Для родителей
материал

Для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мнемотехника - искусство запоминания

Консультация для родителей

    «Мнемотехника» и «мнемоника» – это «техника запоминания«. Слова эти происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.

    Первые приемы запоминания были придуманы античными ораторами для запоминания своих длинных речей.

    Сейчас же мнемотехника используется для запоминания различных видов информации: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т. п.

    Мнемотехника – навык. Это значит, что здесь нет «волшебных таблеток» – хитрых техник, узнав которые вы сразу же станете запоминать в 10 раз больше информации.

    Но есть определенные приемы, освоив которые, можно в разы быстрее запоминать огромное количество информации.
Этот навык можно сравнить с работой компьютера:

  • сознательно стирать запомненные данные
  • контролировать длительность запоминания
  • перемещать запомненные данные

    На самом деле, это очень увлекательное занятие. Освоив даже самые простые приемы можно с легкостью в этом убедиться, к тому же навык специального запоминания дает массу полезных преимуществ.

Так что же дает мнемотехника?

  • возможность накапливать огромное количество информации
  • колоссальную экономию времени при запоминании
  • возможность быстрого обучения
  • мощное развитие мышления и внимания  
  • эффективную гимнастику для мозга

 Суть методики для запоминания стихов

    Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.

    Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме.
Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

    Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами. 
   Однако для развития связной речи использования одних искусственных приемов запоминания мало, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, устанавливаемые как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо уже хорошо известным. Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания предлагаются изображения предметов. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов

    Основное место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

    Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.

    Овладение приемами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения и решает задачи, направленные на:

• развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышлении; 
• развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

    Так, детям дается чистый лист, разделенный на несколько клеток (бланк-мнемотаблица).  На доске по одному полю заполняются пустые клетки мнемотаблицы. Дети рисуют на собственных бланках. Таким образом, каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою собственную мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность рассказать стихотворение.
   Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить, а также как его завершить. При заучивании стихотворений можно использовать опорные рисунки. Данный прием увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

    Предлагаемая методика очень хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность при работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще «опирается» на образы, и именно по ним проще запомнить слова, фразы и даже цифры, которые до этого запоминались с большим трудом.

    Другими словами, если ребенку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками – эффективность запоминания увеличивается на порядок.

Описание методики

-            Берем заданное на изучение стихотворение.

-            Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок, можно сложить лист бумаги на четыре или восемь частей. Все зависит от того, как удобнее.

-           Читаем стихотворение и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок. Стоит заменить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.

-            После этого, попросить ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.

-            Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов.

Для того, чтобы лучше запомнить это стихотворения. Разбиваем его на отдельные блоки. Берем лист бумаги (складываем его на восемь частей), карандаши, и рисуем то, с чем у нас ассоциируется та или иная строка стиха.


Что такое мнемотехника?

 

"Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит". Ушинский К.Д.

Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приѐмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное.

Педагоги и родители, занимающиеся с детьми, также могут использовать метод мнемотехники, при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок и стихотворений наизусть.

К.Д.Ушинский писал: ―Учите ребѐнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету‖.

Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.

Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.

Мнемотаблицы:

 являются дидактическим материалом по развитию речи;

 их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;

 использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть;

С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как:

1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.

2. Преобразование образов в символы.

3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.

4. Развитие мелкой моторики.

Использование мнемотаблиц при работе с детьми.

Методика мнемотехники — несложный прием для развития речи, облегчающая запоминание и реализующаяся через использование мнемотаблиц и графических рисунков. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Работа с такими таблицами строится по принципу «от простого к сложному».

Мнемотаблицы очень просто изготовить самим для занятий с детьми на любую тему.

Например, для речевой игры «Как у бабушки Наташи» для запоминания можно использовать такую мнемотаблицу:

Как у бабушки Наташи (держать за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорить шепеляво, по-старушечьи)

Ели вкусную мы кашу (соединить ладони перед собой — сделать «тарелку», показать ее всем стоящим справа и слева).

Каша пшенная с дымком (над раскрытой ладонью левой руки — «тарелки», указательным пальцем правой руки рисовать воображаемый дымок, идущий от горячей каши, дымок поднимается вверх, поэтому и текст произносят нараспев),

Каша пшенная с дымком (повторить те же движения, но уже правая рука — «тарелка», левая — «дымок»),

С хлебом (правая рука перед грудью, локоть отведен в сторону, внутренняя сторона ладони смотрит вниз — «ломоть хлеба»),

С маслом (левой ладонью накрыть правую ладонь — «слой масла»),

С молоком (соединить запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы рук — «кружка»).

Взяли мы большие ложки (сжать кулаки, большие пальцы подняты вверх, развести в стороны — две «ложки»),

Съели все до самой крошки (попеременно то правой, то левой «ложкой» есть «кашу», поднося «ложки» ко рту)!

Вот какая каша (снова сделать «тарелку» и показывать ее всем стоящим справа и слева)

У бабушки Наташи (снова взяться за концы воображаемого платочка, говорить по-старушечьи)!

Таким образом, можно составлять схемы для запоминания к стихам и рассказам, пословицам и поговоркам. Например: За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

Очень удобно пользоваться методом мнемотаблиц при составлении описательных рассказов.

Например: рассказ о себе.

1. Меня зовут_____________. Маму зовут____________. Папа_______________.

2. У меня есть младший (старший) брат (сестра)___________________________.

3. Мама работает______________, а папа_________________________________.

4. Моя бабушка_____________________ умеет вязать и шить, а дедушка______ любит заниматься в саду и мастерить что-нибудь из дерева.

5. Мы с братом (сестрой) любим отдыхать на даче у бабушки и дедушки. Там мы играем в мяч, купаемся в речке, ходим в лес.

6. Мы очень любим свою семью.

При составлении рассказа ребѐнок может рисовать картинки сам.

Можно составить план пересказа текста «Любимый фрукт».

Груши - это фрукты. Они растут на деревьях, которые называются груша. Они бывают зелеными и желтыми. Растут в саду. Моя груша жѐлтая, большая, сладкая и сочная. Из груши можно варить компот и варенье. Груши очень полезные. В них много витаминов. 

А как же сформировать речь ребенка и помочь ему почувствовать ритм речи, наполнить его речь красивыми и правильными словами, научить составлять словосочетания и предложения? Используйте мнемотехнику.

Схемы и символьные таблицы – это помощники, которые помогают воспринимать слуховую информацию, перерабатывать зрительную информацию и, не боясь ошибиться, воспроизводить еѐ.

Что дает мнемотехника?

В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:

 Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

 Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.

 Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

 Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребѐнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.



Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

 «ЕЛОЧКА»

«Перед нами елочка:               сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»

Шишечки,                                показывают кулачки

Иголочки,                                 указательные пальцы

Шарики,                                   пальцы сжимают в круг

Фонарики,                                показывают «фонарики»

Зайчики,                                   показывают «ушки зайца»

И свечки,                                  прижимают ладони и пальчики друг к другу

Звезды,                                      прижимают ладони с раздвинутыми пальцами

Человечки».                             ставят средний и указательный пальцы на колени

«КОТ НА ПЕЧИ»

«Кот на печи                                    стучат кулачком о кулачок

Сухари толчет,

Кошка в окошке                                показывают как шьют иголкой

Полотенце шьет.

Маленькие котята                            поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз

На печке сидят,                                и качают головой вправо-влево

На печке сидят

Да на котика глядят.                        показывают руками «очки»

Все на котика глядят

И сухарики едет».                            щелкают зубками

«ПРЯНИЧЕК»

«Мы вот так, мы вот так,                «мнут тесто» руками

Тесто разминали.

Мы вот так, мы вот так,                  пальчики вместе, движение рук от себя и к себе

Тесто раскатали.

Вот такой, вот такой,                       широко в стороны развести руки

Будет пряничек большой.

Вот такой, вот такой,                       поглаживание ладошек по очереди

Будет пряник золотой.

Пряничек, пряничек                         движение «пекут пирожки»

Испекли ребятки.

Пряничек, пряничек

Очень, очень сладкий.

Кушайте, кушайте,                           руки вытягивают вперед, ладонями вверх

Угощайтесь, гости!

Приходите к нам еще,                      манят к себе

Очень, очень просим!»

«КУРОЧКА»

«Курочка - рябушечка                 не спеша «проходятся» указательным и средним

По двору гуляла,                          пальцем по бедрам

По двору гуляла,

Цыпляток считала.

- Раз, два, три, четыре, пять!       загибают пальчики на одной руке

Посчитаю их опять:                     грозят указательным пальцем

Раз, два, три, четыре, пять!»       загибают пальчики на другой руке

«МЫШКИ»

«Вот как наши ребятишки                     дети «скребут» пальчикам по бедрам

Расшалились, словно мышки:

Ловко пальчиками трут,

Словно лапками скребут.

Ш – ш – ш…»                                         трут ладошкой о ладошку

 «ЦВЕТОЧКИ»

1. Как в лесу на кочке                       выпускают пальчики из кулачков

Расцвели цветочки.

Пр.: Цветики, цветики,                    «фонарики»

Цветики цветочки – 2р.

2. С ветерком шептались                трут ладошку об ладошку

Солнцу улыбались.                          кивают головками

«ПИРОГ»

«Падал снег на порог.                     дети плавно опускают руки сверху вниз

Кот слепил себе пирог.                   показывают как пекут пирог

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек.                      делают волнообразные движения руками

Пирожки себе пеки                          грозят указательным пальцем

Не из снега – из муки».                   покачивают пальцем из стороны в сторону

«СОРОКА-БЕЛОБОКА»

«Сорока – белобока                    дети на ладошке «варят» кашу

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,                                 поочередно загибают пальцы  с мизинца

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала!                        показывают большой палец

Ты воды не носил,                    грозят указательным пальцем большому пальцу

Дров не рубил,

Каши не варил –

Тебе нет ничего!                       разводят обе руки в стороны

Вот тебе горшок пустой,         сжимают пальцы в кулак

Иди в угол и постой!»             указательным пальцем показывают на угол

«ЛАДУШКИ-ЛАДОШКИ»

«Вымыли мы ручки, вымыли мы ножки,         имитация мытья рук

Поиграли в ладушки, ладушки – ладошки!      хлопки в ладоши

Во дворе цыплятам накрошили крошек,           «крошим хлеб»

Поиграли снова в  ладушки – ладошки!           хлопки в ладоши

Гладили котенка чистыми ладошками,            одной рукой поглаживаем другую

С ним мы поиграли в ладушки – ладошки!      хлопки в ладоши

Улеглись ладошки прямо на дорожку…           руки положили на колени

Как они устали - ладушки – ладошки!»            поглаживание рука об руку

«ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ»

«Девочки и мальчики!                           вытягиванием руки в стороны, машем крыльями

Совсем как попугайчики.

Крылышками помашите,

Хохолками потрясите,                          наклоны головы вправо-влево

Друг на друга посмотрите,                   поворачиваются к соседу и смотрят в глаза

В джунгли вместе полетите,                руки в стороны, машем крыльями

На пальму опуститесь,

Крылышками встряхните!»

«НА ЛЕСНОЙ ЛУЖАЙКЕ»

«На лесной лужайке                          показываем «ушки зайчика»

Разыгрались зайки:

Лапками хлопали,                              хлопки

Ножками топали,                               топают ногами

Ушками махали,                                 делаем «ушки зайчика» и махаем кистями рук

Выше всех скакали.                           прыжки на двух ногах

Глазками глядели,                              руки к глазам «хлопаем глазками»

Песенку пропели:

Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!                           болтаем руками

Ля-ля-ляйки!

Ах, какие мы веселые зайки!»

«КИСКА»

«Есть у киски глазки               показывают свои глазки

Есть у киски ушки                   показывают ушки и шевелят ими

Есть у киски лапки,                  сжимают и разжимают кулачки

Мягкие подушки.

Киска, киска, не сердись         грозят пальчиком

Не царапай деток,

Брысь!»                                     хлопок в ладоши

 

«РАНО УТРОМ Я ВСТАЮ»

«Утром рано я встаю, свою песенку пою,

И со мною дружно в лад подпевают сто ребят!            руки вверх, расставив пальцы

Подпевают сто ежей,              руки в замок, большие пальцы соединены, остальные прямые

Подпевают сто ужей,              соединены ладони, волнообразные движения

И поют ее зайчата,                   «ушки зайчика»

И поют ее лисята,                    «лисьи лапки»

Под землею старый крот        прищуривание глаз, «мордочка крота»

Эту песенку поет.

А в берлоге медвежата,           руки в стороны, переваливание с ноги на ногу

А в болоте лягушата,              «лягушачьи лапки»

Очень важный бегемот          выставление вперед живота, руки на животе

С удовольствием поет.

Даже страшный крокодил     соединив ладони, расставив пальцы, «пасть крокодила»

Эту песню разучил!

Промурлыкала нам кошка     «кошачьи лапки»

Песню, сидя на окошке.         кладут голову на «лапки»

Слышишь,                                указательный палец вверх

Как под нашей крышей          руки над головой, «крыша домика»

Эту песню поют мыши?         «мышиные лапки»

Утром рано мы встаем,

Хором песенку поем»

«ИГРУШЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК В ЛЕСУ»

«Ах, как жутко на лесной лужайке              руки, на щеки, покачивание головой

Бедному игрушечному зайке                        «ушки зайчика»

Кружится над зайкой стрекоза                     руки в кулаки, выставив указательный и      

                                                                         средний пальцы, быстро ими шевелить

И глядит, глядит во все глаза.                      «глаза стрекоза»

И пчела все уши прожужжала,                     приставляют пальцы к ушам – «не слышать»

У нее ужаснейшее жало.                              руки в кулак, выставление указательного пальца

 

И жуки рогатые ползут                                руки на колени, перебирание пальцами

Ахнуть не успеешь                                       взяться за голову руками

Загрызут.                                                        пощекотать кого-нибудь рядом

Бегают по зайчику мурашки                        быстро перебирать пальцами по груди

Ах, как страшно зайчику-бедняжке.           «ушки зайчика»

ЗАЙКА

Зайка, зайка, где твой хвост?               хлопки

– Вот, вот, вот!                                    руки за спиной

Зайка, зайка, где твой нос?            хлопки

–  Вот, вот, вот!                                   показать нос

Зайка, зайка, лапы где?                  хлопки

–  Вот, вот, вот!                                   показать руки

Зайка, зайка, ушки где?                    хлопки

– Вот, вот, вот!                                    показать ушки

ВОРОНА

У вороны голова,                   руки на голове,

ва-ва-ва-ва                              4 хлопка

Клюв  и  крылья,                   руки у носа,   «крылья»

Хвостик,  ноги,                       руки за спиной, топать,

оги-оги-оги-оги                     4 хлопка

МАШИНКА

Заведу мою машину                           «мотор»

– Би-би-би, налью бензину.              3 хлопка, топать

Крепко-крепко руль держу               «держать руль»

На педаль ногою жму.                        топать правой ногой

ПАРОВОЗ

Ехал, ехал паровоз                             руки в «замок», большие   пальцы вращаются

Прицепил  вагон, повез.                   сцепить указательные пальцы

Ехал, ехал паровоз

Прицепил  вагон, повез…………..

КОРАБЛИК

Вот плывет кораблик мой                          руки – «полочка», покачиваются

Он плывет ко мне домой                         руки вперед, ладони сомкнуть углом (нос)

Крепко я держу штурвал                          «держать штурвал»

Я ведь  главный  капитан                           4 хлопка

САМОЛЕТЫ

Мы сегодня самолеты,                И.П. сидя на пятках, «мотор» (вращение руками)

Мы не дети, мы пилоты.           4  хлопка

Руки – нос, и руки – крылья       «нос»,  «крылья»

Полетела эскадрилья.                          встать, разбежаться, руки – крылья

КОШКИ – МЫШКИ

Вот кулак,                                                                      показать кулак левой руки

А вот – ладошка,                            раскрыть пальцы, ладонь вверх

На ладошку села кошка.                 «когти» правой руки водят по ладошке левой

Села мышек посчитать,

Раз, два, три, четыре пять.                 правой рукой загибать по одному пальцу левой  

Мышки очень испугались,                                            вращать кулаком

В норки быстро разбежались                       спрятать кулак под.  правую подмышку.

Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет

depositphotos_17240855-stock-illustration-border-of-colorful-hand-prints.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...