Материалы для родителей
учебно-методический материал (старшая группа)

Ковалёва Анна Валентиновна

 

 «Методическая разработка обучающего мероприятия для родителей»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Ушаковская средняя общеобразовательная школа»

группы дошкольного образования

 «Методическая разработка обучающего мероприятия для родителей»

Мастер-класс
«Создание мультфильма в совместной деятельности детей и родителей»

Выполнила

Педагог дополнительного образования

Ковалёва А.В.

2023г.

Мастер-класс
«Создание мультфильма в совместной деятельности детей и родителей»

Актуальность данной работы обусловлена тем, что совместная деятельность детей и родителей формирует доверительные, хорошие отношения между ними, вызывает массу положительных эмоций, является увлекательным и интересным времяпровождением. Совместная деятельность позволяет детям приобрести умение ориентироваться на взрослого, а родителям погружаться в мир детства.

Одной из задач педагога является поиск эффективных форм совместной деятельности педагога, родителя и ребёнка. Современный человек владеет компьютерной грамотностью, использует компьютер в работе и повседневной жизни. Очевидно, что в эпоху информационных технологий наиболее эффективной формой совместной деятельности детей и родителей будет являться использование информационных компьютерных технологий.

В связи с этим родителям рекомендуется совместно с детьми заняться созданием мультфильмов, используя доступные современные технологии.

В процессе создания мультфильма решаются следующие задачи:

Образовательные:

- Познакомить детей с технологией создания мультипликационных фильмов.

- Расширить знания детей о профессиях: сценарист, режиссер, художник-мультипликатор, оператор, звукорежиссер.

- Обогатить словарный запас детей, формировать навыки связной речи.

- Формировать навыки культуры речи: выразительность интонации, регулирование громкости голоса и темпа речи.

Развивающие:

- Развивать познавательный, художественно-эстетический интерес к созданию мультфильмов.

- Развивать инициативное творческое начало, способность ребенка к нестандартному решению любых вопросов.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес, внимание и последовательность в процессе создания мультфильмов.

- Формировать навыки доброжелательности, самостоятельности, сотрудничества при взаимодействии ребенка со сверстниками и взрослыми.

Создание мультфильмов – дело интересное, увлекательное, вызывающее массу положительных эмоций у детей.
Польза мультстудии:

• Новые знания (дети узнают об истории мультипликации, технологиях создания мультфильмов, их видах и многих фактах)

• Удивительный опыт (дети своими руками делают мультфильм и знакомятся со всеми этапами создания мультфильма: от придумывания сюжета до озвучки)

• Яркие эмоции (во время занятий в мультстудии дети играют, веселятся, участвуют в интерактивах, фантазируют, знакомятся с другими ребятами)

• Всестороннее развитие (во время занятий дети получают знания, своими руками создают персонажа, придумывают сюжет, общаются с другими детьми, воображают и выстраивают сюжетную линию, тем самым задействуют очень широкий спектр качеств и навыков)

• Навык работы в команде (на занятиях ребенок пробует создавать мультфильмы вместе с другими ребятами. Это совместная работа, которая развивает командность и взаимовыручку)

• Взаимодействие с родителями (Им предлагается придумать вместе с детьми сюжет мультфильма, придумать название, нарисовать или вылепить героев, изготовить декорации, озвучить персонажей мультфильма)

• Психологическая разгрузка (Во время мультфильма, у детей происходит избавление от негативных эмоций, страхов и зажимов, занятие мультипликацией – это арт-терапия).

Ход мастер-класса.

На первой встрече творческой группы, родители знакомятся с основами мультипликации: узнают, как можно создавать мультфильм своими руками, какие бывают техники, как осуществляется съёмка, звукозапись и монтаж.

Воспитатель, вместе с детьми, знакомит родителей с работой в компьютерной программе(Windows Movie Maker). При необходимости, родители, могут получить и индивидуальную консультацию.

Родители удивлены простотой создания мультфильма.  Заметив неподдельный детский интерес, у них возникает желание создать мультфильм, дети предлагают новые сюжеты, родители интересуются принципами съемки и обработки фото,  и т. д.  

Такая форма совместной деятельности детей и родителей формирует не только доверительные, хорошие отношения, но и дает возможность детям заниматься мультипликацией после ухода из детского сада в школу. Вместо педагога помогать в этом нелегком деле им будут родители.

Для обеспечения успешной реализации  необходимы следующие материально – технические условия:

• Компьютер (ноутбук);

• Программное обеспечение (Windows Movie Maker);

• Фотоаппарат;

• Диктофон;

• Мультимедийная система;

• Подборка музыкальных произведений (для звукового оформления мультфильма)

• Канцелярские принадлежности (пластилин, бумага цветная, картон, пластилин, краски, фломастеры, цветные карандаши, клей);

Этапы создания мультфильма:

1 этап – идея, создание сценария мультфильма.

Выбор известной сказки, рассказа, стихотворения или создание сюжета вместе с детьми. Рисование раскадровки (упрощённая версия событий мультика, которая больше похожа на комикс)

Сценарий первого мультфильма становится совместным творчеством детей, педагога и родителей на любую интересующую детей тему. Мультфильм может использоваться как методическое пособие. После утверждения сценария - обсуждение и распределение ролей.

2. Определение техники создания мультфильма.

Виды анимации:

• Пластилиновая Анимация: Из пластилина можно слепить практически все. Кроме этого, работа с пластилином – это развитие мелкой моторики.

• Сыпучая анимация: Снимаем мультфильм из сыпучих материалов – песка, манки, кофе, чая, елочных иголок и т.д.
        • Рисованная анимация: Каждый кадр рисуется отдельно или сюжет рисуется постепенно.

• Силуэтная анимация: Из бумаги вырезаются фигуры (силуэты). Затем они передвигаются на верхнем фоне, а под ним находится источник света.

• Кукольная анимация: Объемные персонажи устанавливаем на фоне декораций и фотографируем.

• Перекладка: Перекладка, в отличие от кукольной пластилиновой анимации, не объемная, плоская анимация.

Освоение каждой техники требует от ребёнка творческого и волевого усилия, полной включенности в созидательный процесс.

3. Изготовление героев и декораций.

Дети с удовольствием изготавливают главных героев: лепят из пластилина, рисуют, изготавливают из бросового материала.  В процессе продуктивной деятельности, каждый ребёнок фантазирует, экспериментирует, продумывает наиболее яркий образ и характер героев, передаёт их внешнее окружение.
Родители также проделывают большую работу. Они с азартом готовят декорации для мультфильма – рисовали фон (небо и лес), вырезают облака,  добавляют красками нужные элементы.

4. Съёмка мультфильма.

Для съёмки мультфильма требуется самое простое оборудование; фотоаппарат, штатив, (необходим для статичности съёмки), лампа для освещения.

После завершения всех этапов начинается самое интересное – покадровая съёмка мультфильма.

Чтобы в процессе съемки дети приучались к самостоятельности, ответственности, сосредоточенности и последовательности действий необходимо распределение ролей и соблюдение правил съёмки. Дети в паре с родителями распределяются по ролям: режиссер, оператор, аниматоры. Оператор осуществляет постоянный контроль качества отснятых кадров. Остальные – аниматоры осуществляют действия в кадре, переставляя героев и декорации в соответствии с задуманным сюжетом.

Для чёткости и слаженности, каждому герою (ребёнку с родителем) отводится определённое время (минут 15), таким образом, благодаря графику и чёткому следованию сценария - процесс съёмки проходит очень интересно, слаженно и быстро.

5. Озвучивание мультфильма. 

Озвучивая мультфильм, дошкольники проявляют свои актёрские способности: выразительно читают авторский текст, голосом передают характер и настроение персонажа.

На данном этапе дети учат текст, с помощью родителей и педагога отрабатывают выразительность речи, темп и тембр голоса. А после этого родители записывают голоса детей дома и отправляют детские голоса по электронной почте педагогу.

6. Монтаж.

Фотокадры переносятся на компьютер, с помощью специальной программы задаётся движение. В одной секунде для плавности движения ставится 8 кадров в секунду. Получается, что в одноминутном мультфильме около 500 кадров.

7. Просмотр мультфильма.

Самым долгожданным для маленьких мультипликаторов является момент, когда на большом экране появляются первые кадры фильма. Показывая свою работу родителям, педагогам, сверстникам, ребенок делится плодами своего творчества, что имеет важную воспитательную функцию. Это его первый и ответственный «отчет» перед настоящими кинозрителями!
Результат работы может быть представлен на мероприятии «Семейный кинотеатр
», на котором и дети, и родители увидят свой первый опыт мультипликации. 

Таким образом, создание мультфильма – это многогранный процесс, предоставляющий возможность всестороннего развития ребенка как создателя нового вида творческой деятельности. Продолжая жить в мире детства, но приобретая взрослые профессиональные навыки, дети реализуют все свои творческие замыслы. 

Творчество обладает огромным целительным потенциалом, помогает и детям, и  родителям справиться со стрессом, депрессией, разобраться в своем эмоциональном состоянии, выразить свои чувства и переживания, почувствовать себя счастливым, а жизнь сделать более яркой и насыщенной.

Библиографическая запись.

1. Анофриков П.И. Принцип работы детской студии мультипликации Учебное пособие. Детская киностудия «Поиск» / П.И. Ануфриков. - Новосибирск, 2011.

2. Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании, Издательство Мозайка-Синтез-М:, 2013.

 3. Смольникова К. Мультик своими руками // Саткинский работник. – 2014

4. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – Спб.: ООО «Издательство «Детство- пресс», 2011



Предварительный просмотр:

МБОУ «Ушаковская средняя общеобразовательная школа»

группы дошкольного образования

Конспект   круглого стола с родителями

«Мультипликация своими руками»

                                                        Подготовила:

Педагог дополнительного образования

Ковалёва А.В.

                                        2023г.                                        

Тема мероприятия «Мультипликация своими руками»

  Актуальностью данной темы семинара-практикума на наш взгляд являются:

  • Недостаток социальных контактов у родителей между детьми и взрослыми.
  • Негативное влияние информационного потока мультпродукции- информационные стрессы, пагубно влияющие на несформировавшуюся психику ребенка.
  • Недостаток коммуникативного и эмоционального развития

        

Форма проведения: Семинар-практикум

Цель мероприятия: Сформировать у родителей правильное представление о роли мультипликации в развитии  и воспитании детей. Обновление педагогического процесса, направленного на всестороннее развитие личности ребёнка и раскрытие его познавательно речевых, художественных и творческих возможностей через создание мультфильмов.

Задачи семинара:

  1. Способствовать становлению у родителей осознанного отношения к выбору и оценки качества потребляемой его ребенком современной мультипликационной продукции.
  2. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации.
  3. Формирование представлений об анимации и мультипликации.
  4. Обучение взрослых навыкам создания  мультипликации вместе с детьми.

Предварительная работа:

  1. Экспресс-интервью «Отношение взрослых  к мультфильмам»
  2. Приглашение родителей на мероприятие.
  3. Просмотр родителей совместно с ребенком любимого мультфильма, чтение сказок.
  4. Оформление выставки рисунков детей и родителей. – «Наши любимые мультфильмы»
  5. Оформление выставки для родителей по теме «Мультипликация своими руками»
  6. Анкетирование
  7. Изготовление памятки для родителей –  «Чем полезна мультипликация для детей»

Материалы и оборудование: Мультимедийная установка, фотоаппарат, штатив, осветительные приборы, программа для монтажа,  ноутбук, аудиозапись интервью взрослых, слайды; расходный материал : краски гуашевые, пластилин, цветной и белый картон, ткань- фетр.

Ход мероприятия


1. Вступительное слово

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на наше мероприятие.

Всем известно. Что ведущая роль в развитии ребёнка принадлежит семье. Семья - это источник. Который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром. Даёт ребёнку первые знания и умения.                               

Во время пребывания ребёнка в детском саду мы (педагоги, дети и родители) составляем треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребёнок. Его задача - познавая новое, открывать самого себя (что я могу, умею, на что я способен). Задача взрослых - помочь ему в этом нелёгком деле. Как говорится в басне И.Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, а выйдет из него не дело, только мука». Поэтому наши усилия необходимо объединить для того, чтобы ребёнку хорошо жилось в его втором доме - в дошкольном учреждении, чтобы он всесторонне развивался. Поэтому мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. 

Мы предлагаем вам просмотреть экспресс-интервью. Как вы думаете, почему наше мероприятие началось с этого просмотра и какой теме будет посвящено наше мероприятие? Мультфильмы! Кто в детстве не любил смотреть мультфильмы? Да и сейчас будучи взрослыми, иногда так они завораживают.

Сегодня наш разговор о мультипликации. Тема нашего мероприятия: «Мультипликация своими руками»

Мультфильмы - одно из любимых детских развлечений. Все дети без исключения любят их смотреть, ну а для взрослых порой это единственная возможность занять ребенка на некоторое время. Однако некоторые мультфильмы у родителей вызывают сомнения в их безопасности для ребенка. Попробуем разобраться в этом вопросе. По своему замыслу мультфильм предназначен для развития сознания ребенка, воспитания и обучения. Яркие, зрелищные, образные с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные с другой, мультфильмы близки по своим развивающим и воспитательным возможностям сказке или даже игровой деятельности. Персонажи мультфильмов демонстрируют ребенку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром, формируя первичные представления о моральных и смысловых ценностях, устанавливают в сознании ребенка эталоны хорошего и плохого поведения. Сюжеты мультфильмов позволяют повышать осведомлённость ребенка, развивать его мышление и воображение на доступном и интересном ребенку языке.

Но все ли родители, включая своему ребенку тот или иной мультфильм, задаются целью развития, воспитания или обучения? Мама включает мультфильм для того, чтобы спокойно выполнить какие-то дела по дому, приготовить ужин; папа – «посидеть» в Интернете, почитать журнал, не отвлекаться от управления автомобилем; старший брат или сестра – да просто потому, что с младшим не так интересно проводить время. Взрослые включают ребенку мультфильм при любом удобном случае, часто не преследуя никаких воспитательных или развивающих целей, а порой даже предварительно не просматривая и не зная о чем он, что может привести к весьма нежелательным последствиям, поскольку просмотр мультфильмов зачастую становится неконтролируем и нецеленаправлен.

Очень часто современный ребенок может проводить наедине с мультфильмами по несколько часов в день, которые заменяют дошкольнику читаемые ему взрослыми сказки, мамины колыбельные, разговоры с папой, совместные игры со старшими. В результате длительного просмотра ребенок теряет социальное взаимодействие, его внимание сосредотачивается на мультфильме. Без вмешательства взрослых в «мультипликационный» рацион детей мультфильмы действительно могут стать воспитателями со знаком минус.

Современные мультфильмы содержат особо низкий уровень речевой культуры: грубые, жаргонные слова, недопустимые для слуха ребенка. Примеры грубой лексики присутствуют во многих из них: «сопляк», «тупой», «тормоз», «болван» Дети будут использовать эту лексику, считая ее настоящей, живой. Именно она может лечь в основу культуры речи детей.

На сегодняшний день помимо старых, добрых советских мультфильмов выпускается еще множество развивающих и обучающих мультфильмов для детей (например, некоторые серии из мультсериала «Смешарики», «Барбоскины», «Лунтик» и др.). В эру технического прогресса порой бывает сложно сосредоточить внимание ребенка, на какой либо деятельности. Зачастую дети предпочитают играм со сверстниками компьютерные игры, планшеты, просмотры мультфильмов. Но помимо навыков включения и выключения компьютера ребенку в жизни еще многому нужно научиться, прежде всего, общаться с окружающими людьми, так как человек социальный объект и развивается в социуме. Стоит немаловажный вопрос, как же заинтересовать ребенка какой-либо полезной для него деятельностью? Как мотивировать его? На помощь приходят все те же технические средства и так называемые "гаджеты". Наверняка ребенку будет также интересно узнать, как создаются их любимые мультфильмы, понять, что мультик про Карлсона - нарисованный, а про Домовенка Кузю - кукольный. А создавать собственные мультфильмы с помощью того же компьютера и фотоаппарата станет для него целым приключением с познанием нового и развитием практически всех сфер психики.

  Благодаря новым компьютерным технологиям искусство мультипликации стало делом, доступным для многих. Мультфильмы теперь с успехом делают и дети.

 Мультфильм для ребенка является миром фантазии, сказки, иллюзии. В мультфильме возможно все. Когда ребенок создает мультфильм сам, он проецирует свои переживания, свои эмоции и чувства на данный продукт. Через создание тематических мультфильмов ребенок лучше усваивает социальные нормы и правила, проигрывая их персонажами в кадре. Развиваются коммуникативные навыки, при работе в команде, дети учатся договариваться, обсуждают тему, высказывают свое мнение.

Мультипликация предоставляет большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения.

Творческие способности, направленные на создание нового, формируются только на нестандартном материале, который делает невозможным работу по существующему шаблону, анимация - искусство, разрушающее все стереотипы изображения, движения, создания образов, чьи «границы совпадают только с границами воображения».

Все дети любят смотреть мультики. Мультфильмы помогают им узнавать мир, развивают воображение, пространственное мышление, логику, расширяют кругозор. Но дети не задумываются об этом. Они просто очень любят мультфильмы!

Сделать мультик самому – это невероятно! В смысле – невероятно интересно! Компактность, мобильность данного метода, его доступность позволяет использовать его как дома родителями, что безусловно нельзя не оценить. Так и используя свободные пространства спальных помещений в детском саду.  Согласно требованиям СанПин 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013г. (п.4.11): "Спальни в период бодрствования детей допускается использовать для организации игровой деятельности и образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной программы". Данный аспект дает возможность развитию проекта – «Мультипликация своими руками» в группах детского сада и расширению численности охваченных работой детей. Нас очень увлекла эта работа, так как мультипликация представляет собой сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей нескольких видов искусства. В нашей группе дети с большим удовольствием занимаются съёмкой небольших мультфильмов.

Сегодня вам будут предложено поработать мультипликационными режиссёрами.

Надеемся, что вам понравится, и вы  примите активное участие в рождение нового мультфильма для ваших детей.  

II.Основной этап

Практическая часть.

Сейчас предлагаем вам просмотреть  презентацию, где вы ознакомитесь с азами рождения мультфильма. (Просмотр презентации)

  1. Просмотр сборника детских мультфильмов.
  2. Обсуждение сюжета будущего мультфильма. Педагог предлагает обсудить главных героев, их действия, главную мысль мультфильма.
  3. Рисуется раскадровка – родители совместно с педагогами выстраивают логическую цепочку сюжета и зарисовывают ее.
  4. Выбираются материалы и техника для создания мультфильма (родители могут, сами выбрать, педагог направляет, советует, рассказывает о возможных вариантах).
  5. Техники, использующиеся в работе по созданию мультфильма могут быть следующие: перекладка, рисованная анимация, сыпучая анимация, ожившие предметы. Материалами в данных случаях служат: пластилин, цветной картон и бумага, различные подручные средства, манка, песок, крупы, карандаши, краски и т.д.
  6. Изготовление декорации для будущего мультфильма. Съемка мультфильма осуществляется покадрово на фотоаппарат. Для этого нужным образом выставляются декорации и персонажи. Получение плавных и реалистичных движений требует большого числа кадров, т. е. необходимо снимать все, даже самые незначительные изменения в положении и позах персонажей.
  7. Монтаж мультфильма выполняет педагог, подключая и желающих родителей, в специальной компьютерной программе для создания видеороликов.
  8. Озвучивание мультфильма выполняется согласно сюжету. Для первого раза достаточно добавить только аудиозапись любого музыкального произведения.

 III. Заключительный этап.

Просмотр готового творческого продукта – мультфильма всеми участниками семинара-практикума, можно с привлечением детей, обсуждение результатов работы.

И в заключении - мы убеждены, что анимация может стать интересным новым способом доверительного общения и взаимного развития между родителями, ребенком и детским садом.

Список литературы

  1. Запаренко Виктор, Издательство: Фордевинд, Серия: Чем заняться в дождь? ISBN 978-5-904736-09-5; 2011 г.- 128 стр.
  2. Коненкина Г. Изд.: АСТ «Планета детства»  Мои первые сказки
  3. Christopher Hart / Кристофер Харт.- Изд. «Watson-Guptill», 2000 г. Cartooning for the beginner / Как нарисовать мультяшки для начинающих
  4. Липси Дженнифер,Изд.: Ниола-пресс, 2009 г.Серия: Творим с удовольствием
  5. Ращупкина С.Ю. Лепка из пластилина. – Изд. « Рипол-Класс», 2011 г. – 256 с.
  6. Сандро Корсаро. Мультипликация и Flash. – Изд. «Символ Плюс, 2009 г. – 356 с.

Ресурсы удаленного доступа (Интернет)

http://xn----7sbhhdd7apencbh6a5g9c.xn--p1ai/projects/5419/ Мультстудия "Семицветик"

http://www.lostmarble.ru/help/art_cartoon/ Книга «Искусство мультипликации»

http://www.odetstve.ru/forchildren/research-project/9324.html Проект «Секреты создания мультфильма»

http://multkonkurs.ru/onlayn-konferentsiya/ Онлайн конференция по итогам обучения методу мульттерапии и обмену опытом по использованию метода.

http://www.funnytoons.tv/gallery.htm «Анимационные аниматики Марка Саймона»

http://www.funnytoons.tv/storyboards.htm Анимационные раскадровки Марка Саймона


Приложение № 1

Словарь используемых терминов.

  • Мульттерапия – инновационная межрегиональная профессионально-волонтерская программа реабилитации и творческой социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, посредством коллективного создания мультфильмов.
  • Мультиплика́ция (от лат. multiplicatio — умножение, увеличение, возрастание, размножение) — технические приёмы создания иллюзии движущихся изображений (движения и/или изменения формы объектов — морфинга) с помощью последовательности неподвижных изображений (кадров), сменяющих друг друга с некоторой частотой. 
  • Анима́ция (отфр. animation: оживление, одушевление) — западное название мультипликации: вид киноискусства и его произведение (мультфильм), а также соответствующая технология.
  • Мультстудия - объединение детей и педагогов для совместного создания мультфильмов с помощью компьютерных технологий.
  • Анимационный станок - оборудованное место для съемки мультфильма, включающий в себя - стол со стеклами, фотоаппарат, штатив, осветительные приборы, компьютер с программой монтажа.
  • Социализация (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
  • Раскадровка — последовательность рисунков, служащая вспомогательным средством при создании фильмов, мультфильмов или рекламных роликов.


Приложение № 2

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Детский сад проводит опрос с целью помочь Вам в воспитании детей. Ваши искренние и продуманные ответы позволят нам получить достоверные данные и дать Вам полезные рекомендации.

1. Ваш ребенок смотрит мультфильмы один или со взрослыми

___________________________________________________________________________________

 

2. Какие мультфильмы любит смотреть больше всего: отечественные или зарубежные?

__________________________________________________________________________________

 

3. Устраиваете ли вы совместные с ребенком просмотры с последующем обсуждением?

___________________________________________________________________________________

 

4. Используете ли вы мультфильмы с целью воспитания в ребенке доброты, сострадания, желание помочь другу?

___________________________________________________________________________________

 

5. Какие мультфильмы предпочитает смотреть ваш ребенок? (название мультфильмов)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

        

        


Приложение № 3

Памятка для родителей.

Чем полезна мультипликация для детей:

В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений, цвета, ритма, движения.

 У детей формируются социально-коммуникативные навыки посредством активной мультипликации; воспитывается усидчивость, целеустремленность, желание довести начатое дело до конечного результата – получить творческий продукт свих стараний.

У дошкольников развиваются высшие психические функции (память, внимание, мышление, воображение, восприятие), формируется их устойчивость.

Развиваются навыки общения и коммуникации (вербальной и невербальной);

Активно развивается монологическая и диалогическая речь.

Творческие способности, направленные на создание нового формируются только на нестандартном материале, который делает невозможным работу по существующему шаблону, анимация - искусство, разрушающее все стереотипы изображения, движения, создания образов, чьи «границы совпадают только с границами воображения». Занятия мультипликацией помогают увидеть привычное по-новому, понять красоту окружающего мира и человеческих отношений, что способствует формированию эстетического вкуса, приобрести технические знания, воспитать трудовые навыки и умения, развить специальные и творческие способности.

В процессе мультипликации могут быть задействованы группы детей, это даёт им первый опыт взаимодействия в коллективе. Первый мультфильм ребёнок может сделать с родителями и как показывает опыт, свои следующие мультики ребёнок вполне осваивает сам, лишь с малейшими подсказками. Представьте, что вы можете получить в подарок мультфильм от вашего ребёнка!



Предварительный просмотр:

МБОУ «Ушаковская средняя общеобразовательная школа»

группы дошкольного образования

Мастер – класс

для родителей

«Мультики своими руками»

Педагог дополнительного образования

Ковалёва А.В.

2023г.

Цель. Привлечение родителей к обновлению направленного на всестороннее развитие личности использование метода активной мультипликации через ИКТ

Задачи:

  • Показать актуальность работы над мультфильмом для всестороннего  развития детей;
  • Познакомить с технологией создания мультфильма стоп-моушен;

Здравствуйте, уважаемые родители!

Сегодня я хочу поговорить с вами о мультиках. Но не просто о мультфильмах, которые  вы можете посмотреть с детками по телевизору, а о тех, что вы можете создать сами. Да, да. Вы не ослышались. 

Мы проживаем с Вами в мире современных цифровых технологий, где информацию дети подчеркивают уже не только из семьи, друзей, улицы или образовательных учреждений, но и от окружающих их множества мультимедийных факторов.

К таким факторам относится мультипликация.

Как и сказки, и рассказы, которые часто им рассказывают, они учат детей отличать вымысел от реальности, ценить честность и добро, бороться со злом, учат ориентироваться в сложных ситуациях.

Что же такого необычного есть в этом загадочном явлении «мультфильм», что без него не проходит ни одно детство?

Во-первых, просмотр мультфильмов развивает фантазию ребёнка. С помощью воображения, маленькие дети познают окружающий мир. Сюжеты, которые переживают персонажи,  чем-то схожи с жизнью. Ребёнок учится переживать и воспринимать различные ситуации, отождествляя себя с мультяшными персонажами.

Во-вторых, каждый мультфильм несёт в себе то или иное значение, смысл, разрешение различных ситуаций.  

Все дети любят мультфильмы, но не все дети знают, что они могут делать мультфильмы САМИ!!!» И занятие это я, должна вам сказать, очень увлекательное.  Да-да, мы не будем говорить о компьютерных технологиях или сложных программах.                                                                                                    Всё, что нам может понадобиться — это пластилин, цветная бумага, игрушки или… мы сами! Техника называется стоп-моушен.                               Для начала решите с каким материалом проще и интереснее будет работать вашему ребенку. Один любят лепить, другие — резать цветную бумагу, третьи уважают только машинки или в любую игру включают любимую пони. В общем, процесс и результат должен увлечь ребёнка.

Итак, какие вообще бывают техники мультипликации, которые вы можете попробовать дома:

  • Пластилиновая анимация.
    Лепим персонажей из пластилина, они могут быть как плоскими (тогда техника близка к перекладке), так и объемными (тогда техника близка к кукольной анимации)
  • Предметная анимация.
    Тут подойдут кубики, конструкторы, машинки, паровозики, зверюшки и человечки.
    Очень здорово получаются всякие самостроящиеся дома-города и т.п.
  • Сыпучая анимация.
    Не только песок, но и всякие крупы, бусины, кофе и т.д. и т.п.
    Кроме всего прочего, возня с сыпучими веществами очень успокаивает и хорошо снимает стресс
  • Перекладка.
    Вырезаем персонажей из бумаги и двигаем на плоскости.

После того, как вы выберите тот материал, с которым вам проще и удобнее всего будет работать, необходимо продумать сценарий и декорации. Мультик можно сделать по вымышленному сюжету, обыграть известную сказку или стихотворение, повторить серию любимого мультфильма по-своему. В любом случае вы должны себе представлять, какие там будут «сцены», что будут делать герои и какие понадобятся декорации.

Декорации и персонажей, конечно, лучше делать вместе с детьми. Вообще чем больше они будут принимать участие в процессе, тем лучше. Для них это грандиозный опыт создания волшебства своими руками.

А теперь переходим к техническим моментам.

1.Компьютерная программа

2.Микрофон или телефон

В Googl Play большое количество разных приложений, причем бесплатных, записывающих. На максимальном качестве записывается звук в формате wav, который можно конвертировать в любой формат ,а  потом просто с телефона на компьютер переносите все записи и вставляете в мультпрограмму. Единственное, что при записи надо не записывать всё, а поделить сценарий на короткие отрезки (ребенку проще записать несколько отрывков небольшого текста, чем всё сразу).                                                                           3. Штатив.  Фотоаппарат нужно прикрепить так к штативу, чтобы не сместить случайно.

 4.Сколько «щёлкать»?

Много. Чем больше, тем лучше. Дело в том, что фотоаппарат может ещё сбиваться с фокуса (если на автоматическом режиме фотографировать). И тогда кадры будут «прыгать» или окажутся при просмотре на компьютере размытыми.

Вообще же стандартный расчет: 8 кадров в секунду.

В заключении хочу сказать, что домашние мультики — это чудо для детей любого возраста. Даже много-много фотографий, даже если их не обрабатывать в программе, а просто прощёлкивать клавишами влево-вправо, приносят детям столько радости!!!!!! Ну а если они участвовали в процессе, а потом видят результат  - это Большой шаг маленького Человека Умеющего воплощать свои мечты и задумки.

Я бы хотела закончить наш мастер класс цитатой:

«Мультипликация — это особенное занятие, которое лучше всего подходит

тем, кто толком не умеет ни рисовать, ни писать. Но зато она позволяет

склеить эти два таланта вместе и даже сделать себе карьеру»

Пластилиновый мультфильм https://www.youtube.com/watch?v=r3SMa_QD2HY

Предметная анимация

https://www.youtube.com/watch?v=IWoXdPNj_jA

сыпучая анимация

https://www.youtube.com/watch?v=QBaC6LnaeKY

перекладка (из бумаги)

https://www.youtube.com/watch?v=buU6nbcIvSo



Предварительный просмотр:

Техническая  форма совместной деятельности детей, родителей и педагога

Как известно, на первоначальном этапе необходимо установление доверительного контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога. Этот контакт воспитателю с родителями нужно установить в самом начале общения, начиная с младшей группы. Поэтому основной задачей для меня, как педагога, стало сплочение нового коллектива родителей и детей посредством эффективной формы совместной деятельности.

Одной из интересных и эффективных форм является мультипликация. Имея опыт создания мультфильмов со старшими дошкольниками, мной была предложена идея совместного творчества через создание мультфильма с малышами.

Мультипликация, как вид детского творчества существует уже достаточно давно, она помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, позволяет детям приобрести умение ориентироваться на взрослого, а родителям - погружаться в мир детства. Такая форма совместной деятельности детей и родителей формирует не только доверительные, хорошие отношения, вызывает массу положительных эмоций, но является увлекательным и интересным времяпровождением. А самое главное - позволяет объединить родителей, детей и педагога.

Родители и дети с воодушевлением восприняли идею создания собственных мультфильмов. Так в нашем детском саду была организована творческая мультстудия «Страна Мульти-пульти».

В том, что мультстудия находится непосредственно в детском саду, есть свои положительные стороны. Участниками клуба являются воспитанники одной возрастной группы, поэтому детский коллектив сплочен и достаточно организован.

В нашей студии ведущая роль на первоначальном этапе принадлежала педагогу и родителям, так как возрастные особенности детей 3-4 лет предполагают активное участие наставников. Именно с помощью родителей дети создавали декорации, составляли и передвигали вместе фигурки, озвучивали мультфильм.

На первой встрече нашей творческой группы, родители познакомились с основами мультипликации: узнали, как можно создавать мультфильм своими руками, какие бывают техники, как осуществляется съёмка, звукозапись и монтаж.

Процесс создания мультфильма можно разделить на 6 этапов.

1 этап – идея, создание сценария мультфильма.

Сценарий первого мультфильма стал совместным творчеством педагога и родителей на тему «живая природа». Сценарий переплетается с комплексно-тематическим планом рабочей программы младшей группы. Мультфильм может использоваться как методическое пособие при ознакомлении с живой природой у дошкольников. После утверждения сценария обсудили и распределили роли.

2 этап - выбор техники создания мультфильма.

Мы остановились на технике «перекладка» объёмных геометрических фигур, и решили применить для этого всем известные «Блоки Дьенеша» и «Палочки Кюизенера». Выбор на данную технику не был случайным, а исходил из возрастных особенностей детей - воспитанники 3-4 лет не умеют ещё хорошо рисовать и лепить, а простыми играми с данными пособиями увлекаются в игровой деятельности. Ребёнок 3-4 лет из палочек и геометрических фигур может сделать по образцу интересные и яркие фигуры цветка, птичек, насекомых и другое.

После утверждения сценария и техники создания мультфильма начинался 3 этап - подготовительный.

Большая предварительная работа была проделана родителями. Они с азартом готовили декорации для мультфильма – рисовали фон (небо и землю), вырезали облака, придумывали из чего сделать ветер, добавляли красками нужные элементы на блоках Дьенеша (например, для божьей коровки, пчёлки).

И наконец, когда вся подготовка была завершена – родители вместе с детьми с нетерпением ждали съёмки.

4 этап – съёмка. Для съёмки мультфильма потребовалось самое простое оборудование. Одна из родительниц принесла – фотоаппарат, штатив, (который необходим для статичности съёмки), освещение - лампу.

Когда все приготовления закончились – началось самое интересное – покадровая съёмка мультфильма «Маленькая горошинка».

Для чёткости и слаженности, каждому герою (ребёнку с родителем) было отведено определённое время (минут 15), таким образом, благодаря графику и чёткому следованию сценария - процесс съёмки прошёл очень интересно, слаженно и быстро.

После съёмки перешли к пятому этапу – озвучиванию мультфильма. На данном этапе дети учили текст, с помощью родителей и педагога отрабатывали выразительность речи, темп и тембр голоса. А после этого родители записывали голоса детей дома и отправляли детские голоса по электронной почте педагогу. Когда фото и голоса детей были перенесены на компьютер – был сделан монтаж с использованием специальной программы «Киностудия». Последний этап был проведен без участия детей и родителей. В дальнейшем же (в старшей группе и подготовительной) планируется привлечение к монтажу детей.

А теперь самое интересное…. Результат нашей работы был представлен на мероприятии «Семейный киносеанс», на котором и дети, и родители посмотрели свой первый опыт мультипликации «Маленькая горошинка». Опыт создания мультфильма был озвучен на городском семинаре «Современные педагогические технологии в работе с родителями» педагогическому сообществу.

В результате положительного опыта идея совместного творчества переросла в идею создания семейного клуба со своим гимном и эмблемой. Родителей, детей и педагога очень увлёк первый опыт создания мультфильма, и теперь новые творческие идеи требуют своего воплощения. Творчество обладает огромным целительным потенциалом, помогает родителям справиться со стрессом, депрессией, разобраться в своем эмоциональном состоянии, выразить свои чувства и переживания, почувствовать себя счастливым, а жизнь сделать более яркой и насыщенной.

Творчество – это просто и естественно. А главное – творчество так легко объединяет детей, родителей и педагога.



Предварительный просмотр:

«Методика создания мультфильмов вместе с детьми» в ДОУ»

 «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда,

когда он живёт в мире игры, сказки, музыки,

фантазии, творчества.

Без этого он – засушенный цветок»

В. А. Сухомлинский

1. Актуальность

Одним из приоритетных направлений воспитательной системы МДОУ детского сада общеразвивающего вида №28 «Аистенок» корпус 3, является нравственно-патриотическое воспитание детей. Задача воспитания чувства патриотизма, любви к Родине полноценно решается в нашем дошкольном учреждении: На мероприятия приуроченные к празднованию майских праздников ежегодно приглашаются ветераны силовых структур, а так же ветераны боевых действий, что несомненно влияет на характер и духовное восприятие каждого воспитанника учреждения.

В век информационного прогресса компьютерные технологии быстрым темпом входят в нашу повседневную и профессиональную жизнь. Это дает огромные возможности для создания различных инновационных проектов в работе с детьми.

В поисках методов, способствующих формированию нравственно – патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, развитию творческого мышления ребенка, я обратилась к мультипликации.

Мультипликация в образовательном процессе – современный вид проектной деятельности, очень привлекательный для детей. Осуществляя такой вид проектной деятельности, мы поддерживаем любое стремление детей к творчеству, оказываем максимально возможное влияние на формирование в каждом из них свободной творческой личности, человека креативного, как самого дорогого и востребованного в современном обществе «продукта» образования.

Как показало беседа с детьми

 - 100% детей любят смотреть мультфильмы,

 - 75% хотели бы сами научиться создавать мультфильмы,

- 25% изъявили желание присоединиться к созданию мультфильма после увиденного результата.

Передо мной встала задача в поиске эффективных форм, средств, новых подходов и в разработке современного вида проектной деятельности - создание нравственно – патриотических мультфильмов в работе с детьми.

2. Новизна, педагогическая целесообразность работы

Уникальность проекта заключается в том, что формирование нравственно - патриотического воспитания дошкольников происходит через создание мультипликационных фильмов.

Приобщение дошкольников к культуре и истории земли, на которой они живут, социокультурные ценности – основное содержание творческого продукта (мультфильма) с дошкольниками

Практическая значимость заключается в разработке тематического планирования (проектной) образовательной деятельности, дидактических, мультимедийных материалов для работы с дошкольниками, составлению алгоритма по созданию мультфильмов, направленных на формирование нравственно - патриотического воспитания дошкольников.

Социальная результативность: опыт работы доступен широкой педагогической общественности на сайтах профессиональной социальной сети для работников системы образования.

3. Цель, задачи, ожидаемый результат

Цель проекта: использование мультипликации в нравственно-патриотическом воспитании детей среднего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

1. Формировать нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через мультипликацию.

2. Способствовать становлению у ребенка осознанного отношения к выбору и оценки качества выбранной им мультпродукции.

3. Развивать познавательную активность детей, расширять кругозор при реализации данного проекта, развивать информационную культуру и логическое мышление, а также художественно-творческие способности и образно-художественное восприятие мира детей дошкольного возраста средствами мультипликации.

4. Воспитывать интерес, внимание и последовательность в процессе создания мультфильма, поддерживать стремление детей к отражению своих представлений посредством анимационной деятельности, воспитание общей культуры, умение договариваться, распределяя роли в совместной работе.

Ожидаемый результат:

1. У дошкольников сформировать нравственно-патриотические ценности (чувства) средствами мультипликации.

2. Установить осознанное отношение к выбору и оценке качества выбранной им мультипродукции.

3. Развить познавательная активность детей, расширить кругозор, развить информационную культуру и логическое мышление, а также художественно-творческие способности и образно-художественное восприятие мира средствами мультипродукции.

Этапы проекта

1-й этап – проектировочный:

1. Создание материально – технических условий для обеспечения проекта.

2. Разработка перспективного плана работы по проекту.

3. Разработка методических рекомендаций по ознакомлению детей с процессом и техниками анимации.

2-й этап – практический:

1. Организационно-воспитательная деятельность, имеющая важное значение для формирования нравственно – патриотического воспитания детей (общение с природой, посещение выставок).

2. Совместный поиск замысла будущих мультфильмов, который должен соответствовать возрасту ребенка.

3. Написание сценария (рассказа, сказки, стихотворения), отражающего в полной мере развитие литературных способностей детей.

4. Разработка и изготовление персонажей, знакомство с технологическими операциями и способами обработки используемых материалов.

5. Освоение инновационных технологий в педагогике (компьютерная графика, приемы и виды кино и видеосъемки).

6. Техническая работа, связанная с изготовлением фильма (монтаж).

7. Знакомство с основами актерского и пластического мастерства, мимикой, ритмикой, необходимыми для передачи движения.

8. Звуковое оформление фильма (развитие речи, музыкальных и других специальных способностей детей).

9. Совместный просмотр сюжета или фильма, его обсуждение и анализ, определение дальнейших перспектив работы.

3-й этап – заключительный:

1. Презентация авторских мультфильмов (индивидуальных и групповых) детям других групп и родителям. А также размещение их на сайте детского сада и возможное участие в конкурсах различного уровня.

2. Анализ результатов, полученных в ходе практического этапа.

3. Диссеминация опыта, полученного в ходе реализации проекта.

4. Методологическая основа проекта

Одним из средств развития творческих способностей дошкольников предлагаем использовать мультипликацию, как деятельность, которая отвечает интересам ребёнка, способностям легко проникающих во все стадии обучения, возникая на общей «почве» целостной коллективной деятельности. Благодаря развитию информационно - коммуникационных технологий, компьютерной техники, мультипликация стала доступной детям разного возраста, поэтому в настоящее время мультфильмы делают не только взрослые, но и дети.

Мультипликация представляет собой эффективное средство для раскрытия творческого потенциала ребёнка и его творческого развития, так как здесь ребёнку представляется возможность увидеть реальный продукт своих творческих усилий.

Создание мультфильма с детьми дошкольного возраста – современный вид проектной технологии, очень привлекательный для детей.

Мультипликация, анимация – вид киноискусства, произведения которого создаются методом покадровой съёмки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов. Искусством мультипликации занимаются мультипликаторы (аниматоры). Мультипликатор придумывает персонажей мультфильмов, выполняет эскизы основных сцен, прорабатывает мимику и жестикуляцию героев, ищет интересные приемы, которые позволяют выделить фильм из массы других. Занимается раскадровкой и расцветкой будущего фильма, анимацией персонажей (прорабатывает их движения, рисуя промежуточные фазы). Обычно над мультфильмом трудятся несколько специалистов, и каждый из них выполняет свою часть работы.

Мультфильмы (конечный продукт мультипликации) создаются путём либо покадровой съёмки пошагово вручную передвигаемых неподвижных объектов, либо прорисовкой (на целлулоиде, бумаге или в компьютере) фаз движений объектов, с дальнейшим их совмещением в единый видеоряд.

Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. Положительное воздействие анимации может стать прекрасным развивающим пособием для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала ребёнка.

Процесс создания мультфильма – это интересная и увлекательная деятельность для любого ребенка, так как он становится не только главным художником и скульптором этого произведения, но и сам озвучивает его, навсегда сохраняя для себя полученный результат в форме законченного видеопродукта. Создать мультфильм можно как с детьми младшего дошкольного возраста, так и со старшими дошкольниками. Всё зависит от включенности детей в процесс создания мультфильма. Так, дети 3-4 лет могут с помощью взрослого создать декорации, нарисовать или слепить персонажей мультфильма; во время съемки – передвигать фигурки, могут озвучить его. Дети же старшего дошкольного возраста уже могут выступать в роли оператора, сценариста, режиссера-мультипликатор (аниматора), художника, актера и композитора.

Создание мультфильма – это многогранный процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др. В результате чего у воспитанников развиваются такие значимые личностные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками и т.д..

Съемочный процесс включает:

- придумывание и обсуждение сюжета;

- создание персонажей и декораций;

- съемка мультфильма – в среднем 200-300 кадров (фотографий);

- монтаж;

- озвучивание мультфильма (наложение голосовых эффектов, звука и т.д.).

Алгоритм действия при создании мультфильма следующий:

1. Выбираем известную сказку, рассказ или стихотворение (или вспоминаем историю из опыта, или придумываем историю сами), идея – сценарий.

2. Подготовка к съемке мультфильма, изготовление персонажей.

3. Подготовка декораций и фона.

4. Установка декораций на площадке для съемки.

5. Съёмка мультфильма – анимация (один из детей, выполняет роль оператора занимает место у видеокамеры или фотоаппарата (закрепленного на штативе), а остальные осуществляют действия в кадре, переставляя героев и декорации в соответствии с задуманным сюжетом):

- чем больше детализация движения персонажа, тем движения будут естественными, плавными;

- вовремя съемки необходимо следить, чтобы статичные предметы (фон) не двигались;

- не забывать, что в декорациях могут происходить изменения (подул ветер – дерево закачалось);

- в кадр не должны попадать посторонние предметы, руки аниматоров, тени;

- чтобы движения персонажей получились четкими, снимать нужно с одной точки, зафиксировав фотоаппарат (желательно в штативе), не удаляя и не приближая изображение.

6. Монтаж мультфильма (весь отснятый материал переносится на компьютер, просматривается, лишние кадры удаляются):

- чем больше кадров в секунду, тем движения персонажей более плавные; чем меньше – тем более прерывистые. Расчет времени: обычно мы делаем 4 кадра в секунду, иногда 1 (все зависит от программы). Соответственно, при скорости 1 кадр в секунду для минуты фильма нужно сделать 60 фотографий;

- совсем не обязательно делать каждое движение героя, можно их позже скомбинировать на компьютере. Например, кивок головой – можно снять 2-3 кадра, а потом их повторить.

7. Затем дети поочередно записывают голосовое сопровождение, произнося свои реплики на подходящем кадре:

- при необходимости записывайте текст небольшими кусочками;

- вовремя записи должна быть абсолютная тишина «в студии» (никаких посторонних шумов);

- можно использовать звуковые эффекты (скрип двери, шум прибоя...).

8. Музыкальное сопровождение, титры.

Мультфильм может быть выполнен в различных техниках:

- перекладка (рисование персонажей на бумаге и вырезание, для каждого кадры вырезанные картинки двигаются) – хорошо подходит для тех, кто любит рисовать;

- пластилиновая анимация (лепка из пластилина) – хорошо подходит для тех, кто любит лепить. Может быть плоской (как перекладка) и объемной (как кукольная анимация);

- предметная анимация (используются готовые игрушки: «Лего», кубики, человечки, машинки) – позволяет оживить любимые игрушки, подходит для тех, кто любит строить и конструировать, и для тех, кто не очень любит рисовать;

- сыпучая анимация (рисование сыпучими материалами – крупы, манка, кофе) – от 10 лет, не более 4 участников;

- пиксиляция (анимация с присутствием в кадре самих участников, дает возможность делать различные трюки – оживление предметов, превращения, прохождение сквозь стену, полеты и т.п.). Необходимо хорошее освещение в помещении, где происходит съемка, или возможность снимать на улице.

Техники могут быть смешанными.

При создании мультфильма дети закрепляют умение брать на себя разные роли в соответствии с сюжетом, совершенствуют умения самостоятельно выбирать сказку, стихотворение или песню. Они могут создать историю своей семьи, рассказать о нашей стране или отправиться в путешествие на далекую планету. Можно создать мультфильм о своем детском садике, и героями будут дети группы, рассказать о том, как они сегодня провели свой день, или может о том, как они плавали в бассейне или помогали малышам одеваться на прогулку. Тема мультфильма может быть любой, всё зависит от фантазии ребенка и педагога.

Создание мультфильма с детьми дошкольного возраста – одно из эффективных средств формирования познавательного интереса. Мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников.

Таким образом, создание мультфильма – это технология, позволяющая педагогу решить множество целей и задач.

В рамках проекта создания мультфильма, для воспитанников была поставлена следующая цель: обновление педагогического процесса, направленного на всестороннее развитие личности ребёнка и раскрытие его познавательно-речевых, художественных и творческих возможностей через создание мультфильма.

Реализация поставленной цели предполагает решение ряда задач: сформировать у детей элементарное представление о тайнах мультипликации, обогатить словарный запас детей, развивать познавательный, художественно-эстетический интерес к созданию мультфильмов, развивать инициативное творческое начало, способность ребёнка к нестандартному решению любых вопросов, воспитать интерес, внимание и последовательность в процессе создания мультфильма, формировать навыки доброжелательности, самостоятельности, сотрудничества при взаимодействии ребёнка со сверстниками и взрослыми.

Процесс создания мультипликационного фильма явился совместным творчеством всех участников образовательного процесса: воспитателей, детей, родителей, который включил в себя несколько этапов:

Подготовительный этап. Возникновение идеи. В нашем дошкольном образовательном учреждении огромное внимание уделяется патриотическому воспитанию детей. Приобщение к культуре родного края. Посещение памятников архитектуры таких как памятник Подольским курсантам, памятник герою летчику Виктору Талалихину. Наш детский сад ведет тесное сотрудничество с Подольским историко-краеведческим музеем. Собрание экспонатов которого рассказывает историю края от каменного века до наших дней. Дети с огромным любопытством слушают и делятся своими впечатлениями. В подготовительной группе имеется музей военной техники, который собран из экспонатов сделанных совместными усилиями детей и их родителей. Каждый год музей пополняется новыми моделями. Все это и вдохновило нас на создание военно-патриотического мультфильма. Долго размышляя в какой технике мы будем делать мультфильм, выбрали доступную для детских возможностей-технику лепки из пластилина. Как мы знаем все дети очень любят лепить. На данном этапе мы с ребятами продумали сюжет мультфильма, обговорили место, где происходят все события, кто является главными героями и что нам нужно для того, чтобы обыграть задумку. Так мы и решили создать мультфильм под названием «Путешествие в музей авиации».

Детей объединили в рабочие группы. По необходимости оказывали ребятам практическую помощь, а также направляли и контролировали осуществление проекта.

Работая над проектом, мы соблюдали ряд условий:

- детям нельзя навязывать своё мнение, все решения принимаются коллективно, на основе диалога;

- все предложения, пожелания детей необходимо записывать, чтобы ничего не упустить;

- дети в ходе работы над проектом вступают во временные и постоянные микрогруппы. Необходимо создавать условия для совместной партнерской деятельности в каждой группе.

Вклад каждого ребенка в проект был своим, уникальным, в чём и заключается ценность проекта.

Вместе с ребятами мы слепили персонажи: папу, маму, девочку, мальчика а также музейные экспонаты в виде самолетов. Дети сами изъявили желание лепить, а не рисовать. Для детей дошкольного возраста игра с пластилиновыми персонажами-мальчиком и девочкой оказалась более интересной, чем зарисовка. Персонажи второго плана: небо, лес с солнышком и трава были распечатаны на компьютере, после чего поэтапно собрано в панораму. При этом очень важно деликатное руководство творческим процессом ребенка, поскольку неумеренное вмешательство взрослых может уничтожить главное – наивный взгляд ребенка на мир.

Съёмка и озвучивание мультфильма. На данном этапе в индивидуальной работе отрабатывали выразительность речи, темп и тембр голоса. Когда у нас весь подготовительный материал был готов мы приступили к сьемке.

В этот период шла работа с малыми подгруппами детей, при этом использовалась достаточно простая и доступная техника перекладки. При всей простоте этой техники детям необходимо было постоянно контролировать свои действия: переставлять фигурки «родителей» и «детей» на минимальное расстояние. Несмотря на хорошо известный сюжет мультфильма, дети столкнулись с новыми для них технологиями раскадровки (составления развернутого плана мультфильма и озвучивания). Использование этих технологий приучает ребенка к внимательной работе с текстом, закладывает основы аналитической работы и средствами художественной выразительности. Во время озвучивания мы придумывали и воплощали перед микрофоном всевозможные шумы и реплики, подбирали музыку.

Монтаж. Все части мультфильма монтировались с использованием специальной программы. Результат превзошел все наши ожидания. Наш мультфильм «Путешествие в музей авиации» был представлен на Межрегиональный конкурс детских анимационных фильмов «Мульт-наука 2021» в номинации пластилиновый мультфильм где стал лауреатом III степени.

Работа над проектом нам позволила решить следующие задачи:

1. Повысить уровень познавательной и творческой деятельности детей: усилить их самостоятельность, инициативность, активность, уверенность в своих силах, дети стали лучше планировать свои действия.

2. Усилить интерес родителей воспитанников к жизни детей в группе детского сада, их желание участвовать в них.

3. Расширить образовательное пространство детского сада благодаря: организации работы студии, организации работы с детьми по созданию мультфильмов, организации по проведению мастер-классов детьми для своих сверстников, появлению у детей и педагогов опыта организации показа и презентации мультфильма.

Таким образом, в процессе работы над мультфильмом происходит формирование познавательного интереса. Очень активно в работу вовлекаются родители воспитанников, что позволяет решать педагогические задачи по воспитанию и развитию детей дошкольников совместными усилиями. Так осуществляется преемственность в работе дошкольного учреждения и семьи. И более быстрыми темпами происходит развитие универсальных способностей детей.

В настоящее время мультфильмам не отводится важное воспитывающее и развивающее значение. Организация кружков и совместное создание мультипликационных фильмов может оказать положительное влияние на детей и внести неоценимый вклад в воспитательную систему подрастающего поколения. Это действенный метод, так как такая деятельность запомнится детям надолго, будет способствовать развитию мелкой моторики, предметной деятельности, творческих, эстетических и нравственных сторон личности.

Список использованной литературы

1. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы // Учебные записки ЛГУ. – Вып. 16. – 1959.

2. Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.

3. Зубкова С.А., Степанова С.В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. №5. – С.54–59.

4. Марецкая, Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального. Художественного и творческого развития дошкольника / Н.И. Марецкая// Детство-Пресс. – 2010. – С. 13-40.

5. Тимофеева, Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». - СПб: Детство-Пресс, 2011. - 80 с.

6. Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. - СПб.: Детство-Пресс, 2011. - 80 с.

7. Шаров Ю.В. Воспитание духовных потребностей - основа всестороннего гармонического развития личности // В кн.: Формирование духовных потребностей школьников. – Новосибирск, 1966.

8. Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. – М, 1962. – С. 10.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«Влияние мультипликационных фильмов на детей дошкольного возраста»

Наши дети любят смотреть мультики, однако это не всегда безопасно, как думают родители. Мультипликация представляет собой сложный процесс, построенный на нравственно-эмоциональном воздействии на детей дошкольного возраста, а так же широкими воспитательно-образовательными возможностями. Детские психологи, врачи и ученые в один голос заявляют, что в дошкольном возрасте просмотр мультфильмов необходимо сводить к минимуму и не допускать постоянного «прилипания» ребенка к телевизору.

За последние годы на телевидении появилось большое количество различных мультфильмов, как отечественного, так и зарубежного производства. У психологов вызывают много вопросов и новые технологии создания мультфильмов (компьютерная графика, различные спецэффекты и т. д.) Манипулируя цветом, мультипликаторы выделяют яркими красками персонажа, за которым поневоле будет следить ребенок. Хорошо, если этот персонаж добрый, красиво нарисован, совершает правильные поступки. Просмотр мультика для ребенка становится основной в создании модели собственного поведения. То, на что взрослые порой даже не обращают внимания, для детей становится ориентиром в развитии личности и характера.

Отсюда и вытекает первое правило – главные персонажи мультика должны распространять добрые хорошие качества, поучать маленького зрителя и подталкивать его к добру, послушанию. Злые и отрицательные персонажи в мультике для ребенка ни в коем случае не должны выставляться в положительном свете, побеждать. Главный герой помогает другим персонажам, проявляет желание учиться, быть честным, не жадничать. Так, например, многие старые-добрые советские мультфильмы демонстрируют последствия жадности, грубости, вранья на основе главных персонажей, которые, к концу мультфильма, понимают, что подобные качества плохи и отказываются от них.

Мультфильм может быть поучительным и добрым, но если художники переборщили с яркими красками - он будет вреден для детской психики. Яркие цвета в большом количестве, а также цвета, совершенно не сочетающиеся друг с другом оказывают негативное влияние мультфильмов на психику детей - они становятся агрессивными, чрезмерно возбужденными. Теплые и блеклые цвета напротив, успокаивают малышей и позволяют сконцентрироваться на информационной части мультипликационного представления. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные наоборот. В случае если все персонажи ужасны, уродливы, страшны, вне зависимости от их роли, у ребенка нет четких ориентиров для оценки их поступков. Ребенок вынужден идентифицировать себя с несимпатичным героем и страдает внутреннее самоощущение малыша.

Звук в любом мультфильме играет такую же важную роль, как и картинка. При этом, звуковой ряд также не должен быть слишком резким, музыкальное сопровождение должно носить спокойный, умиротворенный характер.

Диалоги персонажей должны озвучиваться профессионально несколькими актерами. Одноголосный и, уж тем более, монотонный перевод делает мультик не только скучным, но и небезопасным. Опасность подобных мультиков заключена в том, что ребенок перестает концентрироваться на общении персонажей, вследствие чего снижается его эмоциональность, модель его поведения постепенно становится однообразной. Кроме того, важна и подача текстовой информации малышу. Хороший мультфильм обязан содержать не только диалоги между персонажами, но и, собственно, монологи главных действующих лиц. Их переживания, мысли, мотивация и обоснование поступков должно преподноситься ребенку закадровым

голосом. Именно монологи позволяют ребенку включиться в события мультфильма и активно в них участвовать в собственном воображении.

Так какие мультики можно смотреть детям:

  1. в которых пропагандируется добро и добрые качества
  2. в которых обязательно присутствуют монологи
  3. в которых зло всегда наказуемо и не выставляется в положительном свете
  4. цвета в которых не дисгармонируют друг с другом, нет перебора с яркими цветами
  5. музыкальное сопровождение в которых не выделяется, не является слишком резким.

Просмотр мультфильмов может служить для детей дошкольного возраста настоящей энциклопедией нравственности, примером моделей поведения в различных ситуациях.

Приятного просмотра!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей - "Сыпь песок"

  Не секрет, что имя Марии Монтессори давно на слуху у молодых мам и продвинутых педагогов. Вот уже почти век имя М. Монтессори (1870 - 1952) - психиатра и психолога, детского врача ...

Материалы для родителей - "Как не сойти с ума перед школой?!"

Прощай, отдых! Позади свобода, море, речка, друзья, беззаботное время, а впереди - уроки, домашние задания, нудные учителя... Как психологически правильно подготовить ребенка, будь он первоклашка или ...

Материалы для родителей - "На прогулке наблюдайте с ребёнком признаки весны".

 На прогулке наблюдайте с ребёнком признаки весны: потемнение и таяние снега, льда, появление луж и ручьёв; голубизну неба и кучевые облака....

Материалы для родителей "Призадумайся мама"

Материалы уголка для родителей, могут быть использованы воспитателями или логопедами....

"Материалы для родителей"

В уголок  для родителей информация  по ПДД...

Материалы для родителей. Методические разработки.

Перспективное планирование работы по взаимодействию  с семьями воспитанников (в группе детей с задержкой психического развития   старшего дошкольного     возр...

Сборник материалов для родителей "Школа заботливых родителей"

В сборнике-презентации представлен ряд консультаций для родителей. В материалах консультаций содержатся ответы на вопросы, которые часто задают родители, дети которых посещают группы компенсирующей на...