Инновационный проект "Родительская пятница"
проект (подготовительная группа)

Никулина Наталья Николаевна

Данный проект направлен на работу с родителями (законными представителями)

      В целях профилактики, а в дальнейшем и коррекции речевых нарушений у воспитанников, возникла необходимость разработать такую систему работы, которая позволяла бы на раннем этапе способствовать формированию возрастных норм речевого развития у детей и повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_roditelskaya_pyatnitsa.docx630.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15»  г. Камень – на – Оби, Каменского района

 V муниципальный конкурс на лучшую методическую разработку

«Все вместе»

Инновационный проект «Родительская пятница»

   

                  «Воспитывает всё: вещи, явления, но прежде всего – люди.

Из них на первом месте –родители и педагоги».

                                                                                        (А.С. Макаренко)

Автор: Никулина Наталья Николаевна

учитель-логопед высшей категории

2023 г.

Аннотация

        Не для кого не секрет, что именно от взрослых, их согласованных действий, умения договориться, помочь друг другу в воспитании детей зависят личностное развитие ребёнка и его психическое здоровье. Эффективность такого сотрудничества определяется степенью взаимопонимания, доверия и взаимопомощи друг другу.

        В соответствии с Концепцией дошкольного образования подход к сотрудничеству с родителями базируется на взаимосвязи семьи и ДОО. Сущность данного подхода состоит в объединении усилий ДОО и семьи с целью личностного развития ребёнка вместе с взрослыми с учётом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и особенностей.

       Отмечается, что рост числа нарушений развития речи в современном мире объясняется не столько медицинскими факторами, но и изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети. И действительно, мониторинг уровня речевого развития воспитанников подтверждает неутешительную статистику возросшего за последние годы увеличения количества детей с речевыми патологиями.

      В целях профилактики, а в дальнейшем и коррекции речевых нарушений у воспитанников, возникла необходимость разработать такую систему работы, которая позволяла бы на раннем этапе способствовать формированию возрастных норм речевого развития у детей и повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья воспитанников.

Актуальность: В нашем современном обществе родители очень заняты и в связи с недостаточным количеством времени не имеют возможности полно, эффективно и успешно взаимодействовать с детским садом во благо развития ребёнка.

    Данную проблему можно и нужно решать с помощью разнообразных интерактивных форм работы с родителями, что позволяет значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, дать возможность наблюдать за совместной деятельностью педагога и детей через различные инновационные формы работы.          Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребёнка. Таким образом, анализ состояния данной проблемы взаимодействия специалиста ДОУ с законными представителями и определил актуальность темы проекта.

Исходя из этого я выдвинула гипотезу: возможно если партнёрство семьи и учителя-логопеда будет более тесным, то процесс развития речи ребёнка будет наиболее эффективным.

Цель проекта: установление партнерских отношений с семьями воспитанников через инновационные формы взаимодействия, направленные на полноценное речевое развитие и социализацию детей старшего дошкольного возраста к условиям детского сада путём использования web-технологий.

Задачи:

  • повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития и

формирование умений для оказания помощи детям в коррекции речевых недостатков.

  • создание условий для гармонизации детско-родительских отношений,

обогащение форм игрового взаимодействия родителей (законных представителей) с ребенком и для обмена опытом семейного воспитания;

  • обеспечение заитересованности и взаимоподдержки родителей (законных представителей) через организацию и проведение мероприятий с использованием web-технологий.

Объект исследования: партнёрские взаимоотношения между ДОУ и семьёй.

Предмет исследования: эффективность партнёрских взаимоотношений между ДОУ и семьёй в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Участники проекта : учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 15 «Ладушки», дети, посещающие логопункт и родители (законные представители)

Тип проекта: краткосрочный, информационно-практико-ориентированный

Сроки реализации проекта: октябрь-ноябрь 2023 г.

Предполагаемые результаты:

Создание инновационной системы сотрудничества дошкольного учреждения с семьёй будет способствовать:

- повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей посредством web-технологий;

- формированию мотивации родителей (законных представителей) к сотрудничеству с ДОУ;

- созданию методического обеспечения по теме проекта;

- специалист ДОУ повысит, апробирует и распространит свой инновационный опыт работы по теме проекта.

Проект основан на следующих принципах:

  1. Доступность (использование бесплатных мобильных приложений).
  2. Наглядность (привлечение различных средств, способствующих восприятию и запоминанию).

3. Научность (достоверность предоставляемой информации, соответствие содержания современному уровню развития науки, технологии, культуры).  

4. Природосообразность (учёт психологических, возрастных особенностей участников).

5. Системность, последовательность (поэтапность предоставления материала, каждый последующий элемент логически связан с предыдущим).

6. Вариативность по содержанию (возможность выбора материала, видов активности участников совместной деятельности и общения).

7. Целесообразность (продуктивность и эффективность использования материала, методически оправданное, обоснованное использование ИКТ).

8. Эстетичность (формирование культуры общения, умения кратко, грамотно и корректно выразить свою мысль; художественное оформление материала).

9. Рефлексия (осознанная необходимость в приросте знаний).

Формы и методы.

Общение учителя-логопеда и родителей (законных представителей) будет проходить через следующие формы и методы:

- Консультация и видео консультация;

- видео ролик;

- видео игра;

- онлайн-выставки;

- Презентации

Итоговый продукт: мероприятие  с родителями «Сегодня вечером»

Этапы реализации проекта:

Мероприятия

ответственные за проведение мероприятий

  1. Подготовительный этап (информационно – накопительный, организационный)

1. Консультация для родителей на тему: «Ребёнок и личный авторитет родителя. Часто ли Вы занимаетесь с ребёнком?»

2. Обсуждение плана работы над проектом «Родительская пятница».

3. Анкета для родителей: «Речевое развитие моего ребёнка». (см. Приложение 1)

4. Разработка методического сопровождения по проекту.

5. Учитель-логопед вводит в тему инновационного проекта участников взаимодействия.

Учитель-логопед Никулина Н.Н.

  1. Основной этап (практический)

Осуществление проекта. Родители были разделены на четыре подгруппы. (Материал прилагается)

  1. Первая родительская пятница – Расшифруй QR-код (видео ролик)

- выполнение домашнего задания по формированию лексико-грамматических средств языка

2. Вторая родительская пятница - Онлайн – акция в рамках логопедической недели «Тренажёры для развития речевого дыхания», (видео ролик изготовления тренажёра)

3. Третья родительская пятница – Онлайн – флешмоб

«Удивительные звуки и буквы»

(Фотопрезентация «Мой звук и моя буква»)

4.Четвёртая родительская пятница – Челлендж «Мы играем и развиваемся» (Как умелые ручки язычку помогали)

Онлайн-игра – изготовление игры на развитие мелкой моторики и проговаривание чистоговорок

Родители первой подгруппы (пять семей)

Родители второй подгруппы (пять семей)

Родители третьей подгруппы (пять семей)

Родители четвёртой подгруппы (пять семей)

  1. Заключительный этап (обобщающий)

Показ результатов работы над проектом на мероприятии «Сегодня вечером»

Непосредственно презентация продукта деятельности. Участники проекта рассказывают о результатах своей деятельности

(см. Приложение 2)

Перспективы развития

Опыт работы по внедрению и апробации инновационных форм работы с семьями воспитанников, полученный в ходе реализации проекта, будет способствовать обновлению форм взаимодействия всех участников проекта и может быть использован другими образовательными учреждениями Каменского района.

Работа в данном направлении имеет дальнейшую перспективу развития, так как современная действительность требует от нас постоянного поиска инновационных подходов в работе дошкольного учреждения с семьёй.

Информационные ресурсы: Использование интернет – ресурсов и Wi-Fi, сотовая связь, электронная почта, официальный сайт ДОУ и сайт педагога.

Материально-технические ресурсы: Ноутбук, экран и проектор, компьютер, принтер, флеш накопители.

Заключение

  Семья занимает центральное место в формировании личности ребенка. Для

создания в семье благоприятных условий воспитания детей родителям прежде всего необходимо овладеть определенными психолого-педагогическими знаниями, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.

  Апробация данного инновационного проекта «Родительская пятница» показала, что это не только интересная современная форма работы по привлечению родителей к активному участию в коррекционно -образовательном процессе, но и способствующая укреплению связи между

дошкольным учреждением и семьями воспитанников.

   Критерии эффективности работы в рамках проекта:

- повышение эффективности работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7лет), направленную на коррекцию звукопроизношения и развития устной речи на 30%, за счет повышения логопедической компетентности родителей, побуждения к сознательной деятельности по речевому развитию ребенка в семье;

- рост активной жизненной позиции родителей: выросло количество родителей, принявших участие в совместных мероприятиях (на 9%).

Ссылки на источники

1. Проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. – URL: http://минобрнауки.рф.

 2. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. – М.: Сфера, 2005. – 80 с.

3. Езопова С. А. Обеспечение доступности и качества образования детей старшего дошкольного возраста в российской федерации: проблемы и пути их решения // Вестник Герценовского уни- версистета. – 2007. – № 11. – С. 42–46.

          4.Логопедия. Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. - М.,«Владос», 2002 г.

         5.Максаков «Воспитание звуковой культуры речи», М., Мозайка-Синтез, 2005 г.

Приложение 1

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 1.Фамилия, имя ребёнка________________________________________________________

2. Дата рождения_______________________________________________________________

3. Домашний адрес_____________________________________________________________

4. Сведения о родителях:

Мать (Ф.И.О., возраст на момент родов)___________________________________________

_____________________________________________________________________________

Место работы______________________________________________тел_________________

Отец (Ф.И.О. возраст)__________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Место работы________________________________________________тел______________

5. От которой по счёту беременности ребёнок______________________________________

Характер протекания беременности (токсикозы, инфекции, травмы, хронические заболевания)__________________________________________________________________

6. Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, затяжные)___________________________________________________________________

7. Когда закричал ребёнок_______________________________________________________

8. Вес и рост при рождении_____________________________________________________

9. Вскармливание_____________________________________________________________

10. Голову держит с ____________________________Сидит с ________________________

Ползает с ___________________________Стоит с __________________________________

Ходит с _______________________________Появление первых зубов_________________

11. Перенесенные заболевания:

До года_____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

После года___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Ушибы, травмы головы________________________________________________________

____________________________________________________________________________

 12.Раннее речевое развитие (со слов матери):

Гуление______________________________ Лепет (4-8 мес.)__________________________

Первые слова (1 г)_____________________Первые фразы (1,5-2 г)_____________________

13. Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине____________________________

Использование жестов_________________________________________________________

14. Есть ли у вас дома игры для развития мелкой моторики?________________________

15. Играете ли вы с ребенком в игры для развития речи?_____________________________

16. Читаете ли вы ребенку книги?_______________________________________________

17. Обмениваетесь ли вы впечатлениями о прочитанной книге?_______________________

18. Знает ли ваш ребенок стихи и сказки?__________________________________________

19.      Речевое окружение :

Есть ли в близком окружении ребенка взрослые с нарушениями звукопроизношения ____________________________________________________________________________

20. Что беспокоит Вас в речевом развитии ребенка?
__________________________________________________________
21. Исправляете ли Вы его речевые ошибки?
__________________________________________________________
22. Как ребенок относится к своему речевому дефекту
(не замечает; замечает, но не реагирует; замечает и переживает)?

23. Какие темы с учителем-логопедом детского сада Вы хотели бы обсудить?

Дата:_____________          Подпись родителей: __________

Спасибо!!!

Приложение 2

K:\WhatsApp Image 2024-01-16 at 15.35.39.jpeg

K:\WhatsApp Image 2024-01-16 at 15.35.39 (1).jpeg

K:\WhatsApp Image 2024-01-16 at 15.35.38 (1).jpeg

K:\WhatsApp Image 2024-01-16 at 15.35.38.jpeg

                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение "Весёлая пятница"

Развлечение "Весёлая пятница" - весёлый праздник для детей старшего дошкольного возраста....

Проект: «Веселая пятница»

Развитие ребенка как личности. Формирование духовно-нравственных приоритетов, чувства собственного достоинства.  Воспитывать интерес и уважение к сверстникам, желание и умение  дарить радост...

Удивительная группа «С понедельника по пятницу»

Зачастую не только видишь широко раскрытые глаза собеседника, отвечая на вопрос где работаете, но и встречные вопросы : « А что у нас есть в городе круглосуточные группы?», «И кто же туда отдает...

Перспективный план проведения «Театральной пятницы» (подготовительная к школе группа)

ОКТЯБРЬ. 1 неделя.Беседа с детьми "Что такое театр"Цель: Дать детям представление о театре, познакомить с видами театров   (художественный, драматический, кукольный). Формировать устойчивый ...

Перспективный план проведения «Театральной пятницы» (подготовительная к школе группа)

ОКТЯБРЬ. 1 неделя.Беседа с детьми "Что такое театр"Цель: Дать детям представление о театре, познакомить с видами театров   (художественный, драматический, кукольный). Формировать устойчивый ...

Проект "Театральные пятницы"

В рамках приоритетного направления детского сада по поддержке детской инициативы, реализуется проект «Театральные пятницы», способствующий  формированию культуры здорового образа жизни и установл...

План проведения родительских пятниц

План проведения родительских пятниц по теме "Приобщение дошкольников к истокам русской культуры"...