программа экологического воспитания 5-7 лет
рабочая программа (подготовительная группа)

Луценко Лилия Николаевна

кружковая работа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_ekologii_5-7_l.docx66.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Огонек»

ул. Молодежная д.14А, п.г.т Верхнеднепровский

Дорогобужский район Смоленская область, 215750

тел.8(48144)5-32-97

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ детский сад «Огонек»

__________________________Е.А.Лукшина

Приказ № __________   от  ______2021г.              

Аннотация

к рабочей программе  

кружка дополнительного образования по

экологическому воспитанию

для детей 5 –7лет

Разработала

Луценко Лилия Николаевна

воспитатель

1 квалификационной категории

2021-2023 у.г

Аннотация к рабочей программе кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей (5-7лет)

«Наш дом-природа»

2021 – 2023 год

Полное название программы

Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию детей 5-7 лет «Наш дом- природа» на 2021 – 2023 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Огонек»

Уровень программы (базовый / углубленный) (бюджет / внебюджет)

Базовый, бюджет

ФИО разработчика (автора) программы

Луценко Лилия Николаевна

Направленность программы

Общеразвивающая

Объединение, в котором реализуется программа

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Огонек» на 2021 – 2023 учебный год

Год разработки программы

2021

Срок реализации программы

2года

Цель программы

Цель кружковой работы:

развитие экологической воспитанности дошкольников, основными проявлениями которой служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.

Задачи программы

Задачи:

Образовательные:

формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения

формировать освоение экологических представлений

развивать познавательные умения

накапливать опыт гуманного отношения к растениям и животным

обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья

научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;

научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы используя правила безопасности;

развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;

воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.

Развивающие:

обогатить развивающую предметно-пространственную среду, направленную на формирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста;

воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.

Воспитательные:

воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.

воспитывать в детях уверенность в своих силах.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность

В основу содержания кружка легла образовательная (парциальная) программа С. Н. Николаевой «Юный  эколог»,  которая   предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.  Программа состоит в том, что ведущей формой организации педагогического процесса является комплексное занятие, на котором реализуются одновременно несколько видов деятельности. Материал конкретизирован для занятий в старшей группе детского сада в рамках кружковой работы по экологии.

Педагогическая целесообразность кружковой работы состоит в том, что она поможет в становлении основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. При разработке кружковой работы опирались на общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного процесса:

 -принцип сезонности: построение познавательного содержания программы с учетом природных и климатических условий нашей местности;

-принцип систематичности и последовательности: постановка задач экологического воспитания и развития детей в логике "от простого к сложному", "от близкого к далекому", "от хорошо известного к малоизвестному";

 - принцип развивающего характера обучения;

- принцип научности: на доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого.

Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. 

Возраст обучающихся

5-7лет

Организация образовательного процесса

Формы организации работы кружка:

 С детьми:

∙ Групповые занятия

∙ Экскурсии

∙ Выставки, конкурсы

 ∙ Просмотр мультимедийных презентаций

С родителями:

∙ Консультации

∙ Конкурсы, выставки

Формы проведения:

 - игра – путешествие;

- занятия в игровой форме;

 -экскурсии в природу;

 - досуги;

 - экспериментальная деятельность;

- наблюдение; беседа; акции;

- проектная деятельность;

-  работа с энциклопедической и природоведческой литературой;

 Методы проведения:

 -рассматривание картин;

-демонстрация фильмов;

 -труд в природе;

-коллективный труд;

-индивидуальные поручения.

Учебный план реализации программы на 2021 – 2023учебный год

 Кружок проводится 1 раз в неделю –среда, 4 раза в месяц во вторую половину дня в 15.30 – 16.00 ч продолжительностью 25-30 минут.

Тематика занятий в календарных планах воспитательно – образовательной работы в группе с детьми 5-7 лет построена с учетом возрастных особенностей дошкольников и требованиями программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы.

Ожидаемые результаты реализации программы

Результаты освоения программы представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка

В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.
Проявит интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;

Самостоятельно наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;

Проявит  желание заботиться о живых объектах природы; желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;

Стремиться следовать правилам поведения на природе и в обществе;

Пытаться самостоятельно оценивать свое поведение.

Использовать полученные знания в повседневной жизни.

 Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для дошкольников


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Огонек»

ул. Молодежная д.14А, п.г.т Верхнеднепровский

Дорогобужский район Смоленская область, 215750

тел.8(48144)5-32-97

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ детский сад «Огонек»

__________________________Е.А.Лукшина

Приказ № __________   от  ______2021г.              

Рабочая программа

кружка дополнительного образования по

экологическому воспитанию

для детей 5 –7лет

Разработала

Луценко Лилия Николаевна

воспитатель

1 квалификационной категории

2021-2023у.г.

Содержание.

Пояснительная записка

Цели , задачи программы

Формы организации работы кружка

Учебный план проведения занятий

Учебно-тематический план

Ожидаемый результат

Развивающая экологическая среда в группе

Методическое обеспечение

Список используемой литературы

Мониторинг

Рабочая программа

кружка дополнительного образования по

экологическому воспитанию

для детей 5 –7лет

«Наш дом - природа»

Пояснительная записка.

Актуальность и создания рабочей программы.

Кружок «Наш дом – природа»  имеет экологическую направленность, которая определена особой  актуальностью экологического образования в современных условиях.   Проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

 Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

 В основу содержания кружка легла образовательная (парциальная) программа С. Н. Николаевой «Юный  эколог»,  которая   предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.  Программа состоит в том, что ведущей формой организации педагогического процесса является комплексное занятие, на котором реализуются одновременно несколько видов деятельности. Материал конкретизирован для занятий в старшей группе детского сада в рамках кружковой работы по экологии.

Педагогическая целесообразность кружковой работы состоит в том, что она поможет в становлении основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. При разработке кружковой работы опирались на общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного процесса:

 -принцип сезонности: построение познавательного содержания программы с учетом природных и климатических условий нашей местности;

-принцип систематичности и последовательности: постановка задач экологического воспитания и развития детей в логике "от простого к сложному", "от близкого к далекому", "от хорошо известного к малоизвестному";

 - принцип развивающего характера обучения;

- принцип научности: на доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого.

Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. 

Цель кружковой работы:

развитие экологической воспитанности дошкольников, основными проявлениями которой служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.

Задачи:

Образовательные:

формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения

формировать освоение экологических представлений

развивать познавательные умения

накапливать опыт гуманного отношения к растениям и животным

обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья

научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;

научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы используя правила безопасности;

развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;

воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.

Развивающие:

обогатить развивающую предметно-пространственную среду, направленную на формирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста;

воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.

Воспитательные:

воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.

воспитывать в детях уверенность в своих силах.

Срок освоения программы: два года.

Участники: воспитанники старшей группы(5-7 лет)

Объем программы: программа рассчитана на 36 занятий ( 9 месяцев по 1 занятию в неделю длительностью 25-30 мин).

Формы организации работы кружка:

 С детьми:

∙ Групповые занятия

∙ Экскурсии

∙ Выставки, конкурсы

 ∙ Просмотр мультимедийных презентаций

С родителями:

∙ Консультации

∙ Конкурсы, выставки

Формы проведения:

 - игра – путешествие;

- занятия в игровой форме;

 -экскурсии в природу;

 - досуги;

 - экспериментальная деятельность;

- наблюдение;беседа;акции;

- проектная деятельность;

-  работа с энциклопедической и природоведческой литературой;

 Методы проведения:

 -рассматривание картин;

-демонстрация фильмов;

 -труд в природе;

-коллективный труд;

-индивидуальные поручения.

Организация деятельности и режим экологического кружка:

Учебный план проведения занятий

Тема проведения занятий

Количество занятий

«Мы друзья природы»  «Гуляем в осеннем парке»

3

"Куда исчезают насекомые».  «Что нам осень принесла» «Вырастим цветок» «Участок детского сада»

6

«Осенние хлопоты человека» «Где живут дикие животные» «Жизнь домашних животных» «Дорога к доброму здоровью»

8

«Какие разные деревья» « Птицы»

2

«Волшебница- зима» «Комнатные растения»

2

«Человек - живой организм» «Органы дыхания человека» «Кто такие рыбы»

3

 «Весна- красна» «Всем нужна вода» «Для чего нужна Красная книга»

4

«Зеленая аптека» «Кто такие насекомые?» Наблюдение за деревьями

 

4

«Земля-наш общий дом»  « Экологическая тропинка»  «Кто больше всех радуется весне»

4

36 занятий

       Учебно-тематический план

месяц

Тема

Задачи

Формы работы

Сентябрь

«Мы друзья природы»

Закрепить знания о правилах поведения на природе.

 Учить доброму и бережному отношению к природе.

- Рассматривание иллюстраций

«Что хорошо,что плохо»

- Наблюдения за живой и неживой природой
-Дидактические игры:
"Чего не стало"
«Разложи правильно»..
-Беседа "Юные друзья природы"
-Пальчиковая гимнастика "Осенние листочки»

«Гуляем в осеннем парке»

(беседа о деревьях, кустарниках и травянистых растениях

Способствовать формированию представлений о деревьях, кустарниках и травянистых растениях; воспитанию интереса к растениям, желанию узнавать, как они себя чувствуют, как влияют на них сезонные изменения, и заботиться о них; прививать желание заботиться о растениях.

- Рассматривание иллюстраций «Парк осенью»
-Лепка "Деревья и кустарники»
-Опыт "Тепло - холодно"
- Беседа об осени.

–Наблюдение на участке детского сада за травянистыми растениями.

– Чтение художественной литературы.

–Рассматривание почвы на клумбе.

Октябрь

"Куда исчезают насекомые.

(беседа)

Способствовать формированию общих представлений о насекомых (тело состоит из трех основных частей – голова, брюшко, имеют шесть ног); развитию представлений о приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям; развитию познавательного интереса к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле; учить детей проявлять заботу о насекомых, защищать их.

- Беседа о насекомых
-Загадки
-Рассматривание иллюстраций о насекомых
-Видео фильм «Жизнь насекомых»

- Дидактическая игра «Четвертый лишний»

«Что нам осень принесла»

Способствовать расширению представлений детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследования; развитию представления о среде обитания: сад – огород; накоплению эмоционально-положительного отношения к труду взрослых по выращиванию овощей и фруктов; прививать трудолюбие.

- Наблюдения
-Сбор урожая
-Дидактические игры:
"Чего не стало"
«Разложи правильно».
«Угадай, что съел?».
-Беседа "Дары осени"
-Пальчиковая гимнастика "Засолка капусты"
-Игра "Дорисуй овощ"

- Выставка «Что нам осень подарила»

«Вырастим цветок»

Способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага);развитию умения поливать растения, используя при этом модель трудового процесса; применению знаний о растении как живом существе (растению для жизни нужна вода); установлению связи между состоянием растения и его потребностью во влаге; учить трудовым навыкам по уходу за комнатными растениями.

- Наблюдения за растениями в уголке природы (внешний вид, строение).

– Анализ схемы «Растения».

– Серия опытов на выявление потребностей растений во влаге, свете, тепле.

– Работа в дневнике наблюдений.

– Наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений (знакомство с моделью трудового процесса по схеме «Полив растения»).

«Участок детского сада»

Способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам, используя схему-модель; воспитанию интереса к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом; прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы

– Наблюдение за осенними изменениями участка детского сада.

– Игры «С какого дерева детки?», «Собирайтесь вокруг березы (рябины, вязы и др.)» и т. п.

– Сбор листьев для гербария.

– Придумывание схематического изображения для деревьев и кустов.

– Труд на участке детского сада.

– Работа в дневнике наблюдения по теме «Береза»

- Рисование «Золотая роща»

Ноябрь

«Осенние хлопоты человека»

Дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму.

- Беседа «Как в вашей семье хранят овощи зимой»

- отгадывание загадок об  овощах и фруктах

- Рассматривание иллюстраций, картин «Труд человека осенью»

-Коллективная аппликация «Мы собрали урожай»

«Где живут дикие животные»

Способствовать формированию представлений детей о диких зверях (белке и еже), их внешнем виде, повадках, среде обитания, сезонных изменениях, подготовке к зиме; развивать любознательность, стремление не нарушать сложившиеся в природе связи.

- Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных их обитание.

– Чтение познавательной литературы о диких животных.

- Рассматривание схемы-модели «Звери».

- Лепка «Лесные жители»

«Жизнь домашних животных»

Способствовать формированию представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, повадках, среде обитания; пониманию роли человека в уходе за домашними животными; развивать любознательность, желание ухаживать за животными.

- Видеофильм »Жизнь домашних животных»
-Рассматривание иллюстраций, картин о домашних животных.

– Чтение художественной литературы.

– Беседы о домашних животных и птицах.    Рассматривание схемы-модели «Животные».

«Дорога к доброму здоровью»

Способствовать расширению знаний детей о своем здоровье; привитию гигиенических навыков; воспитывать элементарные валеологические представления и отрицательное отношение к вредным привычкам.

– Рассматривание иллюстраций «Правила личной гигиены»

-  Чтение художественной литературы «Что такое хорошо, и что такое плохо»

Декабрь

«Какие разные деревья»

Способствовать обогащению и углублению представлений о деревьях: особенности строения и части деревьев – корень, ствол, ветки; освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; формировать умения составлять сравнительные рассказы

- Рассказ  Лесовичка о лесе
-Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу"
-Диафильм "Деревья»",
-Игровое упражнение "Придумай ласковые слова"
-Дидактические игры:
"Найди листок к дереву".

-Рисование «Зимний лес»

 «Хвойные деревья: сосна»

 Способствовать развитию представлений детей о хвойных деревьях, их внешнем виде, строении, месте обитания; воспитывать желание защиты и сохранения окружающей среды.

- Изготовление игрушек и украшений для искусственной ели в группе.

– Рассматривание иллюстраций.

– Разучивание стихов и чтение рассказов.

- Игра Найди такой же"
"Подбери листок к дереву"
-Чтение художественной литературы
-Рисование «Ночной лес»
-Игра "Что, где зреет"

« Птицы»

Способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, местах обитания, потребностях и способах их удовлетворения); освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; учить наблюдательности, заботливому отношению к птицам.

- Серия наблюдений за птицами в уголке природы, экологической комнате, на участке с использованием сравнения.

- Разрезные картинки «Собери птичку по частям.»

-Рассматривание иллюстраций.

– Чтение детской природоведческой литературы.

– Рассматривание схемы-модели «Птицы».

– Отгадывание загадок.

- Рисование «Снегери»

«Как узнать птиц»

Формировать у детей обобщенное представление о птицах как живых существах, живущих на земле; способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения); развитию умения сравнивать по признакам, закрепленным в модели, умения использовать модель в качестве плана рассказа; воспитывать чувство заботы о птицах.

- Серия наблюдений за птицами на участке детского сада.

– Изготовление кормушек и вынос их на участок.

– Рассматривание иллюстраций и чтение познавательной литературы.

– Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц")
-Отгадывание загадок 
-Дидактические игры:
"Кто, где живёт",
"Нарисуй птицам дорожку в сказку"
-Рассматривание альбома "Пернатые друзья"
-Игра "Птички-невелички"

Январь

 «Волшебница- зима»

Учить детей воспринимать поэтический образ зимы средствами художественной и музыкальной выразительности; создать у детей эмоциональный настрой.

- Рассматривание иллюстраций и репродукций с изображением зимы.

- Прослушивание стихов и музыки о волшебнице-зиме.

Свободное рисование.

«Комнатные растения»

Создать условия для представления детей о комнатных растениях как живых организмах, о частях растений (корень, стебель, листья, цветок), о потребностях (свет, тепло, влага); для сравнения двух комнатных растении и способа удаления пыли с листьев; для развития деятельности наблюдения, используя модель и обследовательские действия; для поддержания интереса дошкольников к комнатным растениям и желания за ними ухаживать; побудить детей к разведению; побудить детей к разведению и уходу за растениями в домашних условиях.

 

- Рассматривание комнатных растений в уголке природы .

– Помощь воспитателя в уходе за комнатными растениями.

- Рассматривание картины "Уход за комнатными растениями"
-Игра "Какого растения не стало"
-Рассматривание растений
-Опыт по ознакомлению с потребностями растений  (свет, тепло, влага, почвенное питание)
-Беседа о строении растений
-Беседа об уходе за комнатными растениями

- Рисование с натуры «Фикус»

Февраль

Человек - живой организм

Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека

- Беседа о потребностях человека
-Рассказ о вредных привычках
-Язычок- помощник
-Игра "Угадай на вкус"
-Гимнастика для глаз

«Органы дыхания человека»

Создать условия для ознакомления детей с органами дыхания: дать понятие о том, как воздух путешествует по организму; для закрепления знаний о том, что полезно и вредно для органов дыхания; для формирования культурно-гигиенических навыков; приучать к профилактическим мероприятиям здорового образа жизни и заботе о своем здоровье

- Беседа «Для чего нужен нос»

- Упражнение на дыхание.

- Демонстрация опыта

Игра «Чей кораблик дальше»

- Беседа о носовом платке

-Игра «Что полезно»

 «Кто такие рыбы»

 

Развивать представления о рыбах как живых существах, живущих в воде, имеющих типичное строение- форму тела, плавники, хвост и т. д.

- Рассказ по схеме «Чем отличаются рыбы от птиц и животных»

- Беседа «Среда обитания рыб»

- Игра "Расскажи и покажи"

- Рассматривание альбома «Рыбы»

Март

 «Весна- красна»

Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

- Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна"
-А. К. Саврасов "Грачи прилетели"
-Стих-е С. Вангели "Подснежники"
-Дидактические игры: "Какие животные живут в лесу", "Когда это бывает", "Найди детёныша"
- Где будут первые проталинки?
-Где снег не тает?
-Где быстрее наступит весна?
-Рисование  "Волшебница весна"

- Выставка «Весенняя фантазия»

«Для чего нужна Красная книга»

Воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе; познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.

 

- Мультфильм «Животные Красной Книги»

- Игра "Где живут животные"
-Игра "Какой цветок просит помощи, нарисуй его"
Рассматривание Красной книги, беседа

- Изготовление летбука «Лесные правила»

«Всем нужна вода»

Способствовать развитию представлений о воде, где есть вода в природе; понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого; необходимости беречь водопроводную воду; порассуждать с детьми над проблемой, почему так мало чистой воды остается на земле.

--Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде"
-Игра "Как сосулька превратилась вводу"
-Изготовление цветных льдинок
-Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды)
-Опыт с водой

Апрель

«Зеленая аптека»

Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений.

- Загадывание загадок о лекарственных растениях

- Дидактическая игра «Айболит»

- Беседа «Правила сбора лекарственных растений

- Изготовление летбука «Лесная аптека»

  «Кто такие насекомые?»

 

Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых.
Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

 

- Видеофильм «Жизнь весной»

- Интерактивная доска- игры «Четвертый лишний «

-Отгадывание загадок
-Наблюдения за насекомыми
-Рассматривание иллюстраций
-Дидактические игры:
"Найди насекомых, поедающих листья"
"Как спрятаться бабочкам

Наблюдение за деревьями

Познакомить с яркими особенностями весеннего дерева учить различать 2-3 дерева по листьям -почкам. Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением).Воспитывать эстетические чувства.

- Раскрась предметы живой и неживой природы"
- " Игра Найди такой же"
"Подбери листок к дереву"
-Чтение художественной литературы
-Рисование " первые листочки"
-Игра "Что, где зреет"

Май

Земля-наш общий дом

Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими

- Рассматривание картины "Семья дома"
-Дидактические игры:
"Рассели животных"
"Кто живёт на суше, а кто в воде"
-Беседа о звёздах
-Рисование "Звёздное небо"

Экологическая тропинка

Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке)

Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев)

 

-Беседа
- Игра "Что ты сделал доброе для природы?"
-Игра "Что будет, если:"
-Дидактическая игра "Кто больше"
-Прослушивание аудиозаписи "Голоса природы"
-Игра "Опиши, а мы отгадаем"

«Кто больше всех радуется весне»

Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях природы своего края, развивать бережное отношение ко всему живому; учить детей сопереживать вместе с природой ее радость и печаль.

Слушание стихов о весне

Беседа «Кто больше всех радуется весне»

Выкладывание цветов на ковролине методом ниткографии

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми к концу реализации программы.

В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.
Проявит интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;

Самостоятельно наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;

Проявит  желание заботиться о живых объектах природы; желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;

Стремиться следовать правилам поведения на природе и в обществе;

Пытаться самостоятельно оценивать свое поведение.

Использовать полученные знания в повседневной жизни.

 Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для дошкольников.

Дошкольник должен:

ЗНАТЬ

Правила поведения в природе.

Растения и их характерные признаки.

Основные признаки диких и домашних животных.

Виды птиц своей местности.

Несколько видов явлений неживой природы.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

О перелётных птицах.

О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

Об охране природы.

О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.

О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

УМЕТЬ

Выполнять правила поведения на природе.

Обеспечивать уход за растениями уголка природы.

Обеспечивать уход за растениями цветников (полив)

Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора).

Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.

Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими
центрами:

«Маленький ученый»
- Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла,
магниты, микроскопы, лупы;
- Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла,  пластмассы;

- Природные материалы: листья, песок, глина, земля,
семена;
- Гайки, винтики, гвоздик, проволока;
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки,
вата, бинт;
- Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха,
опилки, стружка;
- Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;
- Детские халаты, фартуки;
- Схемы для проведения опытов;
- Журнал для фиксирования результатов.
«Уголок природы»
- Календарь природы, модель календаря природы;
- Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений);
- Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки);
- Воронки;
- Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины);
- Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы;
- Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…);
- Экологические наборы «Пруд», «Лес», «Евразия» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания).
«Огород на подоконнике»
- Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур);
- Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями);
«Умелые ручки»
Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами. Детям предложены различные материалы:
- Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти…);
- Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)
- Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты…).
Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам…) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.
«Экологическая тропа»
Центр организован на территории детского сада. Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.

Методическое обеспечение

Материально-техническое обеспечение

В ДОУ имеются:

- телевизор;

- аудио магнитофоны;

- компьютер;

Теоретический материал:

- « Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» С.Н. Николаева;

 - « Любовь к природе» С.Н. Николаева;

- «В союзе с природой» Л.И. Грехова;

-«Детям о природе» М.В. Лучичь;

-«Что у нас под ногами» Н.Р. Рыжова;

- Дольников В.Р. «Вышли все мы из природы»;

- «Формирование экологической культуры дошкольников. Планирование конспектов занятий» Л.Г. Кереева;

 - «Экологическая работа в ДОУ» Чернекова В.Н.;

- «Жизнь насекомых» 5-8 лет, Крутов В.А.

- «Система экологического воспитания в ДОУ», О.Ф. Горботенко;

 - «DVD диск «Мир диких животных. Хищники»;

 - «DVD диск «Мир диких животных. Среда обитания;

Экспериментально-исследовательская зона:

- лупа (3шт.); - набор овощей пластмассовых (1шт.);

- набор грибов пластмассовых (2шт.) ;

- коллекция камней (1шт.);

 - коллекция минералов (1шт);

- коллекция круп(1шт.);

 - коллекция ракушек(1шт);

- коллекция шишек (1шт.).

 Дидактические и настольные игры:

 -«Ягоды. Детский определитель»;

-«Живая и неживая природа»;

 -«Учись играя. Времена года»;

 -«Кубики. Животный мир Земли»;

-«Съедобные и несъедобные грибы»;

-«Путешествие по природным зонам России»;

-«Птичий базар»;

-«Собери картинки. Насекомые»

 -«В гостях у лешего»

-«Чей хвост?»;

-«Деревья»;

-«Птицы русского леса»;

 -«Найди следы»;

-«Жизненный цикл животных».

В своей работе педагоги ДОУ применяют следующие педагогические и информационные технологии:

- здоровьесберегающие технологии;

- технологию исследовательской деятельности;

- технологию личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

- информационно-коммуникативные технологии;

- технология игрового обучения;

- технология обучения в сотрудничестве.

Список используемой литературы

Н.Н. Кондратьева «Мы»- программа экологического образования детей СПб: «Детство-Пресс 2001г.

Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет, ТЦ «Учитель» Воронеж 2004г.

Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?» Москва «Гном Д» 2003

С.Н .Николаева Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 2003

Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика-Синтез, 2009

Организация деятельности детей на прогулке, старшая группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011«Энциклопедия обучения и развития дошкольника», СПб,: Издательский дом «Нева»; М.: Олма-пресс, 2000.

Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». -2004

З.Ф. Аксенова Войди в природу другом.  Экологическое воспитание дошкольников.- Москва: ТЦ Сфера, 2011

Мониторинг

Уровень знаний детей о растениях:

А) Дидактическая игра «Что где растет?»

Материал: большие карты с изображением леса, луга, сада, поля. Предметные картинки с изображением растений (ель, береза, кедр, дуб, рябина, черемуха, малина, черника, брусника, вишня, папоротник, земляника, грибы, колосья пшеницы, колокольчики, васильки, мать-и-мачеха, иван-чай, ромашка, рожь, гречиха, овес, клевер, роза, лилия, тюльпан).

Задание:

- Внимательно рассмотри большие карты и предметные картинки. Разложи их правильно.

- Назови растения и место произрастания.

- Объясни, как ты понимаешь, что такое луг? (растут травянистые растения, которые никто не сажает, они вырастают сами). Поле? (засевает человек, растут злаковые культуры)

Б) Дидактическое упражнение «Этажи леса»

Задание:

- Назови очень высокие деревья в лесу; деревья средней высоты; низкие деревья; кустарники; низкие растения леса.

- Какие деревья называют лиственными, а какие хвойными?

- Назови лекарственные растения (2-3 вида).

Критерии оценки:

4 балла – ребенок имеет достаточно полные представления о растениях леса, луга, поля, сада. При выполнении заданий не допускает ошибок, обосновывает свой ответ.

3 балла – ребенок безошибочно, но не очень уверенно, отвечает на все вопросы воспитателя.

2 балла – ребенок имеет достаточные знания о растениях леса, сада, но допускает ошибки при определении растений поля и луга.

 1 балл – ребенок имеет слабые представления о растениях леса, поля, луга, сада. Допускает большое количество ошибок при распределении растений по месту произрастания.

В) Дидактическая игра «Чьи плоды?»

Материал: карточки с изображением деревьев (ель, дуб, клен, береза, сосна); картинки с плодами этих деревьев (еловая шишка, желудь, крылатка клена, березовая сережка, сосновая шишка); комнатные растения или их иллюстрации (аспарагус, или спаржа, комнатная кислица, алоэ, сансевьера (щучий хвост), узумбарская фиалка, бегония, камнеломка или др. растущие в группе)

Задание:        

1. Ребенок подбирает к каждому дереву нужную картинку с плодами.

Вопросы:

-Назови, какие деревья ты узнал.

-Найди на картинках плод каждого дерева.

2. Ребенок рассматривает комнатные растения. Называет их.

Задания:

На столе ты видишь одну фиалку, что нужно сделать, чтобы было много фиалок? Вспомни известные тебе способы размножения растений (черенками, усами и др.)

Критерии оценки:

4 балла  - ребенок самостоятельно подбирает к деревьям плоды. Называет правильно комнатные растения и способы их размножения.

3 балла - ребенок самостоятельно подбирает к деревьям плоды. Называет правильно комнатные растения и способы их размножения с небольшой подсказкой взрослого.

2 балла - называет деревья, имеет представления о способах размножения, но допускает ошибки при подборе плодов и способах размножения комнатных растений.

1 балл - называет правильно 1-2 дерева, затрудняется в соотношении их с семенами. О способах размножения растений не имеет представления.

Г) Дидактическое упражнение «Знай и люби свой край»

Материал: предметные картинки с изображением растений, которые растут в нашей местности и не растущих здесь (кактус, пальма, саксаул).

Задание:

Рассмотри предметные картинки и назови растения, которые растут в природе родного края и те, которые растут в жарком климате.

Критерии оценки:

4 балла  - ребенок имеет представление о природе родного края, правильно классифицирует растения. Определяет растения, нехарактерные для нашего климата, объясняет выбор.

3 балла - ребенок имеет представление о природе родного края, правильно классифицирует растения. Определяет растения, нехарактерные для нашего климата, объясняет выбор, но не достаточно уверенно.

2 балла – при классификации растений родного края допускает неточности, не всегда может обосновать свой выбор.

1 балл – ребенок допускает большое количество ошибок, свой выбор не обосновывает.

Д) Дидактическое упражнение «Что нужно делать, чтобы растение было красивым?»

Задание:

- Без чего растение не может жить? (почва, воздух, вода, тепло)

Критерии оценки:

4 балла  - ребенок самостоятельно называет все условия жизни растений.

3 балла - ребенок самостоятельно называет все условия жизни растений, но не достаточно уверенно, может не назвать одно условие.

2 балла – называет два условия с помощью наводящих вопросов воспитателя.

балл – называет 1 условие или совсем не называет.

Уровень знаний детей о животных:

А) Дидактическая игра «Назови домашних и диких животных»

Материал: предметные картинки с изображением домашних и диких животных.

Задание:

- Перечисли известных домашних, а затем диких животных (свинья, корова, лось, верблюд, мышь, медведь, заяц, лиса, индюк, утка, кролик, гусь, олень, собака, коза, овца, лошадь).

- Объясни, почему их так называют.

Б) Дидактическая игра «Кто где живет?»

Материал: карточки с изображением среды обитания птиц (море, берег, лес, водоем, болото, луг); предметные картинки с изображением птиц.

Задание:

- Назови птиц (кукушка, воробей, синица, грач. Сорока, журавль, лебедь, куропатка, утка, чайка, кулик, соловей, малиновка, иволга, ласточка, гусь, цапля).

- Распредели их в соответствии со средой обитания.

В) Дидактическая игра «Перелетные и зимующие птицы»

Задание:

Назови перелетных (скворец, грач, ласточка, дикие гуси, лебеди, соловей, жаворонок, сорока) и зимующих птиц (снегирь, воробей, голубь, синица, ворона и др.).

Г) Дидактическая игра «На земле, в земле, в воде и в воздухе»

Материал: предметные картинки с изображением птицы, кувшинки, дождевого червя, бабочки, дельфина, крота, рыбы, волка, ежа, летучей мыши. Рамки белого, голубого, желтого и коричневого цвета.

Задание:

- Рассмотри внимательно картинки. Кто здесь изображен?

- Помести в белую рамку животных, обитающих в воздухе, в голубую рамку – обитателей водоемов, в желтую – тех, кто обитает на земле, в коричневую – тех, кто живет в земле.

Критерии оценки:

4 балла  - ребенок называет достаточное количество домашних и диких животных, объясняет их классификацию,  хорошо осведомлен о среде обитания птиц и животных, не допускает ошибок при назывании перелетных и зимующих птиц.

3 балла - ребенок называет достаточное количество домашних и диких животных, объясняет их классификацию с небольшой помощью взрослого,  осведомлен о среде обитания птиц и животных, не допускает ошибок при назывании перелетных и зимующих птиц, но ответы дает не очень уверенно.

2 балла – называет достаточное количество домашних и диких животных, объясняет их классификацию, но допускает 1-2 ошибки при определении среды обитания птиц и животных и классификации перелетных и зимующих птиц.

1 балл – допускает большое количество ошибок при выполнении всех заданий.

Уровень знаний детей о различных природных явлениях:

А) Дидактическое упражнение «Любимое время года»

Материал: сюжетные картинки по временам года.

Задание:

- Определить время года на картинках. Назвать наиболее существенные признаки.

- Назови свое любимое время года. Расскажи о нем.

- Вспомни народные приметы.

Критерии оценки:

4 балла  - ребенок уверенно называет характерные признаки времен года и соотносит с любимым сезоном особенности жизни людей, животных, растений, изменений неживой природы; может назвать народную примету.

3 балла - ребенок называет характерные признаки времен года и соотносит                 с любимым сезоном особенности жизни людей, животных, растений, изменений неживой природы; может назвать народную примету с небольшой помощью воспитателя.

2 балла – ребенок называет признаки времен года, рассказывает о своем любимом, используя лишь несколько особенностей, не может назвать народную примету.

1 балл – просто называет время года, опираясь на наглядность, но не может определить признаки.

Б) Дидактическое упражнение «Что бывает, если…?» - выявление знаний детей о связях между явлениями природы.

Задание:

- Что бывает осенью, если сильно подует ветер? (усилится листопад, принесет грозовые тучи)

- Что бывает с травой, насекомыми и птицами, когда наступают холода?  (с наступлением холодов увядает и желтеет трава, исчезают бабочки и жуки, улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми).

Критерии оценки:

4 балла  - ребенок самостоятельно, уверенно и правильно отвечает на вопросы.

3 балла - ребенок самостоятельно, правильно, но не очень уверенно,  отвечает на вопросы.

2 балла – ребенок отвечает на вопросы только с помощью воспитателя.

1 балл – не понимает вопросов, не дает ответов.

Уровень умений детей объяснять экологические зависимости, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой:

А) Дидактическая игра «Знаешь ли ты правила поведения в лесу?»

Материал: природоохранные знаки.

Задание:

- Рассмотри природоохранные знаки правил поведения в лесу и расскажи, что обозначает каждый знак. Что произойдет (происходит), если нарушать эти правила?

- Какой вред наносят люди, засоряя окружающую природу?

- Что будет, если исчезнут все цветы (деревья, птицы)?

Критерии оценки:

4 балла  - ребенок знает правила поведения в лесу, устанавливает связи и взаимодействия человека с природой.

3 балла - ребенок хорошо знает правила поведения в лесу, устанавливает простейшие связи взаимодействия человека с природой не очень уверенно.

2 балла – ребенок хорошо знает правила поведения в лесу, но устанавливает простейшие связи взаимодействия человека с природой при помощи наводящих вопросов.

1 балл – имеет представление о правилах поведения в лесу, но не может пояснить связи и взаимодействия человека с природой даже по уточняющим вопросам.

Б) Беседа о воде, воздухе, почве.

Материал: фотографии с изображением различных водоемов; картинки                      с изображением деятельности человека (работа фабрик, заводов), необдуманных поступков людей (моют машины у водоемов, выбрасывают мусор в местах отдыха и др.).

Задание:

- Где в природе есть вода?

- Знаешь ли ты, что водоемы могут болеть, как люди? Почему это происходит?

- Как воду сделать чистой?

- Зачем человеку нужна вода? Кому еще нужна вода? Что было бы, если бы с Земли исчезла вода?

- Какие свойства воды ты знаешь? (прозрачная, принимает любую форму, растворяет вещества, может быть жидкой, твердой, паром)

- Что такое воздух? Кто дышит воздухом? Как ты объяснишь, какой воздух называют чистым? Почему нужно бороться за чистоту воздуха?

- Как ты думаешь, что такое почва? Почему в лесу нужно ходить по протоптанным тропинкам?

Критерии оценки:

4 балла  - ребенок имеет полное представление о воде, воздухе, почве, правильно отвечает на вопросы, устанавливает причинно-следственные связи.

3 балла - ребенок имеет полное представление о воде, воздухе, почве, правильно отвечает на вопросы, устанавливает причинно-следственные связи с  небольшой помощью взрослого.

2 балла – отвечая на вопросы педагога, допускает ошибки, некоторые вопросы вызывают затруднения, с помощью дополнительных вопросов устанавливает простейшие причинно-следственные связи.

1 балл – ребенок имеет отрывочные знания о природных объектах, на вопросы отвечает односложно, допускает большое количество ошибок, не устанавливает причинно-следственных связей.

В) Беседа об охране животных и растений

Материал: Красная книга.

Задание:

- Почему нужно охранять диких животных и растения?

- Как называется место, предназначенное для охраны животных? (заповедник)

- Как называется документ, куда занесены исчезающие виды растений и животных? (Красная книга)

Критерии оценки:

4 балла  - ребенок имеет представление о заповедниках и Красной книге, может объяснить, для чего нужно охранять животных и растения.

3 балла - ребенок имеет представление о заповедниках и Красной книге, может объяснить, для чего нужно охранять животных и растения с  небольшой помощью взрослого.

2 балла – имеет представление о Красной книге.

1 балл – не может ответить на вопросы.

Ф.И.ребенка

Растительный мир

Животный мир

Природные явления

Зависимости, связи и взаимодействия

человека с природой

1

2



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ вариативных программ экологического воспитания детей дошкольного возраста

1. Исходные данные Программы: Программа "Юный эколог" (Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 112 с.)Автор программы, Николаева Св...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ПРИРОДЫ»

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого о...

Рабочая программа "Экологическое воспитание дошкольников 2-3 лет"

Рабочая программа по теме "Экологическое воспитание дошкольников 2-3 лет"...

Рабочая программа "Экологическое воспитание дошкольников 2-3 лет"

Рабочая программа по теме: "Экологическое воспитание дошкольников 2-3 лет"...