СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛНОЦЕННОГО ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация

Дошкольное детство - является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет ребёнок проходит огромный путь развития. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛНОЦЕННОГО ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Дошкольное детство - является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет ребёнок проходит огромный путь развития. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.

Согласно Всемирной организации здравоохранения психическое здоровье – это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

 Здоровье это….. Состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Психологическое здоровье- - это необходимое условие полноценного развития ребенка. Психологическое здоровье ребенка является предпосылкой не только его эмоционального благополучия и физического здоровья, но и хорошей школьной успеваемости, а также   последующей успешной социализации, решения вопроса о выборе жизненного пути. 

Психологическое здоровье включает в себя разные компоненты жизнедеятельности человека:

  • состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;
  • адекватное социальное поведение;
  • умение понимать себя и других;
  • более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
  • умение делать выбор и нести за него ответственность .

 

Виды  здоровья

Физическое – это когда у ребенка высокая работоспособность, он устойчив  к заболеваниям, у него отсутствуют хронические заболевания.

Психическое здоровье-  это умение управлять своими чувствами,  мыслями, способность изменять свое поведение в ситуациях.

Социальное – это умение налаживать отношения с окружающими людьми в разных жизненных ситуациях.

Духовное -  это наши жизненные правила, нравственные ценности, то чем мы дорожим в жизни,  и считаем правильным.

Основные показатели  психологического здоровья дошкольника

интеллектуальное – проявление умственных способностей, любознательности, высокийуровнь обучаемости;

социально-нравственное – честность, эмпатичность, коммуникабельность, терпимость, сформированность навыков общения;

эмоциональное – уравновешенность, высокая самооценка, эмоционально-эстетическая отзывчивость на прекрасное, способность удивляться и восхищаться.

Психологическое здоровье ребёнка формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Спокойная, доброжелательная обстановка, создаваемая взрослыми, которые внимательно относятся к эмоциональным и физическим потребностям ребенка, осуществляют за ним систематическое наблюдение, предоставляют ему больше самостоятельности и независимости, является основным условием для полноценного психического развития ребёнка.   

            В задачи психологической поддержки входят:         

Воспитание положительного отношения к себе и принятие других людей.

Обучение рефлексивным навыкам (умение давать оценку своим чувствам, выявлять причины поведения, контролировать эмоции).

Формирование потребности в саморазвитии (умение находить выход в непростых    ситуациях, не сдаваться, если сразу не получается).

Психологически здоровый дошкольник–это дошкольник, у которого наблюдается сбалансированность внутренних ( познавательных, эмоциональных , физиологических) и внешних ( требования социального окружения) особенностей развития личности.

К внешним факторам (среда) можно отнести неблагоприятные семейные условия, неблагоприятные условия связанные с детским учреждением. В детском учреждении психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем, отвержение (непринятие) воспитателем личности ребенка, игнорирование обращений ребенка, появления конфликтных отношений со сверстниками и т. д. Это нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование личности ребенка. Семья, доу, общество, СМИ и т.д.
К 
внутренним (личностным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка при построении работы, особенно оздоровительной, создаст благоприятную почву для эффективного созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка.

Что же это за условия:

• создание благоприятного эмоционального климата в каждой возрастной группе, в том числе за счет исключения из практики работы педагогов авторитарных методов воздействия;

• удовлетворение важных потребностей ребенка: в игре, двигательной активности, самостоятельном познании окружающего;

• единство требований к ребенку со стороны  педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей;

• организация непосредственно образовательной деятельности с учетом психологических и физиологических возможностей ребенка;

• целенаправленная психологическая работа с детьми, родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения;

• обеспечение психологического комфорта и эмоционального благополучия дошкольников путем создания в группах детского сада уголков психологического здоровья.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

  • Задачи здоровьесберегающих технологий:
  • - создание адекватных условий для развития и оздоровления детей;
  • - сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности;
  • - создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья –

Гимнастика пальчиковая - это комплекс упражнений для развития мелкой моторики. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Гимнастика для глаз - это комплекс упражнений для снятия усталости глаз, профилактики близорукости и улучшения зрения.

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.

Гимнастика дыхательная - это система дыхательных упражнений, направленная главным образом на профилактику и лечение заболеваний связанных с органами дыхания. Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста.

Гимнастика пробуждения - это комплекс мероприятий (упражнений, облегчающих переход от сна к бодрствованию.

Физкультминутки и динамические паузы - это пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Во время занятий, 1-2 мин., по мере утомляемости детей во всех возрастных группах. Предназначены для предупреждения утомления и снижения работоспособности.

Подвижная игра - это эмоциональная деятельность детей, которая связана с выполнением основных движений, связанных с обязательными для всех играющих правилами. На прогулке, в групповой комнате - малой и со средней степенью подвижности.

Релаксация - упражнения на снятие эмоционального напряжения, приводящие к глубокому мышечному расслаблению. В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни.

Цель этих технологий - развитие физических качеств и становление физической культуры дошкольников, осознанного отношения к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его.

Физкультурное занятие - это ведущая форма организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам.

Утренняя гимнастика - это комплекс упражнений, который настраивает, заряжает весь организм ребенка положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день в целом.

Самомассаж - это самостоятельное массирование отдельных мышечных групп или всего тела собственными руками, без помощи другого лица. Проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях.

Точечный самомассаж - регулирует деятельность внутренних органов, повышает защитные силы организма в целом.

3. Коррекционные технологии - направлены на обеспечение психического и социального здоровья ребенка-дошкольника.

Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения его со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.

Артикуляционная гимнастика - это совокупность особых, с определенной целью подобранных упражнений, способствующих укреплению мышц артикуляционного аппарата.

Упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Сказкотерапия - это способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил. Используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия.

Технология воздействия цветом - правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Технология музыкального воздействия - используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.

Психогимнастика - это спец. упражнения, игры, направленных на развитие и коррекцию различных аспектов психики ребенка, его познавательной и эмоционально-личностной сферы.

Песочная тепария

Кинезиологические  упражнения

Показатели психологического комфорта  детей:

  • устойчивое бодрое состояние;

- доминирование положительных эмоций, радостное настроение;
- высокий физический тонус;
- отсутствие тревожности;
- высокие показатели адаптивности;
- хороший сон, аппетит;
- высокая познавательная и творческая активность;
- дружелюбность, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми;
- отсутствие агрессии;
- низкая заболеваемость.

Ожидаемый результат: 

- развитие психических процессов ;

-  расширение представлений об окружающем мире;

-  формирование навыков деятельности и поведения;

-  развитие коммуникативной сферы;

-  гармонизация сенсорной сферы;

-  развитие моторной сферы;

-  улучшение эмоциональной сферы личности ребенка.

И, в заключении своего вступления, хочется сказать, что только совместными усилиями мы поможем нашим детям стать тем гармонично развитым человеком -  жизнерадостными, творческими, открытыми, чего я  нам искренне желаю.

 А доброжелательный настрой формирует обстановку вокруг нас, создает уют, хорошую атмосферу не только в детском коллективе, но и между коллегами.

Помните, что  каким бы ни были советы ученых, друзей, родственников о воспитании, применение их в каждом конкретном случае было и остается искусством каждого конкретного человека.

«… Ребёнок беспомощен, но мудрость взрослых даёт ему

защиту, так как именно окружающие ребёнка взрослые

способны создать приемлемые условия для его

полноценного развития. Основа такого развития-

психологическое здоровье, от которого во многом зависит

здоровье человека в целом»

Хухлаева О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль на тему :«Организация работы по созданию условий формирования полноценных знаний и навыков в игровой деятельности дошкольников в течение дня»

Данный материал предназначен для молодых специалистов (старших воспитателей)Материал состоит из: Плана тематического контроля.Справки тематического контроля....

Создание условий для сохранения психологического здоровья дошкольников

Данный материал был представлен на Педагогической конференции и представляет собой опыт работы по использованию Сенсорной комнаты в ДОУ....

Создание условий для полноценного физического и психического развития ребенка в семье.

Создание условий для полноценного физического и психического развития ребенка в семье....

Создание комфортных условий для сохранения психического здоровья дошкольника

Создание комфортных условий для сохранения психического здоровья дошкольника – задача здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Доклад "Создание условий для полноценного психического развития детей старшего дошкольного возраста"

Доклад "Создание условий для полноценного психического развития детей старшего дошкольного возраста"...

Тематический педсовет "Создание условий в ДОУ для полноценного физического и психического здоровья дошкольников"

Поиск эффективных форм инновационных подходов и новых технологий при организации работы ГДО по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей....

Создание условий в дошкольном учреждение для полноценного физического и психического здоровья дошкольников.

Методические материалы  подготовлены педагогом-психологом для педагогического совета с целью обменом опыта внутри коллектива и для организации благоприятного пространства  и условий  дл...