Обогащение представлений детей о малой родине в условиях проектной деятельности
методическая разработка (средняя группа)

Баичкина Наталия Борисовна

Проблема духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения всегда была одной из самых актуальных проблем развития современного общества.

В период дошкольного детства закладывается фундамент для приобретения в дальнейшем любых социальных навыков и знаний, формируется общий характер поведения ребенка.

У детей в дошкольном возрасте возникает потребность в активном познании окружающего мира. Дошкольникам младшего возраста, доступно чувство любви к семье, родному городу, родной природе.

Воспитание любви к самому — близкому- это основа из основ духовно - нравственного воспитания, это первая и самая важная ступень. Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом гражданином России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

2слайд. Тема моей работы: «Обогащение представлений детей о малой родине в условиях проектной деятельности».

3 слайд.

Актуальность личного вклада в развитие образования.

Проблема духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения всегда была одной из самых актуальных проблем развития современного общества.

В период дошкольного детства закладывается фундамент для приобретения в дальнейшем любых социальных навыков и знаний, формируется общий характер поведения ребенка.

У детей в дошкольном возрасте возникает потребность в активном познании окружающего мира. Дошкольникам младшего возраста, доступно чувство любви к семье, родному городу, родной природе.

Воспитание любви к самому — близкому- это основа из основ духовно - нравственного воспитания, это первая и самая важная ступень. Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом гражданином России.

4 слайд 

  Условия формирования личного вклада в развитие образования.

Формированию личного вклада способствовали следующие условия. Вы их видите на слайде.

Научно-исследовательские, методические и организационно-педагогические условия.

5 слайд.

 Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования.

В своей работе мы опирались на теоретические и практические опыты и исследования педагогов в области дошкольного образования. Анатолий Викторович Мудрик отмечает, что формируя представления  воспитывается  любовь к Родине, к своей малой Родине - месту, где родился человек.

Понимание Родины у дошкольников своеобразно: оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ему близко и дорого, с любовью к родным: сестре, брату, маме, папе, бабушке, дедушке, своему дому, окружающей природе, родному краю, стране, миру в целом.

У детей недостаточно сформированы духовно – нравственные представления и знания о своей семье, ее членах, традициях семьи. Родители воспитанников проявляют малый интерес по привитию детям духовно – нравственных чувств, моральных правил и норм поведения

6 слайд.

Цель и задачи педагогической деятельности.

Анализ первичных диагностических данных помог спроектировать мою педагогическую деятельность и позволил поставить следующую цель моей работы: Формирование у детей духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, через проектную деятельность.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи, вы их видите на слайде.

Задачи:

  • Развитие познавательных способностей детей;
  • Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • Развитие активности, самостоятельности, любознательности;
  • Развитие коммуникативных навыков;
  • Развитие творческого мышления и воображения
  • Пополнение развивающей предметно – пространственной среды
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
  • Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности

7 Слайд. Ведущая педагогическая идея.

Если с дошкольниками проводить целенаправленную работу по изучению материалов на тему о родном крае, семье, семейных традициях

-то у детей сформируется уважение и гордость за свою семью;

-будут сформированы первоначальные знания о: родном крае, родословной семьи, ее традициях, реликвиях;

-привиты такие моральные качества: любовь и уважение к членам семьи, ответственность и забота о них.

8 слайд

Началом работы по данной теме стало проведение мониторинга по уровню сформированности у дошкольников интереса

Наблюдения показали, что дети не знают название своей улицы, города. Не знают имена своих родителей, своей родословной.

9 слайд Проведенное анкетирование среди родителей показало, что большинство родителей считают тему…..

10 слайд

Поставленные задачи решались в ходе реализации проектов: Проект «Это я, это вся моя семья, «Мой любимый город - Нижний Новгород».

Прежде чем, ребенок начинает воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании собственного «Я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно.

11 слайд.

Проект «Это я, это вся моя семья»

Паспорт проекта  

Вид проекта: информационно - творческий

Продолжительность проекта: долгосрочный, 6 месяца (сентябрь-февраль)

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников. 

Цель проекта: Создание организационно – педагогических условий для формирования у детей духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, семейным ценностям и традициям.

(ЗАДАЧИ представлены на слайде.)

 Задачи:

- Дать представления о понятиях «род», «родители», «родословная»

- Обогатить знания детей о своей семье, о нравственном отношении к членам семьи, семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях (брат, сестра, бабушка, дедушка), проявлять заботу о родных людях.

-Формировать у детей интерес к познанию своей семьи дать детям представление о том, что каждая семья индивидуальна, имеет свою историю, традиции, интересы и устои;

-Развивать коммуникативные навыки и творческие способности детей, познавательный интерес, любознательность, фантазию, воображение в процессе совместной деятельности взрослых с детьми.

-Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека.

-Обогащать детско - родительские отношения опытом совместной творческой деятельности

-Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

12 слайд

 План проекта

1 этап: подготовительный

  • Обследование развития представлений детей о себе, своей семье  
  • Разработка проекта совместно с детьми
  • Пополнение предметно-пространственной развивающей среды

2 этап: основной

  • Организация со-деятельности взрослых и детей по реализации проекта

3 этап: итоговый

  • Подведение итогов
  • Итоговое мероприятие

13 слайд

Была дополнена развивающая предметно-пространственная среда:

-уголок уединения,

-игровые центры пополнены новыми атрибутами. 

Родители активно включились с процесс изготовления атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница».

 Была подарена матрешка из 10 элементов. Она наглядно демонстрирует модель семьи.

14 слайд

Нами были подобраны материалы по теме проекта: демонстрационный материал, наглядные пособия, художественная литература.

 Были изготовлены дидактические игры на тему «Я и мое тело», «Мой дом», «Профессии», «Кому, что нужно для работы», «Мамины помощники» и другие

15 слайд

2 этап Организация взаимодействия взрослых и детей по реализации проекта

Формы реализации проекта:

  •  образовательная деятельность
  • прогулки
  • наблюдения
  • чтение художественной литературы
  • совместные игры со взрослым, сверстниками (подвижные, речевые, пальчиковые, хороводные игры)
  • художественная деятельность
  • рассматривание наглядного материала, иллюстраций, книг, открыток, просмотр мультимедийных презентаций о семье
  • самостоятельная игровая деятельность детей
  • трудовая деятельность (трудовые поручения и др.)

16 слайд

Содержание занятий, бесед, игр нацелено на формирование представлений о мире семьи, воспитание любви и уважения к себе, своим родным и своему дому. В работе использовали различные презентации, чтобы поддерживать интерес у детей.

17 слайд

Опираясь на схемы, дети учились составлять рассказы про свою семью.

Дети с интересом играли в дидактические игры, использовали изготовленные макеты, разные виды домов для своих игр.

Занимаясь воспитанием любви детей к своим родным и семье, очень важно привлечь к совместной деятельности родителей.

Родители воспитанников стали не только помощниками детского сада, но и равноправными участниками формирования личности ребенка.

Многие семьи приняли активное участие в проектной деятельности.

18 слайд

Приготовили презентации «Мамы разные важны» для ознакомления с профессиями мам, составляли свое генеалогическое дерево, сделали его на аппликации. Также же дома вместе с родителями нарисовали Герб своей семьи. В группе сделали выставку.

19 слайд

Представляли свои семейные традиции, делились рецептами любимых блюд семьи.

20 слайд

Совместно с детьми представили видео рассказ «Мои любимые игрушки дома».

21 слайд

Другие родители совместно с детьми изготовили книжки - малышки про домашних питомцев. С какой радостью дети рассказывают о характере, повадках и проделках своего любимца!

 Оформили детские портфолио. В любую свободную минутку ребята их рассматривают, делятся впечатлениями о своих друзьях, увлечениях, путешествиях. Портфолио, как частички семьи, помогают установить незримую связь со своим домом и любимыми родными.

22 слайд

 Продуктивная деятельность помогает закрепить знания, полученные на занятиях.

Выставка поделок «Дары осени» позволяет детям почувствовать гордость за своих мам. Как приятно слышать из уст ребенка: «Это моя мама сделала!»

23 слайд

Особое трепетное чувство вызывает у детей рисование своей семьи, портретов мам и пап, изготовление открыток, подарков, стенгазет.

24 слайд

К итоговому мероприятию – дню Матери записали с детьми сюрприз-праздничный выпуск новостей, где ребята дали интервью «Несколько слов о любимой маме»

Итоговым мероприятием проекта стал вечерний досуг

«День матери», в котором принимали активное участие дети, родители, педагоги, музыкальный руководитель. Родители с детьми читали стихи, участвовали в сценках и конкурсах, все вместе пели песни под гитару.

25 слайд

 Продуктом проекта стали альбомы про мам и пап, созданные руками детей. Они стали настольной книгой. Ребята подолгу рассматривают их, с гордостью рассказывают о своих любимых

Также был создан лепбук «Моя семья»

Результат: у детей повысилась степень активности и самостоятельности в познании семьи, семейных ценностей, дети с уважением и любовью относятся к своим родным, повысился интерес к образовательному процессу у родителей воспитанников

Детский сад является маленькой родиной для ребенка. Это то место, где ребенок проводит большую часть времени.

26 слайд

По аналогичной схеме прошел проект «Мой любимый город Нижний Новгород»

Паспорт проекта

Вид проекта: информационно - творческий

Продолжительность проекта: долгосрочный, 3 месяца

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников

Цель: Формировать у детей образ — «Малая Родина», расширять представления о родном городе

Задачи:

  • Дать представление об истории возникновения Нижнего Новгорода, Кремля.
  • Расширять знания детей о достопримечательностях города, людях, прославивших его.
  • Познакомить с историей происхождения символа города — оленя.
  •  Воспитывать любовь к родному городу, своей «малой Родине»
  • Повышать компетенции родителей по вопросам формирования патриотических чувств у детей, приобщения их к культуре своего народа, любви к Родине

1 этап: подготовительный

развивающая предметно-пространственная среда пополнена книгами, фотографиями о городе, в том числе презентацией «Старинный Нижний».

27 слайд

2 этап Организация со-деятельности взрослых и детей по реализации проекта

Формы реализации проекта:

-  Рассматривание альбома фотографий «Мой любимый город»

- Занятия, беседы, презентации, викторины на тему «Нижний Новгород», ««Герб города», «Старый Нижний»

28 слайд

Изготовлена карта Нижнего Новгорода с границами районов, в каждом районе есть свои достопримечательности и памятные места.

Изготовлен макет Нижегородского кремля, наш кремль самая не преступная крепость в России.

-Изготовлен фотоальбом  «Нижний Новгород - прошлое и настоящее», Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (в прошлое города и т.д.).

-Была экскурсия в библиотеку им. Бринского

- Коллективная работа - «Символ города - Олень»

-  Рисование «Кремль»

 -Конструирование модулей, конструкторов, лего «Город» 

29 слайд

Продукт проекта - изготовленный с детьми символ города, изготовленные с родителями альбомы «Мой любимый город Нижний Новгород».

30 слайд

В ходе проектной деятельности значительно расширились представления детей об окружающем мире, малой родине

Произошло развитие общих способностей детей – познавательных, коммуникативных и регуляторных.

 Получили значительное развитие коммуникативные навыки

 Выполняя проекты, дети научились рассуждать, делать выводы, приобрели навык публичного изложения своих мыслей, необходимые социальные навыки

Дети стали значительно активнее, самостоятельнее и любознательнее.

Работа над данными проектами доказала эффективность данного метода в активизации познавательного интереса детей и сотрудничестве с семьей, сплочении взрослых и детей. Коллективный характер всех этапов работы над проектом, позволяет ребенку увидеть себя в общем контексте проектной деятельности, оценить свое личное участие, убедиться в пользе общих усилий.

31 слайд

•        Обобщён опыт работы по теме: «Обогащение представлений детей о малой родине в условиях проектной деятельности»

•        Разработан «Методический банк» (перспективные планы, конспекты ОД, картотека  игр по духовно - нравственному воспитанию, медиатека, консультативный материал для педагогов и родителей).

•        Созданы книжки малышки «Моя семья», «Наша малая Родина».

•        Изготовлены: лэпбук «Моя семья», дидактические игры: «Кто быстрее спуститься с Чкаловской лестницы».

32 слайд

Обмен и передача опыта среди коллег:

- Выступление на педсовете «Обогащение представлений детей о малой родине в условиях проектной деятельности»

-Мастер-класс для воспитателей  по теме: «Формирование духовно-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста через доброту сердца»;

-Доклад на родительском собрании: «Использование ИКТ в работе с детьми по духовно – нравственному воспитанию;

-Сайт МАДОУ №456, сайт Мaam.ru, Nsportal.ru.

33-34 слайд Результативность и транслируемость  профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты представлена на слайде

35 слайд. Литература, которую я использовала в работе, вы видите на экране.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический план взаимодействия с родителями воспитанников по формированию представлений о малой Родине в процессе театрализованной деятельности.

Представлено тематическое планирование с семьями воспитанников с целью формирования представлений о малой Родине (Ульяновской области, Мелекесском районе)....

Обогащение социального опыта старших дошкольников в условиях проектной деятельности

Практико - ориентированный проект, направленный на создание условий для обогащения социального опыта старших дошкольников, овладение ими конструктивными способами взаимодействия с окружающими...

Городское методическое объединение. Тема "Формирование первичных представлений детей о малой Родине и Отечестве"

В презентации представлены задачи, содержание и формы образовательнойй деятельности по формированию первичных представлений детей о малой Родине и Отечестве...

Опыт работы на тему «Приобщение дошкольников к истории, культуре и традициям малой Родины через разные виды деятельности», в рамках проектной деятельности в подготовительной группе «Капелька»

формирование у детей нравственно-патриотических чувств отражены в нашем проекте "Россия - Родина моя!"который реализовывался с 30.10.22 - 16.11.22...