"Система дидактических игр художественного содержания для детей раннего и младшего дошкольного возраста "
статья (младшая группа)

Елена Юрьевна Ванина

Основная роль детского сада заключается в создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Многое зависит от первого дошкольного опыта, который малыш получит в стенах дошкольной организации, от взрослых, которые научат ребенка любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества и красоту человеческих отношений. Приобщение ребенка к миру искусства – это именно тот «инструмент», который раскрывает в детях творческий потенциал, возникает возможность адаптироваться им в социальной среде. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 111111111.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

Система дидактических игр художественного содержания

для детей раннего и младшего дошкольного возраста

Основная роль детского сада заключается в создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Многое зависит от первого дошкольного опыта, который малыш получит в стенах дошкольной организации, от взрослых, которые научат ребенка любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества и красоту человеческих отношений. Приобщение ребенка к миру искусства – это именно тот «инструмент», который раскрывает в детях творческий потенциал, возникает возможность адаптироваться им в социальной среде. Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей.

В условиях модернизации дошкольного образования и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования стало очевидно, что проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при условии повышения качества научно-методического сопровождения образовательного процесса; повышения компетентности каждого педагога, мотивированного, готового и способного к осуществлению педагогической деятельности.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этот период у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, формируется личная активность, происходят качественные изменения в творческой деятельности.

Одним из ведущих видов деятельности в дошкольном возрасте является игра, потому что даёт возможность ребёнку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, с которыми в реальной жизни ребёнок вступить не может.

Дидактическая игра – это обучающая игра, в ней обязательно будут образовательные задачи, но она должна оставаться игрой и используется в учебно-воспитательном процессе дошкольных образовательных организаций как способ усвоения, систематизации и закрепления знаний, формирования детских умений. Дидактическая игра имеет большие возможности для развития личности и обогащения детского художественно-эстетического развития.

В настоящее время мало исследованы и разработаны дидактические игры, специально направленные на развитие изобразительного творчества дошкольников раннего и младшего возраста. Поэтому возникает противоречие между важностью использования дидактических игр в образовательном процессе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста и незначительном их использовании в образовательной практике ДОО.

Педагогическим коллективом СП «Детский сад» ГБОУ СОШ №12 г.Сызрани было проанализировано большое количество методической литературы, за основу брались цели, задачи известных игр, и затем аналогично выстраивались игры на реализацию задач художественно-эстетического развития детей. По моему мнению данная система, её структура и содержание могут быть успешно использованы для работы в любых дошкольных образовательных организациях.

Анализ исследований помог нам разработать экспериментальную методику.

Основами разработанной методики являются:

- решение в процессе реализации игр всех задач сенсорного (как основы) и художественно-эстетического развития;

- учёт возрастных особенностей детей раннего и младшего дошкольного возраста;

- учёт принципа постепенного усложнения содержания: игры усложняются по мере перехода от репродуктивного характера деятельности детей к более самостоятельному и творческому;

- учёт культурологического принципа: культура является системообразующим механизмом, определяющим поле деятельности людей; воспитание сегодня понимается как явление культуры, в процессе которого «создаётся путь к себе» и происходит осознание своего назначения в жизни; предпосылкой формирования базиса личностной культуры дошкольника является воображение и творчество как главные образующие личности ребёнка;

- учёт принципа сотрудничества с семьёй: создание через специальные формы работы с семьёй мотивации, вызывающей у родителей стремление к использованию в семейном воспитании предложенных ДОО дидактических игр и внесению своего вклада в художественно-эстетическое развитие своих детей;

  • положение, что игру можно рассматривать с одной стороны, как самостоятельную деятельность ребёнка, а с другой стороны – как взаимодействие ребёнка со взрослым, чтобы игра стала «первой школой», средством воспитания и обучения.

На основе изучения теории и практики использования дидактических игр в образовательном процессе ДОО нами была разработана система дидактических игр, направленная на художественно-эстетическое развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста, и как результат данной разработки было выпущено методическое пособие (Дидактические игры художественного содержания для детей раннего и младшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – Ульяновск: Издательство, 2017. - 72 с.).

Данная система дидактических игр позволяет знакомить детей с основными сенсорными эталонами (форма, цвет, величина), способствует развитию технических навыков у детей раннего и младшего дошкольного возраста, интереса к изобразительному искусству.

Разработанная система дидактических игр включает в себя два разделения: игры, направленные на сенсорное развитие и игры, направленные на художественно-эстетическое развитие.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

В данной системе классификации игры разработаны с возраста с 1 года – 1,6 лет и до 4 лет. Например, дидактическая игра на сенсорное развитие:

Игра «Знакомство с матрёшкой»

Цель: Познакомить детей с изделием народного искусства (матрёшка).

Материал: Большая матрёшка.

Ход игры: Взрослый показывает ребёнку матрёшку. Рассказывает, какая она красивая, нарядная. Рассматривает ее наряд. Встряхивает матрёшку. Она гремит. Открывает матрёшку и показывает ее малышу. Закрывает большую матрёшку и ставит две матрёшки рядом. Предлагает ребёнку поиграть с ними.

Художественно-эстетическое развитие подразумевает формирование у детей интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности (рисования, лепки, аппликации, конструировании), развитие способностей к самостоятельному творчеству.

Основной задачей художественно-эстетического развития является развитие технических навыков, умений. Это можно просмотреть в дидактической игре:

Игра «Солнышко»

Цель: Вызвать у ребёнка интерес к изобразительному материалу - краска, стимулировать познавательные действия с ним. Развивать мелкую моторику рук. Упражнять в рисовании ладошками.

Материал: Жёлтая краска, бумага, банка непроливайка для воды.

Ход игры: Предложить ребёнку вместе с взрослым нарисовать ладошками солнышко. При рисовании чередовать ладошки – взрослого, ребёнка и т.д.

В нашем пособии представленная система дидактических игр для детей раннего и младшего дошкольного возраста предназначена как для использования воспитателями в педагогическом процессе ДОО так и для семейного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста

Значение сенсорного развития в раннем возрасте. Краткое описание дидактических игр по сесорному воспитанию, систематизированных по направлениям....

"Формирование интереса к художественному слову у детей раннего и младшего дошкольного возраста".

В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать детям. В статье говорится о том, как воспитать читателя в ребенке....

"Сенсорное развитие. Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Сенсорное развитие. Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания, является пробле...

Доклад по теме "Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представл...

Художественно - эстетическое развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Презентация дидактических игр, направленных на сенсорное развитие (это развитие у ребенка восприятия и формирования представления о внешних свойствах предметов) и на художественно -эстетическое развит...

Тема:«Организация работы по художественно-эстетическому развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО»

Планирование и организация занятий в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»...