Консультация для воспитателей на тему: «Формирование представлений у старших дошкольников о труде взрослых через знакомство с профессией хлебороба»
консультация (старшая группа)

Храмова Татьяна Ивановна

Консультация для воспитателей

на тему:

«Формирование представлений у старших дошкольников о труде взрослых через знакомство с профессией хлебороба»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД №1 "СОЛНЫШКО"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для воспитателей

на тему:

«Формирование представлений у старших дошкольников о труде взрослых через знакомство с профессией хлебороба»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Храмова Т.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Гусиноозерск

2023 г.

Профессий много есть на свете,
Это знают даже дети.
И профессий нет не важных –
Вам об этом скажет каждый.

В. Тунников

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС к структуре ООП ДО, которые определяют содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей. В соответствии с ФГОС ДО содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

  • развитие трудовой деятельности;
  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  • формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека».

Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличия у детей, прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение – удовлетворять ту или иную потребность.

Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.

Однако необходимо продуманное руководство процессом развития у детей знаний о труде взрослых.

Педагоги готовят детей к тому, чтобы они в свое время (каким бы далеким оно не казалось) могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому в перспективе ставятся следующие цели:

  • формирование осознания того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это по сути основа жизни;
  • воспитание чувства уважения к людям труда и результатам их деятельности;
  • знакомство с представителями тех или иных профессий, спецификой их работы: выполняемыми ими трудовыми навыками, развитие их трудовых способностей.

Ознакомление с трудом взрослых и профессиями должно осуществляться не на уровне одной задачи, а как целостный органический процесс.

В данной консультации я хочу рассказать, как познакомить старших дошкольников с профессией хлебородов.

Воспитание у детей любви и уважения к труду хлебороба, бережливого отношения к результатам его труда - хлебу одна из сторон нравственного воспитания детей. Слово, нотация, как известно, методы для ребенка малоубедительные. Он должен увидеть и узнать добрый пример взрослых.

При ознакомлении детей с трудом хлебороба важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично какому-то человеку, но и всей стране.

Ребенок часто бывает с родителями в булочной. Батоны, булки, бублики, хлеб белый, черный...

Кто и как вырастил его? Кто испек? Кто привез в магазин? С этого воспитатель может начать беседу о труде хлебороба. В простой и доступной форме взрослый должен рассказать детям, какой ценой достается людям хлеб, как тяжело убирать урожай в условиях непогоды, как тесно связаны в труде люди разных специальностей. Землю возделывают земледельцы, комбайн сделали рабочие города, бензин для него добыли нефтяники, хлеб испекли пекари, привезли его в магазин шоферы, продают его продавцы. Важно, чтобы ребенок к 6 годам уже знал эту «цепочку», имел представление о том, как хлеб появляется у него на столе. Как много труда, умения и терпения требуется от людей, чтобы вырастить урожай и обеспечить хлебом всю страну. Вот почему надо беречь хлеб и дорожить им. Все эти знания рождают глубокое уважение к трудовому человеку.

Знакомство с профессией хлеборода организуется через следующие виды деятельности:

совместную деятельность взрослого с детьми:

- через НОД, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной (групповая, подгрупповая, индивидуальная деятельность с детьми);

- через образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, игровая деятельность: сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры и т.д.)

-самостоятельную деятельность детей;

-взаимодействие с семьями воспитанников;

-организацию взаимодействия с учреждениями социума.

Организация работы с детьми

При построении образовательного процесса с детьми используются такие формы работы, как:

организованная непосредственно образовательная деятельность;

совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация практических трудовых действий;

самостоятельная деятельность ребенка;

познавательно-исследовательская, проектная деятельность ребенка;

наблюдения за трудом блебороба;

коммуникативная деятельность;

чтение художественной литературы;

художественно-творческая деятельность;

игровая деятельность;

моделирование;

целевые прогулки и экскурсии;

культурно - досуговая деятельность;

экскурсии и встречи с людьми по профессии хлебороб;

встречи с интересными людьми;

живой пример окружающих взрослых.

Решение педагогических ситуаций может перерасти в проект. В последнее время используются все активнее проектные формы работы с детьми. Проведение исследований на темы профессий (возникновение, актуальность в мире, содержание деятельности) развивает познавательную, творческую активность детей, способствует формированию и систематизации знаний о труде хлебородов.

Совместно с родителями организуются фотовыставки, оформляются альбомы. Родители привлекаются к проектной деятельности.

       Я подготовила примерный конспект беседы о труде хлебороба и конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Знакомство с профессией «Хлебороб».

Беседа о труде хлебороба

Программное содержание:

  • Уточнить, закрепить знания детей о труде хлеборобов (рассказать, как много надо затратить труда, чтобы получить хлеб, который ежедневно подаётся к столу).
  • Активизировать словарь детей названиями сельскохозяйственных машин и профессий – комбайнёр, дождевальная установка.
  • Учить осмысленно отвечать на вопросы воспитателя и понятно для окружающих выражать свои мысли.
  • Воспитывать у детей уважение к хлебу и труду хлеборобов, выращивающих хлеб – самое главное богатство страны.
  • Индивидуальная работа.

Ход занятия:

- Дети,  кем вы хотите стать, когда вырастите? (ответы детей)
- Много профессий на земле, но сегодня мы поговорим о самой важной и самой почётной профессии хлебороба.

                                                  Ведь не сразу стали зёрна
                                                 Хлебом тем, что на столе
                                                 Люди долго и упорно
                                                 Потрудились на земле.

Вот именно долго и упорно. В какое время года много дел у хлебороба? Начнём с зимы. Какую работу выполняет хлебороб зимой? Ремонтирует свой трактор, меняет изношенные детали, смазывает, очищает трактор от грязи и пыли. Трактору предстоит большая работа. Ремонт трактора производится в мастерской. В этом ему помогают инженеры, слесари, сварщики. Зимой хлеборобы проводят снегозадержание, чтобы в поле в почве сохранялось много влаги. Но вот наступает весна, начало трудной, напряжённой работы.  Солнце жарко сушит землю, нужно скорее начинать сев, но прежде чем зёрна упадут в землю, хлебороб должен забороновать, чтобы земля была ровной и мягкой.

                                         По земле сырой и жёсткой
                                        Там, где тракторы прошли
                                        Неглубокие бороздки
                                        В чёрной пашне пролегли.
                                        И до вечера, и чаще
                                        До полночи с темноты

                                        Зёрна сыпались, как дождик
                                        Точно дождик золотой.

Поле засеяно. Хлебороб выполняет новую работу – подкормка маленьких всходов удобрениями, чтобы были они крепкими, сильными. И опять трактора от темна, до темна, гудят в поле. Все думы хлебороба о будущем  урожае. Огорчён он, если долго нет дождя. Но здесь на помощь приходят машины, дождевальные установки. Насос качает воду из речки, она по трубам идёт на плантацию. Приходит время и наши маленькие зёрнышки благодаря заботливому уходу хлеборобов растут, начинают колоситься, цвести. Спелые колосья сгибаются под тяжестью зёрен. От ветра рожь, пшеница волнуется, как море.

                                 Тихо встала рожь на цыпочки
                                 Потянулась к небесам
                                 Лето пёстрое рассыпалось
                                 По полянам и лесам.
                                 Солнце чертит в небе полосы
                                 Птицы песни завели
                                 Созревай же колос к колосу
                                 Сладкий хлеб моей земли.
                                 Будто солнцу улыбаясь
                                 На соломке золотой
                                  Дремлет медленно качаясь
                                  Ржи колосик золотой.    

                                                            (Жуковский)

И опять наступает трудное время у людей, профессия которых – хлебороб. Не зря в пословице говорится: «Летний день – год кормит». От их успешного труда, от старания хлеборобов зависит, как будут убраны поля. Чтобы скосить хлебные нивы -  нужны комбайны. Комбайн – замечательная машина, которая выполняет несколько работ, ею надо только умело управлять. Комбайн и жнёт (срезает) колос и собирает их, очищает и ссыпает чистое зерно в грузовые машины.

                                 За селом, за доном крайним
                                тропки сходятся в дали
                                На поля идут комбайны
                                Словно в море корабли.
                                И плывут они простором
                                Волны хлеба за бортом
                                Хорошо быть комбайнёром
                                Плавать в море золотом.  

                                                                  (Белкин)

Уборка выращенного урожая трудное, ответственное и в тоже время – радостное событие в работе хлебороба. Нужно очень торопиться. Вдруг, погожие дни сменяться дождливыми и зерно о сыпется и пропадёт. Радостный, потому что они собирают урожай, который так заботливо растили, так долго ждали, они рады, что их тяжёлый труд нужен людям. От комбайнов на грузовых машинах зерно увозят на ток. Там его очищают, сортируют и отвозят в зернохранилище. Машины самые хорошие помощники, если с ними умело обращаться.
  Сегодня мы вспомнили и поговорили о труде хлебороба, о том, как долго и трудно нужно потрудиться, чтобы вот из таких зёрен получить хлеб. Вот почему нужно с большим уважением относиться к хлебу, дорожить каждым куском. Не бросать хлеб. Не играть с ним, взятый кусок нужно доесть до конца. В этих кусках заложен огромный труд ваших пап и мам, всех землевладельцев. Не случайно о хлебе сказано много пословиц: «Хлеб – всему голова!», «Без соли не вкусно, без хлеба не сытно» и др.
   Издавна, самых дорогих гостей встречали русские люди хлебом и солью.

Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Знакомство с профессией «Хлебороб»

Цель: познакомить детей с профессией «хлебороб».

Задачи:

Образовательная:

- Формировать у детей представление о долгом пути, который проходит хлеб, прежде чем попасть на стол.

Развивающая:

- развивать интерес у детей к труду, активизировать словарь детей.

Воспитывающая:

- воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Ход:

Воспитатель: Ребята, сегодня я вам принесла очень дорогой подарок. Интересно, что это? Тогда отгадайте загадку:

«Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет!»

Что это?

Дети: Хлеб.

Воспитатель: Правильно! Это хлеб. Вот он какой: душистый, мягкий, хрустящий.

Воспитатель: Откуда же к нам приходит хлеб?

Люди многих профессий на селе трудятся, чтобы вырастить хороший урожай.

Давайте посмотрим, какой же путь проходит маленькое зернышко, чтобы стать хлебом:

Прежде, чем засеять поле, землю должен проверить агроном. Давайте все вместе повторим: агроном. Чем же занимается агроном? Агроном, как и все, кто работает на поле, отвечает за хороший урожай. Он проверяет, достаточно ли в земле влаги для семян, прогрело ли ее солнышко. Агроном проверяет семена на всхожесть, они быстро прорастут, если земля будет влажной и теплой.

Ребята, а кто мне скажет, люди какой профессии первыми выходят в поле? (выставляю иллюстрацию).

Дети: Трактористы.

Воспитатель: Весной поле вспахивают тракторы. После того, как землю вспашут, на поля выходят особые машины. Называются они сеялки (показ сеялки). Быстро прорастают семена. Послушайте стихотворение Н. Некрасова «Нива»:

«Дорого-любо, кормилица нива,

Видеть, как ты колосишься красиво.

Как ты янтарным зерном налита,

Гордо стоишь – высока и густа.» (Иллюстрация «Рожь»)

Что изображено на картинке?

Дети: Рожь.

Воспитатель: Когда поспевает рожь и пшеница, у хлеборобов начинается жатва. Жатва – от слова жать, резать, косить – т. е. уборка урожая. Убирать урожай хлеборобам помогает специальный транспорт. Что это? (картинка)

Дети: Комбайн.

Воспитатель: Кто работает на комбайне?

Дети: Комбайнеры.

Воспитатель: С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая.

Труд их нелегкий, но очень нужный всем людям. Они трудолюбивые, смелые, добрые, заботливые.

Куда же везут собранное зерно. Кто знает?

Дети: На элеватор.

Воспитатель: Что такое элеватор?

Дети: Здание, в котором хранится зерно.

Воспитатель: Куда зерно везут с элеватора?

Дети: На мельницу. Там из него делают муку.

Воспитатель: А что потом?

Дети: Муку везут на хлебозавод, где из нее выпекают хлеб.

Воспитатель: Видите, как много людей трудятся, чтобы вырастить хлеб, который мы едим каждый день. Сколько рук к нему прикоснулось, прежде чем он стал хлебом. Чьи это руки?

Дети: Тракториста, агронома, комбайнера, мельника, пекаря.

Воспитатель: Вот поэтому народ всегда относился к хлебу с уважением. Хлеб всегда на стол первым ставят. Хлебом – солью гостей встречают. Есть такая пословица: «Кто хлебушком не дорожит, тот мимо жизни пробежит» (т. е. кто не дорожит трудом других людей, тот сам трудиться не умеет).

Пальчиковая гимнастика «Откуда хлеб пришел»

К Жене гости прибежали,                          Пальцы бегут по столу.

Все друг другу руки жали.                        Рукопожатие.

- Здравствуй, Жора!                                   Пальцы по очереди здороваются с

- Здравствуй, Жанна!                                 Большими пальцами обеих рук.

- Рад, Серёжа!

-Рад, Снежана!

- Не хотите ль пирожок?                          Из ладоней сложить пирожок.

- Может, коржик?                                     Показать раскрытые ладони.

- Иль, рожок?                                            Пальцы сложить в виде рожка.

Вот драже вам на ладошку,                    Постучать по ладони одной руки кончиками     пальцев  другой руки,

Всё берите понемножку.                        Двумя пальцами – большим и указательным,     большим и средним и т. д. – осторожно брать драже,

С ручек все стряхнули крошки            Энергично встряхнуть кистями рук.

И захлопали в ладошки.                       Похлопать в ладоши.

В: Ребята, в нашем городе открывается новый магазин, где будут продавать вкусный хлеб. А как мы найдем этот магазин, что нам должно подсказать?

Д: Вывеска магазина.

В: А вывески нет. Как можно помочь работникам магазина?

Д: Сделать вывеску, нарисовать.

В: Я предлагаю нарисовать. Присаживайтесь.

Какие вы знаете хлебобулочные изделия?

Д: ……

В: Я предлагаю девочкам нарисовать рогалики, посыпанные сахарной пудрой, а мальчикам – баранки, посыпанные маком.

Объясняю мальчикам: рисуем большой круг, внутри маленький круг, закрашиваем светло коричневым карандашом, и черной краской делаем маленькие точки.

Объясняю девочкам: рисуем половину круга и рядом еще половину круга, соединяем их, закрашиваем желтым карандашом, и белой краской делаем маленькие точки.

Д: (работают)

В: Кому помогли? Как нужно относиться к хлебу?

Вывешивайте свои работы на доску.

А сейчас мы с вами угостимся душистым караваем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по теме: «Формирование представлений и знаний о времени у старших дошкольников. Календарь, как средство знакомства со временем».

Дать знания и представления о календаре;Раскрыть теоретические основы использования календаря в детском саду;Изучить методики знакомства детей с календарём....

Консультация для воспитателей Ознакомление с трудом взрослых через знакомство с профессиями

Консультация для воспитателей    Ознакомление с трудом взрослых через  знакомство с профессиями...

Конспект открытого занятия во второй младшей группе Тема: «Ознакомление с трудом взрослых через знакомство с профессиями».

Как познакомить детей с трудом взрослых? Конечно же , через знакомство с профессиями. Приглашаю вас отправиться в путешествие вместе с нами!...

ОПЫТ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ПРОФЕССИЯМИ»

laquo;ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И  СТАРШЕГО ВОЗРАСТА О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ПРОФЕССИЯМИ»...

Консультация для воспитателей на тему «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через познавательную активность».

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью ...

Консультация для воспитателей по теме «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность».

Консультация для воспитателейпо теме«Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность»....