Роль дидактических игр в развитии детей раннего возраста
консультация
В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в развитии. На первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, приобретает умение различать предметы по их внешним признакам (форма, величина, цвет и др.) правильно с ними действовать.
Дидактические игры и упражнения очень важны для умственного развития маленьких детей. Во время игры с дидактическими материалами у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития, ребёнок сосредоточивается на том, что ему показывает взрослый.
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр.
Наиболее благоприятно развитие ребенка протекает под влиянием воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей. Чтобы дети раннего возраста овладели необходимыми движениями, речью, разными жизненно необходимыми умениями и навыками, их этому надо научить. Например, «Собери ёлочку из треугольников», «Собери снеговика», «Найди пару варежке», с помощью этих игр у малышей развиваются умения выполнять действия с предметами разной величины, мелкая моторика рук, речь, дети учатся приему наложения деталей, приставления друг к другу.
Дидактические игры с сенсорными материалами несут в себе задачи интеллектуального плана, они способствуют развитию речи, мелкой моторики, интеллекта. Дидактическая игра обычно подчеркивает какое-нибудь одно свойство, на котором строится игра: форму, цвет, величину- такие игрушки являются основным пособием для игр-занятий с детьми раннего возраста. Например, «Подбери для ёжика яблоко» (красное, желтое, зеленое), «Наполни баночку фруктами» (яблоками, грушами), «Укрась дерево яблоками» (красным, желтым, зелёным), тем самым дети закрепляют знания о геометрических фигурах (круг); цвет, форма; развивают мелкую моторику рук, воображение.
Дидактические игры устроены так, что ребенок, играя с ними, приобретает навыки действий и определенные умения. Но наибольшую пользу дидактические игрушки приносят тогда, когда рядом с ребенком во время игры находится взрослый. Он должен уточнить названия цветов, понятия «больше-меньше», поставить задачу, сообщить ребенку новые сведения. Очень важно соблюдать в игре с дидактическим материалом постепенность, последовательность, учитывать возрастные возможности ребенка.
Дидактическая игра является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Обучающее воздействие необходимо как в семье, так и в дошкольном учреждении, и должно стать ведущей формой воспитания и применяться преднамеренно и планомерно, охватывая всех детей группы.
Дидактические игры очень важны для умственного воспитания детей раннего возраста. Во время неё у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова. Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, воспитатель закладывает первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность. Ребенок многое узнает о разных предметах: об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких, как форма, цвет, величина и др. Например, «Укрась дерево листочками» (жёлтыми, зелёными, красными), «Подбери каждому ёжику листочки определенного цвета» (жёлтые, зелёные, красные), «Укрась ёжика разноцветными листочками», таким образом, у ребят развиваются умения выполнять действия с предметами, мелкая моторика рук; учатся приему наложения деталей, приставления друг к другу, развивается и совершенствуется его восприятие. Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать с ними. Например, «Укрась елочку разноцветными шариками» или «Укрась елочку разноцветными бусами»: дети учатся различать и называть четыре основных цвета (красный, желтый, зеленый, синий), группировать по цвету; закрепляют знание о геометрической фигуре – круге.
В процессе игровой деятельности у детей вырабатываются целеустремленность, активность, внимание и некоторая планомерность действий.
Таким образом, роль дидактических игр имеет большое значение в умственном воспитании детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 261.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль дидактических игр в раннем возрасте
В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в развитии. На первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, приобретает умение различать предметы по их внешним признакам (форма, величина, цвет и др.) правильно с ними действовать.
Дидактические игры и упражнения очень важны для умственного развития маленьких детей. Во время игры с дидактическими материалами у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития, ребёнок сосредоточивается на том, что ему показывает взрослый.
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр.
Наиболее благоприятно развитие ребенка протекает под влиянием воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей. Чтобы дети раннего возраста овладели необходимыми движениями, речью, разными жизненно необходимыми умениями и навыками, их этому надо научить. Например, «Собери ёлочку из треугольников», «Собери снеговика», «Найди пару варежке», с помощью этих игр у малышей развиваются умения выполнять действия с предметами разной величины, мелкая моторика рук, речь, дети учатся приему наложения деталей, приставления друг к другу.
Дидактические игры с сенсорными материалами несут в себе задачи интеллектуального плана, они способствуют развитию речи, мелкой моторики, интеллекта. Дидактическая игра обычно подчеркивает какое-нибудь одно свойство, на котором строится игра: форму, цвет, величину- такие игрушки являются основным пособием для игр-занятий с детьми раннего возраста. Например, «Подбери для ёжика яблоко» (красное, желтое, зеленое), «Наполни баночку фруктами» (яблоками, грушами), «Укрась дерево яблоками» (красным, желтым, зелёным), тем самым дети закрепляют знания о геометрических фигурах (круг); цвет, форма; развивают мелкую моторику рук, воображение.
Дидактические игры устроены так, что ребенок, играя с ними, приобретает навыки действий и определенные умения. Но наибольшую пользу дидактические игрушки приносят тогда, когда рядом с ребенком во время игры находится взрослый. Он должен уточнить названия цветов, понятия «больше-меньше», поставить задачу, сообщить ребенку новые сведения. Очень важно соблюдать в игре с дидактическим материалом постепенность, последовательность, учитывать возрастные возможности ребенка.
Дидактическая игра является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Обучающее воздействие необходимо как в семье, так и в дошкольном учреждении, и должно стать ведущей формой воспитания и применяться преднамеренно и планомерно, охватывая всех детей группы.
Дидактические игры очень важны для умственного воспитания детей раннего возраста. Во время неё у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова. Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, воспитатель закладывает первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность. Ребенок многое узнает о разных предметах: об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких, как форма, цвет, величина и др. Например, «Укрась дерево листочками» (жёлтыми, зелёными, красными), «Подбери каждому ёжику листочки определенного цвета» (жёлтые, зелёные, красные), «Укрась ёжика разноцветными листочками», таким образом, у ребят развиваются умения выполнять действия с предметами, мелкая моторика рук; учатся приему наложения деталей, приставления друг к другу, развивается и совершенствуется его восприятие. Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать с ними. Например, «Укрась елочку разноцветными шариками» или «Укрась елочку разноцветными бусами»: дети учатся различать и называть четыре основных цвета (красный, желтый, зеленый, синий), группировать по цвету; закрепляют знание о геометрической фигуре – круге.
В процессе игровой деятельности у детей вырабатываются целеустремленность, активность, внимание и некоторая планомерность действий.
Таким образом, роль дидактических игр имеет большое значение в умственном воспитании детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста
Роль дидактических игр Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если ...
Роль сюжетной игрушки в развитии детей раннего возраста
Роль сюжетной игрушки в развитии детей раннего возраста...

Роль предметных игр в развитии детей раннего возраста
Игра влияет не только на развитие личности в целом, она формирует и отдельные познавательные процессы, речь, и произвольность поведения, навыки общения, умение устанавливать со сверстниками...

Презентация "Роль дидактических игр в развитии детей раннего возраста."
Презентация "Роль дидактических игр в развитии детей раннего возраста."...

Роль дидактических игр для адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
Роль дидактических игр для адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада...

Роль сенсорных дидактических игр на развитие детей раннего возраста
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятием предметов и явл...
