КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «РЕЧЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ».
консультация по логопедии на тему

Фунтова Светлана Штефановна

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Для этого педагогу необходимо самому ориентироваться в вопросах развития речи дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon rech_starshih_doshkolnikov.ppt408.5 КБ
Microsoft Office document icon soprovozhdenie_rech_starshih_doshkolnikov.doc180.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

РЕЧЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Выполнил: учитель-логопед С.Ш.Фунтова. Г.о.г.Выкса, 2015.

Слайд 2

ФГОС ДО Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно – эстетическое развитие Физическое развитие

Слайд 3

А.Н. Леонтьев Онтогенез детской речи - сложное взаимодействие процесса общения взрослых и ребенка, процесса поэтапно развивающегося, усложняющегося, совершенствующегося, и специализированных функциональных систем , поэтапно формировавшихся и сменяющих друг друга в психике ребенка.

Слайд 4

Звуковая и интонационная культура, фонематический слух К концу пятого года жизни многие дети правильно произносят все звуки родного языка. На шестом году жизни ребенок имеет хорошо развитый фонематический слух. Происходит дальнейшее развитие интонационной стороны речи, таких ее элементов, как мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп.

Слайд 5

Обогащение активного словаря Объем словаря: в пять лет - до 2000 - 2500, в шесть - семь лет - до 3500- 4000 слов. Словарь детей в старшем возрасте меняется не только количественно, но и качественно.

Слайд 6

Грамматический строй (синтаксис и морфология, процессы словообразования) Большую часть союзов и союзных слов ребенок начинает употреблять в речи до 4 лет. Овладение точными падежными формами. На шестом-седьмом году жизни появляются суффиксы, за счет которых дети образовывают новые слова. Активное усвоение способов и форм согласования слов в предложении.

Слайд 7

Связная (диалогическая и монологическая) речь Это сложные формы речевого общения, поэтому ребенок овладевает ими не сразу. Ребенок старшего возраста может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был сам; способен рассказывать не только о событиях ближайших дней, но и о давно прошедших (например, зимой рассказывает о том, как он отдыхал летом на даче, как вместе с дедушкой собирал грибы, ловил рыбу, купался в пруду...).

Слайд 8

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, различными жанрами детской литературы Осознание разнообразия речевых жанров Понимание ситуации общения Подготовленность к составлению творческих высказываний Высокий, стойкий интерес к художественной литературе различных жанров

Слайд 9

ВЫВОД: Таким образом, развитие речи на шестом- седьмом году жизни достигает достаточно высокого уровня осознанности. Происходят качественные изменения во всех ее сторонах: лексической, грамматической, синтаксической. Дети легко справляются с заданиями на составление рассказов разных жанров (описание, повествование, рассуждение, творческое рассказывание). НО…

Слайд 10

АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О ЕЖЕГОДНОМ УВЕЛИЧЕНИИ КОЛИЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ. Говоря современным языком, это «упрощенная версия» детской речи – односложная речь, бедный словарный запас, большое количество сленговых и разговорных слов («велик» вместо велосипеда, телик вместо телевизора и т.д.), невладение навыками культуры речи (неправильная или отсутствие интонации, неумение регулировать темп речи и громкость голоса и т.д.).

Слайд 11

ЦЕЛЬ: ПОИСК ЭФФЕКТИВНЫХ ПРИЕМОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Слайд 12

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает : создание развивающей предметно-пространственной среды; целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности; повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников; создание дополнительных услуг по развитию речи детей; изучение состояния устной речи детей; участие родителей в речевом воспитании детей.

Слайд 13

«В пустых стенах ребёнок не заговорит…» Е.И.Тихеева Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

                                                                                                   

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4

607067, Нижегородская обл. г. Выкса ул. Лазо зд. № 79                                                         контакты:  тел: 8(831)77-6-78-40, 8(831)77-6-78-26 e-mail: mbdou2012@yandex.ru

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«РЕЧЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ».

Выполнил: учитель-логопед

                                                             С.Ш.Фунтова.  

Г.о.г.Выкса, 2015.

Слайд 1. Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования.

Слайд 2. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речью; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамотности.

Слайд 3. Рассмотрим, чего же должен достичь ребенок к старшему дошкольному возрасту в онтогенезе. В онтогенезе речь выступает не только как средство деятельности, познания окружающего мира, но и как результат активной познавательной деятельности ребенка и, в конечном счете, зависит от последней.

Слайд 4. Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы. Ребенок имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, приобретает некоторые навыки элементов звукового анализа слов: умеет выделять звук в словах, подбирать слова на определенные звуки, требующие точной дифференцировки (например: звонкие и глухие, твердые и мягкие пары звуков, свистящие и шипящие), устанавливать последовательность звуков в словах, членить слова на слоги, предложения на слова...

Слайд 5. Обогащение и расширение словаря ребенка шестого года жизни осуществляется за счет ознакомления с новыми предметами, их свойствами и качествами, новыми словами, обозначающими действия, за счет названий отдельных частей, деталей предметов, за счет использования новых суффиксов, приставок, которые дети начинают широко употреблять. Все чаще в речи ребенка появляются обобщающие существительные, прилагательные, обозначающие материал, свойства, состояние предметов. К концу шестого года жизни ребенок более точно дифференцирует обобщающие существительные, например: не только называет слово животное, но и может указать на то, что лиса, волк - это дикие звери, а корова, лошадь - домашние животные. Дети используют в своей речи отвлеченные существительные, прилагательные, глаголы. Многие слова из пассивного запаса слов переходят в активный словарь. Расширяется многозначность употребления слов (чистая рубашка, чистый воздух), ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать синонимы, которые бы более точно отражали качество, свойства предметов, действия, совершаемые с ними. Он может точно подобрать слова при сравнении предметов или явлений, подмечая в них сходство и различие (белый, как снег), все чаще пользуется сложными предложениями, включая причастные и деепричастные обороты. Плавность, точность речи при свободном высказывании является одним из показателей словарного запаса ребенка и умения правильно пользоваться им.

Слайд 6. Грамматический строй в процессе становления речи усваивается детьми самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. При этом важную роль играют благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка. 

Слайд 7. На седьмом году жизни речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отличается четкость изложения, чувствуется завершенность высказывания. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно дать описание игрушкам, предметам, раскрыть содержание картинки, пересказать содержание небольшого художественного произведения, просмотренного фильма, сам может придумать сказку, развернуто рассказать о своих впечатлениях и чувствах. Он способен передать содержание картинки, не видя ее, только по памяти, не только рассказать о том, что изображено на картине, но и представить события, которые смогли бы предшествовать им, придумать и рассказать, как бы могли развиваться события дальше.

Слайд 8. Наиболее яркой характеристикой речи детей седьмого года является активное освоение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение). При построении собственных высказываний или при знакомстве с рассказами других, дети начинают осмысленно анализировать структуру любого предложенного им высказывания: есть ли зачин (начало), как развивается действие (событие, сюжет), имеется ли завершение (конец). В связи с этим они уже в состоянии дать элементарную оценку услышанному.  Дети сами анализируют и оценивают рассказы с точки зрения их содержания, структуры, связности. В этом возрасте у детей формируется элементарное осознание своеобразия содержания и формы описаний, повествований и рассуждений.  Дети шестого- седьмого года жизни могут осознавать разнообразие речевых и литературных жанров.  Ребенок шестого- седьмого года жизни вполне подготовлен к составлению творческих высказываний. Это обусловлено тем, что усложняется его мыслительная деятельность, возрастает произвольность и целенаправленность воображения, его устойчивость и активность. В этом возрасте дошкольник обнаруживает способность к простому, логически аргументированному комбинированию представлений, образов. В этом возрасте ребенок способен освоить типичные для языка средства выразительности, такие как эпитет, сравнение, метафора.

Слайд 9. Развитие речи дошкольников протекает по своим закономерностям и последовательно проходит ряд этапом.

В старшем дошкольном возрасте она достигает определенного уровня развития, который позволяет ребенку в дальнейшем без особых проблем обучаться в школе.

Слайд 10. Вместе с тем можно отметить и следующие особенности в речи старших дошкольников.  Некоторые дети произносят правильно не все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Встречаются ошибки и в образовании разных грамматических форм. И, конечно же, у ряда детей вызывает затруднение построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении, нарушению связи между предложениями в связном высказывании.  Некоторые дети в полной мере так и не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование: нарушают структуру, последовательность, не владеют умением связывать между собой предложения и части высказывания.        

Слайд 11. Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов и родителей поможет поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Слайд 12. Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, необходима всесторонняя и тщательная проработка организационно-содержательных аспектов создания условий для полноценного развития речи детей, усиление ее превентивных аспектов, использование педагогического потенциала специалистов ДОУ и родителей.

Слайд 13. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно, усилиями всех специалистов, педагогов, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему:"Русская народная сказка как средство развития образности речи старших дошкольников".

Кконцу старшего дошкольного возраста речь детей достигает достаточно высокого уровня, происходит значительное накопление запаса слов. Художественная литература обогащает речь детей, делает её яркой, н...

Консультация по развитию речи старших дошкольников

материал имеет ознакомительное и рекомендательное значение для родителей....

Консультация для педагогов: «Русская народная сказка как средство развития связной речи старших дошкольников»

в этой статье вы узнаете, что такое сказка, с какими сказками необходимо знакомить детей дошкольного воозрвста и многое другое....

Консультация для педагогов "Обучение старших дошкольников описательным рассказам"

Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. Ч...

Консультация для педагогов "Использование синквейн технологии в развитии речи старших дошкольников"

Данный материал был подготовлен в помощь педагогам, воспитателям для ознакомления с Синквейн технологией....

Консультация для педагогов "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение рассказыванию"

Консультация для педагогов "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение рассказыванию"...