Консультация для педагогов "Ознакомление старших дошкольников с трудом взрослых, как средство развития речи".
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Татьяна Сергеевна Никифорова

В материале раскрыта актуальность данной темы, рассказано о методах и приёмах, используемых для развития речи старших дошкольников, об этапах формирования представлений об общественной значимости труда. Данную консультацию можно использовать в рамках семинара-практикума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста

с трудом взрослых, как средство развития речи»

Актуальность проблемы развития речи у детей дошкольного возраста на современном этапе развития образования очень высока, так как речевая функция – это одна из важнейших психических функций. Овладев речью, ребёнок осознаёт, планирует и регулирует своё поведение. Речевое общение создаёт необходимые условия для развития всех остальных видов деятельности ребёнка и его социализации в целом. Кроме того речь является для нас главной потребностью. Этим мы отличаемся от животных. Через общение человека с другими людьми мы реализуем себя, как личность.

В этой связи развитие речи дошкольника становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ. Педагоги и родители должны обеспечивать необходимые условия: побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать жизнь ребёнка. И в дошкольном учреждении должны быть так же созданы необходимые условия. Педагоги показывают образцы правильной речи и формируют у детей связную речь, учитывая их возраст.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

21 век — век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми.

Новый стандарт дошкольного образования ориентирован на играющего дошкольника – всё обучение нужно строить через детскую игру. Игра – это способ познания себя и окружающего мира, возможность научиться соотносить свои желания с желаниями других, развить коммуникативные умения, нормы поведения в той или иной ситуации, сформировать понятие правила.

Какие же методы и приёмы используются для развития речи дошкольников? Условно можно выделить три группы методов — наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы используются в детском саду гораздо чаще, нежели другие, они подразделяются на непосредственные и опосредованные методы. Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности: осмотр, экскурсию, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи. Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, педагог знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные средства - это рассматривание игрушек, иллюстраций, фотографий, картин  с дальнейшим рассказыванием, просмотр кинофильмов и диафильмов, рассматривание серии сюжетных картинок с придумывание по ним рассказов. Эти методы используются для закрепления знаний, обогащения словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. 

Словесные методы в детском саду используются реже, чем в школе. Воспитатель читает или рассказывает детям художественные произведения, предусмотренные программой. Так же к этим методам относится: заучивание наизусть, пересказ, рассказывание без опоры на наглядный материал, рассказы из жизненного опыта, обобщающие беседы.

Данные методы требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах используются наглядные приемы обучения.

Практические методы носят чаще всего игровой характер. 

К практическим методам относятся различные дидактические игры. Игры с наглядным материалом и словесные игры — универсальный метод закрепления знаний и умений. Они используются для решения всех задач развития речи. Так же  игры-драматизации (работа со знакомым литературным текстом), игры-инсценировки, сюжетно-ролевые игры, хороводные игры, дидактические упражнения. Основная задача этих игр-занятий — воспитание культуры поведения детей, они чрезвычайно важны и для развития речи, так как обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи.

В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.

Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов.

Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности.

Резкой границы между продуктивными и репродуктивными методами также нет. 

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Одно занятие объединяет несколько образовательных областей или серия занятий объединена основной проблемой. Вариативность интегрированного метода довольно многообразна. Интегрированный метод включает в себя проектную деятельность.  

Речевое творчество, умело сочетаемое с жизненными наблюдениями, с различными видами детской деятельности способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.

Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования. Необходимо сформировать представление ребёнка о многообразии профессий, структуре труда (что и как делает человек, для чего он выполняет работу, что получается в результате).

Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу. Ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними, познает мир социальных отношений между людьми. Труд как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет большое значение и положительно влияет на развитие речи детей: обогащает и активизирует словарный запас, формирует грамматическую структуру речи, развивает связную речь.  Он позволяет педагогу сформировать у детей необходимый комплекс качеств, формирующих умение учиться. В процессе труда развиваются восприятие и воля, а так же основные качества личности – самостоятельность, активность, целеустремленность.

В работе используются те же методы и приёмы, о которых я уже говорила. Необходимо постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников.

Большое значение имеет сюжетно-ролевая игра. Понимание профессионального труда взрослых, формирование самых элементарных представлений о профессиях, скорее даже зачатков их, возможно только в процессе сюжетно-ролевой игры, в которой имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, социальные и профессиональные стереотипы, модели профессионального поведения.

Важную роль при ознакомлении дошкольников с профессиями играют дидактические игры. Они способствуют усвоению, закреплению у воспитанника знаний, умений, развитию умственных способностей. Содержание игр формирует и углубляет знания о людях разных профессий. Дидактические игры развивают речь детей, пополняют и активизируют словарь ребенка, формируют правильное произношение, развивают связную речь.

Театрализованная игра - игра, в которой воспитанники обыгрывают сюжет из литературного источника. Особое удовольствие и радость доставляют дошкольникам театрализованные представления, где дети являются и актерами и зрителями. Такая форма работы позволяет задействовать стеснительных, неуверенных в себе детей, раскрыть их потенциал. Также дети взаимодействуют с куклами, на которых одежда людей разных профессий. Играя с ними, анализируют и делают выводы.

Ознакомление воспитанников с трудом взрослых, с их профессиями проходит через наблюдения и экскурсии. Одной из нетрадиционных форм является виртуальная экскурсия. Как же хочется сходить с детьми на экскурсию в самый большой в мире театр, побывать в современном салоне красоты, походить по территории автосервиса. Да нет ничего проще! Нужен всего лишь видеопроектор с экраном, компьютер и подключение к интернету. И, добро пожаловать на виртуальную экскурсию! В настоящее время количество и объем материала, доступного через сеть Интернет, непрерывно растёт, и у педагогов появляется возможность использовать эти ресурсы и создавать собственные электронные экскурсии по своему выбору и таким образом не зависеть от внешних факторов, препятствующих образовательному процессу.

Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальную жизнь. Работа над проектами позволит дошкольникам на простых примерах более глубоко овладевать понятиями определенных профессий, увеличить самостоятельную активность, развить творческое мышление, умение самостоятельно, с помощью различных форм и методов находить информацию о предметах или явлениях и решать проблемные ситуации. Педагоги создают проблемную ситуацию, которую дошкольники решают в рамках проектной деятельности.

Работа по формированию представлений об общественной значимости труда должна вестись последовательно.

 Первый этап – обучение детей умению видеть результат в каждом процессе труда, ожидать его появления, понимать, для чего он нужен.

Второй этап – научить детей видеть направленность труда на достижение результата.

Третий этап – формирование обобщенных представлений о значении труда на основе знаний большого количества его видов, разнообразия и ценности его результатов для людей.

Что необходимо знать дошкольнику о профессии?

Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по схеме: название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Ознакомление с трудом взрослых как средство развития речи дошкольников"

Презентация "Ознакомление с трудом взрослых как средство развития речи дошкольников"...

Консультация для педагогов "Ознакомление дошкольников с трудом взрослых"

Трудолюбие — одно из важнейших нравственных качеств личности. Человек, не обладающий этим качеством, — нравственный калека. Но смысл и содержание трудового воспитания состоят именно в том, чтобы вмест...

Формирование представлений старших дошкольников о труде взрослых в процессе взаимодействия с семьей и социальными партнерами

Данная методическая разработка раскрывает опыт работы педагога по формированию представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  ПЕДАГОГОВ  «ОЗНАКОМЛЕНИЕ  ДОШКОЛЬНИКОВ  С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ»...

Образовательная область «Социально-коммуникактивное развитие» Тема: «Ознакомление старших дошкольников с трудом взрослых»

Конечно же, трудовая деятельность и раньше являлась важной составляющей дошкольного образования, но в последнее время она не была выделена в отдельную образовательную область. Наличие трудовой деятель...

Консультация для родителей « РЕЧЬ ВЗРОСЛОГО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Консультация для родителей « РЕЧЬ ВЗРОСЛОГО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ»...

Консультация для воспитателей на тему: «Формирование представлений у старших дошкольников о труде взрослых через знакомство с профессией хлебороба»

Консультация для воспитателейна тему:«Формирование представлений у старших дошкольников о труде взрослых через знакомство с профессией хлебороба»...