Программа и отчеты "Играем в шашки" для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Волошина Марина Николаевна

Программа и отчеты "Играем в шашки" для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА

ДЕТСКИЙ САД №27 "ФИЛИППОК" 2 КОРПУС

Программа дополнительного образования

для детей старшего дошкольного возраста

«Играем в шашки»

 

Разработала

Волошина Марина Николаевна

Пояснительная записка

Программа «Играем в шашки» направлена на обогащение досуговой деятельности детей 5-7 летнего возраста. Необходимо быть особенно внимательным в подборе вида деятельности. Нельзя отступать и от принципов Примерной основной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Г.С. Комаровой, М.А. Васильевой, которые построены на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлены на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, развитие способностей.

Программой, культурно - досуговая деятельность по формированию у детей умения играть в шашки предполагает самостоятельную деятельность детей, отдых, приобщение детей к интересной и полезной деятельности, формирование стремления активно участвовать в развлечениях, общаться, быть доброжелательными и отзывчивыми: осмысленно использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной деятельности, развитие творческих способностей, любознательности памяти, воображения, умения правильно вести себя в различных ситуациях, расширение представлений о традициях и обычаях народов России.

 Игра в шашки затрагивает образовательные области:

Познавательное        развитие.        

Проводятся        занятия,         дидактические        игры,         конкурсы, соревнования для интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

-развитие познавательно-исследовательской деятельности;

-формирование элементарных математических преставлений;

-расширение кругозора детей.

Социально - коммуникативное развитие.

Используются дидактические, логические игры, проблемные ситуации для овладения способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

-развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

-развитие компонентов устной речи (обогащение словаря, проявление интереса к смыслу слов; освоение форм речевого этикета, диалогической и монологической речи)

Речевое развитие. Используются произведения познавательной направленности (сказки, стихи, сказания, легенды); рассматривание иллюстраций, картинок.

Физическое развитие. Проводятся подвижные игры, физкультминутки, развлечения, досуги для достижения целей по охране здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение одной из задач - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей и создание эмоционально благоприятного климата в группе.

Актуальность данной программы заключается в том, что интеллектуальная игра «шашки» является одним из наиболее распространенных видов спорта в нашей стране и в мире. Этой игрой увлечены миллионы людей различных возрастов и профессий. Игра в шашки развивает мышление, тренирует память, воспитывает настойчивость, смекалку, трудолюбие, целеустремленность, точный расчет, формирует характер. Игра в шашки помогает ребенку быстрее адаптироваться к школьным условиям, легче усвоить учебный материал, развивает память и усидчивость, способность предвидеть и находить нестандартные решения.

Актуальность данной программы заключается также в использования шашечной игры в качестве средства формирования творческих способностей и воображения детей.

Мир вокруг нас чрезвычайно динамичен. Шашки позволяют воспитывать психическую устойчивость, выносливость и надежность для безошибочной работы. Эти качества трудно воспитать в зрелом возрасте. Шашками увлекались знаменитые полководцы. Наполеон во всех походах не расставался с перламутровой шашечной доской. Петр Первый не только сам играл, но и широко популяризировал шашки на ассамблеях. Увлекался также шашками А.В. Суворов и другие. Шашки привлекают именно тем, что воспитывают и тренируют личностные качества в любой области

Программа является основным курсом изучения шашечной игры и даёт фундаментальный объём знаний основ теории русских шашек.

 Педагогическая целесообразность программы состоит в решении следующих задач:

расширять кругозор,

пополнять знания,

активизировать мыслительную деятельность дошкольников,

учить ориентироваться на плоскости,

тренировать логическое мышление и память, наблюдательность и внимание,

вырабатывать у детей настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер.

Данная культурно - досуговая деятельность позволяет ребенку раскрыться, ведь играя, ребенок живет в особом мире; изящество и красота отдельных ходов, комбинаций доставляют ему истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой, стимулирует к занятию другими видами спорта. Согласно всем известной поговорке: «Чтоб гроссмейстером стать, надо много знать, постоянно физкультурой, спортом заниматься, ежедневно закаляться». Игра в шашки способствует всестороннему развитию.

Цели, задачи, принципы реализации программы

 Цели программы:

Знакомство детей с игрой «Шашки», историей возникновения, правилами.

Воспитание нравственно-волевых качеств:

умения строго соблюдать правила игры;

умения побеждать;

умения проигрывать достойно.

 Задачи программы:

Заинтересовать детей игрой в шашки.

Создать условия для интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Дать детям знания основных приемов тактики и стратегии шашечной игры.

Познакомить детей с применением приёмов тактики и стратегии.

Привить детям навыки применения изученных приёмов в практической игре.

Познакомить детей с историей зарождения и развития шашечной игры в мире.

Познакомить детей с шашечными играми стран и народностей мира.

Учить детей играть строго по правилам.

Развивать чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации.

Воспитывать спокойствие и уверенность в своих силах, настойчивость, умение достойно выигрывать и проигрывать с достоинством.

Развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность, ориентировку в пространстве.

Пополнить словарный запас.

Подготовить детей к итоговому празднику «Шашечный турнир».

 Принципы реализации программы:

Принцип последовательности и системности - позволяет разрешить противоречия между необходимостью формирования системы знаний, умений и навыков. Это обеспечивается системным построением программы и установлением межпредметных и внутрипредметных связей. Это позволило более чётко структурировать учебный материал. Последовательность в обучении обеспечивает доступность учебного материала, прочность его усвоения, постепенное нарастание трудностей и развитие познавательных возможностей обучаемых. Реализуется в процессе тематического планирования

Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям предусматривает знание уровней актуального психического и личностного развития, воспитанности и социальной зрелости обучаемых.

Принцип единства группового и индивидуального обучения предполагает их оптимальное сочетание. Обусловлен тем, что индивид становится личностью благодаря общению и взаимодействию с другими людьми, что обеспечивает социализацию и развитие.

Принцип сознательности и творческой активности обучаемых утверждает их субъективность в творческом процессе. Активность обучаемых может иметь репродуктивный и творческий характер.

Принцип доступности обучения требует учёта в его организации реальных возможностей обучаемых. Реализация этого принципа связана с учётом уровня развития познавательной сферы обучаемых. Традиционная дидактика рекомендует идти от простого к сложному.

Принцип наглядности зависит от качества дидактических материалов и технических средств.

Принцип продуктивности и надёжности обязывает осуществлять выбор форм и методов обучения в соответствии с целями, совершенствовать их в интересах достижения целей.

Характеристика детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Старший дошкольный возраст характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.

Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.

Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.

Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.

Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.

В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложно грамматические конструкции.

Для деятельности ребенка 5 - 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.

 

Сроки реализации программы, формы и режим занятий

Программа «Играем в шашки» разработана для детей старших групп ДОУ (в возрасте 5-7 лет). Программа реализуется в качестве оказания дополнительных бесплатных образовательных услуг в детском саду.

Занятия проводятся 2 раза в месяц обучающие и 2 раза в месяц с индивидуальными отработками навыков.

Этапы реализации программы Технология деятельности строится по этапам:

Познакомить с доской, научить правильно её класть (горизонтальные ряды имеют номер, а вертикальные обозначаются буквами латинского алфавита). Продолжая знакомить с доской, дать основные понятия: дамочное ряды, дамочные поля, берты, бортовые поля.

Познакомить с правильным передвижением шашек.

Показать цепочки-диагонали. Познакомить со всеми диагоналями. Познакомить с диагоналями, обозначенными волнистой линией. Они образуют косяк.

Научить расставлять шашки. Познакомить с белыми и чёрными (у белых преимущество), с простыми шашками и дамками (у дамок преимущество).

Научить ходить шашками. Существует два вида ходов: тихий и ударный, которые осуществляются по диагонали (преимущество за ударным ходом).

Ожидаемые результаты работы

Результативность данной программы зависит от выполнения задач, стоящих перед игрой в шашки, которые по своему содержанию делятся на:

Образовательные - расширяют кругозор, пополняют знания, активизируют мыслительную деятельность дошкольника, учат ориентироваться на плоскости, тренируют логическое мышление и память, наблюдательность и внимание.

Воспитательные – вырабатывают у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер.

Эстетические - играя, ребёнок живёт в особом мире, изящество и красота отдельных ходов, комбинаций доставляют ему истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.

Физические - среди ребят, играющих в шашки, часто бывает такая поговорка: «Чтобы гроссмейстером стать, надо много знать, постоянно физкультурой, спортом заниматься, ежедневно закаляться». Чтобы хорошо играть в шашки, надо быть физически здоровыми.

Результативность обучения по программе определяется с помощью устного опроса, задач-тестов, конкурса по решению простых комбинаций.

Входной контроль осуществляется только в начале учебного года в виде устного опроса. Текущий контроль осуществляется в середине учебного года в виде задач-тестов. Итоговый контроль проводится в конце учебного года в виде турнира. Итоги реализации дополнительной образовательной развивающей программы «Играем в шашки» можно проводить на открытых занятиях для родителей, во время участия в конкурсах, соревнованиях, турнирах.

Содержание программы

Представляемая программа - это не только способ обучения игре в шашки, но и средство образования.

Данная программа позволяет объединить развлечение с обучением. Обучение в процессе игры создает комфортные условия для усвоения учебного материала. В игре ребёнку легче социализироваться в общество, т. к. здесь нет назидательности. Тем не менее, умная игра, заставляющая включить внимание, интеллект и волю к победе - незаменима.

Данная программа актуальна, потому что шашки позволяют развить воображение, фантазию, зрительную память, мышление и восприятие нового предмета, тонкий вкус и сознательный контроль над своими чувствами.

Отличительной особенностью данной программы является развитие мышления и понимания через игру в шашки, формирование желания заниматься шашками углубленно и достичь спортивных высот в этом виде спорта.

Программа является основным курсом изучения шашечной игры и дает фундаментальные знания по основам теории русских шашек.

Обучение должно проходить ненавязчиво, поэтапно. Содержание программы обусловлено правильно организованной, культурно - досуговой деятельностью по формированию у детей умения играть в шашки. Подтверждается содержание программы наличием перспективного планирования.

Формы работы по программе.

Учебные занятия по данной программе проводятся со всеми детьми, по группам и индивидуально.

 Методы организации занятий:

Словесные: лекция; беседа; рассказ; сказка; объяснение педагога; теоретические и судейские семинары; анализ партий и типовых позиций.

Наглядные: показ видеоматериалов; показ педагога; работа с демонстрационной доской; консультационные партии, матчи.

Практические: конкурс решения комбинаций, этюдов, задач; тесты; сеанс одновременной игры; игра вслепую; тренировочные партии, матчи; квалификационные турниры; экскурсия; доклады обучающихся. Основной формой является комбинированное занятие, которое включает в себя: организационный момент, разминку, закрепление предыдущего материала, введение нового материала (теория). Затем, как правило, следует игровая часть занятия, то есть непосредственно сама шашечная игра (практика), и подведение итогов - озвучивание результатов и другое. Обучение происходит в увлекательной, преимущественно игровой форме, в виде практических занятий, на которых обучающиеся играют, анализируют, выполняют различные логические задачи, решают задания на память, внимание. Особенностью методики проведения занятия является разнообразие активных видов детской деятельности, а именно формы тренировочных занятий должны быть многообразными, смена которых позволяет избегать монотонности, снимает напряжение и усталость. Тренировки следует варьировать, комбинировать из отдельных элементов: решение заданий, матчи, конкурсы, турниры, анализ партий. Главнейшая задача - избегать утомительного однообразия, поддерживать у детей интерес.

Методическое, материально-техническое обеспечение программы

В группе должна быть организована соответствующая предметно-развивающая среда для того, чтобы дети во время самостоятельных игр могли продолжать работать с материалами, осуществлять интеграцию известных ему способов игры или строить тип делового партнёрства со сверстниками.

Формы работы с родителями

  • Консультация о пользе шашек
  • Рекомендации для родителей о том, как облегчить горечь поражения
  • Индивидуальные беседы об успехах детей с родителями
  • Совместные игры - занятия с детьми и родителями

Перспективный план программы «Играем в шашки» в старшей группе

№ занятия

Тема, задачи занятия

Форма выполнения

1

Познакомить детей с историей игры «Шашки»

Презентация

2

Познакомить детей с доской, научить правильно её класть, объяснить, что горизонтальные ряды имеют номер, а вертикальные обозначаются латинскими буквами. Заинтересовать детей названиями полей (линии, по которым будут ходить шашки).

Беседа, показ

3

Продолжаем знакомить детей с доской. (Игра «Собери доску» - в конверте – доска, она разрезана. Задача: собрать и положить перед собой и соперником верно).

Продолжаем знакомить детей с диагоналями, их названиями. Познакомить детей с шашками. Объяснить, что до начала игры все шашки черные и белые расславляются на определенных «своих» горизонталях. Показать на доске. Дети ставят индивидуально.

Беседа, показ на демонстрационной доске.

Индивидуальная работа. (Игра «Расставь правильно шашки». Проводиться индивидуально на скорость (можно применить секундомер). Возможно деление на две команды.)

4

Научить передвигать шашки по диагоналям только вперед на соседнее поле, называя каждый ход.

Познакомить детей с двумя видами ходов: тихий и ударный. Научить пользоваться полученными знаниями практически.

Игра «Расставь правильно». Используем шахматную доску, и карточки с названиями полей. Проводится в виде диктанта индивидуально и по группам.

Показ на демонстрационной доске, объяснение.

Тренировать детей в быстром и правильном нахождении полей, вертикалей, диагоналей, показывая и называя их (отмечать быстроту, можно засекать по секундомеру, что оживляет занятие).

5

Показать, как простая шашка, попадая на дамочное поле в лагере соперника, превращается в дамку. Дать основные понятия: дамочные ряды, дамочные поля.

Рассмотреть два принципа установки дамки на поле. Закреплять порядок расстановки шашек, названия вертикальных и горизонтальных рядов.

Показ на демонстрационной доске, объяснение, тренировка

6

Познакомить с правилами игры в шашки.

Убедить детей в том, что правила нарушать запрещено - не получится настоящего серьёзного

«боя», а значит, не будет честной победы

Показать детям игру в шашки от начала до конца с опытным напарником, вызывая желание продолжать учиться играть в эту сложную игру.

Беседа, показ на демонстрационной доске.

7

Закрепить игровые правила через показ игры по этим правилам с опытным партнером.

Провести беседу с детьми о возможных результатах игры. О том, как необходимо принимать на себя поражение и воспринимать победу противника, как достойно должен вести себя победитель, чтобы не обидеть проигравшего.

Беседа, объяснение, показ

8

Дать детям понятия: заблокированная шашка, защищенная, проходная шашка и показать на практике, научить пользоваться этими ходами в игре.

Повторить правила игры в шашки. Ввести в речь слова: арбитр, партнеры, атака, анализ.

Показ на демонстрационной доске, объяснение, тренировка

9

Познакомить детей с новыми терминами: композитор, композиция в шашках.  (Рассказывание сказки «Чародеи композиций»).

Продемонстрировать детям некоторые композиции.

Познакомить с возможными ходами, приводящими к тому, что шашку можно побить либо запереть. Продемонстрировать практически, используя термины: проигравший, победитель.

Беседа, анализ, объяснение, тренировка

10

Познакомить детей с шашечными играми стран и народностей мира.

Продолжать закреплять правила игры в шашки, умение играть в шашки по этим правилам практически. Провести беседу об эстетике шашечных партий, красоте композиций, о шашечной культуре.

Презентация, беседа

11

Познакомить детей с терминами: арбитр, тренер, партнёры, атака, взятие, жертва, жребий, защита, анализ, без которых не обходится ни один настоящий игрок. Закрепить термины показом игры тренера с ребенком. Научить детей пользоваться терминологией во время игры.

Показ, тренировка

12

Продолжать знакомить детей с терминами: композитор, композиция. Составить несколько композиций для разрешения их детьми, закрепляя изученные правила и варианты ходов, выявляя самых сообразительных.

Предложить детям самостоятельно составить свою или понравившуюся из предложенных композиций на магнитной доске или на месте для партнёра.

Показ на демонстрационной доске, анализ дидактических заданий

13

Познакомить детей с термином жребий, используя его практически, поделить детей на пары.

Дать детям понятие слова «партия». Применить его практически, предоставив детям возможность поиграть в парах от начала игры и до конца.

Беседа, тренировка

14

Познакомить детей с новыми словами: турнир и таблица. Объяснить, что истинный победитель выявляется по проведению двух и более партий.

Закрепить деление на пары с помощью жребия. Убедить всех детей, что любой случайно выпавший по жребию напарник - достойный игрок.

Беседа, тренировка

15

Познакомить детей с ситуацией, когда бьются две и более шашки за один ход. (Основываясь на правиле: «Бить обязательно!», позволить игроку побить две и более шашек одновременно:

игрок не должен прекращать удар, не побив все шашки, которые можно взять этим ударным ходом). Осуществить для детей показ.

Научить, не торопясь, обдумывать свои ходы, стремиться стать для партнера учителем - тренером. Достойно реагировать на поражение и победы.

Беседа, показ на демонстрационной доске, тренировка

16

Воспитывать умение детей самостоятельно делиться на игровые пары. (Предложить детям, по желанию, разделиться на игровые пары для выявления сильнейшего из игроков. Результаты занести в таблицу).

Воспитывать дружелюбие, стимулировать взаимопонимание в общении. Пронаблюдать, как умеют реагировать на победу и поражение дети, находящие общий язык и идущие на компромисс в других играх (похвалить тех, кто уже научился контролировать себя).

Беседа, показ на демонстрационной доске, тренировка

17

Предложить детям сформулировать знакомые им правила игры в шашки.

По жребию разбить детей на пары, а результаты игры занести в таблицу. Произвести партию дети против тренера, где дети - одна целая команда. Тренер играет белыми шашками, а дети по очереди подходят и делают ход, который считают нужным, черными шашками. Один в поле не воин!)

Решение дидактических задач, тренировка

18

ИТОГОВЫЙ ТУРНИР

ИТОГОВЫЙ ТУРНИР

Подвести практический итог проведенных занятий.

создать условия для интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

Дать детям возможность продемонстрировать свои умения.

Активизировать мыслительную деятельность, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, находчивость, смекалку.

Развивать чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации.

Воспитывать спокойствие и уверенность в своих силах, настойчивость, умение достойно выигрывать и проигрывать.

Предварительная работа:

Заранее познакомить детей с правилами проведения турнира, чтобы все участники осознанно относились к предъявляемым к ним со стороны арбитров требованиям.

Приготовить на занятиях по изобразительной деятельности пригласительные билеты для родителей.

Составить жюри, назначить ответственного за награждение.

Подготовить музыкальное сопровождение для турнира.

Подготовить группу для проведения мероприятия.

Правила шашечного турнира:

Начинают игру сразу все участники. Арбитры следят за ходом игры, как только пары будут заканчивать игру, арбитры определяют победителей, из числа победителей составляют пары для следующего этапа турнира. Турнир длится до тех пор, пока не будут выявлены лидеры на первое, второе, третье места. Продолжительность турнира не должна превышать 60 минут.

Список литературы для педагогов и родителей

  1. Антология шашечных комбинаций. - М.: ФиС, 1988.
  2. Герцензон Б. М., Наприенков А., Филлипов К. "О шашках в шутку и всерьёз". - Ростов - на
  3. – Дону: Ростовское книжное изд - во, 1991 г.
  4. Городецкий В. "Книга о шашках", Москва, Изд-во "Детская литература", 1989 г
  5. Литвинович В., Перченок И. «Школа позиционной игры. Русские шашки». - Москва: ФиС, 1984
  6. Список литературы для детей.
  7. Барский Ю., Герцензон Б. "Приключения на шашечной доске". – Ленинград: Лениздат, 1969 г.
  8. Герцензон Б. М., Напреенков А., Филиппов К. "О шашках в шутку и всерьёз". - Ростов-на- Дону: Ростовское книжное изд - во, 1991 г.
  9. Козлов И. П., Миротин Б., Торчинский А. "Комбинации в шашечной партии". – Москва: изд - во "Физкультура и спорт", 1952 г.
  10. Герцензон. Б.М. Напреенков А А. Шашки - это интересно. Учебник шашечной игры. – СПб.: Литература, 1989. – 256 с.
  11. Громов Г.В., Свечников А. А. На старт, новички! - СПб., 2003.


Предварительный просмотр:

СПРАВКА по итогам мониторинга освоения содержания дополнительной образовательной программы "Играем в шашки" 5-7 лет

(конец 2020-2021 уч.года)

Воспитатель: Волошина М.Н.

Списочный состав группы на конец учебного года составляет 25 обучающихся:

  • мальчики – 16
  • девочки – 9

В мониторинге приняло участие 25 обучающихся, что составляет 100 % от общего числа воспитанников группы.

Высокий уровень составил   76% (19 детей). 

Такие дети знают основные термины, правила хода и взятия, умеют перемещать шашки по шахматной доске, имеют представление об элементарных правилах игры и пытаются их применять в практических занятиях, умеют правильно расставлять шашки в начальное положение, умеют решать простые шашечные задачи.

Средний уровень составил   24% (6 детей). 

У этих детей есть трудности с концентрацией внимания и усидчивостью. Отсюда возникают проблемы с усваиванием, но при небольшой помощи педагога дети вспоминают правила и применяют в практике.

Низкий уровень составил 0% (0 детей)

Рекомендации по улучшению показателя:

Развивать мышление, память, тренировать логическое мышление, наблюдательность, внимательность. Продолжать учить детей правилам игры, умению применять полученные знания на практике.

Итоговые сводные результаты:

Программный материал дополнительной образовательной программы "Играем в шашки" 5-7 лет усвоен полностью

Общий анализ результатов



Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста

«Играем в шашки» направлена на обогащение досуговой деятельности детей 5-7 летнего возраста и формированию у детей умения играть в шашки. После обучения предлагается самостоятельная деятельность детей, отдых, приобщение детей к интересной и полезной деятельности, формирование стремления активно участвовать в развлечениях, общаться, быть доброжелательными и отзывчивыми: осмысленно использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной деятельности, развитие творческих способностей, любознательности памяти, воображения, умения правильно вести себя в различных ситуациях, расширение представлений о традициях и обычаях народов России.

Программа «Играем в шашки» разработана для детей старших групп ДОУ (в возрасте 5-7 лет), реализуется в качестве оказания дополнительных бесплатных образовательных услуг в детском саду. Занятия проводятся 2 раза в месяц обучающие и 2 раза в месяц с индивидуальными отработками навыков.

В своей работе с детьми старшей группы «Пчёлки» я ставила перед собой следующий цели:  

  • Познакомить детей с игрой «Шашки», историей ее возникновения, правилами.

Воспитывать нравственно-волевые качества: умение строго соблюдать правила игры; умение побеждать; умение проигрывать достойно

Во время обучения была проведена работа с родителями: Консультация о пользе шашек, Рекомендации для родителей о том, как облегчить горечь поражения, Индивидуальные беседы об успехах детей с родителями

Перспективный план программы «Играем в шашки» в старшей группе, который был использован при подготовке и проведении занятий:

Тема, задачи занятия

Форма выполнения

1

Познакомить детей с историей игры «Шашки»

Презентация

2

Познакомить детей с доской, научить правильно её класть, объяснить, что горизонтальные ряды имеют номер, а вертикальные обозначаются латинскими буквами. Заинтересовать детей названиями полей (линии, по которым будут ходить шашки).

Беседа, показ

3

Продолжаем знакомить детей с доской. (Игра «Собери доску» - в конверте – доска, она разрезана. Задача: собрать и положить перед собой и соперником верно).

Продолжаем знакомить детей с диагоналями, их названиями. Познакомить детей с шашками. Объяснить, что до начала игры все шашки черные и белые расславляются на определенных «своих» горизонталях. Показать на доске. Дети ставят индивидуально.

Беседа, показ на демонстрационной доске.

Индивидуальная работа. (Игра «Расставь правильно шашки». Проводиться индивидуально на скорость (можно применить секундомер). Возможно деление на две команды.)

4

Научить передвигать шашки по диагоналям только вперед на соседнее поле, называя каждый ход.

Познакомить детей с двумя видами ходов: тихий и ударный. Научить пользоваться полученными знаниями практически.

Игра «Расставь правильно». Используем шахматную доску, и карточки с названиями полей. Проводится в виде диктанта индивидуально и по группам.

Показ на демонстрационной доске, объяснение.

Тренировать детей в быстром и правильном нахождении полей, вертикалей, диагоналей, показывая и называя их

5

Показать, как простая шашка, попадая на дамочное поле в лагере соперника, превращается в дамку. Дать основные понятия: дамочные ряды, дамочные поля.

Рассмотреть два принципа установки дамки на поле. Закреплять порядок расстановки шашек, названия вертикальных и горизонтальных рядов.

Показ на демонстрационной доске, объяснение, тренировка

6

Познакомить с правилами игры в шашки.

Убедить детей в том, что правила нарушать запрещено - не получится настоящего серьёзного

«боя», а значит, не будет честной победы

Показать детям игру в шашки от начала до конца с опытным напарником, вызывая желание продолжать учиться играть в эту сложную игру.

Беседа, показ на демонстрационной доске.

7

Закрепить игровые правила через показ игры по этим правилам с опытным партнером.

Провести беседу с детьми о возможных результатах игры. О том, как необходимо принимать на себя поражение и воспринимать победу противника, как достойно должен вести себя победитель, чтобы не обидеть проигравшего.

Беседа, объяснение, показ

8

Дать детям понятия: заблокированная шашка, защищенная, проходная шашка и показать на практике, научить пользоваться этими ходами в игре.

Повторить правила игры в шашки. Ввести в речь слова: арбитр, партнеры, атака, анализ.

Показ на демонстрационной доске, объяснение, тренировка

9

Познакомить детей с новыми терминами: композитор, композиция в шашках.  (Рассказывание сказки «Чародеи композиций»).

Продемонстрировать детям некоторые композиции.

Познакомить с возможными ходами, приводящими к тому, что шашку можно побить либо запереть. Продемонстрировать практически, используя термины: проигравший, победитель.

Беседа, анализ, объяснение, тренировка

10

Познакомить детей с шашечными играми стран и народностей мира.

Продолжать закреплять правила игры в шашки, умение играть в шашки по этим правилам практически. Провести беседу об эстетике шашечных партий, красоте композиций, о шашечной культуре.

Презентация, беседа

11

Познакомить детей с терминами: арбитр, тренер, партнёры, атака, взятие, жертва, жребий, защита, анализ, без которых не обходится ни один настоящий игрок. Закрепить термины показом игры тренера с ребенком. Научить детей пользоваться терминологией во время игры.

Показ, тренировка

12

Продолжать знакомить детей с терминами: композитор, композиция. Составить несколько композиций для разрешения их детьми, закрепляя изученные правила и варианты ходов, выявляя самых сообразительных.

Предложить детям самостоятельно составить свою или понравившуюся из предложенных композиций на магнитной доске или на месте для партнёра.

Показ на демонстрационной доске, анализ дидактических заданий

13

Познакомить детей с термином жребий, используя его практически, поделить детей на пары. Дать детям понятие слова «партия». Применить его практически, предоставив детям возможность поиграть в парах от начала игры и до конца.

Беседа, тренировка

14

Познакомить детей с новыми словами: турнир и таблица. Объяснить, что истинный победитель выявляется по проведению двух и более партий.

Закрепить деление на пары с помощью жребия. Убедить всех детей, что любой случайно выпавший по жребию напарник - достойный игрок.

Беседа, тренировка

15

Познакомить детей с ситуацией, когда бьются две и более шашки за один ход. (Основываясь на правиле: «Бить обязательно!», позволить игроку побить две и более шашек одновременно: игрок не должен прекращать удар, не побив все шашки, которые можно взять этим ударным ходом). Осуществить для детей показ.  Научить, не торопясь, обдумывать свои ходы, стремиться стать для партнера учителем - тренером.

Беседа, показ на демонстрационной доске, тренировка

16

Воспитывать умение детей самостоятельно делиться на игровые пары. (Предложить детям, по желанию, разделиться на игровые пары для выявления сильнейшего из игроков. Результаты занести в таблицу).

Воспитывать дружелюбие, стимулировать взаимопонимание в общении. Пронаблюдать, как умеют реагировать на победу и поражение дети, находящие общий язык и идущие на компромисс в других играх (похвалить тех, кто уже научился контролировать себя).

Беседа, показ на демонстрационной доске, тренировка

17

Предложить детям сформулировать знакомые им правила игры в шашки.

По жребию разбить детей на пары, а результаты игры занести в таблицу. Произвести партию дети против тренера, где дети - одна целая команда. Тренер играет белыми шашками, а дети по очереди подходят и делают ход, который считают нужным, черными шашками. Один в поле не воин!)

Решение дидактических задач, тренировка

18

ИТОГОВЫЙ ТУРНИР

Работа с детьми

Работа с родителями:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная НОД «Профессия пожарного – почетная и важная» по разделу программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста» Н.К. Авдеевой для детей подготовительной логопедической группы.

Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является че...

План – конспект подгрупповой коррекционно-логопедической ОД для детей старшей группы с ФФНР (с использованием ИКТ) из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ"

Коррекционно-образовательные цели: Расширение и активизация словаря детей по теме «Зима» (метель, снег, снежинка,  вьюга, буран, снегопад, заснеженный).Совершенствование грамматического стро...

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни), разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» Под ред. / Т.И. Бабаева, А.Г. Гого

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни),разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного обра...

Дополнительная образовательная программа «Играем в шахматы» для детей старшего дошкольного возраста разработана с учетом ФГОС дошкольного образования

Игра для дошкольника ведущий вид деятельности, в котором ребенок учится, развивается и растет. Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ...

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, имеющими логопедическое заключение: ОНР (в условиях дошкольного логопункта)

Данная рабочая  программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания детей с ОНР от 5 до 7 лет в условиях дошкольного логопункта.  В соответствии с Зак...

Рабочая программа «Дополнительная общеразвивающая программа по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Грамотейка"

Программа курса “Грамотейка” предназначена для занятий с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.Курс нацелен на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фо...

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ г. НИЖНЕВАРТОВСКА ДС №38 «ДОМОВЕНОК» НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫ

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 6 ДО 7 ЛЕТПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ г. НИЖ...