Проект " Сказки читаем - речь развиваем"
проект

Цирулина Екатерина Витальевна

Проект рассчитан на вторую группу раннео возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazki.docx37.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Центр развития ребенка – детский сад «Пчёлка» Козловского муниципального округа Чувашской Республики

 Проект

 «Сказки читаем – речь развиваем»

Составители: воспитатели

МА ДОУ «Козловский ЦРР – детский сад «Пчёлка»

 Козловского муниципального округа

Цирулина Е.В., Залялова Р.Р.,  Большова Т.В.

.

Козловка, 2023

Введение

Вид проекта:  краткосрочный, творческий, информационно-познавательный

Срок реализации:  долгосрочный (с  октября по декабрь 2023 года)

 Участники проектной деятельности:  воспитатели  и воспитанники  2 группы  раннего возраста «Колокольчик» и  «Фиалочки»,  родители воспитанников.

Актуальность: Раннее детство является сензитивным периодом для усвоения речи. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений. С помощью речи ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание, выражает свое отношение к происходящему. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей стоит на первом плане. Сказка является наиболее доступным материалом для развития всех видов деятельности ребёнка. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Сказки для детей младшего возраста просты, носят циклический характер – многократное повторение сюжета с небольшим изменением. Эта особенность народных сказок позволяет лучше ребёнку запомнить сюжет и развить память. Сказка помогает ребенку открыть новый, неведомый и огромный мир. Она учит его думать, тренирует память, внимание, развивает речь. Язык сказок ритмичен, в тексте много повторов и устойчивых оборотов (например, тянет-потянет, бил-бил, не разбил) – это значительно облегчает понимание сказок, что особенно важно для детей, у которых еще плохо развито слуховое внимание. Шаг за шагом малыши усваивают новые слова, фразы.

Проблема проекта: Работая в группе раннего возраста, мы отметили, что чем лучше развита речь у ребенка, тем легче он идет на контакт с воспитателем, со сверстниками, тем легче проходит его адаптация к условиям детского сада. Дети, не получившие в этом возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.

Для успешного решения задачи развития речи детей в своей работе мы используем сказки. Сказки передаются из поколения в поколение на протяжении веков, они играют большую роль в становлении личности ребенка, играют большую роль в модели его поведения. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать, любить прекрасное, закладывают основы нравственности.

Цель проекта: развивать активную речь детей, вызвать живой интерес к сказкам.

Задачи:

.Образовательные:

Побуждать у детей интерес к сказкам;

•Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками;

•Способствовать обогащению речи, активизировать словарь детей, развивать грамматический строй речи, навыки диалогической, монологической речи.

Развивающие:

•Развивать у детей художественно - речевые исполнительские способности выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер сказки.

•Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию;

•Развивать совместную творческую деятельность детей и родителей.

Воспитательные:

•Воспитывать интерес к живому слову;

•Воспитывать у детей положительные черты характера (отзывчивость, доброжелательность, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения);

•Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании и развитии

•Способствовать приобщению родителей к жизни детей в группе, созданию атмосферы сотрудничества, реализации художественно-речевых способностей родителей.

Основные формы реализации проекта:

1. Чтение (восприятие)

2. Беседы

3. Занятия в игровой форме

4. Дидактические игры

5. Пальчиковые гимнастики, словесные игры

6.Образовательная деятельность в режимных моментах.

7. Самостоятельная деятельность детей.

8.Совместное творчество взрослых и детей.

9. Оснащение предметно-развивающей среды.

10. Работа с родителями

Ожидаемые результаты:

Воспитанники: 

  • Дети знакомятся со сказками.
  • Овладевают расширенным словарным запасом.
  • Через рассказывание сказок дети научатся различать добро и зло; характеризовать поступки, поведение; выражать эмоции и понимать чувства других.
  • Дети получают удовольствие от совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.
  • Развитие коммуникативных качеств у детей.
  • Развитие интереса к русскому народному творчеству.
  • Проявление уверенности у детей в своих действиях при взаимоотношениях со сверстниками.
  • Умение детей выражать свои эмоции с помощью жестов, мимики, сопереживать героям.

Родители: 

  • Совместная деятельность будет способствовать детско-родительским отношениям.
  • Повысится количество родителей, участвующих в совместных мероприятиях.

Педагоги: 

  • Оснащение театрального уголка: изготовление атрибутов (маски, шапочки, костюмы, декорации, различными видами театров)
  • Пополнение книжного уголка.
  • Подбор материала о героях из сказок (стихи, загадки, песни).
  • Изготовление  пособия  «Сказка на фартуке»

Партнеры проекта: МАУК «Централизованная система библиотечного и архивного дела» Козловского муниципального округа Чувашской Республики

План график мероприятий

I этап   предварительный

  • - анкетирование родителей «Читая, учим говорить»;
  • - определение темы, целей, задач, содержания проекта;
  • - прогнозирование результатов;
  • - обсуждение проекта с участниками, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

II этап  основной, организационно-практический – реализация проекта

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно-развивающей среды

В течение реализации проекта

Пальчиковые игры. «Репка», «Теремок», « Про курочку Рябу»

Цель: переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка.

Дидактические игры «Чудесный мешочек»

Цель: учить детей доставать из мешочка героя сказки и называть его.

Д/и «Теремок»

Цель: учить детей составлять пирамидку и называть героев сказки теремок.

Д/и «Дикие животные»

Цель: учить различать и называть диких животных, развивать речь, память, мышление, воспитывать усидчивость.

Анкетирование родителей «Читая, учим говорить»

Папка-передвижка: «Воспитание сказкой».

Цель: дать рекомендации родителям по домашнему чтению.

Пополнение театрализованного уголка масками сказочных персонажей

В течение реализации проекта

Разучивание песенок потешек: «Пальчик-пальчик», «Заинька, попляши», «Сорока-сорока», «Как у нашего котакота», «Сидит белка на тележке», «Чики-чики-чикалочки», «Кисонька-мурысонька»,  Я пеку, пеку, пеку…»

Цель: Создание необходимых условий для положительных эмоций, развития речи, памяти, воображения, мышления, 

Участие в акции  «Почитай мне сказку, пожалуйста»

Цель:  приобщение родителей и

детей к культуре семейного

чтения.

Создание игрового пособия «Сказочные фартучки на фетре»

Сюжетно-ролевые игры «В гостях у колобка», «День рождения Машеньки», «Строители: строим Теремок».

Цель: способствуют развитию навыков коммуникабельности, уверенности в себе, формируют умение детей готовить обстановку для игры, подбирать атрибуты, развивают умение договариваться, планировать, обсуждать.

Октябрь

Беседа «Моя любимая сказка»

Цель: Создание условий для формирования представлений о народных сказках, устном народном творчестве.

Чтение русских народных сказок «Курочка Ряба»,  «Колобок».

Цель: формировать умение слушать сказку, побуждать детей называть героев сказки.

Настольный театр  «Три поросенка»

Цель: учить детей пересказывать сказку, тем самым развивая речь и память.

Лепка «Зернышки для Рябы»

Цель: учить детей скатывать колбаску из пластилина и отрывать кусочки «зернышки для Рябы». Формировать эмоциональное переживание

Конструирование «Построим теремок»

Цель: развивать конструктивные способности и навыки в процессе действия со строительным материалом. Упражнять детей строить домик, развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимание, память.

Буклет «Что читать детям раннего возраста. Роль чтения в семье».

Организация выставки «Моя любимая сказка».

 Создание театра на палочках к сказке «Заюшкина избушка»

Ноябрь

Беседа-рассуждение «Правила общения с книгой»

Цель: воспитывать любовь и бережное отношение к книге. Формировать понимание необходимости книг и их значения.

Дидактическая игра: «Расскажи сказку»

Цель. Формировать умение узнавать знакомых персонажей, развивать воображение, зрительное восприятие

Игра-забава: «Петушок, петушок, золотой гребешок…»

Цель. Приобщать детей к русскому народному фольклору, включая детей в инсценировку, воспитывать умение общаться друг с другом.

Инсценировка сказки « Курочка Ряба»

 Цель: Развитие творческой активности детей и поэтапного освоения детьми элементов театрализованной деятельности.

Консультация: «Влияние русских народных сказок на развитие ребенка».

Подбор раскрасок на тему «Русские народные сказки»

Декабрь

Чтение стихотворений А. Барто.

Цель: Продолжать знакомить детей со стихотворениями А. Барто, воспитывать добрые чувства, положительные эмоции, учить слушать.

Рисование восковыми мелками «Дорожка для Колобка»
Цель: Учить детей правильно держать мелки, проводить прямые и извилистые линии восковыми мелками

Лепка «Пряники для Мишки».

Цель: учить скатывать кусочек пластилина в шарик и слегка сплющивать его.

Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Гуси – лебеди». Способствовать формированию коммуникативных навыков через ознакомление с устным народным творчеством.

Конкурс семейного творчества «Обложка моей любимой сказки»

Цель:  привлечь родителей к активной совместной деятельности для достижения положительных результатов в реализации проекта

Изготовление настольно-печатной игры «Разрезные картинки» с изображением героев сказок.

Январь

Коллективный труд – «Больница для книг»

Цель: формировать у детей бережное отношение к книгам, заклеивать если они порвались.

Чтение сказки «Теремок»; показ картинок; беседа о прочитанном

Цель: Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками, учить узнавать сказочных героев из сказки «Теремок» и называть их; формировать умение отвечать на вопросы; воспитывать у детей сочувствие, доброту, желание прийти на помощь; закладывать основы нравственности.

Рисование «Сказочный теремок» (с помощью спонжиков)

Цель: расширять представления  об оригинальных способах изобразительного творчества, формировать творческий интерес.  Закрепит знания детей о цвете

Беседа «Какие бывают книги».

Цель: закрепление знаний детей о книгах; уточнение знаний детей о предназначении книг; развитие познавательных процессов.

Инсценировка  сказки «Репка»

Цель: Учить детей участвовать в инсценировке сказки, передавать характерные черты героев сказки с помощью простейших движений, жестов и мимики. Развивать речь. Воспитывать интерес к театрально-игровой деятельности.

Информация для родителей «Зачем читать детям сказки?»

Цель: Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека. Развитие нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством приобщения к сказкам.

 III этап заключительный

Фотоколлаж «Почитай мне сказку, пожалуйста»

Конкурс  совместного творчества  «Обложка моей любимой сказки»

Инсценировка  сказки «Репка»

II Оценка результатов и отчетность

Восприятие сказок позволяет нам:

- развивать духовно-богатую личность ребёнка, представлять его как активного и творческого участника проекта;

- создавать благоприятные условия для того, чтобы ребёнок занимался саморазвитием;

- прививать детям любовь к родной стране.

К концу  проекта  ожидаются следующие результаты:

- Дети имеют представления и знания о многих русских народных сказках, знают их содержание;

- Сформирован интерес к устному народному творчеству - сказкам;

- Умеют через имитацию образа героев сказок различать добро и зло; характеризовать поступки, поведение; выражать эмоции и понимать чувства других;

- Дети увереннее участвуют в инсценировке сказок;

- Обогащение словарного запаса.

В результате совместной деятельности (воспитатели, родители и воспитанники, дети полюбили сказки, получили возможность восполнить кругозор о сказках, научились сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций. Повысилась активность родителей в воспитательно-образовательном процессе с 40% до 70%.

Данный проект может быть рекомендован для педагогов дошкольных образовательных организаций.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Сказки читаем — речь развиваем!»

Народная сказка - одна из произведений искусства слова, которые слышит ребёнок в раннем возрасте....

Консультация для родителей «Сказки читаем — речь развиваем!»

Народная сказка – одно из произведения искусства слова, которые слышит ребенок в раннем детстве. Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера. Она помогает разобраться в таких сложных вопросах, к...

Консультация для родителей "Сказки читаем - речь развиваем!".

Сказки помогают детям разобраться в таких сложных вопросах, как взаимоотношения людей, помогают оценить их поступки, вызывают либо сочувствие, либо осуждение....

«Сказки читаем — речь развиваем!»

Народная сказка – одно из произведения искусства слова, которые слышит ребенок в раннем детстве.Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера. Она помогает в первые годы жизни разобраться в таких ...

Консультация для родителей «Сказки читаем — речь развиваем!»

Уважаемые родители! Народная сказка – одно из произведения искусства слова, которые слышит ребенок в раннем детстве.Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера. Она помогает разобраться в таких ...

Проект "Сказки читаем - речь развиваем!"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учрежденияУжурский детский сад №3 «Журавлёнок» Паспорт педагогического проектаПедагог: Ивченко Ольга Ивановна Тема проекта:&laq...

Проект по речевому развитию обучающихся старшего дошкольного возраста с ЗПР "Сказки читаем - речь развиваем"

Данный проект направлен на развитие всех компонентов речевой системы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР через приобщение их к сказкам. Описаны актуальность и значимость проекта, поставлены цели...