Картотека игр по шахматам
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Волошина Марина Николаевна

Картотека игр по шахматам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx35.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 «Филиппок»




КАРТОТЕКА ИГР

ПО ШАХМАТАМ

Разработала:

Волошина Марина Николаевна



г. Нижневартовск

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование. Аппликация. Конструирование. Лепка.


Цель:

  • Развивать творческое воображение, фантазию детей;
  • Развивать мелкую моторику кисти рук


Рисование

Тема: «Что такое шахматы»

Задание:

  • предложить изобразить Шахматную историю, по представлению детей о Шахматном королевстве, об игре, об истории образовании шахмат. То , что больше всего запомнилось, понравилось на первом ознакомительном занятии.

Цель:

*заинтересовать детей игрой в шахматы через увлекательные и достоверные факты

*развивать творческое воображение, фантазию детей об игре.

*рисовать, используя средства изобразительного творчества ( на любой выбор детей: Цветные карандаши, цветные мелки, краски


Тема: Шахматная доска

Задание:

  • Раскрасить Шахматную доску, используя цветные карандаши.

Цель:

*закреплять умение правильно держать карандаш, закрашивать шахматные поля без пробелов, в одном направлении;

*развивать мелкую моторику кисти рук;

*воспитывать интерес к игре в шахматы.


Тема: Шахматные фигуры.

Задание:

  • Нарисовать шахматные фигуры (пешку, ферзя, коня, слона, ферзя или короля), используя любые средства художественного творчества (Цветные карандаши, цветные мелки, краски).

Цель:

*формировать образное мышление;

*развивать художественно- эстетический вкус;

*Прививать интерес к шахматным фигурам.


Тема: Шахматные фигуры.

Задание:

  • Раскрасить шахматные фигуры красками , вылепленные из солёного теста.

Цель:

*прививать художественно-эстетический вкус при раскрашивании шахматных фигур;

*развивать творческую фантазию детей.

*воспитывать интерес к шахматам.


Тема: Шахматная партия.

Задание:

  • Создать коллективную композицию про Шахматное королевство.

Цель:

*развивать творческую фантазию детей ;

*формировать умение работать в коллективе, договариваться друг с другом;

*воспитывать организованность, интерес к игре в шахматы.


Тема: Шахматная доска

Задание:

  • Раскрашивание шахматной доски

Цель:

*закрепить представления о шахматной доске

*развивать мелкую моторику рук, умение закрашивать клетки не заходя за контур;

*формировать чувство сопереживания и желание помогать другим.


Аппликация.


Тема: Шахматная доска.

Задание:

  • Изготовить шахматную доску

Цель:

*формировать умение пользоваться ножницами, разрезать полоски на квадраты и наклеивать их, чередуя по цвету;

*развивать мелкую моторику кисти рук через упражнения с ножницами;

*воспитывать интерес к игре через создание образов с помощью аппликацию, расширяя возможности создания разнообразных изображений.


Тема: Шахматные фигуры.

Задание:

  • Вырезывание шахматных фигур по образцу, по контуру, по представлению.

Цель:

*учить выделять, называть, группировать отдельные элементы каждой шахматной фигуры;

*развивать творческое воображение, глазомер;

*воспитывать интерес к шахматным фигурам, уметь обыгрывать вырезанные фигурки.


Тема: Шахматная партия.

Задание:

  • Составить коллективную композицию, используя технику обрывной аппликации: из мелких кусочков составить мозаику по договорённости друг с другом.

Цель:

*формировать художественное восприятие композиции из мелких кусочков цветной бумаги;

*реализация самостоятельной творческой деятельности детей, индивидуальности в процессе деятельности;

*воспитывать творческие увлечения.


Конструирование.

Тема: Шахматная доска.

Задание:

  • Составить из частей волшебный квадрат

Цель:

*учить конструировать из различных геометрических фигур квадрат;

*развивать творческое воображение, мелкую моторику кисти рук;

*воспитывать интерес и активизировать творческие проявления детей.

Тема: Шахматная доска.

Задание:

  • Конструировать шахматную доску из полосок цветного картона.

Цель:

*развивать мелкую моторику кисти рук через умение переплетать полоски из картона разного цвета;

*воспитывать интерес к рукотворному миру.


Тема: Шахматные фигуры.

Задание:

  • Изготовить шахматную фигуру , используя технику оригами

Цель:

*учить создавать интересные образы в технике оригами по схеме сложения;

*развивать мелкую моторику, творческое воображение;

*совершенствовать художественно-эстетическое восприятие


Тема: Шахматная партия.

Задание.

  • Конструировать шахматы из природного и бросового материала.

Цель:

*учить создавать интересные образы по замыслу, образцу или по схеме

*развивать умения самостоятельно применять разные способы и методы создания и крепления деталей;

*воспитывать интерес к игре в шахматы.


Лепка.

Тема: Шахматные фигуры.

Задание:

*Лепка из соленного теста, пластилина шахматные фигуры

Цель:

*учить лепить объёмные шахматные фигуры смешанным и пластическим способом; или лепить рельефным способом;

*развивать мелкую моторику кисти рук, творческие способности;

*воспитывать интерес к игре в шахматы.

Дидактическая игра: «Секретная фигура»

Задание:

  • Вылепить любимую шахматную фигуру из пластилина

Цель:

*Вызвать у детей интерес к шахматным фигурам, умение видеть все детали фигуры, желание вылепить любимую фигуру из глины.

*Развивать фантазию, обогащать внутренний мир детей.








Образовательная область «Речевое развитие»

Развитие речи.  Чтение художественной литературы.

Цель:

  • включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Тема: Шахматная доска.

Задание:

  • обогащать детскую фантазию через Рассказ об истории шахмат

Цель:

*учить детей с интересом и удовольствием слушать и узнавать новое

*развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.

*воспитывать интерес к истории шахмат.

Тема: Шахматная доска.

Задание:

  • беседа по содержанию отрывков из дидактической сказки «В стране шахматных чудес» из книги И. Г. Сухина

Цель:

* развивать умения анализировать содержание и форму произведения, развивать литературную речь;

* проявление интереса к текстам познавательного содержания.

*воспитывать интерес и активизировать творческие проявления детей.

Тема: Шахматная доска.

Задание:

  • развитие связной речи через чтение Дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски» с опорой на иллюстративный материал

Цель:

* умение в рассказах передавать эмоциональное отношение к образам, используя средства языковой выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, олицетворения; самостоятельно определять логику описательного рассказа;

*воспитывать познавательный интерес .


Тема: Шахматная доска.

Задание:

  • предложить инсценировать Дидактическую сказку "Котята-хвастунишки", «Диагональ» после чтения сказки из книг И. Г. Сухина

Цель:

*учить выразительно воспроизводить диалоги действующих лиц;

* развитие связной речи через освоение умений пересказа литературных произведений по ролям;

*воспитывать интерес к игре в шахматы.

Тема: Шахматные фигуры

Задание:

  • владение речью как средством общения и культуры через чтение сказки «Чудесные фигуры»

Цель:

*освоение умений коллективного речевого взаимодействия при выполнении поручений и игровых заданий

*развивать умения анализировать содержание и форму произведения, развивать литературную речь;

*воспитывать интерес к игре в шахматы.

Тема: Шахматные фигуры

Задание:

  • развивать интерес через чтение Дидактических сказок «Совсем этот слон на слона не похож», «Я-Ладья», «Кони чёрные и белые», «Чудесная пешка»

Цель:

* умение в рассказах передавать эмоциональное отношение к образам, используя средства языковой выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, олицетворения; самостоятельно определять логику описательного рассказа;

*воспитывать познавательный интерес .

Тема: Мат.

Задание:

  • развитие связной речи через чтение дидактических сказок «До свидание, Шахматная страна!» «Мат и пат»

Цель:

* развивать умения анализировать содержание и форму произведения, развивать литературную речь;

* проявление интереса к текстам познавательного содержания.

*воспитывать интерес и активизировать творческие проявления детей.

Тема: Шахматная партия

Задание:

  • Сочинить рассказ о Шахматной стране и Шахматных фигурах

Цель:

*Развивать творческое мышление, логическое мышление, способствовать умению доказывать правильность своего решения, развитию интеллекта.

*развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.

*воспитывать интерес к истории шахмат.

Словесно-дидактическая игра « Да-нет»

Задание:

  • выделять главные признаки шахматных фигур

Цель:

*формировать умение выделять главные признаки явлений и предметов: «Отгадай-ка», «Да – Нет»,

*развитию познавательных способностей детей, способствовать развитию памяти, внимания,

наблюдательности; развитию умению  высказывать свои суждения, делать умозаключения;

*воспитывать интерес к игре.


Словесно-дидактическая игра «Волшебный мешочек»

Задание:

  • ощупав фигуру в мешочке, назвать её и поставить шахматную фигуру на своё место на доске

Цель:

*закрепить представления о шахматных фигурах;

*развивать мелкую моторику рук;

*воспитывать бережное отношение шахматным фигурам.

Словесно-дидактическая игра «Мяч»

Задание:

  • называть общие признаки и признаки отличия шахматных фигур

Цель:

*развитие речи детей, обогатить и активизировать речь детей;

*развитие познавательных способностей, из обобщение и закрепление знаний;

*воспитывать интерес к словотворчеству, развивать интеллектуальные способности детей.

Шахматный блиц-опрос

Задание:

*ответить на шахматные вопросы

Цель:

*закрепить знания об истории шахмат, об игре в шахматы, о шахматных фигурах;

*развивать интеллектуальные, умственные и познавательные способности детей;

*расширять кругозор детей.

 Словесно-дидактическая игра «Рассматривание портретов выдающихся шахматистов»

Задание:

  • просмотр презентации на тему: «Выдающиеся шахматисты»

Цель:

*Познакомить детей с именами выдающихся шахматистов прошлого, чемпионами мира по шахматам. Вызвать гордость за наших шахматистов (Алехин, Смыслов, Петросян, Карпов, Каспаров);

*развивать познавательный интерес;

*воспитывать


Словесно-дидактическая игра «Секретная фигура»

Задание:

  • описать секретную фигуру

Цель:

*вызвать у детей интерес к шахматным фигурам, умение видеть все детали фигуры,

*развивать фантазию, обогащать внутренний мир детей.

*развивать самостоятельность, инициативу, творчество в познавательно- исследовательской деятельности, поддерживать проявления индивидуальности в исследовательском поведении ребенка, избирательность детских интересов.

Словесно-дидактическая игра «Угадай-ка»

Задание:

  • угадать шахматную фигуру

Цель:

*развивать умение включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания;

*обогащать словарный запас детей, развивать внимание

*способствовать развитию уверенности детей в себе, осознания роста своих достижений, чувства собственного достоинства.

Словесно-дидактическая игра «Шахматная шкатулка»

Задание:

  • отгадывание и загадывание загадок из шахматной шкатулки

Цель:

*учить отгадывать и развивать умение сочинять загадки самостоятельно;

*формирование звуковой аналитико-синтетической активности через умение разгадывать загадки или отвечать на шахматные вопросы;

*воспитывать интерес к словотворчеству, развивать интеллект у детей


Образовательная область « Познавательное развитие»

ФЭМП.

Экспериментирование и исследование.

Мир природы.

Цель:

*развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

*формирование познавательных действий, становление сознания;

* развитие воображения и творческой активности.


Дидактическая игра «Морской бой»

Задание:

  • найти и уничтожить шахматные фигуры, расположенные на шахматной доске.

Цель:

*развивать самостоятельность, инициативу, творчество в познавательно- исследовательской деятельности, поддерживать проявления индивидуальности в исследовательском поведении ребенка, избирательность детских интересов

*развивать умение ориентироваться на шахматной доске

*воспитывать самоконтроль и ответственность за свои действия и поступки.


Дидактическая игра «Ход конём»

Задание:

  • сделать как можно больше ходов конём, оцифровывая поля, где конь уже был, вторично на оцифрованные поля ходить нельзя.

Цель:

* развивать умение включаться в коллективное исследование, обсуждать ход шахматной фигурой Конь

* совершенствовать познавательные умения: упорядочивать, классифицировать объекты действительности;

*воспитывать познавательный интерес детей.



Дидактическое задание «Дойти конём до финиша»

Задание:

  • дойти шахматной фигурой Конь, обходя камни-преграды или прыгая по ним до финиша

Цель:

*Совершенствовать умение самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе.

*Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение

*Вырабатывать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер.


Дидактическая игра «Горизонталь, вертикаль, диагональ»

Задание:

  • найти на шахматной доске горизонтали, вертикали и диагональные линий. Обозначить их с помощью простого карандаша и линейки

Цель:

*развивать творчество в познавательно- исследовательской деятельности, поддерживать проявления индивидуальности в исследовательском поведении ребенка через экспериментирование с полосками;

*развивать умение включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания.


Дидактическая игра «Что общего»

Задание:

  • сравнить шахматные фигуры по нескольким признакам, установить общие признаки по разным основаниям, группировать на основе существенных признаков.

Цель:

*Совершенствовать познавательные умения: замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, использовать вариативные способы сравнения, с опорой на систему сенсорных эталонов, упорядочивать, классифицировать объекты действительности, применять результаты познания в разных видах детской деятельности;

*Развивать пространственное мышление,

*Формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы. Вызвать желание иметь шахматы дома и привлекать родителей в свою игру

Дидактическое задание "Лабиринт"

Задание:

  • провести шахматную фигуру по лабиринту

Цель:

*Учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность и внимание;

* Развивать практически-действенное мышление;

* Расширять кругозор, пополнять знания, активизировать мыслительную деятельность дошкольника

Дидактическое задание "Кратчайший путь"

Задание:

  • предложить дойти кратчайшим путём до финиша шахматной фигурой

Цель:

* учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание;

*развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, элементы поисковой деятельности, умение мыслить, доказывать правильность своего решения;

*развивать практически-действенное мышление

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля»

Задание:

  • захватить или защитить поле, используя свои шахматные фигуры

Цель:

*Совершенствовать умение самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе.

*Формировать умение классифицировать, сравнивать и обобщать и развивать пространственное мышление, простейших графических умений и навыков.

*Воспитывать интерес к шахматам.

Дидактические игры: «Рокировка».

Задание:

  • Учить детей использовать в игре с четырьмя правилами рокировки.

Цель:

* Учить радоваться красивым комбинациям. Расширять кругозор, умение предвидеть результаты своей деятельности

*Развивать самоконтроль и ответственность за свои действия и поступки

*воспитывать познавательный интерес детей.


Дидактическая игра: «Защита от шаха».

Задание:

  • Самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи

Цель:

*Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение.

*Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения.

*Воспитывать интерес к игре в шахматы.

Дидактические игры: «Мат или не мат», «Мат в два хода».

Задание:

  • Познакомить детей с самой короткой партией в два хода. Дать понятия в шахматной игре: ничья; пат; мат.

Цель:

*Научить детей планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку в процессе шахматной игры.

* Выполнять несложное рассуждение и завершать его умозаключением, соблюдая причинно-следственную связь. Расширять кругозор, пополнять знания, активизировать мыслительную деятельность дошкольника


Дидактические игры: «Узнай адрес фигуры», «Разнеси письма по адресам»

Задание:

  • Познакомить детей с языком записи шахматных ходов – нотацией.

Цель:

*Развивать умение включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания.

*Дать знания обозначения каждой фигуры.

*Развивать внимательность и собранность


Дидактические задания: «Один в поле воин»

Задание:

  • Отработка практических навыков.

Цель:

*Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение.

*Воспитывать, усидчивость, целеустремленность, , волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений;

Дидактическая игра «Курица и зёрнышки»

Задание:

*уничтожить всех пешек на шахматной доске , меняя своё направление шахматной фигурой (Курица- ладья, слон, ферзь или конь)

Цель:

*закрепить передвижение шахматных фигур по шахматной доске и ориентировку в пространстве;

*совершенствовать умение самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе;

*формировать внимание, умение работать по образцу.

Развивающая игра «Шахматный задачник»

Задание:

*решить шахматную задачу, выбрав нужное направление в каждой из предложенной позиции.

Цель:

*развивать умственные способности детей через умение найти лучший ход;

*развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение.

*развивать практически-действенное мышление.

*выполнять несложное рассуждение и завершать его умозаключением, соблюдая причинно-следственную связь.

*расширять кругозор, пополнять знания, активизировать мыслительную деятельность дошкольника

Дидактическая игра «Квадрат для суперкоролев»

Задание:

*разместить четыре суперкоролевы на мини шахматной доске 5*5, чтобы ни одна из них не атаковала бы при этом другую

Цель:

*учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление;

*развивать память , наблюдательность, внимание;

*воспитывать интерес к игре в шахматы.


Дидактическая игра «Шифр шахматных полей»

Задание:

*расставить на шахматной доске соответствующие числа вместо знаков вопросов, разгадав числовую закономерность

Цель:

*учить ориентироваться на шахматной доске, обогащать детскую фантазию

*способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольников.

*воспитывать самостоятельность и собранность


Дидактическая игра «Кто умнее?»

Задание:

*закрепить передвижение фигур на шахматной доске;

Цель:

*закрепить знания шахматных фигур, их расстановки, правил и приёмов игры;

*развивать интеллектуальные способности;

*воспитывать уважение друг к другу.


Дидактическая игра «Ставим мины»

Задание:

*расставить как можно больше мин за одну минуту;

Цель:

* повторить ход шахматного коня;

*научить ребёнка учиться с интересом и удовольствием, развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, элементы поисковой деятельности, умение мыслить, доказывать правильность своего решения.

*развивать комбинаторные способности, смекалку, сообразительность, логическое мышление



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических и подвижных игр по шахматам

Шахматы – это целый мир со своими законами, легендами, «королями» и трагедиями. Это древняя игра настолько глубока, что в ней могут найти себя самые разные люди, в том числе и ...

Картотека игр по обучению игре в шахматы: "Учим играя".

Шахматы живут и развиваются около двух тысячелетий. Их долголетию можно только позавидовать. Чем же они привлекательны? Прежде всего, тем, что шахматы предоставляют человеку возможность творческого со...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.

Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...

Картотека игр по шахматам

Мы предлагаем Вам подборку  дидактических игр по обучению игре в шахматы детей среднего и старшего дошкольного возраста....

Картотека загадок о шахматах

Загадки о шахматах...