Использование современных игровых технологий в образовательном процессе ДОУ
материал

Донцова Наталья Петровна

Использование современных игровых технологий в образовательном процессе ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_chteniya_2022.docx28.41 КБ

Предварительный просмотр:

Н.П. Донцова,  воспитатель,

МБДОУ «Ашкаульский детский сад»

«Построение образовательной среды ДОО для достижения новых образовательных результатов»

Использование современных игровых технологий в образовательном процессе ДОУ

  «Игра – это огромное светлое нежное, через  которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

                                                                В.А.Сухомлинский

В соответствии с требованиями ФГОС во главу воспитательно-образовательного процесса ставится индивидуальный подход к ребенку через игру.

Важным и первым звеном в системе образования является дошкольное образовательное учреждение. В своей работе я, активно использую игровые технологии. Начиная с первых дней посещения ребёнком детского сада, моей основной задачей является формирование эмоционального контакта, доверия мне, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека. Ребенок играет, значит счастлив, значит здоров. С помощью игровых технологий ребенок познает себя, свои возможности. Основным видом деятельности для всестороннего развития дошкольника является игра.

Ребенку необходимо дать возможность прожить детство в игре, формируя при этом знания, основанные на мотивации, вот что является главной целью использования игровой технологии. 

Актуальность. Ребёнок познаёт мир во всём его многообразии через те виды деятельности, которые малышу оказываются понятными и близкими. В этом контексте ведущую позицию занимает игра. Именно поэтому реализация целей и задач обучения, развития и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется через игровые элементы. Одной из задач игровой деятельности является связь с действительностью, дети должны учиться жить в современном мире. Игра способствует самореализации ребёнка в среде сверстников, правильно организованная и умело направляемая игра позволяет малышу:_

 - развиваться физически и интеллектуально;

 - формировать положительные черты характера;

 - учиться общению со сверстниками и окружающими взрослыми;

 - быстро и легко усваивать новые знания.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным ,но не развлекательным.

 Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.

Задачи воспитателя при организации игры: помочь организовать игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями, а также помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры.

Игровая технология - это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игровая технология – это игровые формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля)

Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого, а также повысить значимость организации игр в воспитательно - образовательном процессе ДОУ.

Задачи игровой технологии:

  1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счет собственной активности ребенка.
  2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
  3. Сделать воспитательный процесс управляемым.

Научные представления о поэтапном развитии игровой деятельности дают: возможность выработать более чёткие, систематизированные рекомендации по руководству игровой деятельностью детей в различных возрастных группах.

Первые игровые ситуации организую фронтально, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием. Например, это такие игры как хоровод «Каравай», «Попробуй,  догони», «Куличи для Маши» и др. Далее, включаю игровые ситуации типа «Что катится?», «Кто быстрее докатит мяч».

В результате, дошкольники легче усваивают материал любой сложности, если игровая ситуация, приближенна к реальным условиям жизни. Чтобы понимать их игровые замыслы и переживания, педагог должен наблюдать за детьми, при этом необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к игре серьёзно, с искренним интересом, без обидного снисхождения. Поэтому необходимо развивать детей, используя игровые приёмы. Игровые технологии я направляю на развитие внимания детей.

В своей работе я использую современные игровые технологии, которые являются главной особенностью, проникая во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра. Наиболее эффективным можно считать словесные дидактические игры – один из самых старинных видов дидактических игр. Уникальность их заключается в том, что они способствуют всестороннему развитию личности ребенка, так как темы словесных игр могут быть самыми разнообразными; данные игры способствуют развитию творческого мышления ребенка, обогащают словарный запас игроков, помогают освоить грамматику родного языка. Важная особенность проведения большинства словесных игр заключается в том, что они не требует предварительной подготовки и специального оборудования, следовательно, могут быть использованы в любом виде детской деятельности: во время занятий, на прогулках, в самостоятельной деятельности детей в группах. Я активно примею словесные дидактические игры во время занятий по речевому и познавательному развитию, что позволяет детям, смеясь и играя, освоить любой трудный материал («Подбери слова», «Кто в домике живет», «Подбери действие»).

Интересные задания в игровой форме помогают детям познать много нового и интересного.

Игровые технологии способствуют также и формированию основных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического. Ребёнок учится сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. Логическое мышление формирую в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

            На занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) дети получают опыт, который позволит им играть затем в игры. Использование игровых приёмов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, формирует у детей гибкое, оригинальное мышление.

Развивая творческое мышление и воображение детей, использую игровые приемы и методы в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив.

Игровые технологии, направленные на развитие внимания, осуществляют у дошкольников постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно. В своей работе используем игровые упражнения «Исправь ошибки», «Найди ошибку», «Найди отличия», «Сложи картинку» и др.

Развитию мышления ребенка также способствуют игровые технологии. Мы используем дидактические игры, которые позволяют научить ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения: «Разложи предметы», «Будь внимательным», «Скажи наоборот», «Подбери пару к слову», «Что это? Кто это?».

Широко использую различные развивающие игры, такие как: «Игры Воскобовича», «блоки Дьенеша», «палочки Кьюизинера». Применяемые мной современные образовательные технологии использую в организации непосредственно образовательной деятельности, осуществляю в ходе режимных моментов при реализации задач образовательных областей.

Каждая игровая ситуация общения дошкольника с взрослыми, с другими детьми является для ребенка «школой сотрудничества», в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать своё поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе.

В качестве одного из эффективных видов я применяю игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками, такая театрально-игровая деятельность, по моему мнению, обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка. Их использование в педагогическом процессе не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции:

- приобщают воспитанников к народной культуре, традициям,

- воспитывают толерантность,

- воспитывают уважение к разным народам.

В ходе наблюдения за играми детей хочется отметить, что (в силу своего возраста) в играх детей наблюдается не сложный сюжет. Ребенок стремится определить для себя роль, может на какое-то время увлечься ею. Однако интересы детей еще не устойчивы, ребенок часто переключается с одной роли на другую, зачастую неоправданнно меняет сюжет игры. Моя задача сформировать игровые умения при комплексном руководстве включающем в себя взаимосвязанные компоненты игровых технологий.

Как показывает мой опыт, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Они направлены на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду.

Подводя итоги сказанного, хочу сделать вывод, что применение игровых технологий в моей педагогической работе помогает влиять на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования. Игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, и я стараюсь организовать ее так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь. И от того, как я его научу передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет строить реальные отношения.

Игровые технологии, являются ведущими в дошкольном возрасте, они наиболее эффективно решают задачи социально - личностного развития дошкольников. Поэтому, я их применяю в своей работе и особое внимание уделяю созданию условий и планированию творческих игр с постепенным усложнением задач согласно возрасту и развитию игровых умений детей. В своей работе использую широкий выбор форм проведения игр: игры – путешествия, конкурсы, викторины, игры – развлечения, сюжетно – ролевые игры, игры фантазии и импровизации.

В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребёнку, играть самостоятельно, т.к. только самостоятельная сюжетно ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.

Игровое партнерство с детьми позволяет мне развивать лидерские качества у застенчивых и неуверенных в себе детях, а детям с завышенной самооценкой научиться договариваться и брать на себя второстепенные роли.

Педагог должен как можно чаще ставить ребёнка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности детей.

Я считаю, использование игровых технологий с детьми позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему они становятся самостоятельнее, активнее, дети способны применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. То есть через игру идёт процесс развития индивидуальных способностей, психических функций.

Список используемой литературы:
1. Аникеева Н.П. «Воспитание игрой» Москва, 2007г. с.5-6
2. Елистратова И. «Давай с тобой поиграем», «Мой ребёнок» №11 2006г. с.22-30
3. Запорожец А.В., Маркова Т.А. «Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста» Москва,2010г. с.8-10
4. Ладенко И.С. «Игровое моделирование методологии и практики» Новосибирск, изд-во Наука, 2007г. с.16-23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение уровня качества образования детей дошкольного возраста с ОВЗ через использование современных педагогических технологий в образовательном процессе.

Предлагаю просмотреть выступление с приложением презентации (участие в районном смотре - конкурсе учебно-методических объединений)...

«Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ».

Обновление содержания образования требует от педагогов таких компетенций, которые помогли бы ему строить весь образовательный процесс в соответствии с требованиями . А значит, использовать в своей раб...

Современные игровые технологии в образовательном процессе ДОУ.

laquo;Игровая технология», должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность приня...

Использование современных игровых технологий в образовательном процессе ДОУ, как одно из условий для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром семейных традиций.

Методическая разработка, целью которой является создание оптимальных условий для социально-личностного развития дошкольников через эффективное совершенствования механизмов взаимодействия участников об...

"Методические рекомендации по применению современных игровых технологий в образовательном процессе"

quot;Методические рекомендации  по применению  современных игровых  технологий в образовательном процессе"...