Конспект педагогического мероприятия на тему: «Блокада Ленинграда»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Парахневич Елена Петровна

Предварительный просмотр:

                                     МБОУ «Первая школа М.А Пронина»  

                                                дошкольного образования д/с 8

                                                                                 г.Звенигород

                               

               

             Конспект педагогического мероприятия на тему:

                         

                            «Блокада Ленинграда»

                                                                Составила и провела воспитатель:

                                                                         Парахневич Елена Петровна

                                                   г.Звенигород


  Актуальность

Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям? Первоисточником, конечно же, является сам человек. Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остается с каждым годом все меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве. Всё дальше и дальше уходят от нас те дни, когда пылала наша земля, шла жестокая и страшная война, а город Ленинград, находился в блокадном кольце. И всё сложнее с каждым годом рассказывать нашим маленьким детям о тех тяжёлых, далёких 900 блокадных днях.

Цель проекта:

   Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.

Задачи проекта:

1. Расширять представление детей о блокадном Ленинграде.

2. Познакомить ребят с понятием блокада, дорога жизни, продуктовые карточки, обогащать словарный запас детей.

3. Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов.

4. Воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи, проживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений.

Прогнозируемые результаты:

1. Расширять знание детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.

2. Развивать интерес детей к истории отечества в годы Великой Отечественной войны.

3. Умение рассказывать о блокаде Ленинграда.

Предполагаемый результат:

Предлагаемый проект поможет в сохранении и развитии чувства гордости за свою Родину, за свой город, в сопричастности поколений к истории Отечеств; в воспитании уважения к подвигам жителей и защитников нашего города в тяжелые дни Блокады.

Чтобы наши дети росли настоящими Людьми, Гражданами, Патриотами России.

Участники проекта:

 дети подготовительных групп «Звездочка», «Вишенка», воспитатели,

Тип проекта:

творческий – информационный.

Ход занятия

Звучит фоновая музыка: песня «Ленинградцы»

Ребята мы с вами сегодня поговорим о замечательном городе.Давным-давно его оснавал Петр 1.В течении 300 лет он менял свое название:Санкт-Петербург,Петроград,Ленинград.Ленинград навсегда останется в памяти людей как симол мужества,городости,подвига.

Сегодня не обычный день.

Воспитатель:Кто знает?

Дети отвечают:День снятия блокады.

Воспитатель:Правильно ребята.Сегодня 27 Января- день снятия блокада Ленинграда.

Воспитатель:Вы знаете что такое блокада?

Давайте вернемся в то страшное время.Теплое летнее утро.22 июня 1941г Ленинградцы собираются отдыхать в парке,сходить в музей.Выпускники школ учатся танцевать вальс.Но вдруг по радио передают:началась война!

Звучит голос Левитана о начале войны. 

На нашу Родину напали плохие люди.И имя у них немецкие акупанты.А самого главного звали Гитлер.Он приказал уничтожить Ленинград.На город полетили вражеские самолеты,началась осада города.В Ленинграде жили такие же ребята как вы,они любили рисовать и петь песни,гулять и купаться в озере.В один миг все рухнуло.Звучит: «Священная вона» (первый куплет)

….Мужчины уходили на фронт.

Фашисты захватывали города и села.

Ленинградцы выставляли загрождения,рыли троншеи.Превращая свой город в крепость.

8 сентября город окружили со всех сторон.В город нельзя проехать на поезде,машине,коробле.Выехать тоже нельзя.Это блокада.

Немцы беспощыдно обстреливали и бомбили город.Снаряды летели и днем и ночью,убивая взрослых и детей,разрушая дома,заводы,склады с продовольствием.В город пришел голод.В домах не было света и воды.

По городу стояли тысячи зенитных установок,для отражения авианалётов фашистских самолетов.

Ленинградский метроном- это система оповещения о воздушной тревоге. Громкоговорители по всему городу отбивали ритм.Это своего рода шифровка:быстрый ритм-тревога,медленный-отбой.Звучит запись ритма метронома.

Над  памятниками,заводами,промышленными зонами подымали в небо загродительные аэростаты.

Воспитатель:Ребята,кто знает что это?

Дети:это надувные большие шары.

Воспитатель:почти.

Аэростат легче самолета,его наполняли газом.Тросы державшие азростаты очень мешали бомбандировщикам.Немецким самолетам приходилось высоко летать,что мешало вести прицельное бомбометание.Кроме бомб,фашисты сбрасывали фугасы.Фугас-зажигательные снаряды,они поджигали крыши домов,поэтому на крышах домов дежурили дети и когда падал фугас,его брали щепцами и клали в ящик с песком.

Воспитатель:Что такое фугас?И как с ними боролись?Кто дежурил на крышах?

Фугас-это зажигательный снаряд,при попадании в дом происходил пожар.По этому на крышах домов дежурили а основном дети,так как взрослые были заняты на производствах(снарядов,разборках завалов).Дети работали на ровне со взрослыми(взрослые работали на более тяжелой работе),а дети помогали разбирать завалы,ремонтировать крыши,забивать окна.

Блокада продолжалась.

Продуктов не хватало,ввели продуктовые карточки.Всего один кусочек хлеба 125 грамм на целый день.Люди голодали.

Хочу рассказать о девочке Тане Савичевой,она немного старше вас.Таня вела дневник с начало блокады,в нем было только девять страниц.На которых теряя силы от голода она записывала «визиты смерти».

Наступили морозы.

Девочка читает стих:

Я в горку саночки толкаю.

Еще немного-и конец.

Вода,в дороге замерзая,тяжелой стала как свинец.

Метет колючая пороша,

А ветер морозит слезу.

Изнемогая,точно лошадь,

Не хлеб,а воду я везу.

Морозы и помогли Ленинградцам. По льду Ладожского озера в город повезли хлеб и другое продовольствие. По мимо продуктов в город привезли большое количество кошек для борьбы с крысами. Люди назвали их: Мяукающая дивизия.

 «Мяукающая дивизия»

Исчезновение кошек привело к массовому распространению крыс в блокадном Ленинграде. Живучие и всеядные, они питались скудными продовольственными запасами, угрожая распространению инфекций. Силами самих горожан были созданы специальные бригады уничтожителей, но серые полчища буквально захлестнули улицы.

И вот в апреле 1943 г. после открытия «Дороги жизни», в Ленинград из Ярославля прибыло четыре вагона дымчатых кошек-крысоловок, прозванных «Мяукающей дивизией». И это был верный стратегический манёвр – за хвостатыми спасителями выстраивались длинные очереди.

Мальчик читает стих:

Зимой машины мчались вереницей

И лед на Ладоге трещал.

Возили хлеб для северной столицы,

и Ленинград нас радостно встречал.

Полуторки шли одна за другой. Их постоянно обстреливали фашисты, и многие машины уходили под лед. Но водители не бросали свой груз, хлеб нужен, он очень ценен. Ценой собственной жизни водители спасали груз. Ленинградцы назвали эту дорогу-Дорогой жизни.

900 дней блокады.

18 января-входе сложной операции «Искра» было разорвано кольцо блокады. Это стало началом снятия блокады. Великий день для Ленинградцев.

Война давно закончилась, прошло много лет. А люди помнят о ней, передают рассказы о тех страшных днях, годах.

Вопрос детям: Как вы думаете. Почему люди помнят о Великой Отечественной Войне?

Ответ: Мы должны сохранить память о героизме и стойкости героев ВО войны, о мужестве простых людей вынесших трудности блокады Ленинграда (дети передают свечу памяти)

Давайте почтим память людей погибших в этой страшной войне минутой молчания.

Звучит Реквиум.

Мы говорим спасибо всем, кто отстоял этот город, мирное небо, наше счастливое детство.

Ребята что нового вы узнали на нашем занятии?

Дети отвечают.

В память о блокадном Ленинграде, о тяжелых голодных днях войны,мне хочется вручить по кусочку хлеба. Цените хлеб, берегите его каждую крошку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности. Тема: «Блокада Ленинграда».

Долгих 900 дней город находился в блокадном кольце.Что знают дети о блокадном времени? Рассказать и показать детям о жизни города во время блокады....

Конспект педагогического мероприятия на тему: "В мире растений"

Конспект педагогического мероприятия на тему: "В мире растений" для детей старшего возраста. (познавательный материал, экспериментирование, игра) Формирование у детей  представлений о растен...

Конспект совместной образовательной деятельности Тема: «Блокада Ленинграда»

Воспитание у дошкольников патриотизма;  уважения к старшему поколению, к людям,  которых мы называем ленинградцами, блокадниками....

Конспект совместной образовательной деятельности Тема: «Блокада Ленинграда»

Тема образовательной деятельности "Блокада Ленинграда"...

Конспект педагогического мероприятия по теме: «Роль человека в жизни зимующих птиц» Возрастная категория: для детей 4-5 лет Тема: «Роль человека в жизни зимующих птиц»

Конспект педагогического мероприятия по теме:«Роль человека в жизни зимующих птиц»Возрастная категория: для детей 4-5 летТема:  «Роль человека в жизни зимующих птиц»...

Тематическое мероприятие по теме Блокада Ленинграда.

Тематическое мероприятие по теме Блокада Ленинграда....

Тематическое мероприятие по теме Блокада Ленинграда.

Тематическое мероприятие по теме Блокада Ленинграда....