар-практикум «Проблемные ситуации в сюжетно-ролевой игре в младшем дошкольном возрасте»

Семинар-практикум«Проблемные ситуации в сюжетно-ролевой игре в младшем дошкольном возрасте»...

Методическая разработка «Дидактические игры и игровые ситуации по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

Цель: создание условий для формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых ситуаций.Задачи:Сформировать у детей представление о потребностях че...