Конспект совместной образовательной деятельности. Тема: «Блокада Ленинграда».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Чебыкина Лариса Николаевна

Долгих 900 дней город находился в блокадном кольце.Что знают дети о блокадном времени? Рассказать и показать детям о жизни города во время блокады.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_leningrada.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №35 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Конспект совместной образовательной деятельности.

Тема: «Блокада Ленинграда».

                                                                                   Автор-составитель

                                                                            Чебыкина Л.И.

                                                                                     Воспитатель первой

   квалификационной категории

Санкт-Петербург

2012 год

Цель совместной деятельности:

Познакомить детей с жизнью города во время блокады.

Задачи:

-Познакомить детей с защитниками города во время войны.

-Показать детям силу духа, веру в победу людей, оказавшихся в кольце блокады.

-Воспитывать у детей гордость, уважение к людям, отстоявшим наш город, не сдавшим его врагу.

Используемый материал:

 Слайды:

- Защитники города.

-Карта «Город в кольце».

-Жизнь города в блокадные дни.

-Блокадный хлеб.

-Дети заменили взрослых на рабочих местах.

-Дорога жизни.

-Огороды в центре города.

-Музы не молчали.

-Прорыв блокады.

-Память о погибших.

Предварительная работа:

 Предложить родителям вместе с детьми маршрут выходного дня : в день снятия блокады – 27 января – побывать на площади Победы, где сооружен мемориал защитникам Ленинграда. Посетить  Музей хлеба.

Ход совместной деятельности:

 Война. Она ворвалась в мирную жизнь жителей всей страны. Враг наступал на нашу русскую землю. Это были фашисты. В первые же дни войны родилась песня, поднявшая весь народ на борьбу с захватчиками (звучит песня «Священная война»).

  Наш город тогда назывался Ленинградом, а его жители - ленинградцами. Враг подступал к городу. А в городе оставались в основном женщины и дети, потому что все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. На  подступках  к Ленинграду шли жестокие бои. Защищали город пехотинцы  и артиллеристы, танкисты и летчики. (Показ слайдов.)

  В конце сентября 1941 г. Через три месяца с начала войны линия фронта проходила всего в нескольких километра от Ленинграда. Наш город оказался блокированным с суши и с моря. Связь с ним поддерживалась только по Ладожскому озеру и по воздуху. Фашисты не смогли штурмом овладеть Ленинградом и решили взять его измором. Началась блокада Ленинграда. (Показ слайдов.)

  Прекратился подвоз топлива и продовольствия. Были отключены и вода, и электричество. Наступила холодная зима. Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 900. (Показать на таблице). Это почти  2,5 года…. В городе наступили холод и голод. Люди болели и умирали от холода и голода….

…Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

                                                               На детских санках узеньких, смешных,

                                                               В кастрюльках воду голубую возят,

                                                               Дрова, людей умерших и больных…

  Да очень много погибло людей от голода и холода в дни блокады. В самый тяжелый период в Ленинграде норма выдачи хлеба снижалась в 5 раз  (показать кусочек хлеба) , вот такой маленький кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день и больше не было никакой еды… (дать подержать хлеб ребятам). (Показ слайдов).

Наш хлебный суточный паек

                                                                           Ладонь и ту не закрывает.

                                                                           И человек,

                                                                           Который слег,

                                                                           Теперь - все чаще –

                                                                           Умирает.

  В это же время на заводах города для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. За станками стояли женщины и даже школьники. Они работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, оставались до утра здесь же, на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. Вокруг города мирные жители – ленинградцы рыли окопы, создавая противотанковые укрепления. А это было нелегко под вражескими бомбежками и артобстрелами.

  Город бомбили. Вражеская авиация ежедневно сбрасывала на город сотни зажигательных и фугасных бомб. Тяжелая артиллерия вела планомерный обстрел жилых кварталов города. Люди прятались в помещениях под  землей, где можно было укрыться от бомбежек – в бомбоубежищах. Невский проспект, главный проспект нашего города, изменился: исчезли толпы прохожих, теперь там рвались бомбы и снаряды. (Показ слайдов.)

На Невском проспекте есть надпись одна,

                                                              И трудно сейчас нам поверить,

                                                              Что именно эта была сторона

                                                               Опасна при артобстреле.

                                                               Зачем эту надпись наш город хранит?

                                                               Чтоб взрослые знали и дети:

                                                               «Ничто не забыто. Никто не забыт!»

                                                               Чтоб помнили все строчки эти.

  Кольцо блокады сжималось, враг подходил все ближе. Наступала зима. Гитлеровцы злорадствовали: Ладожское озеро вот-вот замерзнет, город полностью лишится снабжения, наступит голод, смерть…

  Но враг просчитался. Как только Ладожское озеро замерзло, через него была проложена автомобильная дорога по льду, названная ленинградцами Дорогой жизни. Отважные шоферы повели по ледовой трассе, под обстрелами и бомбежкой, машины с продуктами. Оружием и боеприпасами для ленинградцев. Обратными рейсами они вывозили в тыл женщин и детей, раненых воинов.(Показ слайдов.)

Наш город назывался Ленинградом,

                                                                    И шла тогда суровая война.

                                                                    Под вой сирены и разрыв снарядов

                                                                    «Дорогой жизни» Ладога была.

Она спасеньем ленинградцев стала,

                                                                    И помогла в войне им победить,

                                                                    Чтоб снова время мирное настало,

                                                                    Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

 

  Не хватало еды и ленинградцы использовали каждый клочок земли. В парках и скверах они сажали овощи: картофель, капусту, лук. Даже у Исаакиевского и Казанского соборов, на Марсовом поле были разбиты огороды.

  Дети помогали взрослым. Они тушили пожары и зажигательные бомбы; носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал; стояли в очередях за хлебом, который давали по специальным карточкам. (Показ слайдов.)

  Ленинградцы не сдавались. Город продолжал жить. Работало радио, которое передавало последние новости с фронта,  звучали музыка и стихи, а дети продолжали занятия в школах. Люди верили, что победа придет, потому  что вся страна встала на борьбу с фашизмом.

Блокадный город. Голод. Вой пурги.

                                                                    Но в Ленинграде музы не молчали.

                                                                    И ленинградцы слушали стихи,

                                                                    В замерзших залах музыка звучала.

  Ленинградский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович, оставшийся в осажденном Ленинграде, в эту жестокую зиму написал симфонию, которую он назвал «Ленинградской». Музыка рассказывала о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе. Седьмая «Ленинградская» симфония Д.Д.Шостаковича прозвучала в блокадном Ленинграде. Для ее исполнения с фронта были отозваны воины- музыканты. Все они собрались в холодном зале ленинградской Филармонии. Музыка, звучащая из блокадного города, была сильнейшим оружием, ударившим по врагу. (Показ слайдов.)

  Долгих 900 дней город находился в блокадном кольце. Неполных три года ленинградцы защищали свой город. 27 января 1944 года залпы 14 тысяч орудий, минометов и «катюш» обрушились на врага.

Кружился снег, и город наш бомбили.

                                                                  Была тогда жестокая война.

                                                                  Защитники фашистов победили,

                                                                  Чтоб мирной стала каждая зима.

  Блокада была прорвана, но полная победа над врагом пришла позже. Наши воины отстояли Родину. (Показ слайдов.)

  Каждый день отдаляет нас от тех суровых военных лет. Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников, тех. Кто не щадил  своей жизни. В память о павших  в те дни на Пискаревском кладбище у братских могил горит Вечный огонь.  Люди приносят цветы и молчат, думая  о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью. (Показ слайдов.)

Давайте же почтим память погибших ленинградцев минутой молчания. Предлагаю всем встать и молча вспомнить о них…(минута молчания).

…В осеннем тумане, в январском снегу

                                                                 Стоит Петербург на морском берегу.

                                                                 С дворцами и парками строг и красив,

                                                                 Как будто вплывает в широкий залив.

                                                                 В блокадные дни, под обстрелом, в снегу,

                                                                 Не сдался, не сдался наш город врагу.

                                                                 Здесь гордые, смелые люди живут.

И славится всюду их доблестный труд.

  Светлая память героям, освободившим Ленинград!

Список используемой литературы:

- Г.Т.Алифонова. «Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет». Санкт-Петербург. «Паритет». 2005 год.

-Ю.Воронов. Книга стихов «Блокада». Лениздат. 1985 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего возраста по образовательной области "Художественное творчество" тема "Блины к Масленице"

Знакомить детей с русским народным праздником Масленица.Воспитывать уважительное отношение к русским праздникам....

Конспект совместной образовательной деятельности на тему "Блокада Ленинграда"

Сценарий ко Дню снятия Блокады Ленинграда в подготовительной к школе группе.Для написания сценария использовался материал из сайта: http://www.maam.ru/...

Конспект совместной образовательной деятельности Тема: «Что? Где? Когда?» Используемые технологии: интеллектуальная игра с использованием мультимедийных средств

Цель: закрепить знания детей о малом жанре УНТ – пословице. Задачи:­   Активизировать словарь детей по теме «Пословица – мудрость народная».­   Развивать умение детей объяснят...

КОНСПЕКТ совместной образовательной деятельности педагога, родителей и детей (непрерывной образовательной деятельности) по теме: Осенняя пора, очей очарование.

Разработчики:Вдовенко В.В, воспитатель ДС № 107 Форма работы педагога с детьми: концерт.Возрастная группа: старшаяТема календарно-тематического плана:   Осенняя пора, очей очарование.Ди...

Конспект совместной образовательной деятельности Тема: «Блокада Ленинграда»

Воспитание у дошкольников патриотизма;  уважения к старшему поколению, к людям,  которых мы называем ленинградцами, блокадниками....

Конспект совместной образовательной деятельности Тема: «Блокада Ленинграда»

Тема образовательной деятельности "Блокада Ленинграда"...

Конспект педагогического мероприятия на тему: «Блокада Ленинграда»

Конспект педагогического мероприятия на тему: «Блокада Ленинграда»...