Конспект НОД "Ласточка - символ блокады Ленинграда" по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного восраста
план-конспект занятия

Крикунова Ольга Николаевна

Расширение знаний детей о героической обороне города Ленинграда, о символе блокады – Блокадной ласточке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_blokadnaya_lastochka.docx199.86 КБ

Предварительный просмотр:

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ КРАСНОТУРАНСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЕЛЛЫКСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»

662664, Красноярский край, Краснотуранский район, село Беллык, улица  Ленина, дом 47, тел (3913) 474290,

E-mail: ugleva.ol@yandex.ru

Ласточка - символ блокады  Ленинграда

по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

                             

https://kf.spbgau.ru/wp-content/uploads/2020/01/1547546148868.jpg

Воспитатель: Крикунова О.Н.

с. Беллык 2024

Цель: Расширение знаний детей о героическом подвиге города героя Ленинграде.

Задачи:

  • Рассказать детям о героической обороне города Ленинграда, о символе блокады – Блокадной ласточке.
  • Расширять знания детей об истории города, о героизме людей, переживших блокаду. 
  • Развивать навыки речевой деятельности, побуждать детей активно участвовать в диалоге с воспитателем.
  • Воспитывать любовь к Отчизне, гордость за свою Родину, за свой народ.
  • Воспитывать чувство благодарности и уважения к людям, защищавшим свой родной город Ленинград.

Ход НОД

1. Организационный момент

Воспитатель: В январе отмечается День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год). Блокада Ленинграда – одно из самых страшных и трагических событий в истории нашей страны. Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941-го года, а закончилась 27 января 1944-го года, продолжалась 900 дней и стала самой кровопролитной в истории человечества. За это время фашисты сбросили на город 107 тысяч авиабомб и выпустили 150 тысяч снарядов, погибло 632 тысячи человек,  по другим данным эта цифра достигает 1 млн. 97% жителей Ленинграда умерли от голода и только 3% - погибли во время бомбежек. Это была жестокая война, страшная, беспощадная. Рушились города, горели деревни, взрывались мосты и заводы. Все мужчины уходили на фронт. Она  принесла много горя и разрушений. Беда пришла в каждый дом.

2. Основная часть

Воспитатель: Немецкие захватчики считали, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Согласно немецкому «плану Барбаросса» город должны были полностью разрушить и уничтожить, жители должны были погибнуть в самом городе, немецким войскам надлежало сравнять с землей все уцелевшие строения. Но их чудовищные планы остались невыполнимы. И потерпев неудачу в попытке захватить Ленинград штурмом, фашистская армия решила удушить население города голодом.

Воспитатель: Знаете ли вы, что такое блокада? (ответы детей)

Воспитатель: Враги не просто подошли близко к Ленинграду. Им удалось окружить его. А из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. И приехать теперь никто не мог в окруженный Ленинград. А когда город окружен врагами, это и значит, что он в блокаде.

Воспитатель: 8 сентября 1941 года кольцо блокады вокруг Ленинграда сомкнулось. Начались суровые 872 дня блокады. Блокада – это голод, это холод. Блокада – это смерть. Но Блокада – это еще и вера в Победу и желание жить!

Блокада – э то сила духа и стойкость защитников города! Весной 1942 года немецкое командование заявило: «Отныне даже птица не сможет пролететь через кольцо блокады».

Воспитатель: Хуже всего пришлось гражданскому населению, которое, несмотря на помощь с Большой земли, страдало от голода. С 18 июля в городе была введена карточная система, нормы продуктов по которой неоднократно сокращались.

Воспитатель: Нормальную еду приходилось заменять суррогатами. Хлеб, который был почти единственным продуктом питания большинства блокадников, содержал до 40% примесей. Меню столовой Кировского завода состояло из котлет из свекольной ботвы, биточков из лебеды, шницелей из капустного листа, печенья из жмыха, соуса из дрожжей и супа из подорожника. 125 г хлеба в день получало большинство ленинградцев с ноября по декабрь 1941 года, норма рабочего составляла 250 г. солдатская пайка - 500 г. Весной 1942-го, как только появилась трава, жители города воспользовались ею для приготовления пищи, и за короткий срок растительности не осталось.

Воспитатель: Но ленинградцы продолжали верить в Победу. Именно тогда появилась Блокадная ласточка. Это маленький жестяной значок, а на нем – ласточка с письмом в клюве. Весной 1942 года его начали носить на одежде многие жители Ленинграда. Этот символ стал ответом на заявления немецкой пропаганды. 

Воспитатель: Муза блокадного города Ольга Берггольц посвятила Блокадной ласточке стихотворение, где писала:      

Маленькую ласточку из жести

Я носила на груди сама.

Это было знаком доброй вести,

Это означало: "Жду письма".

Этот знак придумала блокада.

Знали мы, что только самолет,

Только птица к нам до Ленинграда,

С милой-милой родины дойдет.

Воспитатель: Люди ждали благих вестей с фронта. Весточку от родных. И Блокадная Ласточка стала для жителей осаждённого Ленинграда символом надежды.

Воспитатель: Окончательно снять блокаду города советским войскам удалось лишь через год - 27 января 1944 года.

Радио объявило: «Город Ленинград освобождён от вражеской блокады!»

Такого дня не видел Ленинград!

Нет. Радости подобной не бывало!

Казалось, что всё небо грохотало…

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий.

Смеялись, пели, обнимались люди.

Юрий Воронов

Воспитатель: Память о блокадном Ленинграде и его героических защитниках увековечена в монументальных скульптурах и музеях. В самом городе существует музей обороны и блокады Ленинграда. Также в городе существует Монумент героическим защитникам Ленинграда, обелиск «Городу-герою Ленинграду», мемориал «Разорванное кольцо», символизирующий Дорогу жизни, и многие другие. 

3. Рефлексия

 Воспитатель: Ребята, война давно закончилась, прошло много лет. А люди помнят о ней, передают рассказы о тех страшных годах. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Воспитатель: Мы должны сохранить память о героизме и стойкости героев Великой Отечественной войны, о мужестве  простых людей, вынесших на себе трудности блокадного Ленинграда.

И сегодня, в мирное время, многие люди также хотят верить в лучшее, жить с надеждой на счастливое будущее, несмотря на трудные жизненные ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Мною предоставлен конспект по нравственно-патриотическому восеитанию для детей старшего дошкольного возраста, позволяющий дать детям представление и углубленные знания о своей Родине....

Мастер - класс на тему: "Государственные символы России как средство нравственно - патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал познакомит педагогов с системой работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Государственными символами России....

ПРОЕКТ «ЮНЫЕ ПАТРИОТЫ» Тема: Ознакомление с государственными символами в рамках патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста государственными символами в рамках патриотического воспитания....

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста . Тема: "Бессмертный полк. Этот день Победы!"

Воспитывать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к Родине, обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны, и к её защитникам.Уточнить и ...

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Государственные символы - средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Создание условий для формирования компетентности педагогов в вопросах ознакомления детей старшего дошкольного возраста с Государственной символикой....