Паспорт мини-музея "Вещи с чердака"
проект (подготовительная группа)

Федотова Виктория Викторовна

Много интересного

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_mini_muzeya.docx25.47 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ № 26 «Росинка» г. Верхняя Пышма

Подготовительная группа «Радуга»

2022-2023 уч. год

Мини-музей «Вещи с чердака»

ПАСПОРТ МИНИ – МУЗЕЯ

«Вещи с чердака»

Воспитатели: Федотова В.В.

Андриянова З.Н.

Паспортные данные мини – музея.

Ну, ребята, подходите –

На игрушки поглядите

Рассмотрим эти с вами предметы старины

Поведают они нам секреты красоты,

Введут нас в мир России,

Приданий и добра

Расскажут о народных

Чудо - мастерах!

Наименование мини – музея: « Вещи с чердака».

Профиль мини – музея: познавательный.

Цель создания мини – музея:

-создание предметно-развивающей среды в подготовительной группе, способствующей приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре, истории и традициям русского народа. Расширение и обогащение представлений детей об истории предметов обихода, вещей.

Задачи мини – музея:

Обучающие
1. Узнать, как выглядели и использовались обычные вещи в прошлом;
2. Обогатить словарный запас детей новыми словами, имеющими отношение к
прошлому обычных вещей.
Развивающие
1. Развивать самостоятельность и познавательную активность детей;
2. Нарисовать вещи, которые использовались в прошлом;
3. Вовлекать родителей в образовательную деятельность;
4. Составить описательный рассказ о свойствах и характеристиках вещей в прошлом.
Воспитательные
1. Воспитывать бережное отношение к вещам, их истории;
2. Воспитывать интерес к прошлому нашей

Принципы, положенные в основу решения данных задач:

-принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

-принцип опоры на интересы ребенка;

-принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

-принцип осуществления взаимодействия воспитателя с родителями;

-принцип наглядности;

-принцип последовательности;

-принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Руководители мини-музея:

Андриянова З.Н. Федотова В.В. - воспитатели подготовительной группы.

Структура управления мини-музея:

Руководители мини-музея планируют, координируют, контролируют работу в мини-музее.

Аспекты музейной деятельности:

Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной» реальная семья вправе рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом, объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие Формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребенка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру.

Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врожденными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растет ребенок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей. Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад.

Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини-музеев - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут:

- участвовать в обсуждении его тематики;

-приносить из дома экспонаты;

- ребята из старших групп проводить экскурсии для младших;

-пополнять их своими рисунками, поделками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини - музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок соавтор, лишь пассивный созерцатель, а здесь он творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.

Слово "музей" происходит от слова "муза". В древнегреческой мифологии музы - дочери бога Зевса, покровительницы наук и разных видов искусств. Храмы, посвященные музам, назывались музеонами. Соответственно изначально музей - это храм муз.

Музеи - неотъемлемая часть культурного наследия. Они охватывают практически все сферы жизни человечества: искусство, науку в целом, историю, географию, и пр.

В мини - музее могут быть собраны различные экспонаты, коллекции. История многих музеев начиналась именно с отдельных коллекций.

Мини – музей - это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности.

Главное в мини - музее - не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельности деятельности ребенка.

Главной его функцией становиться образование и воспитание.

Именно поэтому:

1. музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;

2. является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;

3. способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

4. помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;

5. мини-музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывают новые возможности для коррекционной работы с "особыми" детьми.

Актуальность:

реализация целевых образовательных стандартов:

– Обеспечение интеллектуального, личностного развития ребенка.

– Охрана жизни и укрепление здоровья детей.

– Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

– Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Педагогические функции мини - музея:

Образовательные:

-развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации;

-использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к искусству.

Развивающие:

-активация мышления;

-развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно- физиологических структур;

-обогащение словарного запаса.

Воспитательные:

-формирование личностных качеств, взглядов, убеждений;

-становление умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания.

Просветительские:

-формирование умений, навыков;

-формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации.

Формы деятельности мини – музея «Вещи с чердака»:

• поисковая;

• фондовая;

• научная;

• экспозиционная;

• познавательная.

Формы работы с детьми в мини-музее:

1) занятия-экскурсии

2) занятия с элементами игры

3) занятия с творческими заданиями

4) исследовательская деятельность

5) продуктивная деятельность

6) самостоятельная деятельность

7) художественная деятельность

Принципы построения музейной экспозиции как инновационной технологии:

-интеграция;

-деятельность;

-культуросообразность;

-гуманизация;

-разнообразия;

-экологичность;

-безопасность;

-непрерывность;

-партнёрство.

Оформление мини-музея:

Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекция мини-музея располагаются на полках стеллажа в групповой комнате.

Особенности использования разделов мини-музея:

Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр. Кроме того предметы быта из разных материалов могут использоваться для классификации. Экспонаты могут быть использованы в непосредственно образовательной деятельности, конкретно образовательных областях: «Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Материальное обеспечение:

- поступление экспонатов мини - музея от работников ДОУ, родителей, воспитателей группы.

Правила поведения в мини - музее «Вещи с чердака»:

-В нашем музее экспонаты разрешается трогать руками и играть ими!

-Экспонаты нужно возвращать на место и ставить аккуратно и красиво!

-Экспонаты нельзя ломать и забирать домой!

-Можно и даже нужно: задавать вопросы, сочинять истории, придумывать игры!

-Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами, творческими работами!

План работы по созданию мини-музея.

Подготовительный этап:

#1054;бсуждение с родителями на родительском собрании идеи создания мини-музея в группе.

#1042;ыбор темы и названия мини – музея.

3. Выбор места размещения мини-музея.

4. Планирование экспозиций.

5. Принципы построения экспозиции.

6. Разработка визитной карточки и паспорта мини-музея.

7. Рассмотрение вариантов участия в создании музея детей и родителей

Практический этап:

#1057;бор экспонатов.

#1054;формление мини-музея.

3. Разработка форм работы с детьми в мини-музее.

4. Непосредственная деятельность мини – музея:

- подбор фонотеки, научно-познавательных фильмов , подбор детских художественных фильмов (сказок).

- проведение непосредственно - образовательной деятельности по разным видам деятельности на базе мини – музея, с использованием его экспонатов.

Обобщающий этап:

• Что было сделано?

• Что понравилось больше всего? (субъективный выбор)

• Что нового узнали?

• Что хотели бы еще узнать?

• С кем можем поделиться полученными знаниями?

Заключительный этап:

-Подведение итогов.

-Выставка и презентация мини-музея.

- Положительная оценка мини-музея.

-Проведение экскурсий для других групп детского сада.

-Перспектива развития мини-музея «Вещи с чердака» на следующий уч. год.

Организационно-методическое обеспечение:

Н.Рыжова, Л.Логинова, А. Данюкова «Мини-музеи в детском саду» Линка-пресс Москва, 2008.

А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова «Воспитание ребенка в русских традициях» СПб.: 2002г.

Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников».

И.Г. Гаврилова «Истоки народной культуры в детском саду».

О.Л. Князева «Приобщение детей к истокам народной культуры».

МБДОУ № 16 «Родничок» г. Канск

Старшая группа «Радуга»

2018-2019 уч. год

Мини – музей «У истоков старины»

Перспективный план работы в мини-музее

«У истоков старины»

на 2018-2019 учебный год

Воспитатель: Маркова О.В.

№ п/п

дата

Непосредственная деятельность

1.

сентябрь

#1054;бсуждение с родителями на родительском собрании идеи создания мини-музея в группе.

#1042;ыбор темы и названия мини – музея.

3. Выбор места размещения мини-музея.

4. Планирование экспозиций.

2.

октябрь

#1057;бор и изготовление экспонатов.

#1054;формление мини-музея.

3. Разработка форм работы с детьми в мини-музее.

4. Тематическая беседа «Из истории русского быта:

- Рассказ об устройстве русской избы

- Без печи изба – не изба

- Мебель в деревенском доме

- Посуда деревянная – глиняная

- Щи да каша – пища наша»

3.

ноябрь

1. Детское творчество: персональные выставки экспонатов, изготовленных детьми (лепка, рисунок, поделки из разных материалов, аппликация).

- Художественная мастерская: «Лапти – лапоточки».

4.

декабрь

Тематическая выставка «Предметы старины. Их назначение»:

- «И стоит покрыт ковром ларь с хозяйкиным добром»

- Литературная гостиная « Посиделки перед сном»

5.

январь

Познавательно-развлекательное мероприятие совместно с родителями «Зимние забавы»

6.

февраль

- Патриотическая викторина «Русские богатыри»

- Тематическая беседа «Орудия труда: топор, пила, лопата, молоток, прялка»

7.

Март

- Ярмарка «Весенние гуляния»

- Тематическая беседа « Знакомство с вышивкой (полотенца, скатерти)

8.

Апрель

Творческая гостиная:

- « Русский фольклор (потешки, колыбельные)»

- «Народные музыкальные инструменты»

- «Куклы наших бабушек – кукла-свёртка»

9.

Май

-Подведение итогов.

-Выставка и презентация мини-музея.

- Положительная оценка мини-музея.

-Проведение экскурсий для других групп детского сада.

-Перспектива развития мини-музея «У истоков старины» на следующий уч. год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ по музыкально-театрализованной деятельности " Тайна старого чердака"

Цель занятия:1. Создание условий для формирования творческой личности ребенка средствами театральной педагогики2. Через освобождение физическое и психическое развивать и раскрывать духовный потенциал ...

конспект непрерывной образовательной деятельности для подготовительной группы "тайна старого чердака"

Конспект занятия рекомендован для детей старшего дошкольного возраста...

«Дом с чердаком для матрешек»

Развитие у детей устойчивого интереса к конструированию: по собственному замыслу, овладение умением конструировать по схеме....

Герда и Кай – прелестные дети - в маленькой комнате на чердаке С бабушкой жили, совсем не богато, но крепко дружили, чем нравилось мне.

Герда и Кай – прелестные дети - в маленькой комнате на чердакеС бабушкой жили, совсем не богато, но крепко дружили, чем нравилось мне....

Конспект коррекционно-образовательного занятия по фэмп «Тайны чердака»

Группа: дети с ЗПР старший дошкольный возраст.Цель: Создать условия для знакомства детей с числом и цифрой 4.Задачи:Образовательные:Формировать представления детей о числе и цифре 4Закрепить образ циф...

КОНСПЕКТ НОД на тему "Дом с чердаком для мишек"

Формирование элементарных математических представлений и конструированию...