Зачем нужна пальчиковая гимнастика в дошкольном детстве
статья

Лельгант Вероника Сергеевна

Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, а её развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров. Развитие мелкой моторики готовит руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т. д. Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса, а если стихотворение не проговаривать, а напевать — то и музыкального слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya2.doc626.5 КБ

Предварительный просмотр:

Зачем нужна пальчиковая гимнастика.

Комплекс игр, упражнений, направленный на развитие пальцев, мелкой моторики рук, кистей, психологических процессов представляет пальчиковую гимнастику. Занятия расслабляют, подготавливают к школьному обучению, налаживают общение со сверстниками, отвлекают от неприятных моментов. На подушечках детских пальчиков находится множество нервных окончаний, стимуляция которых приводит к активации мозговой деятельности. Доказано, гимнастика и массаж влияют на развитие речи, психологических процессов, письменного навыка.

Цели гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (1,5-3 года):

развитие речи ребенка;

стимуляция, тренировка артикуляционного аппарата;

формирование навыка слежения за объектом;

развитие психологических процессов;

обучение ритму;

совершенствование координации движений;

отработка навыка правильного повторения за действиями других людей.

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) гимнастика позволяет:

расслабить напряжение мышц руки, кисти;

сформировать психологические процессы;

совершенствовать мелкую моторику рук;

развивать непроизвольное внимание;

стимулировать процесс говорения, обогащать словарный запас ребенка.

У старших дошкольников (5-6 лет) пальчиковые игры помогают:

подготовить ребенка к школе;

стимулировать познавательную активность;

развивать мелкую моторику рук, что положительно сказывается на подготовке к письму;

обогатить словарный запас ребенка;

развивать творческие способности крохи.

IMG_256

Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления можно проводить дома. Работа будет проходить легче для малыша в присутствии родного человека. Иногда дошкольники боятся сделать неправильное движение руками, выполнить задание неверно, поэтому неактивно работают во время гимнастики в детском саду. В домашних условиях важно проводить гимнастику, учитывая возрастные особенности ребенка.Особенно полезны пальчиковые гимнастики и игры для детей младшего дошкольного возраста. Занятия способствуют активному становлению и запуску речи. Малышам нравится повторять за взрослым движения, они внимательно слушают стишки и песенки, которые сопровождают упражнения. Применять в игре можно специальную логопедическую картотеку.

Проводя домашние занятия, необходимо соблюдать правила:

Для малышей младшего дошкольного возраста первые занятия должны проходить не более 1 мин, далее по 3-5 мин.

Родитель должен хвалить малыша за успехи, не ругать при неправильном повторении за взрослым.

Чтобы игры проходили весело и интересно, следует использовать пальчиковую гимнастику, соответствующую возрастным особенностям малыша.

Для игр важно использовать песенки и стишки, которые малыш смог бы далее повторять за взрослым, они должны быть небольшими и легкими для восприятия.

Упражнения нужно подбирать по степени сложности: начинать с простых, переходя на более сложные.

Нижеприведенный комплекс развивает речь ребенка, психологические процессы, мелкую моторику рук.

Дошкольникам среднего возраста нравятся упражнения, где необходимо пропеть песенку, выучить стишок, повторять за взрослым. В детском саду уделяют отдельное внимание во время игры тому, как кроха слушает и воспринимает задание, запоминает его. Для проведения занятий можно применять следующий материал:

карточки с предметами, явлениями природы, фигур и т. д.;

схемы или картинки с прорисованным движением пальцев;

иллюстрации, о которых говорится в стишке: животные, одежда, мебель и т. д.;

презентации для воссоздания зрительного образа.

Развитию речи будут способствовать упражнения, где ребенку нужно будет повторять за взрослым движения и слова. Детям 4-5 лет нравится играть в театр теней, когда нужно изобразить животных, растение. Можно ставить с ребятами небольшие постановки по мотивам изученной сказки.

IMG_256

Играть с детьми старшего школьного возраста в пальчиковые игры и проводить гимнастику полезно в качестве подготовки к школе. Осваивать письмо легче, если мелкая моторика рук будет активно развиваться в домашних условиях и школе. Первоклассникам трудно расслабить мышцы кистей, пальцы, что провоцирует сложности в написании простых каллиграфических элементов.

Можно играть с дошкольниками, опираясь на знания, полученные в детском саду: счет, цвета, формы и т. д. Ребятам нравится пальчиковая игра «Твистер», когда необходимо поместить подушечки пальцев на том цвете, что выпадает в кубиках. Для игры понадобятся 2 кубика, один с цветовой палитрой, второй с указанием нужного пальца, разноцветный лист в виде кружков. Можно устроить соревнования, заниматься вместе с родителями или сверстниками.

Использовать в работе с дошкольниками старшего возраста можно не только упражнения и игры, но и специальные массажные мячики. Они тренируют мышцы кисти, расслабляют ее. Важно катать предмет не только на ладони, но и отдельно по каждому пальчику, соединяя их вместе с помощью мяча.

Важно в процессе занятий с детьми любого возраста соблюдать временные рамки и комбинацию упражнений. Чтобы процесс обучения и развития давался ребенку легко и интересно, нужно проводить упражнения не более 5 минут, чередуя их с отдыхом или самомассажем пальцев, ладони.

Игры и гимнастика показаны всем дошкольникам для всестороннего развития, стимулирования процесса говорения, творческой деятельности, коммуникабельности. Особенно важно проводить занятия дома, не только в дошкольном учреждении, если ребенок отстает в речевом развитии. Неоднократное повторение стишков и песенок во время упражнений и игр приводит к их запоминанию. Позже ребенок начинает повторять за взрослым либо отдельные слова, либо полностью стихотворе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей "Зачем нужна пальчиковая гимнастика?"

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев", "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мо...

Зачем нужна пальчиковая гимнастика

Зачем нужна пальчиковая гимнастика...

Консультация для родителей "Зачем нужна пальчиковая гимнастика"

Данный материал в доступной форме рассказывает родителям о необходимости развивать пальчики малыша с самого раннего возраста и раскрывает последовательность работы по развитию мелкой моторики....

Консультация для родителей: «Зачем нужна пальчиковая гимнастика?»

Все движения организма имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии познания и речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаю...

Консультация для родителей "Зачем нужна пальчиковая гимнастика"

Консультация для родителей "Зачем нужна пальчиковая гимнастика"...

Зачем нужна пальчиковая гимнастика?

В чем же заключается влияние пальцев на развитие познания и речи?...

Консультация «Зачем нужна пальчиковая гимнастика»

В чем же заключается влияние пальцев на развитие познания и речи?Все движения организма имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии познания и речи...