Новые технологии для нового поколения: цифровая образовательная среда дошкольной организации
статья

Маслова Татьяна Константиновна

В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Для современных детей познавательная, исследовательская, игровая деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений. Использование ИКТ – это одно из современных направлений деятельности ДОУ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Цифровая среда ДОУ19.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Новые технологии для нового поколения:
цифровая образовательная среда дошкольной организации»

Учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад №5 «Аленушка» Маслова Татьяна Константиновна

Профессиональный стандарт педагога предполагает владение ИКТ- компетенциями на необходимом и достаточном уровне для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми.
В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Для современных детей познавательная, исследовательская, игровая деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений.

Использование ИКТ – это одно из современных направлений деятельности ДОУ. Средства ИКТ помогли педагогу разнообразить формы сопровождения образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, популяризовать деятельность группы и детского сада в целом. Главным результатом внедрения ИКТ во взаимодействие с родителями стало создание единого информационного пространства образовательного учреждения.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 — 2025 годы включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий.

Тем самым, организация современной цифровой среды в ДОУ способствует реализации ключевых принципов, целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Интерактивные обучающие игры дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования. Цифровые технологии могут стать важным звеном в организации сотрудничества детского сада с семьей, в том числе, при организации дистанционного обучения, создания социальных образовательных сетей и сообществ.

Воспитанники ДОО — это будущие школьники, и их подготовка должна соотносится в том числе и с цифровыми технологиями, имеющими качественное преимущество перед традиционными методиками обучения. Цифровые технологии формируют современную образовательную среду, дают новый потенциал классическим методам и приемам, предоставляют педагогам новые инструменты.

Таким образом, применение цифровых технологий обусловлено, с одной стороны, требованиями ключевых нормативных документов в области образования, с другой стороны, интересами и потребностями детей и родителей.

Области применения цифровых технологий педагогами ДОУ:

1. Ведение документации.

В процессе образовательной деятельности педагог составляет и оформляет документацию: календарные и перспективные планы, отчеты, мониторинг выполнения программы, диагностику развития детей, готовит материал для оформления родительского уголка. Администрация образовательной организации ведет документацию и оформляет отчеты в электронной форме, отправляет их через электронную почту.

Система ЕИСДОУ обеспечивает процесс зачисления воспитанника в ДОУ и управления дальнейшими изменениями. Все движения воспитанников по электронной системе контролируются Отделом образования.

2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.

В современном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания. Методические материалы в виде электронных ресурсов могут быть использованы во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.

Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.

Педагоги имеют возможность совершенствовать свои навыки, обновлять знания и поддерживать непрерывное самообразование и повышение квалификации с помощью Интернет-технологий (к ним можно отнести видеоконференцсвязь, вебинары, онлайн конференции, мастер классы, дистанционное повышение квалификации и переподготовки, конкурсы профессионального мастерства, методических разработок, тестирование). Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем.

3. Воспитательно-образовательный процесс.

Выделяют 3 вида образовательной деятельности с использованием цифровых технологий:

1. Занятие с мультимедийной поддержкой.

Использование мультимедийной презентации позволяет сделать занятие эмоционально окрашенным, интересным, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

2. Занятие с компьютерной поддержкой

Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ. В работе с дошкольниками педагоги используют в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры. В настоящее время выбор компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк.

3. Диагностическое занятие.

Для проведения таких занятий требуются специальные программы, что встречается мало, или вообще не существует по некоторым общеобразовательным программам. Но разработка таких компьютерных программ – это дело времени. С помощью средств прикладных программ можно разработать тестовые задания и использовать их для диагностики.

4. Использование в работе с родителями.

Современные родители мало стали обращать внимание на информационные папки-передвижки в группах, редко замечают объявления, пока воспитатель не обратит на них внимание. Родители предпочитают общаться с педагогами и получать информацию о своем ребенке средствами современных средств: сайт детского сада, чаты в Viber, WhatsApp и др.

Использование мессенджеров и Интернет-сайтов ДОУ, позволяет повысить эффективность общения между педагогами и родителями. Подробная информация о жизни детского сада и его воспитанниках, возможность общаться с помощью чатов и электронной почты – все это помогает более тесно общаться педагогам и родителям, а также вовлекает родителей в жизнь дошкольного учреждения и делает их непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Внедрение цифровых технологий имеет преимущества перед традиционными средствами обучения:

  • Даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее.
  • Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
  • Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.
  • Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь.
  • Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.).

Использование цифровых технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

Цифровые технологии – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.

Цифровизация предоставила возможность детскому саду участвовать в жизни каждого ребёнка, даже тех, кто не посещает детский сад по состоянию здоровья. Родители, чьи дети не посещают ДОУ, имеют возможность обратиться в консультационные центры, созданные на базах детских садов, в центры сопровождения семьи, логопункты. Все эти структурные подразделения призваны помогать родителям воспитывать и обучать, корректировать и направлять, улучшать здоровье их детей.

Цифровые технологии помогают в информатизации всех участников педагогического процесса: для встречи с родителями педагог готовит буклеты, бюллетени, памятки, выполненные в компьютерной программе MS Publisher, которые служат раздаточным материалом, знакомят родителей с теоретическими вопросами, посвященными дифференциальной диагностике нарушений, структуре и механизмам рассматриваемых зрительных, речевых и умственных дисфункций.

Для родителей воспитанников ДОУ, имеющих ПК и доступ в Интернет, организована информационная дистанционная поддержка в области просвещения. Электронная связь помогает решать проблемы конкретного ребенка индивидуально и оперативно. Неформальное общение обеспечило прочную взаимосвязь образовательных и воспитательных воздействий, реализуемых в детском саду и дома.


Вывод:
применение средств ИКТ в педагогической деятельности способствует улучшению качества образовательного процесса, повышению педагогического мастерства, совершенствованию профессиональной деятельности. Использование информационных технологий в общеобразовательном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к изучаемому материалу, способствует активизации произвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, повышению эффективности коррекционной работы, повышению качества делопроизводства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое развивающая образовательная среда дошкольной организации с позиций стандарта дошкольного образования

Cовокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования,...

: Дорожная карта «Цифровая образовательная среда дошкольной организации»

В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста....

«Новые технологии для нового поколения: цифровая образовательная среда дошкольной организации»

В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечело...

Педагогический проект «Современное цифровое пространство в образовательной среде дошкольной организации»

Проект разрабатывался в составе проектной команды администрации и педагогов дошкольного учреждения.Деятельность в рамках проекта позволяет сформировать, раскрыть и апробировать механизмы выстраивания ...

"Новые технологии для нового поколения: цифровая образовательная среда в дошкольной организации"

Цель проекта: создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность дошкольного образования за счет использования цифровых технологий в обучен...

Педагогический проект «Современное цифровое пространство в образовательной среде дошкольной организации»

Деятельность в рамках проекта позволяет сформировать, раскрыть и апробировать механизмы выстраивания цифровой образовательной среды в дошкольной  организации. Цифровая образовательная среда - это...