ТРУДИТЬСЯ ВСЕГДА ПРИГОДИТЬСЯ
проект (старшая группа)

Анисимова Регина Руфкатовна

ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trud_-_proekt.docx135.58 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

формирования представлений о труде

по теме:

«Трудится - всегда пригодится»

Выполнила и провела воспитатель Анисимова Р.Р.

3-3.jpeg

«Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей смелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим». В.А. Сухомлинский

Актуальность:

     В последнее время часто приходится слышать от родителей воспитанников и от педагогов, что дети не желают трудиться, с трудом овладевают навыками самообслуживания, предпочитают пользоваться помощью взрослого. Возникают трудности в привлечении детей к уборке игрушек, поддержанию чистоты и порядка в группе детского сада и в детской комнате дома. Таким образом, назрела необходимость педагогического просвещения родителей по вопросам трудового воспитания дошкольников, а так же целенаправленная работа с детьми по формированию устойчивой привычки трудиться. Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Цель: Формировать представления дошкольников о видах детского труда, о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам через наблюдение, через трудовую деятельность, через беседы и игры.

Задачи:

Для детей: Развить трудолюбие и желание помочь;  развить познавательные способности и коммуникативные навыки; научить детей узнавать и называть некоторые трудовые действия; сформировать различные представления об орудиях труда.

Для педагога: Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей; приобщить детей к процессу познания; привлечь детей к совместной с взрослым деятельности.

Для родителей: Активизировать желания искать пути приобщения своих детей к труду и оказанию помощи родным (вместе с детьми)

Предполагаемый результат:

Для детей: Знания о труде в целом и взрослых и детей; развитие трудолюбия и желания помочь.

Для педагога: Научить эмоционально откликаться на просьбу взрослого о помощи; обогатить и активизировать словарь: веник, совок, швабра, тряпка, подметать, убирать, мыть, протирать и т.п.

 Для родителей: Вызвать интерес и желание к совместной работе с педагогом и детьми.

Автор проекта: Анисимова Р.Р.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный (4 недели: с 01.02.2022г. по 28.02.2022 г.).

 Тип проекта по содержанию: информационно практико-ориентированный, познавательно - игровой.

 Интеграция образовательных областей:

 Речевое развитие.

Социально-коммуникативное развитие.

Художественно-эстетическое развитие.

Познавательно развитие.

 1 ЭТАП ПРОЕКТА – подготовительный – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.

  • Сбор материала, необходимого для реализации проекта.
  • Разработка конспектов мероприятий по ознакомлению и привлечению детей к труду.
  • Изготовление пособий и подготовка необходимого материала для трудовой и продуктивной деятельности.  
  • Организация предметно развивающей среды для самостоятельной деятельности детей в игровых центрах.

 2 ЭТАП ПРОЕКТА – основной – ПРАКТИЧЕСКИЙ.  

Работа с детьми:

1.Ознакомление детей с трудовыми операциями и действиями;

  • Осмотр комнатных растений, полив и опрыскивание цветов, протирание больших гладких листьев, наблюдение за уходом за растениями группы (рыхление почвы, пересадка цветка в большой горшок)
  • Кормление зимующих птиц;
  • Уход за инвентарем (очистка, просушивание, уборка)

2.Формирование навыков самообслуживания: самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду, выворачивать ее, приводить в порядок, соблюдать порядок в шкафчике.

  • Ознакомление детей хозяйственно – бытовым трудом: уборка игрушек после игры, подклеивание книг, самостоятельное выполнение обязанностей дежурных (сервировка стола), помощь в подготовке к ООД, уборка рабочего места, уборка участки (веточки, сухие листья).
  • Совместное с воспитателем мытьё игрового материала группы и детских игрушек. Стирка кукольного белья.

 3.Беседа с детьми о труде младшего воспитателя, после беседы поставлена задача: узнать, почему в нашей группе так чисто? (Приложение 1)                                                                                                                            

  • «Не сиди, сложа руки – так не будет скуки». (Приложение 2)                                                          
  • «Как я помогаю маме»
  • «Где и кем работают твои родители?»
  • «Кем ты будешь, когда вырастешь?»
  • Совместная деятельность – экскурсии  в прачечную, кухню,  медицинский кабинет.

4.Наблюдения (за трудом взрослых)

5.Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы:

  • Сказки: «Колосок», «Жихарка», «Петушок и бобовое зернышко», «Зимовье зверей», «Етем төлкө», «Аҡыллы ҡыҙ», «Йомарт ҡуян», «Кәнфиттәр ҡайҙа үҫә», «Энәле күлдәк», «Гөлбикә»                              
  • М.Кәрим «Ул да әсәһенә булышҡан», Ф.Рәхимғолова «Кем булырға?», Ф.Мөхәмәтйәнов «Әсәйем», Н.Иҙелбай «Атайым», Ф.Латипова «Өләсәй нимә тине», Ф.Туғыҙбаева «Төймә», А.Йәғәфәрова «Урмансы»
  • В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», «Кем быть?»
  • К.Чуковский «Айболит», «Федорино горе»
  • С.Михалков «Дядя Степа»
  • С.Баруздин «Когда не бывает скучно»
  • Подборка пословиц и поговорок о труде.
  • Загадки о труде.

6.Организация дидактических и сюжетно – ролевых игр.

Дидактические игры: «Кому что нужно для работы?», «Кто что делает?», «Найди, о чем расскажу», «Так бывает или нет?», «Из чего готовят кашу?», «Подскажи словечко», «Хорошо – плохо», «Вершки – корешки», «Профессии», «Что, откуда, почему», «Одень по профессии».

7.Просмотр презентации «В мире профессии»

8.Продуктивная деятельность (аппликация, рисование).

  • Раскраски на тему «Трудовое воспитание»
  • Рисование: «Подарим няне красивое ведро»
  • Аппликация: «Фартук для мамы», «Кружки для папы»

Работа с родителями:

  • Папка – передвижка «Как приучить ребенка к труду»
  • Создание альбома «Профессии родителей»
  • Консультация «Трудовое воспитание ребёнка в семье»
  • Рекомендации по воспитанию трудолюбия «Маленький помощник»

 3 ЭТАП ПРОЕКТА – заключительный – ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.  

  • Конспект проекта в методический кабинет.
  • Выставка детских работ по продуктивной деятельности по теме проекта.
  • Фотоотчёт.
  • Презентация проекта.

Ожидаемые результаты:  

-Дети поняли, какие профессии есть в ДОУ, для чего они нужны

-Поняли, что надо трудиться, чтобы было чисто, красиво, эстетично…

-Появилось уважение к труду взрослых.

-Научились ориентироваться в помещении ДОУ.

-Научились трудиться сообща, распределяя обязанности со сверстниками группы

-Окрепла дружба и сплочение детей друг с другом.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Беседа с детьми по теме: «Не сиди, сложа руки – так не будет скуки»

Трудолюбие К. Ушинский назвал самым большим богатством, которое родители могут оставить детям в наследство. На пятом году жизни в игре закладываются основы общественно полезной деятельности, совершенствуются навыки самообслуживания. Постепенно дошкольники начинают относиться к труду как к серьезной деятельности, одобряемой и поощряемой родителями и воспитателями. Такое отношение к труду следует всячески поддерживать. В ходе бесед воспитатель рассказывает детям о важности труда в жизни человека, о его полезности и значимости; знакомит дошкольников с различными профессиями; на конкретных примерах показывает, что труд, даже самый простой, требует определенных усилий.

Не сиди сложа руки – так не будет и скуки (4–5 лет)

В ходе беседы воспитатель рассказывает детям о полезности и значимости труда. – Бывает ли вам скучно? – интересуется у детей воспитатель. – А как вы избавляетесь от скуки? – Послушайте, что делала Света, когда ей было скучно (С. Баруздин "Когда не бывает скучно"). ... Поиграли ребята и стали собираться гулять. Светлана осталась в группе. – Ты сегодня кашляешь, тебе лучше посидеть в комнате, – сказала Зинаида Федоровна. – Поиграй, а мы скоро вернемся. Светлана постояла посреди комнаты, посидела на стуле, походила из угла в угол, и так скучно ей стало! На улицу хочется! – Вовсе я не кашляю! Почему меня гулять не взяли? Пришла няня Нина Марковна, стала прибирать в комнате. Нужно стулья по порядку расставить, пол подмести, стекла протереть. Много дел у Нины Марковны! Никак одной не управиться. – Я помогу! – говорит Светлана. – Давайте вместе убирать. И они стали работать вместе. Светлана расставляет стулья, а Нина Марковна подметает пол. Света складывает книги, а Нина Марковна оправляет постели в спальне… – Скорее, – говорит Светлана, – а то не успеем! – Скорее! – говорит Нина Марковна. – Нужно все до прихода ребят убрать. Тикают часы на стене, бегут стрелки: пять, десять, пятнадцать минут… Время летит быстро, а работа идет еще быстрее. Только Нина Марковна со Светой кончили уборку, как на улице пошел дождь и все ребята прибежали домой. Вошли к себе в группу, посмотрели… Чисто в комнате, уютно, хорошо! – Ну как, тебе не скучно было? – спрашивает Свету Зинаида Федоровна. – Нет, – отвечает Светлана, – мы с Ниной Марковной работали! – Какое настроение было у Светы, когда все ушли гулять? (Ей было скучно, хотелось на улицу к ребятам.) – Как Света нашла себе интересное занятие? – Кому Света помогала? Что она делала? – Что увидели ребята, когда вошли в группу? – Что сказала девочка в ответ на вопрос воспитательницы: "Ну как, тебе не скучно было?" – Кто из вас любит работать? – Как мы называем человека, который любит работать, приносить пользу окружающим? (Трудолюбивый, работящий.) – Расскажите о том, что вы умеете делать. – Объясните пословицу "Не сиди сложа руки – так не будет и скуки"

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Совместная деятельность – экскурсия в средней группе:

«Труд взрослых – прачка».

Задачи:

  • продолжать знакомить детей с работой сотрудников детского сада
  •  показать детям, что сотрудники детского сада заботятся о детях;
  • формировать у детей представление о содержании и структуре труда прачки, о характере стирального трудового процесса (цель, материал, бытовая техника, результат);  
  • рассказать об опасности бытовых электрических приборов и бережном с ними обращении;  воспитывать уважительное отношение к труду прачки, облегчить их труд (труд в прачечной очень тяжёл, и если дети будут хорошо мыть руки, сотрудникам легче будет стирать полотенца).

 Ход мероприятия:

  • Беседа «Кто стирает нам бельё?»

 Воспитатель: Ребята, послушайте, я прочитаю вам отрывок из знакомого вам стихотворения, попробуйте вспомнить его: Одеяло убежало, Улетела простыня, И подушка, как лягушка, Ускакало от меня… - Как называется это произведение? («Мойдодыр».) - Да это произведение К.И.Чуковского «Мойдодыр». - Кто помнит, почему вещи убежали от мальчика? (Он был грязнуля.) - У нас группе грязнуль нет, но всё-таки иногда некоторые ребята могут испачкать полотенце, если не очень хорошо помоют руки. - Кто заботится о том, чтобы у детей были чистые полотенца? (ответы детей.) - У каждого из вас есть не только полотенце, но и постельное бельё: простыня, пододеяльник, наволочка. Вам их тоже часто меняют – стелят чистые. К то же это так заботится о вас? (прачка) - Что делает прачка в детском саду? - Кому и для чего нужно чистое бельё?

  • Игра имитация: «Стираем бельё». Дети имитируют все компоненты стирки белья (по сигналу воспитателя): наливаем воду в таз, стираем, выжимаем, стряхиваем и развешиваем, гладим.

Экскурсия в прачечную. Воспитатель: Сегодня мы пойдём с вами в прачечную нашего детского сада, где стирают бельё для всех детей детского сада, и посмотрим, как работникам прачечной удаётся постирать так много белья. - Куда мы с вами сейчас пойдём? ( в прачечную) - Как зовут работников прачечной? А как называется профессия? - Не забудьте поздороваться, когда придёте в прачечную. В прачечной. 4. Трудовые действия; промежуточный результат. 3.Инструменты и оборудование; стиральные средства 2.Предмет (материал труда) – полотенце 1.Цель труда (постирать) - Куда мы с вами пришли, ребята? Кто здесь работает? Давайте познакомимся с работниками прачечной. Это …. А сейчас …. расскажет вам, как им удаётся постирать так много белья. Посмотрите, сколько тут белья. (Показывает приготовленное к стирке бельё.) Рассказ работника прачечной о своей работе с показом действий.

  • Составление рассказа. Детям предлагается схема трудового процесса стирки белья: дети рассказывают последовательность и выкладывают картинки.

Минутка безопасности: правила общения с бытовыми электроприборами. Игра «Можно или нельзя». Дети становятся в круг. Воспитатель называет какое-нибудь действие. Кому из детей он бросит мяч, тот отвечает, можно или нельзя: - детям включать утюг; - играть рычагом управления стиральной машины; - самостоятельно гладить бельё на гладильной доске; - детям стирать бельё в стиральной машине?

Список используемой литературы

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 352 с.

2. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой.- М.: Просвещение,1974.

3. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях. / В. Федоренко // Дошкольное воспитание.- 1978.-№10.

4. Пособие «Трудовое воспитание в детском саду» / Л. В. Куцакова- Мозаика Синтез Москва. 2014.

 5. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми - 2-7 лет ./ Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

6. Беседы с дошкольниками о профессиях. / Т. В. Потапова – М: Сфера,2005. (Серия «Вместе с дошкольниками»).

7. Куцакова «Нравственно-трудовое воспитание в детском саду», Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду /под ред. Васильевой М. А., Гербовой В.В., Комаровой Т. С., М., Мозаика-синтез, 2007

8.З.Ғ. Нафиҡова, Ғ.Ғ. Ғәлиева. Башҡорт балалар баҡсалары өсөн комплекслы уҡытыу – тәрбиә биреү программаһы. Өфө, 2009

9.Ф.Ғ.Аҙнабаева «Хеҙмәт – тормош сығанағы» Өфө: Китап, 2010

10. “Йәйғор” балалар баҡсаһы өсөн хрестоматия. Өфө: Китап, 2006

11.Толомбаев Х.А. «Бүләк» Өфө, Башҡортостан Китап нәшриәте, 1995

12. «Башкирские народные сказки» Уфа, Баш. Изд. 1987

Консультация для родителей.

Тема: «Трудовое воспитание в семье»

«Труд − всегда был основой для человеческой жизни и культуры».

А. С. Макаренко.

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в труде организовывается так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства.

Труд развивает умственные способности ребенка: его сообразительность, творческую смекалку.


Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. Главная цель труда – в его влиянии на личность ребенка. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве.
Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он развивает сообразительность, любознательность, инициативу, активное восприятие, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, тренирует память. А так же труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.

При приучении детей дошкольного возраста к труду важны 2 фактора.

1. Пример родителей.

Ребенок как губка впитывает все, что его окружает и если он видит, что родители ежедневно трудятся, ухаживают за домом и приусадебным участком, ребенка будет легче и проще приучить делать то же самое.

2. Мотивация.

При воспитании детей очень важен момент мотивации, но многие родители начинают ошибочно мотивировать детей сладостями, деньгами или иными ценными для ребенка вещами. При таком подходе можно столкнуться с ситуацией, когда без вознаграждения ребенок вообще ничего не захочет делать. Правильная мотивация это похвала. Хвалите своего ребенка, говорите ему, какой он хороший помощник и что без него вы бы никогда не справились. И самое главное никогда не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, помогите ему и обязательно похвалите


Подчеркивая неоценимое значение труда для всестороннего развития личности ребенка, предлагаю вашему вниманию, некоторые рекомендации по трудовому воспитанию в семье.
Труд детей в семье должен быть посильным. Вовсе не обязательно возлагать на плечи малыша уборку всей квартиры, но попросить его обтереть пыль с подоконника вполне можно. Используйте удобный момент – интерес. Любому ребенку интересно поработать пылесосом. Много он, конечно, не наработает, а вот кое-какие навыки получит. Особое значение трудовая деятельность имеет для формирования нравственных качеств. Выполняя несложные обязанности, связанные с сервировкой стола, помогая готовить все необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными и для других. Это формирует у них готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, охотно выполнять посильные трудовые поручения, формирует старательность и исполнительность.


На первых ступенях трудовая деятельность мало устойчива, она тесно связана с играми детей. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте – игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом. За игрой ребенка проще приучить к труду. Например, ваш дом –это космический корабль, и его нужно вычистить перед отлетом. Маленькие дети легко очеловечивают неодушевленные предметы – это качество можно эффективно использовать. Скажите ребенку от имени игрушки, что ей холодно лежать на полу, или пусть мишка попросит, чтобы его посадили на полку.


Никогда не заставляйте ребенка насильно помогать вам. Принуждение отвращает. Тем более работа, сделанная по принуждению, не отличается качеством. Помощь должна отходить от чистого сердца. Понятно, что ребенок может не обратить внимания, что вам трудно и что вы были бы не против принять от него помощь. Здесь можно немного схитрить: поохать да поахать: «Ах, как я устала», «Ох, спина болит». Редкий ребенок не сообразит, что его помощь была бы к месту.
Какую же помощь по хозяйству может оказывать дети дошкольного возраста? Диапазон достаточно широк. Кроме уборки своей комнаты, малыш может помочь маме в приготовлении к ужину, например, в сервировке стола. Ребенку вполне по силам полить комнатные растения, покормить домашних питомцев.


Помните, давая поручения ребенку, необходимо доступно объяснить, что, зачем, и почему делается. Ребенок должен знать, зачем ему выполнять те или иные задания, и какой результат должен быть достигнут. Только так у дошкольников сформируется представление о необходимости этих действий. Поэтому всегда нужно объяснять для чего мы трудимся. Например, если цветы не полить – они могут погибнуть; если мы не помоем посуду, то придется есть из грязной посуды.
Труд ребенка не должен оставаться не замеченным со стороны взрослых. Любой труд должен быть поощрен: поблагодарите ребенка, похвалите, оцените его старания. Даже если ребенок сделал что-нибудь не так. А если он что-либо разобьет, сломает, не вздумайте ругать его, ведь ребенок хотел помочь. Труд и его результат должны сопровождаться положительными эмоциями. Постепенно у ребёнка складывается положительное отношение не только к тем видам труда, которые связаны с игрой, но и к тем, которые не так интересны, но необходимы, то есть происходит осознание важности трудовой деятельности. Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания. Если сами взрослые трудятся с энтузиазмом, то и ребенок будет стремиться к этому. Когда ребенок видит, что труд для взрослых – это тяжёлое бремя, то и сам будет относиться аналогично. Поэтому сами родители должны браться за любую работу с желанием, старанием и ответственностью, являясь для детей хорошим примером.

  • Учите ребенка доводить начатую им работу до конца.
  • Не торопите и не подгоняйте малыша.
  • Умейте ждать, пока он завершит работу сам.


Параллельно с трудовым воспитанием необходимо воспитывать уважение к труду взрослых, к бережному отношению его результатам. Слова нотации, как известно, методы для ребенка малоубедительные. Он должен видеть добрый пример взрослых.
Только систематическое выполнение трудовых обязанностей будет способствовать воспитанию у дошкольников организованности, ответственности, привычки к трудовому усилию, что так важно для подготовки ребенка к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Трудиться- всегда пригодиться"..

Закрепление знаний детей об овощах, их названия, способе выращивания, об условиях, необходимых для нормального роста семян, о навыках ухода за всходами....

"Трудиться - всегда пригодиться"

Конспект занятия для детей младшей группы...

«Трудиться – всегда пригодиться»

Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Воспитывать любовь и уважительное отношение к труду, используя русский фольклор....

Мини-проект "Трудиться - всегда пригодится"

Проект во второй младшей группе по трудовой деятельности. Организация "Огорода на подоконике"...

Консультация для родителей: « Вместе трудиться -всегда пригодится»

Труд не должен восприниматься ребенком как повинность илинаказание. Труд также не должен быть противопоставлен игре и развлечениям. Очень важно грамотно раскрывать детям понятия« ответственность...

Трудиться-всегда пригодится!

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Данный проект направлен на развитие творческих качеств ребенка в трудовом процессе...

Проект "Трудиться - всегда пригодится!"

Практико-ориентированный проект «Трудиться - всегда пригодится!» представляет работу с детьми 6-7 лет. Эта проблема возникла вследствие того, что у большинства детей группы была не сформирована мотива...