Дидактическая игра-тренажёр "Волшебный Фонарик"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Белоглазова Елена Викторовна

Дидактическая  игра-тренажёр «Волшебный фонарик»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_-_kopiya.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра-тренажёр «Волшебный фонарик»

Дидактическая игра-тренажёр «Волшебный фонарик»

Познавательная деятельность - это не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала.

Наблюдения показали, что у детей в дошкольном возрасте в приоритете продуктивные виды деятельности. Но в силу своего возраста они не владеют приёмами изобразительной деятельности. А у педагогов-дошкольников нет готовых пособий, которые бы помогали ребёнку, играя, осваивать приёмы рисования.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности и служит основным способом познания мира.

А педагог для решения образовательных задач определяет и выбирает дидактические игры, которые, воздействуя на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулируют их деятельность, в процессе таких игр формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки (дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать, экспериментировать). Дидактическая игра помогает проявлять познавательную активность в самостоятельной деятельности, расширять собственные познавательные интересы и потребности, развивает интегративные качества ребенка, воспитывает, социализирует, развлекает.

Данная дидактическая игра-тренажер была разработана после прочтения детям русской народной сказки «Заюшкина избушка». Ребятам стало жаль зайчика, и они решили нарисовать для него домики. У детей появилось желание продолжить играть с зайчиком, и мы решили сделать дидактическую игру-тренажёр «Волшебный фонарик».

Дидактическое игровое пособие рекомендуется для использования детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста в зависимости от преследуемых педагогом задач. Игра-тренажёр подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками.

Данное пособие позволяет в недирективной форме общения поддерживать индивидуальность и инициативу детей в разной игровой ситуации. Игровое пособие позволяет развивать мелкую моторику, мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, а также сенсорные представления.

Многофункциональное дидактическое пособие представляет собой мобильный набор в коробке, которые состоит: из пяти ламинированных домиков, двух фонариков, Зайчика, карточек с различными рисунками-образцами и материалами и инструментами для рисования: маркеры (синий, красный, желтый, зеленый), меламиновые губки, влажные салфетки, набор гуаши (для пальчикового рисования), штампы, прищепки, губки, ватные палочки).

Цель данной игры:

Создание условий для художественно-эстетического развития дошкольников через освоение традиционных и нетрадиционных приемов рисования.

Задачи дидактической игры-тренажёр:

  • Формировать сенсорные эталоны: знание основных геометрических фигур; цветов и их оттенков; развитие мелкой моторики рук.
  • Осваивать приемы рисования в традиционной и нетрадиционной технике.
  • Способствовать подготовке руки к письму – формировать умение заштриховывать по образцу.
  • Формировать представление о цифрах.
  • Воспитывать эстетический вкус.
  • Поощрять развитие детской инициативы и самостоятельности при выборе материалов, способе рисования и партнёров по деятельности.

Данная игра-тренажёр позволяет реализовать интеграцию образовательных областей:

  • Художественно-эстетическое развитие – формировать у детей интереса эстетической стороны окружающей действительности, удовлетворить потребность детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности (рисование:традиционное, нетрадиционное), развивать способность к самостоятельному творчеству, формировать технические навыки, умения.
  • Познавательное развитие – формировать потребность в приобретении новых знаний, умение самостоятельно использовать знания при решении задач, проявлять смекалку, находчивость, наблюдательность, творческую активность.
  • Социально-коммуникативное развитие – формировать свободное общение с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности (договорится о правилах, ведущем, порядке игры), желание обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игры, общаться и устанавливать дружеские взаимоотношения.
  • Физическое развитие – закрепление умения сохранять правильную осанку во время действий с развивающими тренажерами;
  • Речевое развитие – расширение словарного запаса, развитие речи в ситуации общения.

Методические рекомендации организации игровой деятельности:

Для детей младшего и среднего возраста педагог выступает в роли ведущего, знакомит детей с игрой, дает рассмотреть все карточки, затем предлагает выбрать домик. Педагог вставляет в фонарик карточку-образец даёт ребёнку инструкцию «Зайчик включил в домике лампочку жёлтого цвета. В какой цвет нужно раскрасить окна?».

Варианты инструкций педагога:

«Зайчик увидел в окно травку. Нарисуй травку. Какого цвета травка?»

«Зайчик видит в окно цветочек. Что ты нарисуешь в окне? Каким способом ты нарисуешь цветочек? Чем будешь рисовать?»

«Какую геометрическую фигуру ты видишь в окне у Зайки?» (квадрат, треугольник, круг). Нарисуй такую же фигуру.

Ребёнок в зависимости от инструкции по образцу выполняет задание: раскрашивает окна в нужный цвет, рисует пальчиком узор (цветочек, солнышко…), ставит штампы, рисует ватными палочками и др..

В старшей и подготовительной группе дается право выбора детям. В роли ведущего выступают сами дети. Ведущий может сам давать задания: выбирает карточку, вставляет в фонарик, дети выполняют задания.

Второй вариант игры: ведущий раскладывает карточки картинками вниз, дети выбирают карточку, ведущий вставляет ее в фонарик, выполняется задание.

«Заштрихуй окно в волнистыми линиями красного цвета».

«Напиши цифру три в окне».

«В одном окне напиши цифру один, другое окно заштрихуй прямыми линиями».

Усложняем игру, кладём перед детьми три разные карточки рисунками вверх, детям внимательно рассматривают, что изображено на карточках, переворачиваю карточки картинками в низ, дети по памяти изображают в окнах домика, то что они увидели на карточках.

Использование дидактической игры-тренажёр «Волшебный фонарик» способствует развитию ощущений и восприятии, внимания, памяти, наблюдательности. При решении разнообразных задач у детей развиваются основные процессы мышления: сравнения, анализ, умозаключения. Как показала практика, результат работы с сенсорно-развивающими тренажёрами очень эффективен, с их помощью происходит не механическая отработка навыков, а формируется осмысленная детская деятельность.

Игра способствует созданию эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполненной деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторять один то же материал без монотонности и скуки.

Данная дидактическая игра-тренажёр является средством организации совместной с педагогом и самостоятельной деятельности. Игра в полной мере способствует созданию условий для художественно-эстетического развития дошкольников через освоение и приёмов рисования, а в старшем дошкольном возрасте ещё и является средством для развития самостоятельности и инициативы у дошкольников, а значит, способствует формированию целевых ориентиров у дошкольников.

Дидактическая игра-тренажёр «Волшебный фонарик» представляет собой многоплановое, сложное педагогическое решение: она является, и игровым методом обучения детей дошкольного возраста и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра с фонариком " За креслом у крокодила"

Цель: дифференциация звуков Р и Л в предложениях. Описание: ребенку предлагается картинка с изображением кресла, за которым спрятан какой-либо предмет. При подсветке фонариком, картинка проявляется. Р...

Мастер-класс для педагогов. Тема: «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр с фонариком».

Интересный материал для педагогов  по проведению игр, направленных на познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием электрического фонарика....

Дидактическая игра с фонариком "Веселые машинки" по автоматизации звука Ш в предложениях

Цель: автоматизация звука Ш в предложенияхМатериал: изображения машинок и картинки, в названиях которых есть звук Ш.Ход: ребенок подсвечивает фонариком каждую машинку, высвечивая находящуюся на оборот...

Дидактическая игра с фонариком для детей среднего дошкольного возраста «В гости к бабе Яге»

развития эмоциональной сферы дошкольников, распознавание эмоциональных состояний героев сказок....

Дидактическая игра "Волшебный фонарик"

Эту игру можно использовать: на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях:• при изучении лексического материала; знакомством окружающего мира;• при работе над грамматическими ка...

Дидактическая игра с фонариком "Вкусные блинчики"

Дидактическая игра с фонариком "Вкусные блинчики"...

Дидактическая игра с фонариком "Капелька"

Любая деятельность в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ носит характер сотрудничества. Ребенок перестал быть объектом педагогического воздействия и стал активным участником творческой деятел...