Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края
статья

Людмила Андреевна Кабанова

Экологическое воспитание дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov_-2023g.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»

«Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем. Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала, и росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала, не наукой, а частью души!          Н. Луконин

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. Одним из приоритетных направлений дошкольного образования является Экологическое воспитание дошкольников.

Министерством образования и науки РФ разработан и утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который вступил в силу с января 2014 г.  Этот документ определяет работу детских садов, как образовательных учреждений первого уровня общего образования. А экологическое воспитание, как важная составляющая воспитательно-образовательной работы детского сада, направленная на всестороннее развитие личности ребенка в этот период.

Цель: Формирование у дошкольников экологически воспитанной личности.

Задачи:

*Формирование знаний об особенностях окружающей природы родного края.

*Развитие понимания мира природы, общечеловеческой ценности,

   неразделимого единства человека и природы.
*Воспитание понимания необходимости сохранения, спасения природы для

  самого человека, потребности принимать активное участие в

  природоохранной и экологической деятельности.

Познавать мир природы ребёнок начинает с самого рождения. Природа не только среда обитания, но и родная сторона, Родина.  В процессе знакомства с природой, развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность. Воспитывается любовь к каждому объекту в природе, уважение к животному и растительному миру природы своей малой родины. Это способствует решению не только природоохранных задач, но и воспитанию гражданско патриотических чувств. Таким образом данная тема   является актуальной для формирования у дошкольников экологически воспитанной личности.

Экологические проблемы природы родного края выводят вопросы экологического воспитания на первый план. Умение видеть красоту природы, самостоятельно ее замечать, ценить.   Осуществляется в непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни. Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности.

Одной из формы такой работы является разведение комнатных цветов, создание огорода на окне. В процессе работы дети знакомятся с почвой. У них развивается умение ухаживать за   комнатными растениями. Сажать лук, сеять семена однолетних цветов, ухаживать за рассадой. Совместно со взрослыми создают цветочные клумбы, подготавливают почву, высаживают рассаду в клумбы. И в течение всего лета дети учатся ухаживать за цветами, а осенью мы все вместе принимаем участие в конкурсе «Украсим район цветами». По итогам участия в конкурсе в разные годы мы получали Дипломы, подтверждающие победу или участие.

С целью привития интереса к данной проблеме мы познакомились со сказочными героями – Эколятами: Умницей, Тихоней, Шалуном и их подругой Ёлочкой. Они- друзья всех ребят, которые любят природу и хотят её оберегать.

Познакомившись с Эколятами, мы оформили экологический стенд «Эколята» с рубриками: «Заповеди природы», «Деревья – наши друзья», «Добрые дела». В которых рассказали о том, как мы на прогулках наблюдаем за объектами природы, деревьями учимся их узнавать, различать, об экскурсиях в природу.

За тем мы решили построить на участке из снега «Снежный городок Эколят».

Серьёзная Умница повесила возле себя кормушку, чтобы дети не забывали понаблюдать и покормить птиц. Озорной Шалун любит прыгать, и он запрыгнул на планету «Земля». Для того чтобы все поняли, что, сохранив природу на земле, мы сохраним жизнь. Тихий и озорной Тихоня пригласил всех в свою снежную лабораторию Эколят. Рядом с лабораторией он сделал клумбу и посадил цветы. Общительная Ёлочка пригласила к себе детей пообщаться и познакомить их с тем, что деревья зимой спят и что нужно беречь корни, не ломать веточки и почему ёлка зимой и летом одним цветом. Продолжая работу по экологическому воспитанию, мы решили принять участие в конкурсе на лучшую поделку «Наши друзья – Эколята».

Поделку сделали из бросового материала. Над созданием поделки трудились все вместе и взрослые и дети. На это мы не остановились, а приняли участие в конкурсе плакатов на экологическую (природоохранную) тему: «Эколята- друзья и защитники Природы. Сделаем свою малую Родину чистой!» После побед в конкурсах к нам приезжали представители из Департамента недропользования и экологии Тюменской области с героями Эколятами. Мы с ними пели, танцевали, играли. В ходе одного из многих мероприятий был проведен «Экологический субботник». Дети на детской площадке создали импровизированный лес, в котором наводили порядок, убирали мусор, строили муравейник, отгадывали загадки, читали стихи о природе,

повторили правила пользования лесом. Данная игра была снята на видео и отправлена в Москву на конкурс, в котором мы стали победителями. К нам снова приезжали гости и не только из Департамента, но и с телевидения.   Осенью 2022 года Фонд Золотое детство объявил акцию «Чистый лес-чистая совесть».  Дети старшей группы «Гномики» приняли участие в ней, почистив участок леса у Памятника павшим в годы Великой Отечественной войны.  За участие в конкурсах мы получили Дипломы и грамоты, подтверждающие победы в конкурсах и ценные подарки.

Экологическое воспитание детей, прежде всего, воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание учит детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Каждому совершенно необходимы чувство любви к природе, уважение ко всему живому, забота о нем, способность предвидеть последствия своего поведения в природной среде.

Только человек, искренне любящий свою землю, свой родной край, вырастет настоящим патриотом своей Родины.

Список используемой литературы:

- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,

Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

- Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) 11.11.2021 - 8:11 - Кирюшина Татьяна Николаевна.

- Ознакомление с природой в детском саду. Издательство Мозаика – Синтез 2017г.  0. А. Соломенникова.

- Сборник методических разработок экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста «Азбука защитников природы» 2019г. Туценко Елена Юрьевна.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»...

Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы...

«Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края»

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнообр...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края

Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любви к своему краю, его истории. Родина. Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и си...

Опыт работы: «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края»

Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края, формирование основ экологической культуры....

 Рабочая программа по самообразовательной деятельности "Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края".

Рабочая программа по самообразовательной деятельности  в подготовительной группе "Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края"....

Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с птицами родного края

В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Я глубоко убеждена, что прививать любовь к природе надо с самого раннего возраста. Как же приучить их беречь и...