Тематическая проверка «Оценка организации опытно-экспериментальной деятельности детей»
опыты и эксперименты по окружающему миру на тему

Шакирзянова Лилия Камиливна

///

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическая проверка

«Оценка организации

опытно-экспериментальной деятельности детей»

План – график тематического контроля

Содержание контроля

Форма

Сроки

Ответственный

Анализ условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей

Анализ предметно-развивающей среды

Зав. МБДОУ,

ст. воспитатель

Планирование экспериментальной деятельности

Анализ планов воспитательно-образовательной работы

Зав. МБДОУ,

ст. воспитатель

Анализ занятий с элементами опытно-исследовательской деятельности

Посещение занятия

Зав. МБДОУ,

ст. воспитатель

Организация работы с родителями

(наглядно-тестовая информация)

Оценка наглядной информации для родителей по проблеме

Зав. МБДОУ,

ст. воспитатель

Критерии анализа

Возрастная группа

Средняя

Старшая

Подготовит.

Качество оформления уголка экспериментирования: эстетика, поддержание порядка

Оборудование и материалы для экспериментирования

Соответствие оборудования, пособий и материалов гигиеническим требованиям и правилам техники безопасности

Соблюдение принципов построения предметно-развивающей среды, педагогическая целесообразность

Соответствие материала и пособий возрастным особенностям детей и требованиям программы

 «Анализ условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей»


Выводы: экспериментальные уголки с  мини-лабораториями, организованные в каждой группе, имеют необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности: увеличительные стекла, магниты, песочные часы, разнообразные емкости, подносы, мерные ложки, природный материал, коллекции семян, камней, песка, ракушек, т.е. все материалы. С помощью которых дети опытным путем познают тайны живой и неживой природы.

        

«Планирование экспериментальной деятельности»

Направление воспитательно-образовательной работы

Возрастная группа

Средняя

Старшая

Подготовит.

Планирование опытов на ОД

Планирование экспериментальной работы на прогулках

Планирование самостоятельной опытно-экспериментальной и познавательно-исследовательской деятельности

Планирование поисковых и исследовательских методов на занятиях по другим разделам

Индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми

Дидактические игры

Работа с материалами уголка экспериментирования

Досуг, развлечения

Работа с семьей

Выводы: при проверке планов воспитательно-образовательной работы отмечено наличие в режиме дня времени, специально отведенного для познавательно-исследовательской деятельности. Педагоги предусматривают в плане работу с родителями: индивидуальные и групповые консультации, беседы, информационные материалы. Прослеживается планирование работы с материалами уголка экспериментирования, самостоятельной опытно-экспериментальной работы на прогулках.

«Анализ ОД с элементами опытно-исследовательской деятельности»

Критерии анализа

Оценка

Действия воспитателя

Предварительная подготовка

Определение цели опыта

Использование необходимого оборудования

Организация детей

Проведение и использование результатов опыта

Руководство опытом:

Формулировка вопросов

Обращается ли внимание на существенное

Учит ли педагог детей рассуждать

Учит ли сравнивать факты

Четкая и доходчивая формулировка стоящей перед детьми задачи

 (что хотим узнать?)

Оценка деятельности детей на ОД

Подведение итогов опытной деятельности, формулировка выводов

Критерии анализа

 Общие требования к организации опытной деятельности:

Один и тот же опыт проводить дважды

Выбор двух объектов (опыт и контроль) для проведения длительных опытов

При проведении опытов не причинять вреда животным и растениям

Действия детей

Отношение к экспериментальной деятельности

Познавательное отношение устойчиво. Дети проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач

Целеполагание

Самостоятельно видят проблему. Активно высказывают предположения. Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами

Планирование

Самостоятельно планируют предстоящую деятельность. Осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями

Реализация

Действуют планомерно. Помнят о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняют ход деятельности. Доводят дело до конца

Рефлексия

Устно формулируют, достигнут или нет результат, замечают неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способны устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи. Делают выводы

Выводы: педагог в достаточном объеме использует методы детского экспериментирования на ОД по ознакомлению дошкольников с окружающим миром, широко использует ТСО: аудиозапись шума водопада, осветительные приборы для создания тени и т.д. Воспитатель правильно формулирует вопросы, старается обращать внимание детей на существенное. Один и тот же опыт проводился дважды. Воспитатель в достаточном объеме владеет специальными опосредованными методами активизации познавательных способностей дошкольников, реализует индивидуальный подход к каждому ребенку, решая при этом образовательные и методологические задачи. Педагог соблюдает принципы построения развивающей среды и выполнение правил техники безопасности.

Дети проявляли инициативу и творчество в решении проблемных задач. Организуя познавательно-исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность, воспитатель развивает у детей мыслительные, речевые и творческие способности. Ребята с удовольствием проводили опыты с водой: выясняли, есть ли у нее форма, цвет, запах, вкус. Все опыты вызвали живой интерес у ребят, и они сразу же захотели их повторить. Педагог была готова к такой ситуации и заранее подобрала все необходимые материалы в соответствующем количестве. Таким образом, дошкольники получили элементарные знания об основных физических и химических свойствах воды.

 «Организация работы с родителями»

Критерии анализа

Возрастная группа

Средняя

Старшая

Подготовит.

Содержание материала

Конкретность информации

Доступность предлагаемого материала

Краткость изложения

Эстетичность оформления

Педагогическая целесообразность

Форма подачи материала

Стенды

Ширмы

Информационные письма, памятки

Выставки продуктов детской деятельности

Востребованность предлагаемого материала родителями

Выводы: на данное число эстетично оформленная наглядно-стендовая информация для родителей имелась в наличии в приемных каждой возрастной группы. Работа воспитателей с семьями воспитанников направлена на педагогическое просвещение родителей в вопросах организации опытно-экспериментальной деятельности детей. Выявив трудности, с которыми сталкиваются родители, их ошибки и промахи, воспитатели оказывают им необходимую помощь советами, рекомендациями, периодически проводят консультации: «Юный исследователь», «Организация среды для экспериментирования», «Дела домашние или обучение в естественных условиях», «Опишем ощущения», «Наблюдения в природе и их отражение в детских рисунках» и т.д., которые имеют конкретную информацию и востребованы родителями.

        Большую поддержку популяризации детского экспериментирования группы оказали родители воспитанников. Многие из них участвовали в обогащении уголка экспериментирования, оснащении его необходимым оборудованием.

        

 

Справка

по итогам тематической проверки по вопросу «Оценка организации опытно-экспериментальной деятельности детей». Проверка проведена комиссией в составе председателя комиссии: заведующей МБДОУ; члена комиссии: старшего воспитателя  в соответствии с приказом по МБДОУ «О проведении тематической проверки» по вопросу  «Оценка организации опытно-экспериментальной деятельности детей».

        В ходе проверки были проанализированы по плану-графику следующие разделы:

- анализ условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей;

-  планирование экспериментальной деятельности;

-  анализ занятий с элементами опытно-исследовательской деятельности;

- организация работы с родителями (наглядно-тестовая информация)

        Жажда впечатлений, желание детей самостоятельно исследовать мир вокруг заставляет педагогов искать новые методы организации детского экспериментирования. Эффективность работы  в этом направлении зависит  также от своевременного контроля деятельности воспитателей по созданию соответствующей предметно-развивающей среды в ДОУ.

 Исследование – один из видов познавательной деятельности. Основная его функция – познание, изучение объекта исследования.

 Экспериментальные уголки с  мини-лабораториями, организованные в каждой группе, имеют необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности: увеличительные стекла, магниты, песочные часы, разнообразные емкости, подносы, мерные ложки, природный материал, коллекции семян, камней, песка, ракушек, т.е. все материалы, с помощью которых дети опытным путем познают тайны живой и неживой природы.

При проверке планов воспитательно-образовательной работы отмечено наличие в режиме дня времени, специально отведенного для познавательно-исследовательской деятельности. Педагоги предусматривают в плане работу с родителями: индивидуальные и групповые консультации, беседы, информационные материалы. Прослеживается планирование работы с материалами уголка экспериментирования, самостоятельной опытно-экспериментальной работы на прогулках.

Планирование  поисковых и  исследовательских методов на ОД не обнаружено. В подготовительных группах не имеется в наличие дидактических игр.  

На число проверки эстетично оформленная наглядно-стендовая информация для родителей имелась в наличии в приемных каждой возрастной группы. Работа воспитателей с семьями воспитанников направлена на педагогическое просвещение родителей в вопросах организации опытно-экспериментальной деятельности детей. Выявив трудности, с которыми сталкиваются родители, их ошибки и промахи, воспитатели оказывают им необходимую помощь советами, рекомендациями, периодически проводят консультации: «Юный исследователь», «Организация среды для экспериментирования», «Дела домашние или обучение в естественных условиях», «Опишем ощущения», «Наблюдения в природе и их отражение в детских рисунках» и т.д., которые имеют конкретную информацию и востребованы родителями.

        Большую поддержку популяризации детского экспериментирования группы оказали родители воспитанников. Многие из них участвовали в обогащении уголка экспериментирования, оснащении его необходимым оборудованием.

Педагоги в достаточном объеме используют методы детского экспериментирования на ОД по ознакомлению дошкольников с окружающим миром, развитию речи.  Воспитатели правильно формулируют вопросы, стараются обращать внимание детей на существенное. Один и тот же опыт проводился дважды. Дети проявляли инициативу и творчество в решении проблемных задач. Организуя познавательно-исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность, педагоги развивают у детей мыслительные, речевые и творческие способности.

Педагоги в достаточном объеме владеют специальными опосредованными методами активизации познавательных способностей дошкольников, реализовывают индивидуальный подход к каждому ребенку, решая при этом образовательные и методологические задачи. Педагоги соблюдают принципы построения развивающей среды и выполнение правил техники безопасности.

Дети с удовольствием проводили опыты с веерами, водой, песком, камушками, листом бумаги. Выясняли, есть ли у воды форма, цвет, запах, вкус; изучали воздух: учились надувать пузыри и ловить их в пакеты, исследуя его свойства. Все опыты вызвали живой интерес у ребят, и они сразу же захотели их повторить. Таким образом, дошкольники знакомятся с различными свойствами веществ, получают элементарные знания об основных физических и химических свойствах явлениях.

Исследовательская деятельность дошкольников, самостоятельный поиск информации и детское экспериментирование дают возможность обогатить содержание воспитательно-образовательного процесса.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка по результатам тематической проверки "Организация художественно- эстетического развития детей" в МАДОУ "Солнышко"

Данная  справка  поможет  старшим  воспитателм  в   проведении  и  оформлении  документации по    тематической  проверке "О...

Примерное тематическое планирование отдельных видов нерегламентированной деятельности детей средней группы

Примерное тематическое планирование отдельных видов нерегламентированной деятельности детей средней группыИгровая деятельность.Сюжетно - ролевая игра.№ЦельСюжеты игр1Учить называть роль, выполнять име...

План тематической проверки «Непрерывность организации образовательной деятельности по речевому развитию в режиме дня»

План тематической проверки  «Непрерывность организации образовательной деятельности по речевому развитию в режиме дня»...

Справка по результатам тематической проверки по теме: "Театральная деятельность в ДОУ"

В справке представлен предстален анализ работы дошкольного учреждения по теме: Театральная деятельность в ДОУ"...

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам тематической проверки «Состояние развития игровой деятельности детей посредством применения инновационных игровых технологий»

Цель: Выяснить состояние работы по игровой деятельности с применениеминновационных игровых технологий в МБДОУ детском саду №5 «Искорка»...