Пётр Ильич Чайковский
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Искандарян Кристина Аркадьевна
«Детский альбом» П. И. Чайковского Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес. Ему было легко это сделать, потому что он понимал и любил детей. О его симпатиях к детям мы узнаем из письма к Надежде Филаретовне фон Мекк – почитательнице и другу композитора: «…Мои племянники и племянницы – такие редкие и милые дети, что для меня большое счастье пребывание среди них. Володя (тот, которому я посвятил детские пьесы) делает успехи в музыке и обнаруживает замечательные способности к рисованию. Вообще – это маленький поэт…Это мой любимец. Как ни восхитителен его младший брат, но Володя все – таки занимает самый тепленький уголочек моего сердца.» Обдумывая замысел «Детского альбома», сочиненного в летние месяцы 1878 года, Чайковский писал: ЙЯ хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости с занимательными для детей заглавиями, как у «Шумана» («Альбом для юношества» немецкого композитора), он имел в виду только общую задачу – создать цикл небольших и технически несложных пьесок из детской жизни, которые были бы доступны для исполнения самими детьми. Образный строй «Детского альбома» Чайковского вполне самостоятелен и типичен для русского ребенка из той среды, в которой вырос сам композитор. «Маленькой сюитой из русского быта» - называет Асафьев эту серию из двадцати четырех миниатюр, обрисовывающих мир беззаботного детства с его играми и забавами, краткими минутами огорчения и внезапными впечатлениями окружающей жизни. Ряд живых характерных сценок сменяется пестрой чередой без строгой сюжетной последовательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petr_ilich_chaykovskiy.docx14.47 КБ

Предварительный просмотр:

                                     «Детский альбом» П. И. Чайковского

Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес. Ему было легко это сделать, потому что он понимал и любил детей.

О его симпатиях к детям мы узнаем из письма к Надежде Филаретовне фон Мекк – почитательнице и другу композитора: «…Мои племянники и племянницы – такие редкие и милые дети, что для меня большое счастье пребывание среди них. Володя (тот, которому я посвятил детские пьесы) делает успехи в музыке и обнаруживает замечательные способности к рисованию. Вообще – это маленький поэт…Это мой любимец. Как ни восхитителен его младший брат, но Володя все – таки занимает самый тепленький уголочек моего сердца.»

Обдумывая замысел «Детского альбома», сочиненного в летние месяцы 1878 года, Чайковский писал: ЙЯ хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости с занимательными для детей заглавиями, как у «Шумана» («Альбом для юношества» немецкого композитора), он имел в виду только общую задачу – создать цикл небольших и технически несложных пьесок из детской жизни, которые были бы доступны для исполнения самими детьми.  

Образный строй «Детского альбома» Чайковского вполне самостоятелен и типичен для русского ребенка из той среды, в которой вырос сам композитор.  «Маленькой сюитой из русского быта» - называет Асафьев эту серию из двадцати четырех миниатюр, обрисовывающих мир беззаботного детства с его играми и забавами, краткими минутами огорчения и внезапными впечатлениями окружающей жизни. Ряд живых характерных сценок сменяется пестрой чередой без строгой сюжетной последовательности.

Здесь и веселые задорные игры, и обязательные танцы (вальс, мазурка, полька), и занимательная сказка няни с хорошим концом, и вдруг возникающий в воображении жуткий образ Бабы – Яги. За стенами уютной детской кипит другая, уличная жизнь, шумная и разгульная («Русская песня», «Мужик и играет на гармонике», «Камаринская»).

Зимнее утро.

Картина ненастного зимнего утра – темного, метельного, холодного, неприветливого. Музыка звучит то встревоженно, смятенно, то жалобно.

Прозрачно – просветленная музыка рисует туманное морозное утро. Легкая фактура, слегка заостренный ритмический рисунок прерывистых интонаций создают впечатление переменчивости, зыбкости, напоминают бегающие световые блики.

Естественно, в частности, легкое нарастание звучности во фразах, которые поднимаются вверх, и затухание, в мотивах идущих вниз, а так как за каждым восходящим мотивом следует нисходящий, то такое развитие воспринимается так же естественно как вдох и выдох. Это не всегда осознается, но всегда чувствуется. Повторение в разных голосах одной и той же интонации заставляет пианиста заботиться от передачи этого диалога, о том, чтобы разговор голосов был бы остроумным и интересным.

В средней части появляется оттенок некоторой грусти. Его можно подчеркнуть более теплым эмоциональным тоном звучания нисходящего мелодического хода. Стоит обратить внимание на то, как построена средняя часть: в ней каждый голос приобретает самостоятельность. Нижний голос, наполненный хроматизмами и создающий более сложные гармонии, приобретает более мрачный тембр. Так оттеняется наступление репризы, то есть средней части, в которой повторяется все то, что было в первой, и восстанавливается светлый оживленный характер музыки.

Одну композиционную особенность этой пьесы стоит отметить. Основная тональность пьесы си минор. В этой тональности пьеса заканчивается. Обычно бывает, что и начинается пьеса в той же тональности. Реже тональности начала и конца разные. Когда это случается, это бывает в произведениях крупного масштаба, в которых такое «несовпадение» тональностей начала и конца бывает оправдано сложной драматургией произведения. В пьесах небольшой формы, в которых такого драматургического развития не происходит, подобные несовпадения мало оправданы. Данная пьеса представляет собой в этом смысле редкое исключение: она и небольшая по размерам, и уклоняется от традиционного построения своего тонального плана. При этом она звучит очень гармонично и естественно – даже не сразу осознаешь этой ее оригинальности.  

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия,посвященного дню рождения Петра Ильича Чайковского, для детей подготовительной группы

Данный конспект можно использовать как развлечение для детей старшего дошкольного возраста...

Проект Пётр Ильич Чайковский «Детский альбом»

Цель: прививать любовь к классической музыке, к творчеству П. И. Чайковского....

Проект "Детский альбом. Пётр Ильич Чайковский"

ПРОЕКТНазвание: «Детский альбом П.И.Чайковского»Проект разработала: Кондратьева Е.В., музыкальный руководительПродолжительность проекта: 2 месяцаТип проекта: познавательный, творческий.Уча...

«Детский альбом» Пётр Ильич Чайковский

Его няня считала, что у Пети очень щедрое сердце. Но у него была одна особенность: Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались. Он рос очень добрым, боялся кого-нибудь обидеть...

Презентация Пётр Ильич Чайковский "Детский альбом"

Презентация предназначена для дошкольников старшего и подготовительного возраста...

Презентация Пётр Ильич Чайковский "Времена года"

Цикл «Времена года» Петра Ильича Чайковского - это не просто цикл ярких характеристичных пьес, которые знакомы практически каждому с самого детства. Это настоящий личный дневник комп...