Консультация для родителей "Нарушения речи у дошкольника"
консультация (средняя группа) по теме

Кадочникова Светлана Николаевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Какие бывают нарушения речи!21.4 КБ

Предварительный просмотр:

Нарушения речи. Какие они бывают?

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи могут проявляться внарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Возникнув, речевые нарушения самостоятельно не исчезают, а закрепляются, и требуют логопедического вмешательства. Неправильная речь ребенка может отражаться на его дальнейшем развитии – возможны разнообразные трудности обучения в школе.

ПРИЧИНЫ ЗАДЕРЖКИ И НАРУШЕНИЯ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Если ребенок родился здоровым, задержка его речевого развития может возникнуть из-за неправильных действий взрослых: при недостаточном речевом общении с малышом, невнимании к его слуховому восприятию, подражанию звукам и словам взрослого, при несвоевременной выработке интонационной выразительности речи и смысловых связей между словом и предметом.

Прежде чем заговорить, малыш тренирует мышцы речевого аппарата. Это происходит, когда он гулит, лепечет, дышит, глотает, сосет грудь, жует. Дети, находившиеся на грудном вскармливании, сталкиваются с речевыми трудностями реже искусственников, а те, которых своевременно приобщали к твердой пище, говорят намного четче сверстников, которых чуть ли не до школы пичкали жидкими кашами и протертыми овощами.

Нарушение речи вызывают разные причины: врожденные аномалии центральной нервной системы, коры головного мозга, нёба, языка, дефекты носового дыхания и снижение мышечного тонуса мягкого нёба, психическая травма (к примеру, у впечатлительных, склонных к неврозам детей реакция испуга может спровоцировать заикание) и др.

Развитие речи и мышления находится в тесной связи с развитием мелкой моторики рук. Дети, работающие с конструктором, занимающиеся оригами, лепкой из пластилина, вышиванием и другими видами рукоделия, умеют, как правило, логически рассуждать, у них достаточно развиты память и внимание.

Нередко к задержке речевого развития и нарушениям речи приводит переучивание ребенка-левши все делать правой рукой. У правши действия всех подвижных частей тела и особенно пальцев рук, речевого аппарата (гортани, глотки, языка, губ, мягкого нёба)генетически заложены в левом полушарии головного мозга, у левши - в правом полушарии. Малышу-левше необходимо давать свободу действий, и он сам научится многое делать обеими руками.

ДИСЛАЛИЯ

Один из самых распространенных дефектов речи это ДИСЛАЛИЯ (нарушениезвукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.) Ребенок либо не может произнести звук (пропускает его или искажает произношение, либо смело заменяет один звук другим.

Дислалия бывает простая (неверно произноситься один звук или группа однородных по произношению звуков (например, свистящие с,з,ц) и сложная (нарушено произношение звуков разных групп (например, свистящие и шипящие ш,щ,ж).

До трех лет ставить хромающие звуки рано, но необходимо готовить ребенка, и его артикуляционный аппарат к правильному произношению, речи с помощью развития артикуляционной моторики, развития мелкой и общей моторики, развития правильного речевого дыхания.

ДИЗАРТРИЯ - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией.

Основные проявления дизартрии:

- расстройство артикуляции звуков (речь нечеткая, смазанная);

нарушение голосообразования;

- изменение темпа и ритма речи;

- изменение интонации.

Выше перечисленные проявления дизартрии проявляются в разной степени и в различных комбинациях (бывает легкая, средняя, тяжелая формы дизартрии).

При дизартрии логопеды встречаются с большими трудностями в период постановки и автоматизации звуков в речи. Дети, имеющие дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.

Основные жалобы при дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре слов.

Чаще всего дизартрия диагностируется логопедом (который предполагает данный диагноз). В такой ситуации необходимо проконсультироваться у невролога для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения, т. к. при дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать в себя: медицинское воздействие, психолого-педагогическую помощь, логопедическую работу.

При обследовании дизартрии, отмечаютсянарушение в общей моторике – движения неловкие, ребенок быстро утомляется. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а так же при переключаемости движений.

Нарушения в мелкой моторике рук: дети с дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т. д. Плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать, отмечается моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. Прослеживаются трудности пространственного расположения элементов на рисунках и другие трудности.

У детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками (плохой почерк, медленный темп письма, «зеркальное» письмо, замены букв).

Особенности артикуляционного аппарата:

- вялые губы, уголки рта опущены, во время речи губы остаются вялыми; язык неактивный, находиться в пассивном состоянии (лежит на дне ротовой полости);

-мышцы лица на ощупь – твердые, напряжены; губы в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам; многие дети не могут сделать трубочку из губ; язык чаще изменен поформе: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный, мимика отсутствует;

- дрожание языка, голосовых связок, которое отмечается при нагрузках – повышенный тонус;

- может отмечаться невозможность выполнения определенных движений артикуляторного аппарата или переключении от одного движения к другому; у некоторых детей отмечаются хаотичные движения, «нащупывание» нужной артикуляционной позы;

- отклонения языка от средней линии;

- повышенное слюноотделение.

Звукопроизношение при дизартрии характеризуется: смешением, искажением, заменой и отсутствием звуков. Звуки при дизартрии долго не автоматизируются и не вводятся речь. Наиболее распространенным дефектом звукопроизношения являются нарушения свистящих и шипящих. Достаточно часто отмечается межзубное произнесение, боковые призвуки. Дети испытывают трудности при произношении слов со сложной слоговой структурой.

Интонационно-выразительная окраска речи детей с дизартрией резко снижена. Страдает голос, голосовые модуляции по высоте, силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется носовой оттенок. Темп речи чаще ускорен.

АЛАЛИЯ - полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет) при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка.

Обратитесь к специалисту, если, Ваш малыш: не реагирует на обращенную к нему речь, даже если его называют по имени, но замечает другие, даже очень тихие звуки. Не прислушивается (как это делают слабослышащие дети, не пытается понять сказанное по губам, не прибегает к мимике и жестам для выражения свои мыслей.

ГЛАВНАЯ РОЛЬ В ПОМОЩИ ДЕТЯМ С МОТОРНООЙ АЛИЕЙ ПРИНАДЛЕЖИТ РОДИТЕЛЯМ И РОДИТЕЛИ, ИМЕЮЩИЕ РЕБЕНКА С АЛАЛИЕЙ, ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ, ЧТО СУДЬБА ИХ РЕБЕНКА В ИХ РУКАХ. ЕСЛИ РЕБЕНОК БУДЕТ В БАЛГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ, ТО ОН МОЖЕТ СТАТЬ ЗДОРОВЫМ ЧЕЛОВЕКОМ И ЗАЙМЕТ ДОСТОЙНОЕ МЕСТО В ЖИЗНИ. ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С АЛАЛИЕЙ ОКАЗЫВАЮТ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ САДЫ; ЛОГОПЕДЫ, ДЕФЕКТОЛОГИ И НЕВРОПАТОЛОГИ В ПОЛИКЛИНИКАХ. Некоторые дети успевают в дошкольном возрасте настолько продвинуться в речи, что идут в массовую школу, где все-таки не так легко обучаться, особенно первый год. А другие дети с алалией идут в речевую школу.

ЗАИКАНИЕ- это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Возникает заикание чаще всего в возрасте от 2 до 5 лет (в период интенсивного развития речи).

Устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. В начальной стадии этот дефект имеет обычную легкую форму.

Физиологические запинки, а так же запинки, возникшие под неблагоприятным воздействием социума или задержке речевого развития на фоне быстрой хаотичной речи - это запинки несудорожного характера.

Такие запинки характерны для определенного периода развития детей. Если не происходит осложнений, то такие запинки проходят, как только ребенок приобретает уверенность в себе и в выражении своих мыслей. Таким образом физиологические запинки и повторы - это следствие того что мышление опережает развитие его речевой возможностей.

Обратитесь к специалисту, если Ваш малыш:

Помните, что запинки и повторы, естественны для ребенка в этом периоде жизни и могут продолжаться некоторое время

употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а, и);

затрудняется перед началом речи.

делает вынужденные остановки в середине слова, фразы;

повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;

Заикание или запинки судорожного характера

Если заикание все же возникло и от начала его возникновения прошло несколько дней или 2-3 недели (не дольше) - такое заикание считается первичным и для его преодоления Вам необходимо соблюдать рекомендации логопеда.

Чаще всего при соблюдении этих рекомендаций заикание исчезает.

Но если этого не случилось, то Вашему ребенку будет необходим лечебно-педагогический комплекс мероприятий, предусматривающий воздействие на нервную систему и организм в целом, на его общую и речевую моторику, на речь и личность. Содружественная работа логопеда, психоневролога и родителей.

Для устранения рецидивов возникновения заикания следует придерживаться некоторых правил, которые, так же вам объяснит логопед.

Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.

ТАХИЛАЛИЯ - патологически быстрый темп речи (20-30 звуков в секунду вместо 10-12) без существенных искажений фонетического оформления, лексики и грамматического

БРАДИЛАЛИЯ - патологически замедленный темп речи. Речь чрезмерно замедленная, с растягиванием гласных звуков, с вялой, нечеткой артикуляцией.

НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Характеристика развития речи у дошкольников от 3 до 7 лет"

Дошкольники в 3 года охотно вступают в диалог, отвечая на вопросы детей и взрослых. Они уже сами задают вопросы: «Когда пойдем гулять? Что ты мне купила? Кто стучится в дверь?» Речь такого ребенка еще...

консультации "Развитие связной речи у дошкольников"

консультации для родителей и воспитетелей...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «РЕЧЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ».

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Для этого педагогу необходимо самому ориентироваться в вопросах развития речи дошкольника....

Консультация: «Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи»(презентация)

Консультация "Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи"будет очень полезна педагогам и родителям!так как в ней собранно все самое главное ....

Консультация по развитию речи старших дошкольников

материал имеет ознакомительное и рекомендательное значение для родителей....

Консультация "Развитие диалогической речи младших дошкольников"

Консультация для педагогов по проблеме развития диалогической речи....