Консультация для родителей "Тяжелые нарушения речи"
консультация

Протазанова Наталья Сергеевна

Консультация "Тяжелые нарушения речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_tnr.docx384.96 КБ

Предварительный просмотр:

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-03/1677916700_gas-kvas-com-p-prostie-ramki-dlya-detskikh-risunkov-42.jpg

Консультация для родителей детей с тяжелыми нарушениями речи

Дети с тяжёлыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранѐн слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Развитие речи ребѐнка связано с постепенным овладением родным языком: с развитием фонематического слуха и формированием навыков произнесения звуков родного языка, с овладением словарным запасом, правилами синтаксиса и смысла речи.

Активное усвоение лексических и грамматических закономерностей начинается у детей в 1,5-3 года и в основном заканчивается к 7 годам. В школьном возрасте происходит совершенствование приобретѐнных навыков на основе письменной речи.          Речь ребѐнка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и в большей степени зависит от достаточной речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения.

        Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи: звукопроизношение (снижение внятности речи, дефекты звуков), фонематический слух

(недостаточное овладение звуковым составом слова), лексико-грамматический строй (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении). Такое нарушение называется общим недоразвитием речи (ОНР). Бывает 3 уровня ОНР, из которых 1-самый низкий (ребѐнок общается только отдельными слогами – лепетными словами), а 3-й – самый высокий, его ставят детям с 4 лет. При этом уровне ребѐнок

активно общается, но его речь просто насыщена неточностями, как смысловыми, так и грамматическими. Естественно, при всех уровнях, так или иначе, нарушено звукопроизношение.

 Несмотря на то, что ОНР – наиболее часто встречающийся диагноз, многим, помимо него, приходится узнать еще и о дизартрии.

        

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-03/1677916700_gas-kvas-com-p-prostie-ramki-dlya-detskikh-risunkov-42.jpg

Дизартрия – это нарушение звукопроизношения, которое может быть как самостоятельным явлением, так и сочетаться, например, с заиканием или ОНР. Не стоит недооценивать этот диагноз, даже, если у вашего малыша только «стѐртая форма дизартрии», то есть дизартрия в незначительной степени. Дело в том, что проблема крохи кроется не столько в язычке, сколько в неправильно посылаемых к нему нервных импульсах, которые отправляют специальные отделы головного мозга. Малышу крайне трудно чисто и красиво говорить, часто текут слюнки, бывает, что он и не замечает, как приоткрылся рот, высунулся язычок… Конечно, он не замечает, потому что чувствительность органов артикуляции снижена: трудно даже щѐки надуть, не то, чтобы звук Р произнести! Опытный специалист за несколько лет избавит вашего малыша от этой неприятности, а вы даже забудете слово «дизартрия». Хотя имеются случаи, что абсолютно чистого произношения добиться бывает невозможно.

         Гораздо легче справиться с «дислалией». Казалось бы, это тоже нарушение звукопроизношения, однако мышцы язычка и губ работают исправно, нужно только «поставить» недостающие звуки, исправить искажѐнные, детально поработать с фонематическим слухом (это чисто человеческая способность различать звуки речи на слух). Дислалия при правильной работе логопеда исчезает навсегда.

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-03/1677916700_gas-kvas-com-p-prostie-ramki-dlya-detskikh-risunkov-42.jpg

Причины речевых нарушений

Различают неблагоприятные внутренние (экзогенные) и внешние (эндогенные) факторы. Так к нарушениям речи приводят: внутриутробная патология - гипоксия плода (кислородное голодание), токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания матери, травмы плода, резус-несовместимость матери и плода, чрезмерный прием лекарств во время беременности, алкоголизм, курение, наркомания, влияние ионизирующей радиации, постоянная вибрация и др. Особенно вредно сочетание нескольких неблагоприятных факторов во время беременности. Наиболее грубые дефекты могут наступить при неблагоприятных условиях развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев.

Наследственные факторы также могут способствовать появлению у ребенка речевых нарушений. Родовая травма и асфиксия при родах, кровоизлияния в мозг и т.д. могут приводит к последующим речевым нарушениям. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка (инфекционно-вирусные, менинго-энцефалические и др.), травмы черепа с сотрясением мозга, плохие социально-бытовые условия, неблагоприятное речевое окружение – всѐ это способствует возникновению речевых нарушений. Можно выделить некоторые виды недостатков речи, которые возникают по подражанию (заикание, дефекты звукопроизношения, ускоренный темп речи). Часто страдает речевая функция в критические периоды развития – 1-2 года, 3 года,7 лет.

Речевые нарушения сами по себе не исчезают и при отсутствии специально организованной логопедической помощи могут отрицательно сказаться на развитии ребенка.

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-03/1677916700_gas-kvas-com-p-prostie-ramki-dlya-detskikh-risunkov-42.jpg

Характеристика детей с нарушениями речи.

        У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне произвольности и осознанности. Интеллектуальное отставание имеет у детей вторичный характер, поскольку оно образуется вследствие недоразвития речи, всех ее компонентов.

Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения, и распределения. У этой категории детей наблюдается сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно речевого, снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста.  Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Большинство детей с нарушениями речи имеют двигательные расстройства. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в

выполнение задания.  Отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.

        Полноценная речь ребѐнка является одним из основных условий его развития. Родители должны знать, что не позднее 5 лет надо определить все недостатки развития речи ребенка.

         При исправлении речевых нарушений родители должны всемерно помогать педагогам (учителю-дефектологу, воспитателю, психологу). Исправление речи требует систематических продолжительных занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация и видеопрезентация для учителей логопедов "Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи"

Из опыта работы с дошкольниками  по подготовке к обучению грамоте.Консультация содержит игры, упражнения, фотографии....

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

Консультация для родителей "Нарушения речи. Какие нарушения речи исправляет логопед"

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"7047487","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","style":"height: 120px; width: 120px;","width":"180"}}]]Какие нарушения речи и...

Консультация для родителей "Нарушения речи у детей среднего дошкольного возраста"

Консультация для родителей воспитанников средней группына тему:«Нарушения речи у детей среднего дошкольного возраста»Главная роль в коррекции речи ребенка раннего возраста принадлежит матери, и от тог...

Консультация для родителей. Нарушения речи.

Консультация для родителей. Нарушения речи....

консультация для воспитателей «Нарушения речи у дошкольников»

      Помощь детям с речевыми нарушениями оказывается в различных учреждениях. Комплектование в учреждения проводится в зависимости от заключения (диагноза). Ребенку с речевой па...