Социализация детей с ОВЗ через игру
материал

Касенкина Наталья Викторовна

В процессе игры происходит смена видов деятельности, что позволяет исключить всякого рода перегрузки, утомляемость детей с ОВЗ.

Игра способствует коррекции эмоциональной сферы. У ребёнка появляется возможность выплеснуть свои эмоции, беспокойство, раздражение, обиду, просто плохое настроение, чтобы они не тяготили, не отвлекали детей от организованной деятельности в течение дня.

Игра способствует коррекции социальных отношений. В условиях игровой деятельности ребёнок добровольно упражняется в усвоении нормативного поведения.

Игра способствует развитию коммуникативной сферы. У ребёнка появляется возможность насытиться общением со сверстниками, с взрослыми, почувствовать себя равноправным партнёром и другого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_vospitatelya.docx15.08 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №14»

План по самообразованию воспитателя

Касенкиной Натальи Викторовны

По теме: «СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

ЧЕРЕЗ ИГРУ»

Теоретическая часть

 Актуальность обусловлена проблемой социализации детей с ОВЗ, так как с позиции философии процесс социализации заключается в изучении соотношения «человек и мир». У детей с ОВЗ формирование картины мира происходит наиболее сложно,  неготовность детей с ОВЗ к успешной интеграции в общество связана с социальными проблемами, нарушающим связь ребенка с социумом и культурой, как источниками развития и саморазвития. Коррекция проблем недоразвития социальной сферы происходит через освоение детьми многообразия социальных ролей, их сущности, функциональных характеристик, использования в реальных ситуациях.  Поэтому детский сад может обеспечить им социальную реабилитацию, социальную адаптацию и личностное развитие через специальные условия.

Социализация- это целенаправленный процесс создания и реализации оптимальных условий для духовно-нравственной адаптации индивида к традициям социума, формирование у ребенка потребности в саморазвитии.

Суть социализации детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в интеграции таких детей в общество. Это нужно для того, чтобы дети могли приобрести и усвоить определенные ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе.

Игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста, а для детей с нарушением речи игровая деятельность способствует развитию и коррекции речевой функции, психических процессов и личности в целом. Дети стремятся к игровой деятельности. Игра для них – смысл жизни, они не могут жить без активности, испытывают её дефицит.

В процессе игры мы много разговариваем с детьми, в результате чего у ребенка появляется потребность в речевом общении. А подвижные игры способствуют активному отдыху детей, снижают накопившееся на занятиях утомление, повышают работоспособность. Они формируют командный дух, взаимовыручку и упорство. В подвижные игры можно включать не только детей и педагогов, но и родителей.

Дошкольный возраст сенситивен для социального познания в связи с бурным развитием восприятия, памяти, мышления, воображения, речи ребёнка, стабилизацией его эмоционально-волевой сферы. Целесообразно организованная социальная среда детского учреждения полноценно обеспечивает развитие индивидуальности дошкольника, подготавливает его к новому социальному качеству.

Образовательная область: Познавательное развитие.

Возрастная группа детей 4-5 лет (дети ТНР)

Цель:

 - Повышение своей профессиональной компетенции посредством изучения значения игровой деятельности для социализации ребёнка с ОВЗ.

Задачи:

величение собственного методического уровня, исследование методической литературы, а также использование материалов сети интернет согласно этому вопросу,обобщение и продвижение собственного преподавательского навыка;

-Изучение и систематизация теоретического и практического материала по теме;

-Создание соответствующей предметно-пространственной среды;

-Приобщение воспитанников к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

-Разработка консультаций для родителей, привлечение родителей к совместной работе.

Ведущие идеи:

-Потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;

-Готовность к педагогическому творчеству;

-Личностно-ориентированный подход к воспитанникам;

-Сотрудничество воспитанника, педагога, логопеда, психолога и музыкального руководителя.

Родители:

-Уменьшение факторов социально-психологической напряжённости в семье, имеющей ребёнка с ОВЗ.

Ребёнок, воспитатель:

-Формирование навыков общения с ребёнком с ОВЗ.

-Сплочение детского коллектива.

-Развитие толерантного отношения к ребёнку с ограниченными особенностями развития.

Источники:

-Литература (методическая, специальная, научно-популярная, художественная и др.);

-Видео, аудио материалы;

-Семинары и конференции;

-Мероприятия по обмену опытом;

-Курсы повышения квалификации.

Формы работы:

- Совместная деятельность воспитателя с детьми;

- Индивидуальная работа с детьми и родителями;

- Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Форма отчётности:

- Картотека игр по данной теме.

- Консультация для родителей по теме.

- Консультация для педагогов.

- Анкета и опросники для родителей.

- Круглый стол.

Ожидаемые результаты:

-Расширение круга познавательных интересов ребёнка с ОВЗ.

-Снижение коммуникативных барьеров и как следствие повышение коммуникативной активности ребёнка с ОВЗ.

Месяц

Формы работы

Работа с детьми

Работа с педагогами

Самообразование

Работа с родителями

 Информационно-ознакомительный этап

Сентябрь-октябрь

Диагностика ЗУН (знаний,умений, навыков) детей

Подготовка консультаций, анкет

Подбор темы.

Изучение научно – методической литературы по теме. Составление плана.

Подготовка анкет и консультаций

Практический этап

Октябрь

Проведение игр в течение года

Оформление предметно – развивающей среды в течении года.

Анкета для родителей по теме

«Социализация»

«Узнай по цвету»,

пазлы, игры с конструктором, обыгрывание построек.

1.Участие в вебинаре «Как научить детей играть?»

2.Семинар по теме «Кинезиологические игры и упражнения в развитии психических процессов»

Ноябрь

Дидактическая игра «Носовые платочки»,

Игра «Шнуровальные картинки»

Анкета для педагогов по теме «Игровая деятельность детей в группах»

Организационно-педагогическая работа. Изучение опытов воспитателей, сообществ на Интернет-ресурсах.

Информирование родителей по подбору дидактических игр по возрасту.

Декабрь

Настольно-печатные игры, коллективно- строительные игры с элементами творчества.

1.Курсы повышения квалификации «Система работы с детьми с ОВЗ раннего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО» (144ч.)

2.Курсы повышения квалификации «Методика и технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» (144ч.)

Консультация «Как игра способствует развитию общения»

Январь

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»,

игры на выбор педагога.

Пополнение картотеки игр по теме.

Опросник «Любимые игры моего ребёнка»

Февраль

Игры на формирование навыков личностного поведения в играх.

Консультация для педагогов «Развитие навыков общения в разных видах игр»

Работа над темой.

Консультация и упражнения «Игра на развитие мелкой моторики»

Март

Игры на развитие навыков общения

Работа над темой.

Выставка дидактических игр, сюжетно-ролевых по теме

Обобщающий этап

Апрель

Игры на развитие мелкой моторики (на выбор воспитателя).

Подведение итогов.

Вывод.

Круглый стол «Игры наших бабушек и игры современности»

Май

Отчёт по теме

Результаты:

В процессе игры происходит смена видов деятельности, что позволяет исключить всякого рода перегрузки, утомляемость детей с ОВЗ.

Игра способствует коррекции эмоциональной сферы. У ребёнка появляется возможность выплеснуть свои эмоции, беспокойство, раздражение, обиду, просто плохое настроение, чтобы они не тяготили, не отвлекали детей от организованной деятельности в течение дня.

Игра способствует коррекции социальных отношений. В условиях игровой деятельности ребёнок добровольно упражняется в усвоении нормативного поведения.

Игра способствует развитию коммуникативной сферы. У ребёнка появляется возможность насытиться общением со сверстниками, с взрослыми, почувствовать себя равноправным партнёром и другого.

Вывод: 

В процессе работы, все поставленные задачи были выполнены. В течении года создавались условия для успешной социализации детей с ОВЗ через игру в группе. Привлекались к совместной работе, родители, были разработаны анкеты и консультации.

Процесс социализации личности – это сложный процесс, который включает в себя достаточно много аспектов и нюансов. От личности педагога, его настроя, его отношения к детям, его профессионализма зависит воспитание наших детей. Помимо любви к детям, педагог должен видеть в ребенке маленькую ЛИЧНОСТЬ, уметь ценить и уважать его мнение и интересы, уметь слушать и слышать, чего хочет каждый ребенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы « СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО - РОЛЕВУЮ ИГРУ»

Слово «игра» - магическое. Оно притягивает, завораживает и увлекает в мир нового, ещё не познанного ребёнком окружающего пространства. Когда произносишь слова «давайте играть», сразу устанавливается т...

Опыт работы « СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО - РОЛЕВУЮ ИГРУ»

Слово «игра» - магическое. Оно притягивает, завораживает и увлекает в мир нового, ещё не познанного ребёнком окружающего пространства. Когда произносишь слова «давайте играть», сразу устанавливается т...

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ

Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. П...

Статья «Социализация детей средней группы через сюжетно-ролевую игру»

quot;Социализация детей средней группы через сюжетно-ролевую игру"...

Консультация для родителей "Социализация детей с ОВЗ через театрализованные игры"

Социализация детей с ОВЗ через театрализованные игры....

«Социализация детей с ОВЗ через сюжетно-ролевую игру»

Игровая деятельность - это основная форма освоения окружающего мира и одно из существенных условий развития личности ребенка....

Педагогический проект «Социализация детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»

В группах дошкольного возраста социализация детей в обществе сверстников и их развитие является приоритетным направлением педагогов ОУ....