Методы контроля и оценки результатов учебно-познавательной деятельности детей
материал

Гармаева Туяна Дашиевна

Методы контроля и оценки результатов учебно-познавательной деятельности детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_kontrolya_i_otsenki_rezultatov_uchebno.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Методы контроля и оценки результатов учебно-познавательной деятельности детей

Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования. Крайне необходим он и для успешного протекания процесса обучения, что вполне объяснимо с психологической точки зрения: каждый из участников педагогического взаимодействия неизбежно теряет рычаги управления своей деятельностью, если не получает информации о ее промежуточных результатах. Контроль призван обеспечить внешнюю обратную связь (контроль педагога) и внутреннюю (самоконтроль ребенка). Контроль направлен на получение информации, анализируя которую, педагог вносит необходимые коррективы в осуществление процесса обучения. Это может касаться изменения содержания, пересмотра подхода к выбору форм и методов обучения или же принципиальной перестройки всей системы учебной работы.

Контроль бывает разных видов и форм, а также может осуществляться с помощью разнообразных методов. Методы контроля — это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя. Наиболее доступным методом контроля является проводимое педагогом планомерное, целенаправленное и систематическое наблюдение за деятельностью детей. В связи с тем что результаты наблюдений за поведением и деятельностью детей нелегко удержать в памяти, целесообразно вести специальные записи в дневниках, отражая как общие, так и конкретные факты, касающиеся отдельных детей.

Теорией и практикой обучения установлены следующие педагогические требования к организации контроля за учебно-познавательной деятельностью учащихся:

- индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля за работой каждого ребенка, за его личной деятельностью, не допускающий подмены результатов обучения отдельных детей итогами работы коллектива (группы), и наоборот;

- систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебно-познавательной деятельности детей;

- разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей, развивающей и воспитывающей функции, повышение интереса детей к его проведению и результатам;

- всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все виды деятельности, обеспечивать проверку знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся;

- объективность, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы педагога, основанные на недостаточном изучении уровня развития детей или предвзятом отношении к некоторым из них;

- дифференцированный подход, учитывающий индивидуальные качества детей, требующий от воспитателя педагогического такта, адекватной методики контроля;

- единство требований воспитателей и других педагогов, работающих с данной группой детей, а также родителей.

Соблюдение указанных требований обеспечивает надежность контроля и выполнение им своих задач в процессе обучения.

Методы проверки и самопроверки результативности деятельности (текущий анализ и самоанализ результатов деятельности). В процессе обучения в различных сочетаниях используются методы устного и практического контроля и самоконтроля деятельности детей.

Устный опрос (беседа) осуществляется в индивидуальной и фронтальной формах.

Цель устного индивидуального контроля — выявление педагогом знаний, умений и навыков ребенка. Ребенку предлагается ответить на общий вопрос, который в последующем разбивается на ряд более конкретных, уточняющих. При этом ребенку предоставляется свобода при формулировании ответа. Дополнительные вопросы при индивидуальном контроле задаются при неполном ответе, если необходимо уточнить детали, проверить осознанность ответа.

Устный фронтальный контроль (опрос) требует серии логически связанных между собой вопросов по небольшому объему материала и применяется с целью повторения и закрепления материала, пройденного за короткий промежуток времени. По отношению к индивидуальному опросу фронтальный имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества в том, что он активизирует работу всей группы, позволяет спросить всех детей, так как при фронтальном опросе детям предоставляется возможность участвовать в дополнении, уточнении, подтверждении, исправлении ответа товарища. Недостатки фронтального опроса очевидны: он не проверяет степень осознания ответа, дошкольники склонны к повторению уже данных ранее ответов, возможны случайные удачные ответы детей.

Практический контроль применяется, когда надо проверить сформированность тех или иных умений и навыков практической работы (в исследовательской, продуктивной, игровой деятельности, в труде) или двигательных навыков (в двигательной, музыкально-художественной деятельности). В этих случаях очень важно развивать в детях навыки самопроверки: анализировать результат деятельности, сравнивать его с предполагаемым (образцом), выяснять причины неудач, исправлять ошибки, выявлять и запоминать удачные и эффективные способы действия. Практический контроль должен быть направлен на обучение детей навыкам самоконтроля, когда ребенок овладевает не только самой деятельностью, но и способами оценки ее результата.

С развитием информационных технологий обучения все шире используется машинный контроль. Наибольшее распространение получили различные виды программированного контроля, когда дети должны из нескольких вариантов возможных ответов выбрать правильный. Преимущество машинного контроля в том, что машина беспристрастна. Кроме того, выполнение заданий, связанных с работой на персональном компьютере, привлекательно для детей, стимулирует их познавательную активность. Возможности применения компьютерных технологий велики. В силу интереса детей к таким заданиям формируется мотивация к самостоятельному поиску способа решения той или иной познавательной задачи и исправления ошибок, если решение не привело к искомому результату. Вместе с тем этот метод не выявляет затруднений, типичных ошибок и других нюансов, которые не проходят мимо внимания педагога при устном контроле. Поэтому, применяя данный метод, педагогу следует подбирать такие задания, которые были бы максимально приближены к практической деятельности детей.

Высокоформализованные и низкоформализованные методы контроля относятся, прежде всего, к мониторинговым исследованиям педагогического процесса, включающего в себя диагностику уровня развития детей. На различных этапах обучения проводится «входная» диагностика (предварительный контроль), промежуточная диагностика («срезовый», тематический контроль), «выходная» диагностика (итоговый контроль). Предварительный контроль направлен на выявление уровня развития детей, чтобы спланировать педагогическую работу, чтобы определить, на чем следует акцентировать внимание, какие вопросы требуют больше времени, а на чем следует только остановиться, поможет индивидуально подойти к каждому ребенку. Промежуточный («срезовый», тематический) контроль осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и т.п. и имеет целью выявление достижений и трудностей детей и коррекции планирования. Методики проверки всегда должны соответствовать задаче. Для выяснения усвоения знаний, например, проводится беседа с детьми. Но она не должна быть лишь вербальной. Дошкольник может лучше проявить себя, если беседовать по картинке, игрушке, если беседа проходит в естественной обстановке, как бы непроизвольно. Все это важно для фактического, а не формального выяснения картины развития детей и оценки эффективности педагогической работы. Итоговый контроль проводится в конце полугодия, всего учебного года, а также по окончании обучения в детском саду.

В качестве диагностического инструментария должна выступать совокупность апробированных, описанных в психолого-педагогической литературе диагностических методик, позволяющих определить уровень развития планируемых интегративных качеств ребенка. При этом необходимо сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных. Связано это с тем, что применение лишь одного метода не позволяет получить объективную картину сформированное™ интегративного качества. Так, например, для выявления «способности ребенка предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке» недостаточно проанализировать продукт изобразительной деятельности, надо побеседовать с ребенком на предмет формирования замысла, сюжета и т.п., поскольку взрослому не всегда понятно содержание рисунка ребенка, и можно сделать ошибочные выводы об уровне сформированности умения создавать и реализовывать замысел.

Только тщательное изучение с помощью разных методик, а не единичное тестирование (тесты употребляются лишь как элемент исследования) дает основание судить о степени развития или задержке в развитии ребенка. Проверка может проводиться на разном содержании — все зависит от поставленной задачи. Например, необходимо выяснить уровень развития игровой деятельности детей определенной возрастной группы. В этом случае планируется длительное (в течение недели) наблюдение за играми детей. Фиксируется содержание игр, их продолжительность, развернутость сюжета, наличие ролей, характер игровых и реальных взаимоотношений между детьми. Полученные данные соотносятся с объективными показателями игровой деятельности в определенном возрасте. Например, воспитатель знает, что дети среднего дошкольного возраста способны играть в небольших объединениях (два- три человека), разворачивать простой сюжет, устанавливать ролевые отношения и удерживать их в течение 15—20 минут. Наблюдения же показали, что дети играют «рядом», а не «вместе», часто меняют роль («Я уже не мама, давай я буду дочкой»), не умеют договариваться друг с другом, не умеют разделить игрушки и др. Если подобная картина зафиксирована воспитает телем один раз, то это еще не дает ему оснований делать вывод о неразвитости игровой деятельности. Он совместно с психологом должен установить причину нежелательных явлений. Если же в течение недели одни и те же дети проявляли себя аналогично, можно делать вывод об уровне развития игровой деятельности и планировать работу по исправлению положения.

Довольно типичной ошибкой педагогов является использование материалов диагностики без ориентации на конкретного ребенка. Педагоги, применяя диагностический инструментарий, предлагаемый авторами методический пособий, подходят к этому формально, сверяя ответы ребенка с шаблоном. Например, в одной из программ авторами для выявления уровня сформированности логического мышления предлагается задание «Убери (найди) лишнюю картинку» и дается перечень правильных ответов. При этом известны случаи, когда воспитатели ориентируются только на правильность ответа ребенка, не принимая во внимание его пояснений. Например, диагностика по серии картинок «Диван, кресло, стул, шкаф» (правильный ответ — шкаф). Ребенок выбирает кресло и поясняет свой выбор тем, что все остальные названия предметов мебели могут быть преобразованы в уменьшительные существительные — диванчик, стульчик, шкафчик, а «про кресло не говорят «кресличко», некрасиво звучит, так не говорят». По сути, ребенок развернул логическую цепочку рассуждений, однако педагогом данный ответ был прият как однозначно не правильный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Новый подход к контролю и оценке результатов обучения, учитывающие требования ФГОС»

«Новый подход к контролю и оценке результатов обучения,  учитывающие требования ФГОС»...

Результаты познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Развитие познавательной активности ребёнка, его исследовательских способностей – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, иссл...

Общие рекомендации по организации учебно-познавательного процесса для детей с нарушением зрения

Особенности зрительного восприятия изображения учениками с офтальмологической патологией сугубо индивидуальны. Но общие рекомендации по организации учебно-познавательного процесса данной категории обу...

Развитие учебно-познавательной компетенции у детей младшего дошкольного возраста через познавательно - исследовательскую деятельность

Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность...

Презентация Развитие учебно-познавательной компетенции у детей младшего дошкольного возраста через познавательно - исследовательскую деятельность

Представить участникам мастер-класса экспериментирование, как одну из форм проведения поисково-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста...

Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности воспитанников

Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности воспитанников...