Проект Пётр Ильич Чайковский «Детский альбом»
проект на тему

Катряева Ирина Вадимовна

Цель: прививать любовь к классической музыке, к творчеству П. И. Чайковского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chaykovskiy.docx27.22 КБ

Предварительный просмотр:

Проект Пётр Ильич Чайковский «Детский альбом»

Актуальность

Слушание музыки – уникальный вид музыкальной деятельности. Его уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которое слушание обеспечивает как в плане музыкального, так и общего психического развития ребенка. Слушая музыку, ребенок познает мир во всем его многообразии, поскольку музыка отражает его в звуках разносторонне и полно. Музыку называют «языком чувств», она дает ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы детей.

Педагогический коллектив нашего детского сада реализует комплексную программу «От рождения до школы», в которой музыкальное развитие детей представлено в образовательной области «Музыка». Раздел «Слушание музыки» включает в себя ознакомление детей с творчеством композиторов – классиков, в том числе и с творчеством Петра Ильича Чайковского, это даёт возможность обогатить содержание данного раздела.

Эти обстоятельства послужили основанием для создания проекта «Пётр Ильич Чайковский – Детский альбом», в основе которого использованы интегрированные музыкальные занятия, позволяющие в полной мере воспринимать образы, сюжеты музыкальных произведений композитора.

Срок реализации проекта - краткосрочный.

Цель: прививать любовь к классической музыке, к творчеству П. И. Чайковского.

Задачи:

Познакомить детей с созданием «Детского альбома» П.И. Чайковского, с произведениями, вошедшими в альбом.

Развивать познавательно-исследовательские умения: умение задавать вопросы, делать выводы.

Развивать творческие способности воспитанников.

Воспитывать интерес к классической музыке.

1. Образовательные:

а) познакомить детей с биографией П. И. Чайковского;

б) познакомить с инструментальной музыкой изобразительного характера;

в) научить детей воспринимать образы в музыке;

г) учить различать контрастное звучание музыки;

д) учить импровизировать, фантазировать под музыку.

2. Развивающие:

 а) развивать музыкальный вкус;

б) развивать умение вслушиваться в музыку и понимать

музыкальные образы;

в) развивать музыкальные и творческие способности.

3. Воспитывающие:

 а) воспитывать в детях доброе начало через классическую музыку;

б) воспитывать культуру слушания;

в) воспитывать желание слушать классическую музыку.

Вид проекта: познавательно - творческий.

Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели, родители  и дети.

Этапы:

1 этап. Подготовительный.

Составление плана работы с детьми по ознакомлению с творчеством П. И. Чайковского (беседы, рассматривание альбомов, слушание музыки, просмотр видеозаписей концертов и музыкальных спектаклей, проведение музыкально-дидактических игр).

Изучение литературы о биографии и музыкальном творчестве П. И. Чайковского. Консультация для педагогов «Композиторы-классики детям» («П. И. Чайковский»)

2 этап. Реализация.

Проведение бесед, рассматривание альбомов, слушание музыки, просмотр видеозаписей концертов и музыкальных спектаклей, знакомство с  пьесами из «Детского альбома» П.И.Чайковского.

Тематические выставки рисунков детей по проведённым мероприятиям.

Создание фонотеки произведений П. И. Чайковского в группах и распространение её в семьях.

Разучивание танцев и пошив костюмов для  участников.

3 этап. Аналитический, итоговый.

Опрос родителей об эффективности использования фонотеки.

Творческий отчет о работе в форме открытого интегрированного музыкального занятия с детьми подготовительной группы для родителей и педагогов

Дальнейшее развитие проекта.

После успешного окончания периода реализации данного проекта предполагается систематическое введение обновленного содержания раздела «Слушание музыки» в работе с детьми.

Разработать сценарий и провести музыкальный фестиваль по творчеству П. И. Чайковского.

Создать в детском саду мини-выставку рисунков, посвященный жизни и творчеству П. И. Чайковского.

В ходе реализации проекта у родителей повысилась компетентность в вопросах музыкального воспитания детей. Они выразили желание участвовать в подобных музыкальных проектах в дальнейшем.

Проектная деятельность позволила максимально раскрыть индивидуальные способности воспитанников в различных направлениях художественно- композиционного творчества средствами музыки.

Повысился интеллект, музыкальные, эстетические способности.

  Конспект НОД (беседа)

1. Образовательные:

а) познакомить детей с биографией П. И. Чайковского;

б) познакомить с инструментальной музыкой изобразительного характера;

в) научить детей воспринимать образы в музыке;

г) учить различать контрастное звучание музыки;

д) учить импровизировать, фантазировать под музыку.

2. Развивающие:

 а) развивать музыкальный вкус;

б) развивать умение вслушиваться в музыку и понимать

музыкальные образы;

в) развивать музыкальные и творческие способности.

3. Воспитывающие:

 а) воспитывать в детях доброе начало через классическую музыку;

б) воспитывать культуру слушания;

в) воспитывать желание слушать классическую музыку.

Слайд Чайковский П. И.

Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес. Ему было легко это сделать, потому что он понимал и любил детей.

Мы с вами познакомились с детским альбомом П.И. Чайковский.

Здесь и весёлые задорные игры, и обязательные танцы (вальс, мазурка, полька), и занимательная сказка няни с хорошим концом, и вдруг возникающий в воображении жуткий образ Бабы-яги. За стенами уютной детской кипит другая, уличная жизнь, шумная и разгульная («Русская песня», «Мужик играет на гармонике», «Камаринская»).

Слайд. Зимнее утро

Картина ненастного зимнего утра - тёмного, метельного, холодного, неприветливого. Музыка звучит то встревоженно, смятенно, то жалобно.

Вьюга стонет, тучи гонит
К озеру близкому
По небу низкому.

Тропки скрыла, побелило
Кружево нежное,
Лёгкое, снежное.

А воробушек, пташка малая,
Пташка малая, неразумная,
От метелюшки хочет спрятаться,
Хочет спрятаться, да не знает, как.

И кружит его ветер по небу,
И несёт его в чисто полюшко,
С косогора, в сумрак бора...
Горюшко горькое,
Бедная пташечка!

Вьюга стонет, тучи гонит -
Спрятала все пути,
Чтоб ж пройти.

Всё кругом бело снегом замело,
Снегом замело всё кругом...

Прослушивание произведения, беседа,  импровизация девочек, со снежинками в руках.

Игра в лошадки

Многие из вас, особенно мальчики, не раз представляли себя мчащимися всадниками, играя в лошадки. Музыка рассказывает об этом.

Я на лошадку свою златогривую
Сел и помчался по лугу зелёному,
По одуванчикам, по колокольчикам,
По лопухам, по ромашкам и лютикам.
Мимо стрекоз, и лягушек, и ящериц,
Мимо жуков, мотыльков и кузнечиков.

Я на лошадку свою златогривую
Сел и помчался по саду заросшему
Мимо малины и мимо смородины,
Мимо рябины, и вишни, и яблони.

Я на лошадку свою златогривую
Сел и помчался по дому, по комнатам
Мимо стола, этажерки и тумбочки,
Мимо кота, на диване лежащего,
Мимо сидящей с вязанием бабушки,
Мимо мяча и коробки с игрушками.

Я на лошадку свою златогривую
Сел и помчался вперёд и вперёд.

Просмотр видео клипа, беседа.

Слайд Мама

У пьесы очень трогательное название,  каждому сердцу дорогое.

Я так люблю тебя!
Мне нужно, чтобы ты
И в час и в день любой
Всегда была со мной.

Я так люблю тебя!
Что и сказать нельзя!
Но не люблю, когда
В слезах твои глаза.

Я так люблю тебя!
Хоть обойди весь свет,
Тебя красивей нет,
Тебя нежнее нет.

Добрее нет тебя.
Любимей нет тебя
Никого, нигде,
Мама моя, мама моя,
Мама моя!

Слушание произведения, обсуждение.

Слайд Марш деревянных солдатиков

Мальчики любят играть в солдатиков. Вот отчеканивает шаг в забавном марше игрушечное войско. А что означает слово «марш»? Слово марш означает шествие. Под музыку шагать удобнее.

Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,
Вдоль плетней, заборов и оград,
Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,
Марширует бравый наш отряд.

Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,
Мы легко и весело идём.
Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,
Песню деревянную поём.

Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,
Марширует бравый наш отряд.
Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,
Командир ведёт нас на парад.

Прослушивание произведения, импровизация мальчиков.

Слайд Камаринская

Камаринская - название русской народной плясовой песни, а также пляски под мотив этой песни.

До чего сегодня весело у нас -
Под камаринскую все пустились в пляс.

Пляшет мама, пляшет папа, пляшу я,
Пляшут сёстры, пляшет вся моя семья.
Пляшет бабка, пляшет дед,
Пляшет братик и сосед.

Пляшет кошка, пляшет кот,
Пляшет Жучка у ворот,
И кадка, и ушат, и грабли и ухват,
И веник, и метла, и ножки у стола.

Пляшут чайники, пляшут ложки и горшки,
Сковородки, поварёшки, котелки.
Пляшут миски, пляшут вёдра, пляшет таз…
До чего сегодня весело у нас!

Прослушивание произведения, импровизация парами.

Полька

Полька - это чешский народный танец, весёлый, живой, задорный, озорной. Его танцуют поскоками - маленькими, лёгкими прыжками.

Над тропинками запылёнными,
Над былинками над зелёными,
И над озером, и над лужицей
Мошки кружатся, мошки кружатся.

А под клёнами, под осинами.
Под берёзами, под рябинами
Возле озера, возле лужицы
Пары кружатся, пары кружатся.

Вот белочка кружит с шишкою,
Волк с лисицею, заяц с мишкою.
Мишка с зайкою ловко топают
И ладошками громко хлопают,
Громко хлопают, громко хлопают.

Быстрые, ловкие, шустрые, бойкие,
Юркие, лёгкие, прыткие, стойкие –
На поляночке среди ельника,
Где во мху стоит почерневший пень.
Где растут кусты можжевельника,
Пары кружатся целый день.

Прослушивание произведения, беседа, импровизация по желанию.

После проведения занятия детям предлагается нарисовать рисунки для выставки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный творческий проект П.И. Чайковский "Детский альбом"

В данной работе происходит знакомство воспитанников детского сада с творчеством известного компазитораПетра Ильича Чайковского,на примере творческого проекта "Детский альбом"....

Петр Ильич Чайковский «Детский альбом»

материал может быть использован на занятиях по музыке и музыкальных развлечениях в ДОУ...

Проект "Детский альбом. Пётр Ильич Чайковский"

ПРОЕКТНазвание: «Детский альбом П.И.Чайковского»Проект разработала: Кондратьева Е.В., музыкальный руководительПродолжительность проекта: 2 месяцаТип проекта: познавательный, творческий.Уча...

«Детский альбом» Пётр Ильич Чайковский

Его няня считала, что у Пети очень щедрое сердце. Но у него была одна особенность: Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались. Он рос очень добрым, боялся кого-нибудь обидеть...

Презентация Петр Ильич Чайковский "Детский альбом"

Детский альбом, носящий авторский подзаголовок «Двадцать четыре легкие пьесы для фортепиано» был сочинен Чайковским в мае-июле 1878 года и при первой публикации, последовавшей в декабре то...

Презентация Пётр Ильич Чайковский "Детский альбом"

Презентация предназначена для дошкольников старшего и подготовительного возраста...

Творческий проект П.И. Чайковский "Детский альбом"

Творческий проект П.И. Чайковский "Детский альбом"...