Беседа с детьми (5-7 лет) на тему «Флаг и герб России. Государственные символы»
план-конспект занятия (старшая группа)

скоробогатова наталия михайловна

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представление детей об окружающем мире, обществе и культуре.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.

Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость

за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Во всех ее элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ensportal.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: - формировать представления детей о государственных символах России – гербе, флаге, гимне;

- подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления;

- воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

Словарь: государственные символы, герб, гимн, флаг, Россия, россияне.

Предварительная работа: прослушивание гимна, стихотворений В. Степанова «Флаг России»«Герб России».

Оборудование: изображения флага и герба России, разрезные картинки герба, цветные карандаши, изображение флага для раскрашивания.

Ход беседы.

- Ребята, я предлагаю вам внимательно послушать стихотворение Е. Аксельрода и ответить на вопрос «О чём это стихотворение?».

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь,

И даже улицы родной

Мы не найдём на карте той.

Но мы всегда на ней найдём

Свою страну – наш общий дом.

Поезжай за моря – океаны,

Надо всею землёй пролети:

Есть на свете различные страны,

Но такой как у нас не найти

- Как вы думаете, о какой стране в нем говорится?

- Правильно, о России. Россия – большое государство. В России много городов.

В России много лесов, морей, рек, полезных ископаемых.

- Как ещё можно сказать о России?

Дети: - Наша Родина.

- Молодцы. Россия – самая большая страна в мире.

- У каждой страны есть главный город – столица, а какой город является столицей России?

Дети: - Москва.

- Совершенно верно.

Москва – это Красная площадь.

Москва – это башни кремля.

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя.

- Какую пословицу мы знаем о Москве? - «Москва всем городам мать».

- У каждой страны есть свои государственные символы. Это флаг, герб и гимн. К ним надо относиться с уважением. Сегодня я расскажу о них и мне кажется, вам будет интересно узнать что-то новое и важное.

- Вы сейчас догадаетесь, о чём пойдет речь:

Флаг России – триколор,

Три полоски ловят взор.

И у каждой новый цвет,

А у цвета свой секрет.

Белый – мир и чистота,

Синий – верность, небеса,

Красный – мужество, отвага.

Вот цвета родного флага!

(Показать иллюстрацию с изображением флага России).

- Да, мы поговорим о Российском флаге, об истории появления флага.

- Флаг символизирует нашу Родину. Он развевается над зданием правительства, флаги вывешиваются во время праздников, поднимают во время побед.

- Как вы видите, у России флаг трехцветный, он состоит из трех полос – белой, синей и красной.

- У каждой страны есть свой флаг или еще его называют знаменем или стягом. Флаг нашей страны, имеет древнюю историю. Много веков тому назад, люди вместо флага использовали шест, привязывая к его верхушке пучек травы

веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом. Главным назначением стяга было «стянуть к себе» воинов для защиты своей земли, села или города. В те времена даже счет войску вели по количеству стягов.

Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин прикрепляли к древку, а над ним делали навершение. Чаще всего стяги были красного цвета. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество ратникам.

Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали красками изображения святых – «знамения». Так появилось слово «знамя». Знамена тогда имели различные цвета - зеленый, желтый, белый, красный. Их украшали богатые узоры. Лики святых, звезды и кресты блестели золотом и серебром.

И в те времена и сейчас цвету придается особый смысл.Постарайтесь запомнить: белый цвет - это цвет мира, он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает. Синий цвет - это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. Красный цвет - цвет силы, это кровь, пролитая за Родину.

- Сейчас, я хочу вам предложить раскрасить Российский флаг, будьте внимательны, чтобы не перепутать правильную последовательность цветов.

- Молодцы, вы справились с заданием.

- Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка «Флажок».

Флаги в руки мы возьмём,

Вверх поднимем и взмахнём. (Поднять флажки над головой и помахать)

А затем мы дружно в ряд

Зашагаем, как отряд! (Шагать друг за другом, махать флажками)

А теперь мы встанем в круг,

Спрячь флажок за спину, друг. (Встать в круг, спрятать флажки за спину)

Ты флажок свой покажи

И попрыгай от души. (Показать флажок и попрыгать на двух ногах)

- А ещё, у каждого государства обязательно есть свой гимн. Гимн – это торжественная песня, славящая страну. Её исполняют в самых значительных и торжественных случаях – во время праздников и других важных событий.

Государственный гимн исполняется при вступлении в должность Президента РФ, во время официальной церемонии подъёма Государственного флага, во время проведения воинских ритуалов, при награждении победителей Олимпийских игр и во время других торжественных мероприятий.

С исполнения Государственного гимна по радио начинается новый день. Гимн транслируется по телевидению в новогоднюю ночь, в дни государственных праздников.Самые главные слова в нем«Славься страна! Мы гордимся тобой!» При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.

- Я предлагаю вам послушать гимн России. Музыку написал А. Александров, слова гимна написал С. Михалков.

- Россия гордится своей историей, гимном, флагом, а ещё и своим гербом.

- Гербы появились давным-давно. Это был отличительный знак рыцарей. Служил он для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ появился на рыцарских щитах. Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы.

(Показать иллюстрацию с изображением герба России).

Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на флагах, кроме того герб необходим и для печатей подтверждающих подлинность важных документов, монетах, на паспорте гражданина России, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство.

- Посмотрите на герб нашего государства. Что вы видите?

(Ответы детей).

«Герб России» (В. Степанов)

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он России дух свободный.

- Орел с двумя головами, у орла раскрытые крылья, на головах короны, в одной лапе орел держит золотой шар, а в другой жезл. Каждый элемент герба имеет свое значение.

- Что вы видите в центре?

(Орла.)

- Расскажите о нем, какой он?

(С двумя головами, с поднятыми крыльями.)

- Почему же на гербе России изображен орел? Орел на гербе означает силу, это значит, что государство, на гербе которого изображен орел – сильное и непобедимое.

- Но почему у орла две головы?

(Предположения детей.)

- Русское государство очень большое и головы орла смотрят на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое. В России живут люди разных национальностей,а не только русские: якуты, кабардинцы, чеченцы и многие другие.

- А что вы видите ещё?

(Корону.)

- Как вы думаете, что она обозначает?

(Предположения детей.)

- Корона обозначает, что в России главный – царь.

- А что в лапах у орла?

(Ответы детей.)

- Это посох или жезл, а еще его называют скипетр. Это символ царской власти, это значит, что в России правил в те времена царь.

В другой лапе у орла шар, его называют держава. Держава – значит могущество, то есть страна, в которой правит царь, могучая.

- Посмотрите внимательно, в центре изображен герб Москвы.

- А почему герб Москвы в самом центре?

(Предположения детей.)

- Потому, что Москва – главный город России, её столица.

Этому российскому гербу много-много лет. Конечно, нет сейчас царей. Но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что наша Родина очень древняя, что она возникла очень давно.

- А вы знаете, что даже у каждого российского города есть свой герб. Есть герб и у нашего города Камышина (показать герб г. Камышина, об этом мы поговорим подробнее в другой раз.

- Я предлагаю вам поиграть в словесную игру «Я начну, а вы продолжите»:

Наша страна называется … (Россия)

Наша страна большая. В ней много … (рек, озёр, гор, городов, деревень, лесов)

Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).

Управляет нашей страной … (президент).

Президента России зовут … (Путин Владимир Владимирович).

Столица России … (Москва).

Город, в котором мы живём, называется … (Петров Вал)

- А теперь давайте поиграем. Дидактическая игра «Собери символику».

(Разрезные картинки «Российский герб»)

- В заключение беседыдавайте вспомним некоторые пословицы о Родине:

«Нет ничего краше, чем Родина наша».

«Смело иди в бой - Родина за тобой!».

«С родной земли - умри не сходи».

«Кто на нашу землю с мечом придет, то от него и погибнет». Так было, так есть и так будет!

- Мы познакомились с государственными символами величия и могущества России. Вы, маленькие граждане нашей страны, должны знать и понимать происхождение Государственных символов. Это долг каждого гражданина России. Ведь Государственные символы достались нам в наследство от предков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа во второй младшей группе на тему: «Знакомство с флагом и гербом России»

Беседа во второй младшей группе на тему: «Знакомство с флагом и гербом России»Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Чтение художес...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознокомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Флаг. Герб. Гимн. Государственные символы России ».

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознокомлению с окружающим миром в подготовительной группе«Флаг. Герб. Гимн. Государственные символы России »....

Беседа с детьми 4-5 лет на тему «12 июня — День России»

Ознакомление с праздником «День России»Познакомить с официальной символикой России: гимн, герб, флаг....

Беседа с детьми «Знакомство с флагом и гербом России» во второй младшей группе

Познакомить детей с символикой России – флагом, гербом, гимном. Формировать нравственные качества как важный аспект патриотического воспитания дошкольников....

Беседа во второй младшей группе на тему: «Знакомство с флагом и гербом России»

Беседа во второй младшей группе на тему: «Знакомство с флагом и гербом России» Цель: Познакомить детей с символикой России – флагом, гербом, гимном. Формировать н...

Беседа во второй младшей группе на тему: «Знакомство с флагом и гербом России»

Беседа во второй младшей группе на тему: «Знакомство с флагом и гербом России» Цель: Познакомить детей с символикой России – флагом, гербом, гимном. Формировать н...

Беседа с детьми подготовительной группы по лексической теме «22 августа день государственного флага России»

Беседа с детьми подготовительной группы по лексической теме«22 августа день государственного флага России»...