Доклад на тему «Методологические основы формирования валеологической культуры дошкольников 3-7 лет»
материал

Пигина Ирина Владимировна

Краткая аннотация работы: в докладе представлена система организации в детском саду эффективного здоровьесберегающего пространства, основанного на инновационных методах оздоровления, инновационных формах организации предметно-развивающей здоровьесберегающей среды в группе и на системе поэтапного формирования валеологической компетентности дошкольника.

Ключевые понятия: валеологическая культура, валеологическая компетентность, здоровьесберагающее пространство, здоровьесберегающая деятельность, инновационные методы оздоровления

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Качественное образование – будущее нации»

«Методологические основы формирования валеологической культуры дошкольников 3-7 лет»

Современная педагогическая наука призывает дошкольные образовательные учреждения решать задачу сохранения здоровья детей с помощью организации здоровьесберегающего педагогического процесса, где главную роль играют здоровьесберегающие педагогические технологии, цель которых - воспитание валеологической культуры и валеологической компетентности дошкольников. Но, несмотря на то, что сегодня содружество валеологической и педагогической наук накопило некоторый опыт здравотворчества, формирования здорового образа жизни человека, проблема включения уже накопленного педагогического опыта в воспитательно-образовательную среду детского сада до сих пор существует.  Это отражается на общероссийских статистических показателях  здоровья детского населения, и показателях нашего дошкольного образовательного учреждения.

Глубокий анализ работы по валеологическому воспитанию дошкольников в нашем детском саду позволил сделать вывод о том, что реализуемая сегодня в ДОУ программа «Детство» нацеливает педагогов на формирование у детей  дошкольного возраста валеологических знаний, но не предусматривает создания целостной системы, основанной на инновационных методах оздоровления, где знания  являются только одной из составляющих валеологической культуры дошкольников, формируются отрывочно.

Цель и задачи инновации

Так, была определена цель работы ДОУ: формирование у детей дошкольного возраста валеологической культуры, включающей валеологические  знания, глубокий интерес к оздоровлению собственного организма, развитие навыков ведения здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.

Достижение поставленной цели планировалось через решение следующих задач: 

  1. Создать систему валеологического воспитания дошкольников  через организацию единого воспитательно-образовательного пространства «детский сад-семья».
  2. Обогатить предметно-развивающую среду группы по валеологическому воспитанию
  3. Разработать и опробировать новые формы, методы и приёмы валеологического воспитания дошкольников
  4. Апробировать  систему диагностики и мониторинга процесса формирования валеологической культуры детей

Выдвинутые нами задачи требовали поэтапного решения в соответствии с возрастными возможностями и способностями дошкольников, распределении валеологического образования в младшей, средней и старшей группах, в интеграции валеологических знаний в различные виды детской деятельности, в осуществлении нетрадиционного подхода при проведении различных форм работы с детьми, основанных на нетрадиционных методах оздоровления,  в создании инновационной здоровьесберегающей среды.

Осуществление поставленных задач решалось в 4 этапа.

На первом диагностико-прогностическом этапе (июнь 2006- 2007 уч.года) был проведён анализ программ валеологической направленности, а также программ по оздоровлению дошкольников; анализ имеющегося программно-методического обеспечения, материально-технической  базы, предметно-развивающей среды ДОУ. Кроме того был подобран диагностический инструментарий, позволяющий определить уровень сформированности валеологических знаний дошкольников. Результатом первого этапа стало определение проблематики, актуальности, целей и задач работы  для  дошкольного образовательного учреждения на ближайший период.

На втором организационном этапе  (2007-2008 уч.год) было спланировано содержание работы с дошкольниками для каждой возрастной группы,  намечены перспективы взаимодействия с родителями и педагогами, медицинскими работниками; разработаны перспективные планы.

Такой         подход способствовал эффективному решению педагогических задач, соблюдению основных принципов обучения, интеграции  усилий  специалистов и воспитателей групп по вопросу формирования валеологической культуры дошкольников, а также предусматривало применение нетрадиционных форм  работы с детьми, родителями и педагогами, основанных на инновационных меодах оздоровления.

Третий практический этап  состоял в решении задач по формированию валеологической культуры дошкольника через поэтапную реализацию,  начиная со второй младшей до подготовительной группы; внедрение в воспитательно-образовательный процесс системы занятий по валеологии, мероприятий с детьми, родителями и педагогами, направленных на повышение валеологических знаний.  Определение целей и задач для каждого этапа, распределение учебного материала и границ воспитательного воздействия было обусловлено возрастными возможностями и способностями детей разного дошкольного возраста, обоснованностью использования тех или иных методов оздоровления и обучения, форм работы.

На каждом этапе формирования валеологической культуры дошкольника (1 этап (2007-2008) – младший дошкольный возраст – направление деятельности «Двигательная активность и овладение основами гигиены»; 2 этап  (2008-2009) – средний дошкольный возраст – «Азбука безопасности: обучение и воспитание детей основам безопасности жизнедеятельности»; 3 этап (2009 – 2010/2010 – 2011) – старший дошкольный возраст – «Кодекс здоровья дошкольника: формирование элементарных знаний о человеческом организме»)   деятельность педагогов предусматривала:

- начальную диагностику;

 – реализацию комплекса оздоровительных, воспитательных и образовательных мероприятий;

- итоговую диагностику;

-  отчёт по результатам работы на итоговом педагогическом совете,  и итоговом заседании родительского клуба.

Начиная со второй младшей группы, работа осуществлялась по четырем направлениям, каждое из которых было нацелено на решение определенных задач:

  • Работа с детьми;
  • Работа с родителями;
  • Работа с воспитателями;
  • Работа  над развитием предметно-развивающей среды

     Понимая здоровье как целостность, состояющую из физического, социально-психологического, духовного компонентов нами были определены содержательные аспекты валеологической культуры ребенка:

  • Осознанное отношение к здоровью и жизни человека, знания о здоровье и умение оберегать, поддерживать сохранять его;
  • Валеологическая компетентность, позволяющая дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической  самопомощи и помощи.

     Формирование валеологической культуры и в целом работа с детьми строилась на принципах:

-  научности (подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками);

-  доступности  (использование в работе оптимальных для усвоения объемов информации  и рациональность методик, используемых в работе);

-  комплексности и интегративности  (решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности).

   -   гуманизации – признание самоценности личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности;

-  альтруизма – воспитание потребности делиться освоенными ценностями валеологической культуры;

-  «Научился сам – научи другого»;

-  меры («для здоровья хорошо то, что в меру»).

    Реализация выдвинутых принципов способствовало решению следующих задач:

-  воспитание валеологического сознания детей, стремление заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни;

-  развитие основ валеологического мышления, то есть умения использовать валеологические знания для своего оздоровления, укрепления здоровья, выработки собственного варианта здорового образа жизни, самостоятельного решения своих проблем (по возможности);

-  воспитание валеологических знаний, оценочных суждений о фактах и явлениях, ухудшающих или улучшающих здоровье человека;

-  формирование осознанной потребности в физическом здоровье, понимание сущности здорового образа жизни как стиля жизни, адекватного поведения в различных ситуациях.

    Успешность решения выдвинутых задач была обусловлена применением в работе с детьми различных подходов:

-  системный  – воспитание осуществлялось не изолированно, а связи с нравственно-эстетическим, психофизическим формированием уровня развития ребенка при объединении усилий детского сада и родителей;

-  деятельностный – освоение валеологической культуры детьми в процессе совместной деятельности со взрослыми;

-  «Не навреди» - использование в валеологической работе только безопасных приемов оздоровления (избегать целителей, экстрасенсов)

     Создавая развивающее пространство детей, мы объединили усилия всех специалистов ДОУ: учителя-логопеда, воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.

     Структурирование образовательного процесса в учреждении строилось на основе здоровьесберегающей доминанты:

  • введение терапевтических мероприятий (стабилизация здоровья детей, создание гармонии разума и чувства ребенка и т.д.):
  • использование бинарных, полинарных занятий (повышение к мотивации обучающей деятельности и уверенности в себе и своих возможностей) и др.
  • личностно-ориентрованное образование (подбор развивающих технологий;

 под конкретную группу, определение базового психотипа данного коллектива);

  • интеграция содержания образовательной деятельности в едином  поле знаний (через метод тематического погружения в игровую деятельность).

Повышению валеологических знаний дошкольников способствовало внедрение в образовательный процесс инновационных методов (психофизического тренинга, творческих заданий, экспериментирования, эмоционально-сенсорного воздействия, репродуктивного, проблемного обучения) и новых форм работы с детьми (двигательно-игровой час, гимнастическая секция «Северинки», кружок «Здоровье» - профилактика коррекции плоскостопия, кружок «Маленькие умельцы», кружок «Музыкальный салон», театральная студия «Сказкоград», хореографический кружок «Югорочка»).

    Помимо внедрения в воспитательно-образовательный процесс системы занятий по формированию валеологической культуры дошкольников, нами была усилена и оздоровительная работа, основанная на инновационных методах оздоровления. Оздоровительная работа в детском саду помимо организации медикаментозных мероприятий (ароматерапия, витаминотерапия, применение кислородного коктейля и др.) включала также и введение в режим дня занятий лечебной физкультурой, проводимой медицинской сестрой, имеющей специальное образование.

     По итогам диспансеризации и медицинским осмотрам, в детском саду были сформированы специальные группы для занятий лечебной физкультурой:

-  1 группа с диагнозом: уплощение стоп, плоскостопие;

-  2 группа с диагнозом:  нарушение осанки, сколиоз;

-  3 группа с диагнозом: ЧДБ

    В занятия включались как общие, так и индивидуальные упражнения.

    Придавая особую значимость двигательной активности в укреплении здоровья воспитанников, детей приобщали к самостоятельной деятельности. Ими были успешно освоены различные виды массажа (точечный массаж по А.А.Уманской, аурикулярный массаж по М.Норбекову, массаж рук по З.И.Бересневу, закаливающий массаж ступней и ног по З.И.Бересневу). Массаж проводился под руководством воспитателя и медицинской сестры. В течение одного дня разнообразные виды массажа  были распределены в оздоровительном режиме и проводились в игровой форме, что благоприятно воздействовало на психоэмоциональную устойчивость, физическое здоровье и способствовало повышению функциональной деятельности всего организма.

     Сохранению системности и целостности здоровьесберегающей деятельности в детском саду способствовало регулярное введение в режим дня разнообразных гимнастик (дыхательная гимнастика по А.Н.Стрельниковой, К.П.Бутейко, «Хатха-йога», сюжетно-игровая гимнастика после сна по Н.Н.Ефименко, пальчиковая гимнастика В.В.Крючкова и В.Н.Зуева, восстановительная гимнастика (психогимнастика, восточная гимнастика)), которые способствовали укреплению организма ребенка, предупреждению отклонений в физическом развитии, а также развивали у детей самостоятельность, активность, умение заботиться о своем здоровье, способствовали развитию творчества и фантазии.

     Не менее важным оказалась разработка и внедрение в педпроцесс гибкого оздоровительного режима дня, предусматривающего вариативность всех режимных моментов. Такой режим позволил сохранить общую продолжительность основных компонентов, носил в целом динамический характер. Режим дня включал стереотипно повторяющиеся оздоровительные и профилактические мероприятия,  которые были объединены игровым содержанием и названы «Минутками здоровья» («минутки здоровья», «минутки социально-эмоциональной направленности» и т.д.). Режим дня строился с учетом индивидуального подхода в зависимости от сезона и погодных условий.

      Совместная работа с семьей по воспитанию здорового ребенка строилась на основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:

  1.  Единство.  Оно достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка понятны и воспитателям, и родителям, если семья знакома  с содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
  2. Системность и последовательность работы.
  3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье.
  4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики.
  5. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду.

     Работа с родителями по валеологическому воспитанию была интегрирована в инновационную деятельность ДОУ: в рамках реализации инновационного проекта «Содружество: детский сад + семья», для родителей  младшей группы был организован семейный клуб «Здоровячок» (в средней группе - «Азбука безопасности», в старшей – в «Клуб взаимодействия»). Организация работы семейных клубов позволило создать партнерские отношения между воспитателями и родителями, включить их в процесс активного взаимодействия с ДОУ, повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах укрепления здоровья детей. Опыт работы в семейных клубах был обобщен и представлен в сборниках по работе с родителями («Азбука здоровья», «В спорт вместе с семьей» и другие).

  Для изучения передового педагогического опыта повышения профессионализма педагогов в вопросах организации здоровьесберегающего воспитательно-образовательного пространства в ДОУ, были созданы творческие группы педагогов, работающих по определенной теме с обязательным изучением проблем сохранения детей в ДОУ. Так были организованы две творческие группы: «Экология + здоровье», «Валеология + дошкольник». Накопленный теоретический и практический опыт работы творческих групп лег в основу проекта сетевого взаимодействия «Организация системы методической работы по повышению профессионализма педагогов в вопросах воспитания валеологической культуры дошкольников», материалы которого были опубликованы на сайте виртуального методического объединения педагогических работников Нефтеюганского района.

Огромное значение для решения поставленных нами задач имело создание предметно-развивающей среды: валеологических уголков «Океан здоровья», «Созвездие здоровья», «Город здоровья», «Цветник здоровья» (цель: развитие познавательных способностей, закрепление валеологических знаний, двигательных навыков и умений дошкольников); нетрадиционного оборудования,  «дорожек здоровья» («Поляна геометрических фигур», «Морское дно», «Осенний листопад», «Веселая гусеница») и других, которые  с помощью теплых оттенков оформления способствовали повышению мотивации детей к получению валеологических знаний, увлекали в мир движений, «переносили» ребенка  на морской берег, в тропический лес; игровую ситуацию, где ребенок с увлечением познавал новое, решал нестандартные задачи. Разработанные педагогическим коллективом и родителями наглядно-дидактические игры и пособия («Как мы дышим», «Здоровое сердце», «Разгадай кроссворд» и др.)  учили детей анализировать, синтезировать, строить гипотезы и умозаключения.

     На четвертом этапе работы был проведен анализ  за 3 года.      

Результаты инноваций

    Эффективность созданной и апробированной системы по формированию валеологической культуры дошкольников, основанной на методах здоровьесбережения в ДОУ, подтвердилось следующей результативностью:  успешность освоения программы по валеологическому воспитанию дошкольников за 2007-2008 учебный год (2 младшая группа) составило 45% (на 15% выше по сравнению с началом эксперимента – 30%),  за 2008-2009 учебный год (средняя группа) – 63% (на 18% выше), за 2009-2010 учебный год  (старшая группа) – 84% (на 39% выше чем в 2007-2008 уч.году).

     Сравнительный анализ заболеваемости в ДОУ за 3 года показывает положительную динамику на снижение количества случаев (от 219 в 2007-2008 уч.году до 210 в 2009-2010 уч.году), что составило улучшение на 4 %. Показатели соматической заболеваемости за период 2007-2008 учебный год составляло 150 случаев, в 2010 году – 132 (улучшение на  4 %). Произошло уменьшение количества детей в группе  ЧДБ  на 3% (2007г. – 12 , 2010г. – 11 случаев).

      Реализация двигательной активности дошкольников в ДОУ составило 72%, что на 20% выше по сравнению с началом внедрения системы (52%).

       Организация семейных клубов сплотила педагогов и родителей по решению проблемы сохранения здоровья и детей. Анкетный опрос родителей показал, что 87 % родителей удовлетворены работой ДОУ. Количество семей, игнорирующих советы и рекомендации воспитателей, сократились с 50% до 24%, что свидетельствует о высоком уровне доверия к деятельности ДОУ в педагогической компетентности в вопросах детского здоровья. Выполнение программы по физической подготовленности составило 86%, что на 22% выше предыдущих показателей (64%).

     Опыт работы по  данной теме был распространен на муниципальном (методический день «Здоровьесберегающие технологии в деятельности ДОУ» (2009г.), методическом объединении «Валеологическое воспитание дошкольников в процессе образовательной деятельности» (2010г.), «Фестивале психолого-педагогических идей» (2011г.), в профессиональном районном конкурсе «Воспитатель года» (2011г.) – 1 место в номинации «Лучший мастер-класс»), на региональном (представление опыта работы по валеологическому воспитанию дошкольников на окружном семинаре «Школа – центр здоровья в социуме ДОУ» (2010г.),    и федеральном (на конкурсе «Педагогические инновации 2011» - получил Диплом лауреата 1 степени)  уровнях.  

Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно утверждать, что работа по данному направлению эффективна, имеет положительные результаты, т.к. усвоенные валеологические знания  дошкольников, благодаря их многократному практическому и наглядно-действенному воспроизведению в игре, обыденной жизни, опытно-экспериментальной деятельности приобретают прочный и осознанный характер. Нетрадиционный подход к оздоровительно-профилактической работе с детьми с включением инновационных методов оздоровления имеет огромный учебно-воспитательный оздоровительный потенциал, что бесценно для воспитания валеологически культурного дошкольника.

Для нас идеальный детский сад – это место, где через познавательно-игровую деятельность формируются личностные качества ребенка. Здесь он счастлив, здоров, растет в условиях, специально созданных для его успешного развития. В таком детском саду педагоги умеют «пленять и очаровывать» воспитанников, «заражать» их идеалами, ценностями и смыслами жизнедеятельности, учат ребят мыслить и самостоятельно «добывать» знания, а самое главное – уметь беречь, сохранять и умножать свое здоровье.

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида  «Солнышко»

г.п.Пойковский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование валеологической культуры дошкольников"

"Формирование валеологической культуры дошкольников"...

доклад на тему «Методологические основы формирования валеологической культуры дошкольников 3-7 лет»

Краткая аннотация работы: в докладе представлена система организации в детском саду эффективного здоровьесберегающего пространства, основанного на инновационных методах оздоровления, инновационн...

Программа по формированию валеологической культуры дошкольников

Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Объем знаний определен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития. Реализация  Программы осуществляется через интегрированное занятие 1 раз ...

Деловая игра с педагогами дошкольных образовательных учреждений по теме: «Методологические основы художественно-эстетического воспитания дошкольников»

Деловая играс педагогами дошкольных образовательных учрежденийпо теме:  «Методологические основы художественно-эстетического воспитания дошкольников»...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы для районного семинара воспитателей и педагогов ДОУ по теме: «Полилингвальное образование как основа формирования речевой культуры дошкольников»

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности с детьми  подготовительной группы для районного семинара воспитателей и педагогов  ДОУ  по теме: «Полилингваль...

Авторская программа по формированию валеологической культуры дошкольников "Быть здоровым - здорово!"

Программу «Быть здоровым здорово!» разработала  с учётом ФГОС ДО и парциальной программы «Будь здоров, дошкольник» (автор - Т.Э. Токаева). Программа направлена на фор...

статья на тему; "Основы формирования социальной культуры дошкольников".

Проблема социально-личностного развития - развития ребенка во взаимодействии с окружающим миром - становится особо актуальной на данном современном этапе....