Мастер-класс: «Художественные произведения – путь к развитию нравственных чувств дошкольников».
методическая разработка по художественной литературе

Галиева Айсылу Фанавизовна

Мастер-класс по теме самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_-_kopiya.docx914.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

(МАДОУ д/с «Алёнка»)

 «Художественные произведения – путь

к развитию нравственных чувств дошкольников»

(мастер – класс)

Подготовила: Галиева Айсылу Фанавизовна

г. Советский, 2024 г.

На протяжении ряда лет углублённо работаю над развитием нравственных качеств у детей дошкольного возраста через художественную литературу.

Как ребенок может научиться моделям поведения? Так же, как и всему остальному: в основном, подражая тому, что он видит вокруг.

Цель: воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Задачи:

         1. Сформировать у детей дошкольного возраста нравственные представления;

2. Научить оценивать поступки героев художественных произведений, делать соответствующие выводы;

3. Сформировать у детей представления о правилах общения со взрослыми и сверстниками;

4.  Формировать бережное отношение к книге;

          5.  Воспитывать интерес к чтению художественной литературы

На основании опыта работы с детьми могу смело сказать, что средства массовой информации зачастую оказывают отрицательное действие в нравственном становлении характера детей. Все мы знаем в эпоху компьютерных игр и обилия игрушек дети все меньше и меньше интересуются художественной литературой. Однако не стоит забывать, что через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека.

Мы, воспитатели, должны быть компетентны в вопросах детского чтения, должен уметь использовать различные средства, приёмы, методы для того, чтобы сделать знакомство детей с литературой наиболее ярким и интересным.

Очень важно правильно подобрать художественные произведения, которые развивают нравственные качества детей.

Требования к подбору художественной литературы для чтения:  

  • учёт возрастных особенностей детей;
  • отвечает задачам воспитания;
  • занимательный сюжет;
  • содержит выраженность позиции автора;
  • имеет одну сюжетную линию.

Мастер-класс «Художественные произведения – путь к развитию нравственных чувств дошкольников».

Мир динамичен, постоянно меняется и сегодня уже сложно представить нашу жизнь без использования современных средств коммуникации.  

В работе с детьми нужно активно применять возможности использования интерактивных технологий. Среди них особое внимание я решила уделить QR-коду. QR-коды являются одним из привлекательных способов использовать мобильные средства на занятиях с детьми. Знакомство детей с QR-кодом можно начать с познавательного мультфильма «Фиксики» «Штрих-код».

QR-коды можно использовать для картотек физкультминуток, различных гимнастик, для загадок. Распечатанные коды можно использовать в играх "Виртуальный чемоданчик", "Волшебный мешочек", "Интерактивная шляпа", "Мобильный кубик".

В каждом саду имеется книжный уголок, где дети любят проводить время, рассматривая интересные иллюстрации. И в моей группе дети с удовольствием берут книги, но только рассматривают картинки, т. к. не умеют читать. Я нашла выход из этой ситуации, прикрепив QR – коды на книги. Теперь дети могут прослушать любимую аудиосказку, рассматривая иллюстрации.

Детям настолько понравились игры с QR – кодами, что попросили дать им их домой. Я решила не просто раздать QR – коды домой, а зашифровать в них аудиосказки, при этом, не рассказывая о том, что я им даю. Я предложила им дома вместе с мамой и папой расшифровать QR – код и на следующий день рассказать, показать и нарисовать, кому что попалось.

Применение QR-кода в работе с дошкольниками вызывает у них большой интерес.  

Игра «Волшебный сундучок».

Уважаемые коллеги, предлагаю вам с помощью QR-кода узнать художественное произведение и его автора. Возьмите по одному QR-коду и назовите художественное произведение и его автора. Для этого достаточно установить приложение сканер для чтения QR-кода.

 1,2,C:\Users\Lenovo\AppData\Local\Packages\Microsoft.Windows.Photos_8wekyb3d8bbwe\TempState\ShareServiceTempFolder\c4b1c7f4237e43212b079e5267ad0b23.jpeg3,C:\Users\Lenovo\AppData\Local\Packages\Microsoft.Windows.Photos_8wekyb3d8bbwe\TempState\ShareServiceTempFolder\81f569aa817f8647c601a97242502df4.jpeg4,5,C:\Users\Lenovo\AppData\Local\Packages\Microsoft.Windows.Photos_8wekyb3d8bbwe\TempState\ShareServiceTempFolder\4262a77e3d382dea1658e37ee4afa94b.jpeg6,  

Расскажите какие художественные произведения спрятаны в QR-кодах?

Кто автор художественных произведений?

В своей работе для лучшего запоминания я использую игровую форму, и сейчас я предлагаю вам поиграть, выполняя предложенные задания. Надеюсь на вашу эмоциональную отзывчивость, заинтересованность и участие.

«Мозговой штурм».

  1. С какими художественными произведениями Самуила Яковлевича Маршака знакомят детей во второй группе раннего возраста (от 1 года до 2 лет)?

Примерный перечень художественной литературы для реализации ФОП: Вторая группа раннего возраста (от 1 года до 2 лет)

Маршак С.Я. «Слон», «Тигренок», «Совята».

  1. Что читают детям 2 – 3 года из произведений С. Я. Маршака?

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)

Маршак С.Я. «Сказка о глупом мышонке»;

  1. Кто назовет программные произведения С.Я. Маршака второй младшей группы? 

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет).

Маршак С.Я. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», Верблюд», «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»), «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке»;

  1. Какие произведения С.Я. Маршака читают в средней группе?

Средняя группа (4-5 лет).

Маршак С.Я. «Багаж», «Про все на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч», «Усатый-полосатый», «Пограничники»;

  1. О каком домашнем питомце читают в старшей группе?  

Старшая группа (5-6 лет). Маршак С.Я. «Пудель»;

  1. С какой художественной литературой С. Я. Маршака знакомят детей 6 – 7 лет?   

Подготовительная к школе группа (6-7 лет).

Маршак С.Я. "Рассказ о неизвестном герое".

Приходя в детский сад ребята начинают рассказывать свои художественные произведения,  которые были в QR – кодах. Не хватает времени всем ребятам рассказывать. Я нашла выход из этой ситуации, сделать с ними «Книжную ярмарку – реклама книг». Дети старшей группы рисуют свои прослушанные художественные произведения. И мы с ними создаем мини-книжки. А дети подготовительной к школе группы создают мини-книжки сами.

 «Книжная ярмарка – реклама книг».

Задача ярмарки – «продать (описать)» прочитанную книгу дома (родителями) с помощью рекламы (а в рекламе все средства хороши). 

Вспомните, какая любимая книга у вас была в детстве… Предлагаю вам сделать рекламу вашей любимой детской книги. У вас на столах лежать листы бумаги и карандаши и  фломастеры. Можете начинать, вам 2 минуты. А сейчас пусть каждый представить свою книгу.

        Молодцы, как здорово получилось.  

Сейчас мы немного отвлечемся и проведем шуточную рекламу.

«Шуточная реклама» .

Послушайте и назовите, кто из литературных и сказочных героев мог бы дать такие объявления. Назовите автора и название произведения.

1.   Отмою всё!

(Мойдодыр, К. Чуковский «Мойдодыр»)

2.     Доставка пирожков бабушке.

(Красная Шапочка, Ш. Перро «Красная Шапочка»)

3.   Меняю избушку на курьих ножках в лесном массиве, без удобств на отдельную квартиру в городе с доплатой.

  (Русская народная сказка, Баба Яга)

4.   Несу золотые яйца. Дорого.

 (Курочка Ряба, русская народная сказка «Курочка Ряба»)

5.     Организую зимнюю рыбалку. Недорого.

(Лиса, русская народная сказка «Лиса и волк»)

6.     Предлагаю услуги по выпечке хлебобулочных изделий любой сложности.

(Бабушка, русская народная сказка «Колобок»)

7.     Туристическая фирма организует путешествия по молочной реке с кисельными берегами.

( Русская народная сказка «Гуси-лебеди»)

8.     Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину.

 ( А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

9.   Нашедшему ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение.

( Буратино, А. Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино»)

         Молодцы. Справились шутками. Можно и с детьми провести шуточные рекламы свободное время.

Делюсь с вами QR-кодом сайтов художественных произведении для нравственного воспитания дошкольников.

                     C:\Users\Lenovo\AppData\Local\Packages\Microsoft.Windows.Photos_8wekyb3d8bbwe\TempState\ShareServiceTempFolder\9ef06b42c74b1c125bd6d71896388052.jpeg

Помните, что в содержании книг неисчерпаемая поучительность, мудрость, трогательность. И всё это помогает нам и детям определять модели поведения и ценности жизни.

Рефлексия,

Уважаемые коллеги!

Подошло к концу время нашего общения.

Рефлексия:

У Вас на столах лежат стикеры: розовая, желтая.

Если было все понятно и интересно - поднимите розовую карточку.

Если понятно, но не очень интересно – поднимите желтую карточку.

И в конце своего мастер-класса, я хочу пожелать всем вам… А что, вы узнаете сами….         (Дарю QR-код в виде открытки – карточки)

F:\март\мастер класс QR код\153585ffff4f6fbfbfbffe.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие нравственного чувства у дошкольников"

        Очень важно с ранного возраста формировать в ребенке человеческие ценности и идеалы, особое значение  принадлежит родительскому поведению, так как родители служ...

Работа с родителями по теме Роль сказки в развитии нравственных чувств дошкольников.

СКАЗКА – средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории. Сказка для  ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, что...

Консультация для родитей. Влияние народного творчества на развитие нравственных чувств дошкольников. Календарные праздники.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сохранить  человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательн...

Консультация для родитей. Влияние народного творчества на развитие нравственных чувств дошкольников. Календарные праздники.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сохранить  человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательн...

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  (1 слайд) Сущность опыта заключается в формировании нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста через произведения детской художественной литературы.    (2 с...

Перспективный план работы по развитию нравственных чувств дошкольников и развитию речи вне занятий.

Работа с детьми и родителями по развитию речи и нравственных качеств у детей....

Мастер – класс «Художественные произведения-путь к нравственному развитию дошкольников».

Мастер – класс «Художественные произведения-путьк нравственному развитию дошкольников».Цель: обогащение знаний педагогических работников по вопросу воспитания нравственных качес...