Картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей раннего возраста
картотека (младшая группа)

Паршина Анна Романовна

Картетека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_kartoteka_rechevyh_igr.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека речевых игр,

направленных на развитие словаря у детей раннего возраста

Игра: «Шарики и кубики».

        Цель: Учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их форму, действовать с предметами в зависимости от свойств. Формировать активные поисковые действия, элементы экспериментирования и прогнозирования результата, используя объемные геометрические фигуры.

        Оборудование: четыре корзинки: две красных и  две желтых, мячи и кубики красного и желтого цвета.

        Ход игры: Предлагается соотнести по цвету мячи и положить их в соответствующие корзины. Аналогично с кубиками. Перед ребенком лежат мячи и кубики. Предлагается разложить их по корзинам (подумай как?), по подражанию действиям педагога).

Игра:  «Большой – маленький».

        Цель: Формировать понятия о величине: большой, маленький. Фиксировать внимание ребенка на различии и тождестве однотипных предметов по величине. Пополнять его пассивный словарь словами: большой, маленький.

        Оборудование: большие и маленькие мячи и кубики.

        Ход игры:  Предлагается положить большие кубики и большие мячики в большую корзинку, а маленькие - в маленькую. Педагог демонстрирует действия.

Игра: «Ориентировка в форме и цвете».

        Цель: Учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их форму и цвет, действовать с предметами в зависимости от поставленной задачи. Добиваться понимания инструкции: «Дай такой же Шарик (кубик, кирпичик, крышу)», а затем: «Дай красный (зеленый, желтый, синий) шарик (кубик, кирпичик, крышу)». Активизировать словарь прилагательных.

        Оборудование: разные по форме и цвету кубики, шарики, кирпичики, крыши. Варианты заданий: Сделать постройку. Выполнить игровое действие с шариками (если ребенок не затрудняется в строительстве простых построек). Дать по словесной инструкции: шарик, кирпичик, кубик, крышу.

        Ход игры:      Предлагаются различные действия по инструкции: «Дай красный (зеленый, желтый, синий) шарик. Выполнить игровое действие с шариками, кубиками. «Строим дом для куклы». Сделать постройку (если ребенок не затрудняется в строительстве простых построек). Педагог просит ребенка дать по словесной инструкции: шарик, кирпичик, кубик, крышу. «Дай такой же Шарик (кубик, кирпичик, крышу)», а затем: «Дай красный (зеленый, желтый, синий) шарик (кубик, кирпичик, крышу)».  «Что ты дал?».

Игра: «Чудесный мешочек».

        Цель: Определять на ощупь форму (круглая, квадратная). Активизировать в речи прилагательные: круглый, квадратный.

        Оборудование: мешочек, шары, кубики.

        Ход игры: Рассмотреть с ребенком шарики, кубики, обговорить форму предметов, спрятать их в мешочек. Предлагается ребенку на ощупь определить форму предмета, назвать ее, достать предмет и проверить.

        

Игра: «Большие и маленькие».

        Цель: Фиксировать внимание ребенка на величине предметов и ее словесном обозначении.

        Ход игры: Логопед просит выполнить игровые действия с игрушками. Варианты заданий:

        1)  Маленьких матрешек посади за маленький стол, больших за большой стол.

        2) Катание разных матрешек в разных машинах. Большая матрёшка катается в большой машине, маленькая в маленькой.

        Вопросы ребенку: «Где большая (маленькая)? Какая это матрешка?».

        

Игра «Дом большой, дом маленький».

        Цель: Развитие атрибутивного словаря, координация речи и движения.

        Оборудование: Большой и маленький игрушечные дома, игрушечные заяц и медведь.

        Ход игры: Рассматривают большой и маленький дом. Педагог рассказывает, что в большом доме живёт медведь, а в маленьком доме живёт заяц. Просит поселить их в дома и спрашивает: «В каком доме живёт медведь?», «В каком доме живёт заяц?» Проводит подвижную игру: «У медведя дом большой".

        У медведя дом большой", ой, ой, ой (разводят руки в стороны),

        А у зайца – маленький, ай, ай, ай (садятся, обхватывают руками колени).

        

Игра: «Какой?».

        Цель: Учить ребенка находить разнообразные предметы заданного цвета. Называть их.

        Оборудование: Различные предметы из окружения ребенка; сюжетная картинка.

        Ход игры: педагог просит показать на картинке все красные (затем отрабатывается синий, зеленый желтый, белый, черный цвета) предметы и назвать их.

        

Игра: «Собери букет».

        Цель: Учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их цвет Активизация атрибутивного словаря.

        Оборудование: карточки разного цвета, картинки с изображением цветов.

        Ход игры: Детям раздаются карточки разного цвета. Перед детьми рас¬кладываются картинки с изображением цветов. Ребе¬нок должен собрать букет, выбирая только те цветы, ко¬торые подходят к цвету его карточки.

        После выполнения задания ребенок объясняет свой выбор (например: «У меня красная карточка. Я выбрал розу, потому что она красная»).

Игра «Чудесная корзинка».

        Цель: Выделять характерные признаки предметов, находить фрукты (овощи) по характерным им признакам (форма, цвет, тактильные ощущения, вкус). Активизация словаря прилагательных.

        Оборудование: корзинка, фрукты, овощи (помидор, огурец, яблоко, киви).

        Ход игры: Педагог достаёт из корзинки овощ, дети отвечают на его вопросы: что это? (Это помидор) Какой помидор? (Помидор красный, круглый). Аналогично с другими овощами.

        

Игра: «Что сделал зайчик».

Цель: Упражнять ребенка в практическом использовании глаголов при обыгрывании игрушки. Следить за правильным построением предложений.

Ход игры: Педагог рассказывает сказку, показывает действия с игрушкой и просит ответить на вопросы.

Вопросы: «Куда зашел зайчик? Что сделал зайчик? Почему зайчик сказал: «До свидания»? Кто пришел? Что сделал зайчик? Через что он перепрыгнул? До чего он допрыгнул?».

Игра: «Одень куклу».

        Цель: Развивать представления об основных действиях с предметами одежды и обуви. Активизировать глаголы: надевать, обувать.

        Оборудование: кукла, кукольная одежда (юбка, кофта, носки, туфли, шапка).

        Ход игры: Педагог вовлекает детей в игровую ситуацию: «кукла собирается на прогулку». Одевают куклу и комментируют свои действия. Вопросы: Куда собралась кукла? Что мы ей наденем?    

        

Игра: «Веселый кубик».

        Цель: Учить соотносить, узнавать и называть движения, производимые одним объектом.

        Оборудование: кубик, с наклеенными на каждой грани, сюжетными картинками,  изображающими действие (мальчик сидит, ест, идет, лежит, прыгает, спит).

        Ход игры: дети бросают кубик по  очереди, называют действие, которое выпало на грани кубика, имитирует это действие.

        «Крутись, вертись,

        На бочок ложись!»

Игра: «Кто больше?».

        Цель: Расширение предикативного словаря.

        Ход игры: Взрослый называет слово, обозначающее действие. Дети должны назвать как можно больше слов, относящихся к этому действию и обозначающих предметы (при за-труднениях предъявляются игрушки и предметные картинки).

        Речевой материал: Летит... (самолет, пух, бабочка, жук, стрекоза, пчела, воздушный змей).

        Плывет... (пароход, лодка, рыба, бревно, утка).

        Растет... (трава, ребенок, цветок, дерево, капуста).

        Ползает... (змея, червяк, улитка, гусеница, муравей) и т.д.

        Летит... (самолет, пух, бабочка, жук, стрекоза, пчела, воздушный змей).

        Плывет... (пароход, лодка, рыба, бревно, утка).

        Растет... (трава, ребенок, цветок, дерево, капуста).

        Ползает... (змея, червяк, улитка, гусеница, муравей) и т.д.

        

Игра:  «Летает — ползает — прыгает».

        Цель: Расширение предикативного словаря.

        Оборудование: картинки: змея, кит, бабочка, улитка, окунь, лягушка, кузнечик, муравей, гусеница, жук, пчела, комар, стрекоза, гусь, белка, ворона, заяц,  жаба, утка.

        Ход игры: Каждому ребенку дается картинка с изображением какого-либо животного, птицы, насекомого, рыбы. Де¬тям предлагается подобрать к этой картинке из множе¬ства других, расположенных на наборном полотне, кар¬тинки с изображением животных, передвигающихся так же. Выбирая картинку, ребенок называет способ пере¬движения: летает, ползает, прыгает, плавает.

Игра: «Кто что может делать?».

        Цель: Расширение предикативного словаря.

        Ход игры: Детям демонстрируются картинки с изображением лиц разных профессий. Они рассматривают картинки и рассказывают кто? что? может делать.

        Речевой материал: повар... (варить, жарить, резать, солить);

        уборщица... (подметать, вытирать, мыть, убирать);

        продавец... (продавать, взвешивать, считать, заворачи¬вать) и т.д.

        

Игра: «Где же наши ручки?»

        Цель: Учить понимать и называть существительные, обозначающие части тела во множественном числе, выполнять движения в соответствии с текстом.

        Оборудование: кукла, запись на магнитофоне песенки «Где же наши ручки?».

        Ход игры: Предлагается поиграть с куклой и повторить движения самим в соответствии с текстом песенки.

Игра: «Маша-растеряша»

        Цель: Активизировать словарь существительных, формировать понятие «игрушки».

        Оборудование: кукла, мяч, мишка, грузовая машина, корзинка, стул, коробка.

        Ход игры: Детям предлагается убрать игрушки на место: «Мяч лежал в корзинке. Кукла сидела на стуле. Грузовая машина лежала в коробке». Ответить на вопросы: Что лежит в корзине? Кто сидит на стуле? Где лежит машина?

        Была у мамы Маша,

        Дочка-растеряша.

        Хочет с куклой поиграть – Не найти ее опять.

        Мяч куда-то закатился,

        Мишка с полочки свалился.

        С тобой мы к Машеньке пойдем и все игрушки соберем.

        Варианты: игра с предметами других лексических групп.

        

Игра: «Компот для Белки».

        Цель: Закрепить знание о фруктах. Активизировать в речи существительные, обозначающие фрукты. Понимать и использовать в активной речи обобщающие слова «фрукты». Развивать мыслительные операции.

        Оборудование: натуральные фрукты, муляжи фруктов, картинки фруктов (яблоко, груша, банан, слива), две кастрюли.

        Инструкция: Детям предлагается разложить два вида фруктов (яблоки и сливы). В одну кастрюлю сложить яблоки, в другую - сливы.

        Варианты: увеличить количество и ассортимент фруктов. Провести игру с предметными картинками.

Игра: «Кому что?»

        Цель: Активизация номинативного словаря, развитие мыслительных операций.

        Оборудование: куклы, кукольная одежда и посуда.

        Ход игры: Взрослый рассказывает детям о двух девочках: «Катя и Таня были в магазине и сделали покупки. Катя купи¬ла новую одежду, а Таня купила посуду. Продавец сло¬жил покупки в одну коробку. Теперь Катя и Таня не могут поделить их и просят вас помочь им». Дети по очереди достают из коробки предметы, показывают всем, называют их и передают хозяйке (Кате или Тане), объяс¬няя свой выбор.

        Варианты: Аналогично с другими тематическими группами существительных. Провести игру с предметными картинками.

        

Игра: «Соберем урожай».

        Цель: Развитие номинативного словаря. Развитие операций анализа и синтеза.

        Оборудование: Разрезные картинки с изображени¬ем частей овощей и фруктов, две корзинки.

        Ход игры: Детям предлагается сложить разрезную картинку, называть ее, определить, овощ это или фрукт, и положить в соответствующую кор¬зинку.

        Варианты: Аналогично с другими тематическими группами существительных.

Игра: «Ощупай, угадай, назови».

        Цель: Развитие сенсомоторики. Развитие умения выделять существенные признаки. Активизация словаря существительных

        Оборудование: небольшого размера игрушки животных (свинья, кошка), красивая коробка.

        Ход игры: Рассмотреть с ребенком игрушечных свинку и кошку, обговорить их форму, отличительные признаки, спрятать их в коробку. Предлагается ребенку на ощупь определить предмет, назвать его, достать и проверить. В помощь детям читают описательную загадку.

        

        Хвост крючком,

        Нос пяточком,

        Им землю копает,

        Хрюкает, не лает.                        

          У нее четыре лапки,

        На лапках – коготки-царапки.

        Мышей ловит, Молочко лакает,

        Песни распевает:

        - Мяу-мяу!

        Варианты: Увеличить количество игрушек. Найти определенную игрушку.

        

Игра: «Ориентировка в величине» (2 контрастные величины).

        Цель: Учить ребенка вкладывать меньший предмет в больший. (Меньшую по размеру чашку располагать слева и справа от ребенка.)

        Оборудование: вкладыши, набор стаканчиков.

        Ход игры: Предлагается ребенку вложить меньший предмет в больший (подумай как?) по подражанию действиям педагога).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей раннего возраста

Речевые игры,направленных на развитие словаряу детей раннего возраста...

Картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей раннего возраста

Картотека речевых игр,направленных на развитие словаряу детей раннего возраста...

Картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей раннего возраста

Картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей раннего возраста...

Картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей раннего возраста

Подборка полезных игр для детей раннего возраста, учим детей разговаривать....

Картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей раннего возраста.

Одна из главных задач в развитие детей раннего возраста "Речевое развитие"...

Картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей раннего возраста

Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной....

Картотека речевых игр,направленных на развитие словаря у детей раннего возраста

Речь перестраивает все психические процессы ребёнка:восприятие,мышление,память,чувства,желания.Речь малыша включена в его практичекие предметные действия и неотделима от них....