Главные вкладки

    «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края»
    консультация по окружающему миру на тему

    Нетребская Наталья Савельевна

    Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл znakomstvo_s_prirodoy_rodnogo_kraya_obobshchenie_opyta.docx493.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    http://fs00.infourok.ru/images/doc/185/212228/img13.jpg

    «Экологическое воспитание дошкольников

    посредством ознакомления с природой родного края»

    Воспитателя МБДОУ

    детского сада №11   «ТЕРЕМОК»

    НЕТРЕБСКОЙ

    НАТАЛЬИ САВЕЛЬЕВНЫ

    Содержание

    Обобщение  опыта  работы: «Экологическое воспитание дошкольников посредством  ознакомлении с природой родного края»

    1.Актуальность………………………………………………………………стр.4

    2.Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края………………………………………………………………….стр.5

    3.Организация предметно – развивающей среды по экологическому воспитанию.. …………………………………………………………………стр.8

    4.Интеграция экологии с другими видами деятельности.…………………стр.9

    5.Современные инновационные технологии………………………………стр.12

    6.Использование макетов в экологическом воспитании дошкольников ..стр.17

    Мониторинг. ………………………………………………………………...стр.19

    Заключение. ………………………………………………………………....стр.23

    Литература…………………………………………………………………...стр.25

    Приложение 1.Фотозарисовки………………………………………………………….....стр.28

    Приложение 2.Работа с детьми………………………………………….....стр.27

    Приложение 3. Работа с родителями…………………………………........стр.38

    Приложение 4. Работа с коллективом……………………………………...стр.43

    http://fs00.infourok.ru/images/doc/185/212228/img13.jpg

    Обобщение  опыта  работы

    «Экологическое воспитание дошкольников

    посредством ознакомления с природой родного края»

     Обобщение  опыта  работы: «Экологическое воспитание дошкольников посредством  ознакомлении с природой родного края»

    2.Актуальность.

    Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности.

    В. А. Сухомлинский писал: «человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий.». Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по- своему привлекателен, и описывая его, ребенок учится определять своё отношение к природе, передавать его в образах, рисунках.

    Поэтому так важно показать детям, как человек оберегает и умножает лесные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озёра, поля и реки. Современная педагогика рассматривает экологическое воспитание как, активный, целенаправленный процесс формирования основ экологической культуры. В наши дни особенно остро встает вопрос экологического воспитания дошкольников, так как экологическая катастрофа является глобальной проблемой современности. А так как дети будущие жители нашей планеты, творцы и продолжатели жизни на земле, им необходимы экологические знания. И чем раньше начнётся процесс экологического воспитания, тем больше уверенность в том, что наша природа – наше богатство будет в сохранности. И родители, и педагоги должны с раннего детства учить детей любить природу, уметь восхищаться её красотой,  внести свою посильную лепту в дело  сохранения и приумножения богатства  природы. А уж что говорить о восприятии красоты и гармонии форм, красок и звуков… Наблюдение происходящего в природе явления вызывают чувство радости и дают огромное наслаждение.  

    Поэтому в дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через ознакомление детей с природой, а это является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Чем больше дети будут узнавать природу своей Родины, тем больше они будут любить её.

    2.Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края.

    Удивительный мир природы…

        Он встречает ребёнка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Важно обратить внимание ребёнка на эту красоту и многообразие.

        Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, дети становятся чище, добрее, мягче. Ребёнок, полюбивший природу, не будет безумно рвать цветы, разорять гнёзда, обижать животных.

        Знакомство с природой будит любознательность дошкольника. Оно помогает понять многие явления, приучает видеть интересное там, где ещё вчера, а для иного человека и до самого конца жизни не было и не будет достойного внимания. В.А. Сухомлинский справедливо считал необходимым вводить малышей в окружающий мир так, чтобы они "открывали в нём что-то новое, чтобы каждый шаг детей был путешествием к чудесной красоте природы.

        Как редко мы задумываемся над тем, как лес, луг, река, даже пустырь за домами, т.е. всё то, что обычно называют природой, помогают нам воспитывать малышей. Именно малышей, потому что стоит им повзрослеть чуть-чуть, как в дело вступают другие силы. А пока дети малы, все цветы и травы, жучки и паучки, птицы, кошки, собаки – всё это близко им.

       И один из путей воспитания доброго отношения к растениям и животным – пробуждать симпатии к ним, раскрывая их свойства, суть. Ребёнок не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейник, убивать лягушек и разорять птичьи гнёзда, топтать и рвать цветы. Ему необходимо внушить любовь к муравью и лягушке, колокольчику и дубу – ко всему, что его окружает.

        Любовь к окружающей природе всегда связана с любовью к родным местам – к своему посёлку, городу, селу, где человек родился и живёт. В своей работе я стараюсь углубить это чувство у детей, помочь растущему человеку открыть то, что ему близко, знакомо.

    Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционно сложившегося ознакомления детей с природой и природоохранной деятельностью. Человек, животное, растение – все мы часть природы и составляем с ней единое целое, несмотря на наши различия. Педагог должен помочь ребенку осознать это.

    Чтобы сформировать у детей сознательное отношение к природе, необходимо продуманно использовать окружающую природную и предметную среду, показывать взаимосвязь растений и животных с внешними условиями, их приспособленность к среде обитания, зависимость жизни и состояния организма от воздействия внешних фактов, деятельности человека.

        Уже несколько лет приоритетное направление моей работы – это экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края. Эту тему провожу как на занятиях, так и в свободной деятельности детей: в процессе наблюдений, ежедневных прогулок, экскурсий, походов, чтения художественной и познавательной литературы и т.д.Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества.

    Мы знаем, что человек живет и развивается за счет природы, но тысячелетия мы покоряли ее, беспощадно убивали животных, вырубали леса. Сейчас пробил тот час, когда надо остановиться. Человеку нужен чистый воздух, кристально чистая вода, экологически чистые фрукты и овощи. На смену нам идет новое поколение, и наша главная задача – прививать любовь к природе, навыки бережного отношения к ней. Ведь став взрослыми, мы часто вспоминаем детство. Многое, конечно, забывается, но то, что связано с природой, навсегда остается в памяти. Разве можно забыть то чудное ощущение, которое мы испытывали, когда подкармливали зимующих птиц, когда попадали в сказочный зимний лес!

    Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, она своей яркостью воздействует на его чувства.

        Есть своя особая красота и у поля, и у тихой лужицы, оставшейся на глинистой дороге после сильного дождя, и у обычных растений, которые растут под нашими ногами. Я учу детей видеть не только этот мир окружающей природы, но и участвовать в её созидании.

        На занятиях и в свободной деятельности провожу беседы о том, как ещё в далёкие времена люди заботились, чтобы природа родного края стала богаче и краше. Поэтому  около своих домов высаживали и белоствольные берёзы, и чарующую своим ароматом черёмуху, и яркую рябину, и могучие дубы. Мы с детьми решили продолжить эту давнюю традицию, приложив к этому свой труд и старание.

         Ежегодно на территории  детского сада разбиваем цветники, сажаем деревья и кустарники, ухаживаем за разными растениями. Я уверена, что дети, занимавшиеся хотя бы раз посадкой зелёных насаждении, как правило, не ломают их, не рвут впоследствии. Уход за цветами и растениями сада, огорода состоит в поливе, рыхлении почвы, удалении сорняков. Обучая ребят простейшим приёмам труда, объясняю, для чего это нужно делать, помогаю испытывать радость от хорошо выполненной работы. В зимний день и осенний период дети трудятся в уголке природы. Они учатся ухаживать за комнатными растениями.

        В течение всего года с детьми веду постоянные наблюдения за изменениями в природе. Ведь наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. Экскурсии в поле, на речку, на луг, на пруд, в лес обогащают детей новыми впечатлениями, учат их видеть и замечать то, мимо чего они раньше проходили.

        Помогают детям в получении знаний о природе родного края и экологическая тропа на территории нашего дошкольного учреждения. Работу я начала с изготовления карты-схемы прохождения маршрута и описания всех объектов на нём. Объекты самые разные: деревья и кустарники данной местности, где дети упражняются в правилах поведения в природе, огород и цветники, где занимаются и трудовой, и опытнической деятельностью, есть место для отдыха и занятий спортом.

        Очень интересны детям народные приметы. Объясняю, что народ издавна замечал, как растения и животные ведут себя перед сменой погоды. Рассказываю о некоторых из них. Сколько же радости бывает у ребят, кода приметы эти подтверждаются собственными наблюдениями!

            Вот так в процессе моей работы по данному направлению стараюсь воспитывать у детей доброту, отзывчивость, развивать детскую пытливость, любознательность, интерес, любовь к родной природе, желание заботиться о ней.

    Экологическое воспитание подрастающего поколения – одна из основных задач в данный момент. Это трудная, но интересная работа и возможностей здесь очень много.

    3.Организация предметно – развивающей среды по экологическому воспитанию.

    Одним из важнейших условий системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильно организованная развивающая предметная среда, способствующая развитию личности ребёнка. Главной задачей данной среды является создание условий для формирования у ребёнка основ экологической культуры, экологического сознания, развитие представлений об универсальности и самооценки природы.

    Решая эту задачу, в группе  организовала  образовательную, развивающую, экспериментальную, игровую и эстетическую зоны.

    Образовательная зона включает набор наглядно-демонстрационного материала, с которым дети занимаются.

    Развивающая — содержит настольно-печатные игры, игры по развитию мелкой моторики.

    Игровая — сюжетно-ролевые и настольно-печатные игры экологического характера.

    Экспериментальный уголок содержит материал, с которым ребенок может самостоятельно заниматься, играть, экспериментировать.

    В группе оформлен живой уголок, который содержит растения и животные.

    В уголке книги знакомлю детей с художественной литературой о природе, России, Москве и родном городе.

    В уголке по изобразительной деятельности дети отражают свои впечатления о природе в самостоятельной работе.

    Быстрый рост городов и соответственно численности городского населения привел к тому, что многие дети живут в искусственной среде, не имеют возможности общаться с природными объектами. Приобщая детей к природе,  провожу с ними наблюдения на территории детского сада и в группе. Дети любят наблюдать за восходом и закатом солнца. Мы вспоминаем народную примету: «Красный закат — к хорошей погоде». В группе в уголке природы дети имеют возможность каждый день ежеминутно соприкасаться с объектами природы. Направляя внимание детей на рост и развитие растений и животных, ухаживая за ними,  формирую у них экологические знания, но самое главное — это добрые чувства. В книжном уголке дети всегда имеют возможность рассматривать книги о природе.  Соприкосновение ребенка с природой затрагивает все струнки его души, дает ему только положительные эмоции, а это так важно в процессе воспитания у детей доброты, внимания, отзывчивости ко всему живому.

    4.Интеграция экологии с другими видами деятельности.

    Экологические знания и навыки дети получают не только в ООД по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, чтения природоведческой литературы, изобразительных и музыкальных занятий, рассматривания картин, кинофильмов, игр, игровых упражнений, игр-заданий и труда в природе. Например, на музыкальных занятиях мы поем песни о разных временах года. В рисунках отражаем неповторимую красоту природы, лепим животных, птиц, овощи, фрукты. Любимые игры детей: «Когда это бывает», «Летает, не летает», «Узнай по описанию», «Что в природе бывает круглым...», «Что в природе бывает зеленым...», «Назови одним словом». Как способ решения познавательной задачи, с детьми провожу  разнообразные опыты: сравнение глины и песка, выявление свойств воды, воздуха и т.д. Во время опыта дети ведут наблюдения, сравнивают объекты, делают зарисовки. Особенно дети любят наблюдать, как тает в помещении снег, сосулька, ведь на их глазах происходит превращение воды из твердого состояния в жидкое. Исследовательская, опытническая деятельность очень близка детям, т.к. ребенок по своей натуре пытливый исследователь. Детям нравится играть и заниматься с природным материалом, поэтому я  рекомендую  родителям на прогулке с детьми собирать шишки, желуди, веточки, семена клена. Все это материал для поделок. Каждый год в нашей группе  проводится  конкурс на лучшую поделку из природного материала, сделанную вместе с родителями.

    Природа — могучий источник познания. Познавать природу с детства надо через живое общение с ней, а природоведческая литература, элементы фольклора, картины, фильмы и др. нам помогают в этом. Ян Каменский писал: «Учить надо так, чтобы люди насколько это возможно приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, т.е. знали и изучали сами вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах». Эта идея приобретает особое значение в наши дни. Ничто не может заменить запах цветов, плодов, журчание ручья и пение птиц. Все это дает возможность почувствовать природу, служит богатым материалом для развития эстетических чувств, сенсорного воспитания, а сенсорная культура — это неотъемлемая часть умственного воспитания. В процессе осознания причинных связей и отношений у ребенка развиваются познавательные способности, логическое мышление, речь, внимание, наблюдательность, любознательность. Ознакомление дошкольников с природой является средством образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получали верные сведения о природе.

    Экологическое воспитание — это здоровый образ жизни детей. На занятиях провожу  физкультминутки для того, чтобы дети не переутомлялись, были работоспособны.

     Труд в природе способствует укреплению здоровья детей, их физическому развитию. Например, зимой мы всегда сгребаем снег к деревьям и кустарникам. В процессе наблюдения за трудом взрослых, воспитываю  у детей уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природное богатство. Мы с детьми тоже стараемся внести свой вклад в это большое дело: выращиваем цветы, ухаживаем за растениями и животными, вешаем зимой кормушки и кормим птиц, весной готовим скворечники для встречи с пернатыми друзьями, убираем территорию детского сада от мусора. Дети должны знать, что человек преобразует природу, воздействует на нее умеючи. Труд в природе, конечно, способствует физическому развитию детей, так как дети дышат свежим воздухом и выполняют определенные физические упражнения. Дети начинают понимать связь природы и здоровья людей; благодаря природе развивающий организм постепенно накапливает здоровье и силы, дети понимают, что загрязнение воздуха, воды, почвы отрицательно влияет на всех нас, даже может привести к гибели всего живого. Все закаливающие процедуры связаны с солнцем, воздухом, почвой, водой, т.е. с факторами природы.

     Уже в дошкольном возрасте дети начинают понимать, что человек — часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной.

    Важное значение придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней. Любовь к природе, родному краю формирует у ребенка патриотические чувства, любовь к родине. Воспитание гуманного отношения к природе теснейшим образом связано с содержанием осваиваемых ребенком знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе. Особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные пониманию детей. Вызывая у детей сострадание к живому существу, желание заботиться о нем, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильный поступок, я,  воспитываю  у детей нравственно-положительные переживания в различных жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях, в ООД  и пр.

    Красота и многообразие природы способствует эстетическому развитию ребенка. Дети учатся чувствовать прекрасное, воспринимать мир во всей его красе. Природа полна необыкновенных чудес, она никогда не повторяется. М.М. Пришвин пишет: «Никогда весна новая не приходит опять такой, как была, и лето, и осень, и зима новые придут не такими как были». Природа вдохновила поэтов писать стихи, художников — картины, композиторов сочинять музыку. С детьми я учу стихотворения о природе, загадки, пословицы, поговорки, заклички, народные приметы. Наблюдая за природой, дети отмечают ее красоту и неповторимость. В детских рисунках отражаются их впечатления об увиденном. Рассматривание картин «Золотая осень», «Зимние забавы», «Грачи прилетели» и др. помогает детям увидеть красоту различных явлений природы. Прослушивание музыкальных произведений о природе также способствует эстетическому развитию. Таким образом, у детей развиваются художественно-творческие способности в различных видах художественной деятельности, формируется интерес к классическому и народному искусству. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя осуществлять всестороннее развитие творческой личности ребенка.

    5.Современные инновационные технологии

    Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни, процесс модернизации российского образования требуют новых подходов в использовании средств, методов и форм обучения.

    Реформирование системы образования в нашей стране связано с глубокими изменениями, произошедшими в последние годы в ее социально-экономическом укладе. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

    • самостоятельно добывать новые необходимые знания;
    • умело использовать их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;
    • генерировать новые идеи, творчески мыслить;
    • быть коммуникабельными, контактными, работать в команде.

    Решение этих задач связано с поиском и разработкой новых эффективных педагогических технологий, способствующих интеллектуальному, творческому, нравственному развитию подрастающего поколения.
    Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
    Экологический проект – это средство, с помощью которого педагог решает образовательные задачи дошкольников по экологической тематике.

    В работе по экологическому воспитанию я так же  использую арттерапию,т.к. изобразительное творчество благоприятно воздействует на психоэмоциональное  состояние детей. Технологии музыкального воздействия используются в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, изобразительной деятельности. Сказкотерапия помогает детям воспринимать подачу материала и решать проблемные ситуации.

    В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия, физического совершенствования, работоспособности человека. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, вера в свои силы.

    Результаты  здоровьесберегающих технологий:

    - желание детей и их родителей вести здоровый образ жизни, поддерживать и

    сохранять свое здоровье;

    - знания о правилах поведения в природе использовать в повседневной жизни

     и совершать разумные действия в непредвиденных ситуациях;

    - формирование привычки повседневной физической активности;

    - совершать оздоровление средствами закаливания с использованием природных факторов;

    -  тесное сотрудничество родителей с педагогами ДОУ.

    Родители воспитанников оказывают большую помощь  нам в решении задач по сохранению здоровья ребенка  на всех этапах его обучения и развития.

     Игровые технологии

    В настоящее время актуальность игры повышается: современный ребенок  перенасыщен информацией. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети значительно увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но эти источники предоставляют, как правило материал для пассивного восприятия. В работе с детьми я использую игровые технологии, т. к. игра является ведущим видом детской деятельности и средством познания действительности. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Цель игровых технологий состоит в интересном и занимательном обучении детей. Задачи игровых технологий:

    - дидактические: расширение кругозора детей; познавательная деятельность;

    применение знаний, умений, навыков в практической деятельности; развитие трудовых навыков;

    - развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения,

    творческих способностей, эмпатии, рефлексии;

    - социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, обучение

    общению, саморегуляции;

    - воспитывающие: воспитание нравственных эстетических и мировоззренческих установок.

    В работе с детьми по экологическому воспитанию педагогическая игра выступает основным методом обучения. В отличии от игр педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и  соответствующим ей педагогическим результатом. Игровая форма в ООД создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. В ООД «Покормите птиц зимой!» я создала игровую ситуацию- макет дерева с птицами, пригласила детей поиграть с ними. Игровые упражнения, задания, ситуации активизируют воспитанников, повышают познавательный интерес, вызывают эмоциональный подъем, способствуют развитию творческих способностей детей. Понятие «творческая игра» охватывает сюжетно- ролевые игры, игры-драматизации, строительно-конструктивные игры. Многие строительно - конструктивные игры протекают в форме ролевой игры. Во время постройки корабля дети принимают на себя роль строительных рабочих, строительный материал им подвозят шоферы, в перерыве они обедают в столовой. Любимые игры наших детей «Морское путешествие», «Прогулка всей семьей в парк», «Зоопарк», «Весенние происшествия», «Наша ферма». Детям очень нравится создавать постройки из природного материала. Для обогащения содержания игры можно внести образную игрушку, использовать кукольный театр, разыгрывать с детьми воображаемые сюжеты и сюжеты из жизни. В работе с детьми я использую экологические игры - это игры-перевоплощения, в которых дети превращаются в разных животных и растения. Игры-перевоплощения относятся к театрализованным играм. Они формируют в ребенке наблюдательность, любознательность, умение вчувствоваться во внутренний мир живого объекта. После таких игр дети становятся более внимательными к окружающей природе, контролируют поведение друг друга, стараются помочь братьям меньшим. Организовывать данный вид игр можно только после натуралистических наблюдений.

    В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил можно управлять игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Играя с природным материалом, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Нашим ребятам нравятся дидактические игры «От какого дерева листок», «Разложи листья по убывающей величине», «Чудесный мешочек», «Чьи следы?». В таких играх закрепляются знания об окружающей природной среде. Дети любят играть в настольно-печатные игры: парные картинки, различные виды лото, домино. В игре «Что растет в лесу» картинки подбираются по общему признаку. Для того, чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, дети прибегают к имитации движений( например, животного, птицы и т. д.). Дети любят играть в словесные игры »Живая и неживая природа», «Кому что нужно», « Отгадай-ка», «Летает - не летает». Весь день детей сопровождается как подвижными, так и народными играми, что способствует укреплению их здоровья, как физического, так и психического.

            Применение игровой технологии во всех сферах жизни ребенка старшего дошкольного возраста позволяет существенно повысить уровень его психологической подготовленности к обучению в школе, повышает познавательный интерес, вызывает эмоциональный подъем, способствует возникновению творчества.

     Коммуникативные технологии:

    В настоящее время нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу у взрослых. Лучший друг для современного ребенка-это компьютер или телевизор, а любимое занятие- просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Замыкаясь на телевизорах и компьютерах, дети стали меньше общаться с реальным миром, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее  интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. Поэтому работа, направленная на развитие коммуникативных способностей, актуальна на этапе предшкольного образования. Личностно - ориентированная модель воспитания ставит в центр образовательной системы личность ребенка. Целью коммуникативных технологий является формирование коммуникативных навыков старших дошкольников, обеспечение комфортных и безопасных условий развития личности ребенка.

    Задачи коммуникативных технологий:

    - формирование  всесторонне-развитой личности ребенка; развитие интереса к людям, окружающему миру, стремления понять их взаимоотношения, потребности в общении;

    - развитие у детей навыков адекватного поведения, воображения и творческих способностей, знаний о нормах и правилах поведения;

    - воспитание у детей положительного отношения к окружающему миру, правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний;

    - привлечь родителей к сотрудничеству с детьми и педагогами ДОУ.

    В работе с детьми по экологическому воспитанию я уделяю большое внимание развитию коммуникативной сферы ребенка. Основным методом работы по формированию коммуникативных способностей детей является игра. Игра для ребенка средство самовыражения, она дает ему возможность «проигрывать» свои чувства и проблемы. Проигрывая эти чувства, он выносит их на поверхность, видит их, научается их контролировать или отвергать. Игротерапия помогает ребенку достигнуть эмоциональной устойчивости.

     Компьютерные технологии:

    Одной из наиболее эффективных форм работы с дошкольниками является применение компьютерных технологий и мультимедийных презентаций. Зачастую для проведения ООД по экологии недостаточно информации и наглядного материала. На помощь приходит компьютер. Целью такой работы  является использование информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе, что способствует повышению качества и доступности информационного материала и повышению эффективности образования. Задачами, которые стоят перед педагогом в образовательном процессе являются:

    - обеспечить высокое качество воспитательно-образовательной работы по ознакомлению детей с природой на основе использования инновационных

    технологий;

    - обеспечить научно-методическое и материально-техническое сопровождение работы по экологии в деятельности педагогов;

    - сделать родителей активными участниками экологической работы в ДОУ.

    Для использования компьютерных технологий в работе с дошкольниками необходимо создать информационную базу данных: самостоятельный поиск, обмен опытом, использование энциклопедий и развивающих дидактических игр. Имеющуюся информацию надо обработать, усовершенствовать и проанализировать и только после этого использовать полученную информацию в работе. Мультимедийные презентации содержат в себе образный тип информации, понятный дошкольникам. Применяя принцип наглядности, который способствует активизации непроизвольного внимания, становится возможным донести информацию в доступной для ребенка форме.

    6.Использование макетов в экологическом воспитании дошкольников                                                              

        Познание в дошкольном возрасте носит преимущественно эмоционально - образный характер и основывается на любознательности ребёнка. Одним из главных резервов становления личности является творчество на различных этапах его проявления. Одним из таких видов детского творчества является изготовление макетов. Макетирование мы рассматриваем, как экологически ориентированный вид деятельности, который способствует закреплению представлений  о мире природы,  позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество. В своей работе по экологическому воспитанию, я использую  макеты для «погружения» детей в удивительное царство природы.  Я воспитываем у детей стремление быть в гармонии с природой, которая его окружает, поддерживаем и развиваем положительную мотивацию  деятельности в природе, формируем и удовлетворяем познавательный интерес. Макеты мною используются для ознакомления детей с разнообразием и совершенствованием природных форм, целенаправленное воспитание эмоциональной отзывчивости, желание оберегать и сохранять неповторимую красоту природы.

         В решении всех этих задач большую помощь оказывает макетирование. Макет отображает существенные особенности натуры, воспроизводит значимые стороны и признаки объекта. Макетирование способствует развитию речи, так как при изготовлении макетов дети описывают, сравнивают, рассуждают, задают много вопросов, пополняют свой словарный запас. Макетирование способствует и сенсорному развитию детей, так как в процессе исполнения макета дети знакомятся с различными по фактуре, качеству, форме материалами, развиваются их чувства, активизируется мелкая моторика рук.

     Макет – результат конструктивно – творческой деятельности, экологической деятельности и очень привлекательное игровое пространство. Период изготовления макета обладает самоценностью и сам по себе является процессом обучения.

    На основе готовых макетов  я  провожу  экологические занятия, посвящённые ознакомлению детей с различными природными зонами.  В нашем детском саду создано несколько таких макетов, связанных с природой.

          Надо отметить, что все объекты: звери, насекомые, земноводные, паукообразные не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета. Все представленные макеты используются для закрепления полученных знаний в повседневной жизни детей.  С помощью них я формирую  у дошкольников понимание, что все живые существа нуждаются в определённых условиях жизни, удовлетворяющие их потребностям.

        Основной задачей экологического воспитания является осознанно – правильное отношение детей к природе, которое строится на чувственном восприятии, эмоциональном отношении к особенностям жизни, роста и развития отдельных живых существ.

          Процесс становления такого отношения к природе сопровождается определёнными формами поведения ребёнка, которые может служить критериями оценки уровня экологической воспитанности. Это и самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной  деятельности. Эти знания дети получают на занятиях по экологии.

         Для реализации поставленных задач я использую макеты природных зон: Арктика, Антарктика, Степь, Лес,  Пустыня, Горы.  Они активно используются в практико-игровой деятельности детей,  во время занятий.

    Мониторинг

    Мониторинг.

    Мониторинг проводился  в старшей группе «Смешарики».  В мониторинге приняло участие  24 ребёнка.

    Планируемые результаты освоения программы

    Наблюдения за детьми  на прогулке

    Цель наблюдения: наличие у детей бережного отношения к природе родного края.

    Предполагаемый результат:

    дети знают правила поведения в природе;

    • дети выполняют эти правила;
    • умеют ухаживать за растениями;
    • знают названия деревьев;
    • знают названия кустарников;
    • знают названия цветов.

    Наблюдение показало, что дети:

    • знают правила поведения в природе –40%
    • соблюдают правила поведения -20%
    • умеют ухаживать за растениями – 45%
    • знают названия деревьев -40%
    • знают названия кустарников – 30%
    • знают названия цветов –50%

     Наблюдения за дидактическими играми экологического характера

    Цель: наличие представления о строении растений, особенностях ухода за ними.

    Предполагаемый результат:

    знают строение растений;

    • знают условия роста;
    • знают правила ухода за растениями.

    Наблюдение показало, что дети:

    • знают строение растений –40%
    • знают условия роста – 35%
    • знают правила ухода за ними – 35%

    Для получения наиболее достоверного результата, решено было провести диагностику экологических умений, навыков и знаний детей старшего дошкольного возраста. Диагностика проводилась по следующим параметрам:

    • знание детьми 5-6 деревьев;
    • знание  детьми 2-3 кустарников;
    • знание детьми 5-6 цветов;
    • знание детьми 4-5 ягод;
    • знание детьми 4-5 грибов;
    • знание детьми строения растений;
    • знание детьми условий роста растений;
    • умение вести себя в природе.

    После обработки итогов мониторинга  были получены следующие результаты: высокий уровень-5%, средний уровень – 45%,низкийуровень – 50%.

    Таким образом, исходя, из результатов мониторинга было решено разработать и внедрить в практику работы детского сада систему мероприятий, направленных на повышение уровня экологического воспитания дошкольников.

    В конце года  было проведено повторное наблюдение за детьми в процессе их общения с природой.

    Наблюдение показало, что дети:

    • знают правила поведения в природе – 90%
    • выполняют эти правила – -80%
    • умеют ухаживать за растениями – 80%
    • знают названия деревьев – 90%
    • знают названия кустарников – 80%
    • знают названия цветов –90%

    наблюдение показало, что дети:

    • знают строение растений;
    • знают условия роста;
    • знают правила ухода за ними.

    Наблюдение показало, что дети:

    • знают строение растений – 90%
    • знают условия роста – 85%
    • знают правила ухода за ними – 80%

    После обработки результатов получен следующий итог: высокий уровень – 63%; средний уровень – 35%;  низкий уровень – 2%.

    Начало года

    Конец года

                  - высокий уровень

             - средний уровень

             - низкий уровень

    http://fs00.infourok.ru/images/doc/185/212228/img13.jpg

    Заключение

            

    Заключение

    На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение мира: ребёнок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Значит, уже в этот период формируется познавательный интерес в рамках экологического мышления, сознания и экологической культуры. Но происходит это при одном условии, если взрослые, воспитывающие ребёнка, сами обладают экологической культурой, понимают общие для всех людей проблемы.

    Экологическое воспитание - новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. Каждое знакомство с природой - урок развития детского ума, творчества, чувства. Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает; растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Конечно, правильное обращение ребенка с животным, само по себе не решит всех проблем воспитания. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможного более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.

    Разработанный мною  комплекс мероприятий по повышению уровня познавательного интереса в рамках экологической воспитанности дошкольников в повседневной жизни и на занятиях показал свою эффективность.

    Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

    Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

    Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе - необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность - создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей [радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок…] способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

    http://fs00.infourok.ru/images/doc/185/212228/img13.jpg

    Литература

    Литература

    1.Аксёнова З. Ф. Войди в природу другом 2008г.

    2.Бондаренко Т. М. Экологические занятия  2002г.

    3. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомление  детей с природой. М., 1978г.

    4. Зенина Т. Н. Экологические праздники для старших дошкольников. М., 2008г.

    5.Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.

    6. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. М. 1996.

    7. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников. М., 1998.

    8. Николаева  С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М, 1995г.

    Работа с детьми

    Конспект занятия: «Лекарственные растения -средства оздоровления организма человека».

    Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.

    Ход занятия.

    1.Беседа

    Воспитатель:

    -Ребята, вы уже много знаете о растениях нашего края. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней.

    Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным – давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники. А вы догадались, о чем написано в «Травнике»?

     (ответы детей).

    Воспитатель

    -За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В современных аптеках можно увидеть разнообразные травы в таблетках и микстуры из трав.

    Часто люди собирают травы. Может быть кто–то из знакомых вам взрослых тоже собирал лекарственные растения? Кто из вас видел в аптеке лекарственные растения? Какие?

    Кто из вас лечился с помощью трав? От каких болезней? Какими травами?

    -Я вам предлагаю отправиться в царство растений. А  какие растения растут в этом царстве  вы  узнаете отгадав загадки.

    2.Загадывание загадок

    Ах, не трогайте меня,

    Обожгу я без огня.

    (Крапива).

    Рос шар бел, дунул ветер –

    Шар улетел.

    (Одуванчик).

    Нарядные платьица,

    Жёлтые брошки,

    Ни пятнышка нет

    На красной одёжке.

    (Ромашка).

    Каждый лист мой любит тропки

    У обочины дорог.

    Он однажды людям добрым

    Раны вылечить помог. (Подорожник).

    Воспитатель: ребята, какое слово объединяет все эти растения?

    Дети: это лекарственные растения.

    Воспитатель: для чего они нужны человеку?

    Давай побольше узнаем о лекарственных растениях.

    Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую – то траву, съев которую, они выздоравливают. И человек стал искать помощи у разных растений.

    Посмотрите на это растение (показываю засушенное растение).

    Его можно найти на лугах и лесных опушках, и называется оно – тысячелистник. Посмотрите на его листья. Подумайте, почему он так называется.

    Дети: каждый лист состоит из множества крохотных листков и у каждого листка – ажурные края.

    Воспитатель: тысячелистник – лекарственное растение. Его используют, для улучшения аппетита.

    А как называется это растение?

    Дети: это подорожник.

    Воспитатель: почему оно так называется?

    Дети: подорожник растет вдоль дорог.

    Воспитатель: листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надежно укрепляется в почве стебелек с соцветием. Они тоже жесткие и упругие. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник – великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места. Подорожник называют зеленым бинтом. Если разобьешь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.

    О каком растении говорят, что оно жжет?

    Дети: крапива

    Воспитатель: правильно, это крапива. Но почему же всё-таки крапива обжигает?

    На листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Каждый волосок – как игла крошечного шприца. Внутри волосков едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы. Листья крапивы богаты различными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву, как капусту. В крапиве содержатся вещества убивающие микробы, оно хорошо останавливает кровь. А еще оно укрепляет волосы. Из нее делают бумагу, мешковину. В стеблях этого растения, очень прочные волокна.

    Все эти лекарственные растения и многие другие произрастают во многих районах нашего края.

    Есть много трав полезных

    На земле страны родной,

    Могут справиться с болезнью

    Ромашка, мята, крапива,

    Подорожник, ландыш, зверобой.

    3.Физкультминутка

    Раз, два, три,                                             Присели

    Выросли цветы.                                       Поднялись

    К солнцу потянулись высоко,               Подняли руки

    Стало им приятно и тепло.                     Раскрыли пальцы

    Ветерок пролетал,                                   Один ребенок-ветер пробегает

    Стебельки качал.                                     Другие дети качаются

    Ветерок улетай,                                      Убегает

    Ты цветы не сломай.                               Грозят пальцем

    Пусть они цветут, растут,                       Смотрят друг на друга

    Вам здоровье принесут.                          Улыбаются

    4.Словесная игра «Почему?»

    - Ребята, давайте вспомним о правилах сбора и хранения лекарственных растений.

    Дети делятся на две команды, одна задает вопросы, а вторая отвечает. Словесная игра «Почему?»

    1.     Нельзя собирать растения возле дорог. Почему? (Растения дышат и впитывают в себя выхлопные газы от автомобилей).

    2.     Нельзя собирать в одном месте много растений. Почему? (  Не останется семян - не вырастут новые растения).

    3.     Нельзя собирать в дождливую погоду. Почему? (Растения не высохнут).

    4.     Нельзя сушить на солнце. Почему? ( Растения потеряют цвет ).

     5. Игра "Угадай"

    -Я буду описывать лекарственное растение , а вы должны угадать , что это за растение и показать картинку.

    1.Листья узорные,головка белая.Используют в виде отвара,когда болит горло .(Ромашка)

    2. Растет у дороги, семена идут в стрелку.Применяют для остановки кровотечения из ран.(Подорожник)

    3. Растет на клумбах. Цветочки оранжевые или желтые. Применяют при ангине и для промывания ран.(Календула).

    Молодцы ребята все правильно отгадали и показали.

    -Ну а сейчас и я вас угощу волшебным витаминным чаем. 

    Экологический праздник «С  Днём рождения Земля!»

    Цель: создание у детей радостного, весеннего настроения в праздничный день – День Земли. Закреплять желание детей конкретными делами и поступками украшать свою Землю, беречь и любить её.

    Действующие лица: ведущий, Леший, Кикимора, почтальон Печкин.

    Ход праздника.

    Под музыку дети входят в зал.

    Ведущая: Здравствуйте, дети, здравствуйте, гости!

    Мы рады снова видеть вас у себя в гостях, особенно в такой праздничный день, как сегодня. А бывает такой день у каждого только раз в году. Что это за день?

    Правильно, вот сегодня мы и собрались, чтобы отметить день рождения нашей голубой планеты Земля.

    Ребёнок:

    Здравствуй, наш весёлый праздник,

    Славный  праздник – День Земли.

    Вместе с вами мы сегодня

    Отмечать его пришли.

    Ведущая:

    В круг, ребята, выходите

    Хоровод скорее заводите!

    Хоровод.

    Ведущая: Мы живём с вами на одной большой планете Земля и нам надо вместе научиться вместе беречь нашу Землю, жить в мире, в согласии.

    Ребёнок:

    Солнце сияет над нашей страной.

     Весело, солнышко, в небе сияй, 
    Синее море играет волной. 
    Мирную нашу страну озаряй – 
    Птицы веселые в рощах поют... 
    Степи и горы, леса и поля. 
    Любим мы землю родную свою, 
    Чтоб расцвела родная земля! 

    (Танец под музыку «То березка, то рябина»). 

    Ведущая: - Ребята, я хочу, чтобы у нашей планеты получился настоящий праздник. Я хочу, чтобы вместе с нами радовались деревья и цветы, насекомые и рыбы, звери и птицы. 
    Ребёнок:

    - Я узнал, что у меня есть огромная родня - 
    И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок, 
    Звери, птицы и жуки, муравьи и мотыльки. 
    Все, что рядышком, со мною - 
    Это все мое родное! 
    Как же мне в краю родном 
    Не заботиться о нем!

    Песня.

    Слышны радиосигналы, позывные.

    Голос: Здравствуйте, добрые дети! Я – Земля. И мне радостно слышать ваши слова. Вы задумали доброе дело.

    Ведущая: Земля! Земля! Земля! Ты услышала нас? Ты говоришь с нами?

    Здравствуй, планета. Здравствуй, Земля!

    Отныне мы дети твои и друзья.

    Отныне мы вместе большая семья,

    Цветы и деревья, птицы и я!

    Голос: Да, это я – Земля.

    Запомните, друзья, есть такое твёрдое правило:

    «Встал по утру умылся. Оделся, привёл себя в порядок и сразу же приведи в порядок землю. Помните от вас зависит, какой буду я, Земля. Берегите и охраняйте меня. И пусть на Земле всегда будет праздник. До встречи!

    Ведущая: - Да, ребята, мы должны помочь нашей планете, стать чище и красивее. Мы должны заботиться о ней. 
    (В зал влетают шишки: одна, другая, к третьей привязано письмо). 
    Ведущая: - Это что за шутки, что за мусор к нам летит? (поднимает шишки). 
    - Подождите-ка минутку. Тут письмо для нас лежит, (рассматривает письмо). 
    - Так, посмотрим.

    Давайте-ка прочитаем его. 
    Дорогие ребята! 
    Я про праздник ваш узнал. И сегодня эти шишки 
    К вам из леса я послал, 
    Как получите записку, Время не теряйте зря, 

    В хоровод вставайте,

    Веселиться начинайте.

    Хоровод.

    Ведущая: - Непонятно, кто нам пишет, вместо подписи - крючок. 
    Да ведь это наш знакомый - Лесовичок. Да тут и продолжение: 
    Поздравляю Вас, друзья, с праздником День Земли. 
    Желаю всем быть сильными, крепкими и здоровыми. 
    Берегите нашу землю, наши воды и поля, 
    Даже малую былиночку, что растет вокруг тебя. 

    Я знаю, что вы любите отгадывать загадки, попробуйте отгадать мою:

    В долг зерном берёт, караваем отдаёт. (Земля)

    Ведущая: - Какие добрые слова вы можете сказать о земле? (Матушка, кормилица, поилица). - А послушайте, как говорит о земле поэт Я. Абидов.

     Ребёнок:

    «Мать земля» 
    Скажи мне, 
    Как правильней Землю назвать? 
    Земля дорогая? Земля золотая? 
    Нет, лучше, наверное, сказать ей: 
    «Родная! Земля – наша милая, добрая Мать!» 
    Так ласковей будет звучать и вернее. 
    Ведь все, что мы любим, 
    Все создано ею – 
    И горы, и реки, и лес, и цветы, 
    И осень, и лето, и дождик, и ты.

    Ведущая: - А какие пословицы о Земле вы знаете? 
    ϖ «Земля заботу любит». 
    ϖ «Береги Землю родную, как мать дорогую». 
    ϖ «Землю уважай, будет и урожай». 
    ϖ «Своя Земля и в горсти мила». 
    ϖ «Возвращай Земле долг - будет толк». 
    ϖ «Без хозяина Земля круглая сирота». 
    ϖ «Родная землица и во сне снится». 
    ϖ «Землю пахать - не в бабки играть». 

    Ведущая: - А сейчас песня о Земле. 

    Песня о Земле.

    Ведущий: А теперь я хочу загадать вам загадку:

    Перед волком не дрожал,

    От медведя убежал.

    А лисице на зубок

    Всё ж попался…(колобок)

    Ведущая: А из чего бабка испекла колобка?

    Да, по сусекам поскребла, по амбару помела…

    А мука откуда взялась? (из зерна)

    Зерно выросло на колоске,

    А колосок – то земля дала.

    Порадовались люди щедрости земли и сочинили сказку «Колобок».

    Инсценировка сказки «Колобок»

    Входят Леший и Кикимора

    Кикимора: Ты хоть плохое чего- нибудь в лесу сделал сегодня?

    Леший: Ой, да я сегодня постарался. Где твоя книга «злых дел», ты всё туда скорей запиши.

    Кикимора: Да что ты такого сделал?

    Леший:Берёзу сломал, муравьёв разогнал, муравейник разорил, цветы редкие. Из Красной книги, нарвал целую кучу и бросил. Птичье гнездо разорил.

    Кикимора: Хи – хи! Ну, ты и молодец. Давай запишем  (достаёт грязную лохматую книгу и огрызком карандаша пишет).

    Вместе читают «Панорама злых дел».

    Леший: А ты что натворила?

    Кикимора:  Воды намутила. Рыбу разогнала. Людей на болоте напугала. Чуть не утопила.  Аисту на ногу наступила, лягушонка палкой гоняла. Мусора всякого в реку накидала… Давай  Леший всё записывай.

    Ведущая: Вот вы какие?

    Леший: Все знают и боятся.

    Ведущая: Ребята, разве мы будем таких злодеев у себя в саду терпеть?

    Леший: А что такое? Вы посмотрите, сколько мы за день переделали (достает «Панораму»)

    Ведущая (читает) Панорама злых дел. Сколько же вы беды земле причинили. Деревья сломали, муравейники разорили. Так если все будут уничтожать, рвать, ломать, так ведь и жизни на Земле не будет. И нас не будет. И вас не будет.

    Леший и Кикимора вместе: Нас не будет! А что же теперь делать?

    Ведущая: Дела добрые надо делать, Землю беречь и любить. Панораму добрых дел заводить надо, как у наших ребят. Согласны?

    Кикимора и Леший вместе: Согласны!

    Я предлагаю вам вместе с детьми поиграть в очень интересную игру, которая называется «Правила поведения в природе». Будьте внимательны. Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо, вы говорите «Да» и хлопайте в ладоши. Если плохо, то вы кричите «Нет» и топайте ногами.

    - Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

    - Если съем я пирожок, выброшу бумажку? (нет)

    - Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

    - Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)

    - Если разведу костер, и тушить не буду? (нет)

    - Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)

    - Если мусор уберу, банку закопаю? (да)

    - Я люблю природу всю, ей я помогаю! (да)

    Ведущая: Молодцы, ребята, все правила знаете. А теперь (обращается к лешему и кикиморе) возвращайтесь к себе обратно и займитесь добрыми делами.

    Уходят.

    Стук в дверь. 
    Ведущая: - Кто там? Входите, пожалуйста. {Входит Почтальон Печкин). 
    Печкин: - Это я - Почтальон Печкин. Принес вам посылочку. Это детский сад? 
    Ведущая: - Да, это. 
    Печкин: - А доказательства у вас есть? 
    Ведущая: - Ребята, это детский сад? 
    Дети: - Да! 
    Печкин: - Ну, это свидетели несовершеннолетние. Они могут все перепутать. 
    Ведущая: - Тогда спроси у наших воспитателей. Пусть ответят. 
    Печкин: (обращаясь к воспитателям): - Ну и как, вы подтверждаете, что это детский сад? - Да! Так-то оно так, но осторожность не помешает. Адресок - то у вас какой? 
    Ребята отвечают. 
    Печкин: - Правильно, кажется посылочка для вас. (Ставит ее на пол). - Но нужно расписаться. Порядок этого требует. Во всем должен быть порядок. 
    Ведущая: - Так я и распишусь. 
    Печкин: - Вы кто? 
    Ведущая: - Воспитатель. 
    Печкин: - Нет, не пойдет. Нет, мне самый главный нужен, а остальные подписи не действительны. 
    Ведущая: - А у нас самые главные - ребята. 
    Печкин: - Да, но они еще не имеют права расписываться на документах. Так что посылочку я вам не отдам. До свидания. 
    Ведущая: - Подождите! Это же посылка в детский сад. Расписаться мы попросим нашу  заведующую. 
    Печкин: - Ну, это меняет дело.

    - Теперь все в порядке. Мои друзья из Простоквашино кое-что для вас приготовили. 
    Ведущая: - Спасибо за посылочку. Уважаемый Печкин, а вы знаете, что в ней? 
    Печкин: - Я-то знаю, а вот вы не знаете. А находится здесь то, что родит нам Земля. Открыть посылку помогут ребята, которые исполнят песню или танец «Яблочко». Так что бывайте здоровы, мне пора. Только вы письмецо-то в Простоквашино не забудьте, напишите, за подарочек моих друзей поблагодарите. 
    (Уходит.Исполняется номер «Яблочко»). 
    Ведущая: - И правда, посылка открылась. И здесь много яблок. Они для вас. После праздника вы ими угоститесь. 

    Ребёнок: - Все, что нужно, год от года нам дает сама природа. 
    И поэтому все мы жить не можем без воды, 
    Без растений, без животных, без красивых гор высоких, 
    Без лесов, полей и рек- жить не может человек. 
    Так давайте сбережем наш земной природный дом.

    Ведущая: Вот и кончился наш праздник, всем домой спешить пора, ждёт вас в группе угощенье. До свиданья, детвора!

    Работа с родителями

    Круглый стол с родителями по теме:

    «Воспитание любви к малой Родине».

    Ход круглого стола.

    Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы воспитания любви к нашему родному краю, к родному городу. Мы рады, что вы откликнулись и пришли на нашу встречу, ведь только совместными усилиями семьи и детского сада мы можем добиться определённых результатов.

    Семья и детский сад выполняют свои уникальные функции. Заменить друг друга они не могут, но, если мы стремимся к полноценному развитию ребенка, детский сад и семья должны взаимодействовать. Семьей создается образ окружающего мира, в котором ребёнку предстоит жить. Во взрослую жизнь он вступает с уже сформировавшимся сознанием.

    Семья – источник человеческой духовности и отражение всей национальной духовной культуры, в том числе Родины и государства. Понимание чувства патриотизма, любви к Родине приходит к ребенку именно в семье через отношения матери и отца. Именно в любви к своей матери  и  отцу заложено чувство семейного воспитания.

    Детство – самый важный период для развития всех качеств личности ребёнка. Уйдя в школу, ребенок унесет с собой ростки добра и зла, расстанется с воспитателями, но при этом навсегда останется с родителями. В современном мире правильно воспитывать ребёнка – это непростая и ответственная задача, которая целиком ложится на плечи родителей. Детский сад оказывает в этом родителям поддержку и посильную помощь.

    Помочь ребёнку разобраться, что есть зло, что добро, не оставлять его равнодушным ко всему живому – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми. От нас с вами зависит, каким он вырастет – равнодушным, или заботливым и внимательным. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Патриотизм проявляется как в тяжёлых жизненных ситуациях, так и в повседневной жизни страны.

    Дети дошкольного возраста проявляют живой интерес к окружающему миру, что находит отражение в вопросах, желании слушать рассказ воспитателя. Показательны в этом отношении игры детей. Они любят играть в «дочки-матери», «водителей», воображают себя лётчиками , строителями. Крылатая фраза «всё начинается с детства» как нельзя кстати подходит к данному вопросу. Но без помощи взрослого ребёнку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное и важное. Взрослый выступает посредником между ребёнком и окружающим миром. Наша с вами задача – помочь ребёнку познакомиться с этим миром.

    Родина – это город, населенный пункт, в котором человек живёт, и улица, на которой стоит его дом. Детская площадка у дома и пение птиц в городском парке – это тоже Родина.

    Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотой родной природы, родного края, родной страны. Хорошо, когда дети видят белоствольную берёзку и трепетные осинки и понимают, что это красиво и дорого, потому что родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе любовь к Родине. Вот поэтому перед нами стоит ответственная задача: научить детей с раннего детства любить природу, любить Родину. Дети – будущее нашей Родины – им беречь и охранять её просторы, её красоты и богатства.

    Что значит любить Родину? (высказывания родителей).

    Любовь – это сфера чувств, и мы должны направлять все усилия на развитие чувств ребёнка. Только искренне любящий природу человек и бережно к ней относящийся способен передать эти чувства малышу. Помните, что дети очень наблюдательны и чутки к словам и поступкам взрослых, они всё замечают и подражают нам. Давайте  поэтому вместе любоваться природой нашего города, рассказывать детям обо всём, что нас окружает. Это может быть строение или улица, на которой мы живём, памятники и люди, в честь которых они установлены, школа, Дом культуры, библиотека, детский сад.

    А сейчас я предлагаю вместе подумать, как нам лучше организовать совместную работу по патриотическому воспитанию наших детей. С чего необходимо начинать? Ваши предложения?

    Начинать надо с самого близкого и дорогого, с воспитания любви к близким, к семье. Как вы думаете, что это значит?

    Да, любовь к Родине воспитывается через любовь к отцу и матери, своему товарищу, к родному краю. Именно с любви к матери и зарождается личность. Знает ли ваш ребёнок бабушек и дедушек и других родственников? Как их зовут, где они живут, чем они занимаются, где работают?

    Рассматриваете ли вы семейные фотографии вместе с детьми? Воспоминания… они есть у каждого человека, большого и малого. И копятся они не только в памяти, но и в семейном альбоме – символе истории и времени. Такой есть в каждой семье. В нём собирают фотографии родных и близких людей, радостные и торжественные семейные события, а порой просто забавные случаи. Поэтому, листая альбом вместе с ребёнком, можно показать ему даже тот отрезок времени, когда  вы сами были маленькими, а ваши родители были такими, как вы и бабушка была просто мамой! Не упускайте возможность лишний раз пообщаться с ребёнком. Чаще рассматривайте фотографии из семейного альбома. В группе мы тоже хотели бы сделать фотоальбом из жизни детей. Просим вас помочь нам в этом.

    Какие праздники и как вы отмечаете дома? Какое место  в них отводится ребёнку? (высказывания  родителей).

    Какие традиции есть у вашей семьи? Сохранение во многих семьях обычаев и традиций, которые передаются из поколения в поколение, своеобразие семейных и родственных отношений являются хорошим средством передачи жизненного опыта детям, способствует созданию гуманных отношений в обществе и в целом, положительно влияют на личность ребёнка.

    Разговариваете ли вы с ребёнком о детском садике? Какие чувства он при этом испытывает? Чувство любви к детскому саду, воспитателям, детям? Гордость за свой сад, свою группу? Желание пойти туда, встретится там с друзьями и т. д.? Очень хорошо, когда родители внушают своему ребёнку доверие к педагогу и сами активно участвуют в жизни группы.

    Как вы считаете, нужно ли знать ребёнку свой адрес, телефон, знает ли ребёнок дорогу к дому, свой двор? Нужно ли объяснять ребёнку, что дом, в котором мы живём, наш двор – это наш общий дом, и мы должны бережно к нему относиться. Сажали ли вы во дворе своего дома цветы, деревья, кусты? Надо ли это для воспитания вашего ребёнка?

    А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт? Знает ли, что Москва – столица нашей Родины? А любим ли мы свой город? В чём это проявляется? Что мы можем сделать, чтобы наш город становился  лучше и краше? Где вы бываете с ребёнком в свободное время?  Посещаете ли вы в свободное время праздники и представления в  Доме культуры? Принимаете ли в них активное участие? Знакомите ли с достопримечательностями нашего города и края?

    В детском саду мы знакомим детей с достопримечательностями  города, проводим специальные занятия и игры, читаем книги и рассматриваем иллюстрации, выводим детей на экскурсии за пределы детского сада. Однако этого, конечно, недостаточно, и нам нужна ваша помощь. Детский сад не имеет возможности вывозить детей за пределы города. Просим вас, гуляя по городу, обращать внимание детей на красивые скверы, площади, улицы,,великолепные  здания, памятники и т. д.

    Знакомя детей с родным городом, рассказывайте о других странах и государствах, развивайте у него познавательный интерес. И будет хорошо, если у вас и дома будут глобус и карта, интересные книги о жизни животных и растений разных стран.

    Так что же можно использовать при ознакомлении детей с родным городом?

    1. Экскурсии по городу.
    2. Рассказы о достопримечательностях.
    3. Чтение и рассматривание книг.
    4. Посещение ДК, школы, библиотеки.
    5. Запись детей в кружки.
    6. Посещение всех мероприятий в детском саду, школе, ДК.
    7. Активное совместное участие в праздниках города.
    8. Просмотр телепередач.
    9. Разучивание стихов о городе, природе родного края.

    П А М Я Т К А для родителей

    «Как научить ребенка любить свою малую Родину?»

    1. Совершайте всей семьёй прогулки, знакомя детей с достопримечательностями  и природой родного города.
    2. Рассказывайте о достопримечательностях нашего края.
    3. Гуляя по улицам города и бывая на природе, фотографируйте ребёнка. Совместное рассматривание альбома и ранее пережитые впечатления  сближают всех членов семьи.
    4. Помните, всё начинается с малого, воспитывайте у ребёнка любовь, доброту, внимание и заботу ко всему живому.
    5. Предоставляйте  детям возможность отражать свои впечатления в рисунке, лепке, аппликации.
    6.  Поощряйте любознательность ребёнка.

    АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    1. ФИО
    2. Есть ли у вас дома животное?
    3. 3.С какой целью вы их приобрели?
    4. Просит ли ваш ребёнок завести животное?
    5. Что мешает вам это сделать? (Трудные жилищные условия, не любите животных, не хотите себя обременять лишними заботами).
    6. Проявляет ли ваш ребёнок интерес к животным на улице?
    7. Если ребёнок принесёт бездомное животное домой, как вы поступите?
    8. Если при вас ребёнок поступит жестоко с животным, ваша реакция?
    9. Позволяете ли вы смотреть ребёнку фильмы ужасов, какая реакция на них у ребёнка?
    10. Какие человеческие качества выступают для вас наиболее ценными и важными для жизни?
    11. Какие личные качества вы бы хотели видеть у вашего ребёнка, когда он вырастет?

    Работа с коллективом

    Консультация «Как организовать уголок природы в ДОУ».

    Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будет в нём лучшие чувства. Особенно велико значение природы в воспитании детей. Познакомить дошкольников с объектами и законами природы, воспитать любовь к ней поможет уголок природы в ДОУ, где содержатся комнатные растения и животные.

    Отбор представителей флоры и фауны для уголка природы осуществляется с утвержденной программой воспитания и обучения в детском саду. Все обитатели должны быть достаточно разнообразны и интересны для наблюдения, а также не прихотливы, чтобы труд по уходу за ними был доступен детям дошкольного возраста.

    В уголках природы мл.и ср. групп следует помещать в первую очередь растения и животных, характерных для той климатической зоны в которой располагается ДОУ. Уголки старших групп пополняются животными и растениями из других климатических зон. У всех растений и животных должны быть ярко выражены признаки группы или класса. Нужно также учитывать возрастные особенности детей той группы, для уголка которой подбираются живые объекты:

    - для мл.и ср. гр.- наиболее типичные по строению;

    - в старших группах – объекты у которых типичные признаки выражены менее ярко (растения, имеющие не только зелёную окраску, рыбы с округлой формой тела и удлиненными плавниками и т.д.)

    В уголках природы младших групп помещают неприхотливых животных, за которыми легко ухаживать; в старших группах могут обитать растения и животные, относительно более требовательные к условиям жизни, их и по количеству должно быть значительно больше.

    При подборе комнатных растений учитывают особенности помещения: если окна его выходят на южную сторону, целесообразно помещать светолюбивые растения, в помещениях с окнами на север хорошо развиваются тенистые.

    Некоторые обитатели уголка природы постоянно находятся в группе (рыбы, птицы, млекопитающие), поэтому дети их могут наблюдать в течении года. Воспитатель по своему усмотрению может внести и новые растения, с которыми планирует знакомить детей; поменять рыбок или птичек, между младшей и средней группой; разместить объекты в уголке природы на короткое сезонное наблюдение. Все обитатели уголка природы размещаются в соответствии с их биологическими особенностями и требованиями к условиям жизни: птицы на свету, но вдали от сквозняков, аквариум в простенке, чтобы на него не попадал солнечный свет.

    Следует также учитывать эстетические требования: различные комнатные растения и аквариум должны размещаться так, чтобы украшать помещение групп. Низкорослые светолюбивые растения лучше поставить на подоконник. Но так, чтобы они не загораживали детям свет. Вьющиеся растения можно прикрепить к декоративным шнурам.

    Комнатные растения не только представляют возможность для организации интересной и содержательной воспитательно – образовательной работы, но и оздоравливают микроклимат в группе, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом.

    Для ухода за растениями и животными уголка требуется инвентарь:

    -лейки, щеточки, тазы, тряпочки, палочка для рыхления земли.

    -тазы, тряпочки, щетки, совки, терки, мисочки, разделочные доски, ножи для ухода за животными.

    Он находиться в уголке для дежурных, там где хранятся клеёнчатые фартучки, которые дети одевают во время работы. Инвентарь для ухода для ухода за аквариумом следует поместить в столике – шкафчике, здесь же можно хранить банки с кормом для рыб, плотно закрытые крышками. Все рабочие инструменты должны иметь своё место, лежать на полках в определённом порядке.

    Воспитателю следует приучать детей по окончанию работы вымыть всё чем они пользовались, налить в лейки воды и убрать всё на место; затем проверить, всё ли сделано так, как надо. Это важно при оценки труда дошкольников, формируя таким образом навыки культуры труда.

    Чтобы научить детей любить и беречь растения и животных, воспитатель должен сам показать пример. При уходе за обитателями уголка помнить, что его отношение и действия являются образцом, которому подражают дети.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края

    Практико-ориентированная работа по теме: "Методика экологического воспитания дошкольников"...

    Тема моего педогагического опыта "Экологическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с природой родного края"

    Задачи экологического образования -это приоритетное направления совершенствования системы  образования в Российской федерации  на значимость организации системного подхода к экологическому о...

    Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой Родного края

    Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрени...

    План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»

    План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»...

    Статья на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края"

    Статья на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края"...

    Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края

    Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы...