Тематическое планирование к программе дополнительного образования кружка по играм В.В. Воскобовича "Волшебные игры"
рабочая программа (средняя группа)

Колесникова Галина Николаевна

Тематическое планирование является важным инструментом в педагогическом процессе, который помогает структурировать и организовать игровой материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                         Приложение 2

Комплексно - тематическое планирование для детей 4-5 лет

Месяц

Тема

Задачи

Дидактический материал

Содержание

Октябрь

«Опиши фигуру»

Закреплять знания детей о геометрических фигурах, их элементах (углы, стороны).

Формировать умение давать характеристику фигурам. Упражнять в умении конструировать предметы из геометрических фигур.

Развивающая предметно пространственная среда, сказочный образ

«Мишик», чудесный мешочек, игра «Фонарики».

Игровая ситуация:

Медвежонок        «Мишик» принёс

мешочек с геометрическими фигурам из игры «Фонарики».

Предложил детям   отгадать,   какие

фигуры он спрятал. Ребёнок опускает

руку в мешочек. Ощупывает фигуру,

называет её        признаки (размер, стороны, углы). Все дети отгадывают

фигуру. Фигуру получает тот, кто

первый догадался, какая фигура была

описана. Выигрывает тот, кто больше фигур отгадал. Из полученных фигур дети конструируют        по собственному замыслу.

«Нарисуй предмет»

Закрепить знания детей о

геометрических фигурах;  закреплять умение

ориентироваться на листе бумаги; развивать мелкую моторику пальцев рук; воспитывать самостоятельность.

Игра «Фонарики», цветные карандаши, альбомные листы бумаги.

Игровая ситуация:

«Крутик По», фигуры взял и предмет нам загадал. Мы «Фонарики» возьмём, карандашом их обведём.

Разным цветом их раскрасим, этот

мир мы…приукрасим….

Всё, пора нам начинать,  

Нужно лист альбомный взять и по нему нам рисовать,

Чтоб предмет нам отгадать. Рассматриваем с детьми фигуры и обсуждам, какую фигуру можно дорисовать, чтобы получился предмет.

Ребята обводят цветным карандашом геометрические фигуры из игры «Фонарики» и дорисовывают и раскрашивают предмет.

Поможем  «МагНолику»

Формировать первичные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (ориентировка в пространстве, геометрические фигуры).

Коврограф «Ларчик», игра «Фонарики ларчик».

Проблемная ситуация:

У «МагНолика» случилось несчастье: половину его замка разрушил злой волшебник (на коврографе построена половина замка из деталей.

«Фонариков). «МагНолик» просит нас ему помочь восстановить его замок. Вторая половина должна быть точно такой же, как и первая. Дети выкладывают симметрично вторую часть замка на коврографе. После постройки называют все детали.

«Да-нет»

Закрепить знания детей о геометрических фигурах, их свойствах. Продолжать формировать        умение конструировать по собственному замыслу.

Коврограф «Ларчик»,

«Фонарики-ларчик».

Игровая ситуация:

Педагог прячет одну фигуру из набора «Фонарики-ларчик». Для того, чтобы отгадать дети задают вопросы, на которые можно отвечать

«да» или нет». Например: педагог загадал маленький красный треугольник.

Вопросы:

  • Это фигура большая? (нет);
  • Это квадрат? (нет)
  • Это круг? (нет)
  • У фигуры 3 угла? (да)
  • Это треугольник? (да)
  • Он зелёный? (нет)

Ответ: загаданная фигура маленький красный треугольник. Все отгаданные фигуры ставятся на коврограф. Из которых дети в конце игры конструируют по собственному зымыслу.

Ноябрь

Д/ упражнение

«Подарок для    гусеницы Фифы»

Формировать умение ориентироваться на плоскости, перемещая предметы (влево, вправо, вверх, вниз).

Развивать умение самостоятельно конструировать

предмет из двух частей, перемещая их в пространстве.

Коврограф «Ларчик»; разноцветные квадраты;

«разноцветные верёвочки»; сказочные персонажи Фиолетового леса «Гусеница Фифа», «Лопушок»; игра

«Прозрачный квадрат».

Игровая ситуация:

Лопушок приготовил подарок для гусеницы Фифы и решил его спрятать на ковровой полянке под  камушками. Чтобы найти подарок Фифе нужно пройти по

определённому маршруту. На пути у неё будут встречаться камушки, за которыми будут лежать части подарка. После того как Фифа пройдёт весь маршрут, она сможет собрать подарок. Поможем Фифе найти части и собрать подарок?

Задание педагога:

Гусенице Фифе нужно начать свой маршрут от красной точки, сначала ей нужно проползти на 2 клеточки вправо (ребёнок отсчитывает 2 клеточки и отмечает расстояние верёвочкой), затем нужно проползти 3 клеточки вверх (проложив дорожку в 3 клеточки, дети попадают на квадрат, перевернув его находят пластинку игры прозрачный квадрат). Гусеница Фифа проползла ещё две 2 клеточки вправо и увидела ещё один камень (дети прокладывают ещё одну дорожку по заданному условию и находят вторую пластину от прозрачного квадрата). А теперь я предлагаю сложить эти две пластины. Что приготовил Лопушок в подарок для Фифы? (Дети составляют из

пластинок туфельку, если не получается, помогает взрослый).

Д/упражнение

«Бабочка на

волшебной полянке»

Формировать умение ориентироваться на плоскости, определять положение предмета перемещая его в пространстве (влево, вправо, вверх, вниз). Развивать сенсорные представления о цвете.

Коврограф «Ларчик»; разноцветные квадраты; бабочка из комплекта элементов к «Фиолетовому лесу».

Игровая ситуация:

На волшебную полянку прилетела    бабочка. Сначала бабочка села на цветок, обозначенный синим квадратом. Бабочке было скучно сидеть на одном цветке и она решила полетать по всей волшебной полянке, перелетая с одного квадратика на другой, для неё это были разноцветные цветочки. Задание педагога:

Переместите бабочку на один квадрат вверх, на цветочек какого цвета села бабочка, на один квадрат вправо, а сейчас на каком цветочке сидит бабочка? Перемещая бабочку в пространстве, дети говорят на каком квадрате оказалась бабочка.

Усложнение:

Представляем в уме перемещение

бабочки, называем только конечный   результат.

Д/упражнение

«Разноцветное одеяло»

Формировать умение ориентироваться на плоскости, располагая

предмет по словесной инструкции. Развивать сенсорные представления о цвете.

Коврограф «Ларчик»; разноцветные квадраты; сказочный персонаж

Фиолетового леса «Девочка Долька».

Игровая ситуация:

Девочка Долька решила сделать подарок для своих друзей гномиков, сшить разноцветное одеяло. Для этого она цветными верёвочками обвела контур на ковровой полянке, и решила попробовать сшить одеяло из 9 лоскутков. Долька предлагает нам помочь с расположением лоскутков в одеяле.

Задание педагога:

Сшейте одеяло так, чтобы в центре располагался красный квадрат, слева от него - оранжевый, под оранжевым

-зелёный, над оранжевым - синий, в правом верхнем углу - белый, в правом нижнем углу - чёрный, между белым и чёрным фиолетовый,

голубой квадрат размести не в верхнем ряду, а жёлтый квадрат положи на оставшееся место.

Д/упражнение «Перестановки»

Формировать умение ориентироваться на плоскости, определять положение предмета перемещая его в пространстве (влево, вправо, вверх, вниз).

Коврограф «Ларчик»; сказочный персонаж Фиолетового леса «Ворон Метр»; комплект «Эталонные фигуры Ларчик».

Игровая ситуация:

Ворон Метр расположил на ковровой полянке в трёх клеточках на первом ряду геометрические фигуры. Во втором ряду, под ними, расположил эти же фигуры, но в другом порядке. (1-ый ряд -круг, треугольник, пустая клетка; 2 -ой ряд - треугольник, пустая клетка, круг).

Задание педагога:

Переставьте фигуры во втором ряду так, чтобы они стояли также, как и в первом. Ставить фигуры можно только на пустое место. При перестановке дети проговаривают свои действия. Сначала нужно переставить на одну клеточку вправо, затем круг влево на две клеточки.

Декабрь

Д/упражнение «Угощение для друзей»

Формировать умение ориентироваться на плоскости, определять положение предмета (слева, справа, между). Формировать умение делить предмет на две равные части, определять отношения между частью и целым.

Развивающая предметно - пространственная среда

«Фиолетовый лес»; сказочные персонажи Фиолетового леса

«Галчонок Каррчик»,

«Медвежонок Мишик» и

«Пчёлка Жужа»; игра - конструктор «Чудо-соты Ларчик».

Игровая ситуация:

Медвежонок Мишик нашёл две головки сыра и решил угостить сыром своих друзей Пчёлку Жужу и Галчонка Каррчика. Обсуждение: Как вы думаете, как разделить головку сыра поровну между друзьями? А целую головку сыра оставить себе.

Задание педагога:

Попросить детей поместить Мишика в Фиолетовом лесу так, чтобы он был между Жужей и Каррчиком. Каррчик был слева от Мишика, а Пчёлка Жужа справа. Догадаться какую соту дать Медвежонку, найти такую и дать Мишику. Объяснить на сколько частей нужно разделить головку сыра. Какие соты нужно взять и дать друзьям: Пчёлке Жуже и Галчонку Каррчику. У кого из друзей больше сыра, а у кого меньше, почему?

Д/упражнение «Конфета для пчёлки Жужи»

Развивать умение составлять фигуру - головоломку по определённому алгоритму (пространственное положение и цвет), понимать пространственные

характеристики «слева наверху» и «слева внизу», «справа наверху» и «справа внизу». Развивать умение складывать фигуру «конфета» по схеме.

Сказочные персонажи Фиолетового леса «Галчонок Каррчик» и «Пчёлка Жужа»; игра - конструктор «Чудо- соты»; схема конфеты.

Проблемная ситуация

Галчонок торопился в гости к пчёлке Жуже и рассыпал её любимую игру. (Игра - конструктор «Чудо -соты»). Обсуждение

Чем мы можем помочь пчёлке Жуже, чтобы она не расстраивалась?

Выполнение задания

Дети собирают детали конструктора по определённому алгоритму. В центре - жёлтая сота, слева наверху - красная, справа наверху - оранжевая, слева внизу - зелёная, справа внизу - синея.

Конструирование

В подарок для Жуже Галчонок  решил сделать конфету. Дети конструируют конфету из «Чудо-сот» по схеме.

Д/упражнение «Волшебный Цветок Малыша Гео»

Развивать умение называть геометрические

фигуры, сравнивать их         по форме.

Развивать умение конструировать квадрат из двух геометрических фигур путём наложения друг на друга.

Составлять силуэт

«цветок» по образцу. Понимать пространственные характеристики «слева», «справа»,

«над».

Сказочные персонажи Фиолетового леса «Ворон Метр» и «Малыш Гео»; игра «Прозрачный квадрат»; игра - конструктор «Чудо-соты».

Проблемная ситуация

Ворон Метр рассказал Малышу Гео, о том, что в Фиолетовом лесу, есть волшебный цветок. Но, посмотреть на него будет можно только тогда, когда Малыш Гео выполнит задания Ворона Метра. Для выполнения первого задания Метр приготовил нетающие льдинки.

Обсуждение

Как вы думаете, почему Ворон Метр назвал эти льдинки нетающими?

Выполнение задания

Ворон Метр предлагает посмотреть на нетающие льдинки и назвать геометрические фигуры, которые они видят. Методом наложения льдинок друг на друга составить три квадрата. (Педагог предлагает детям комплект из пяти пластинок игры «Прозрачный квадрат»: большой цветной квадрат, две пластинки с большими треугольниками и две с прямоугольниками). Следующим заданием Ворон Метр предложил Малышу Гео найти фигуры  из льдинок в игре «Чудо - соты». Дети находят фигуры и перечисляют их.

Конструирование

Ворон Метр предлагает Малышу Гео из найденных фигур сделать стебель и листья цветка. (Дети конструируют стебель и листья, по образцу педагога из конструктора «Чудо-соты»). А лепестки из квадратов нетающих льдинок. Целый квадрат над стеблем, слева от стебля квадрат из треугольников, а справа квадрат из прямоугольников.

Д/упражнение «Магнолик учиться считать»

Развивать умение называть геометрические фигуры. Понимать пространственные характеристики

«слева», «справа»,

«перед», «рядом»,

«между».

Развивать умение конструировать цифру пять по схеме.

Сказочный персонаж Фиолетового леса «Магнолик»; набор карточек «Забавные цифры»; игра «Чудо -Крестики -2».

Игровая ситуация:

Зверята -цифрята предложили Магонолику погулять по дорожке. Ёжик Единичка взял один прямоугольник и положил перед собой. Зайка Двойка справа положил один круг, Мышка Тройка рядом с кругом положила трапецию, Крыска Четвёрка справа от трапеции положила квадрат, а Пёсик Пятёрка добавил пятиугольник. Получилась дорожка из геометрических фигур.

Задание педагога:

Выложить на столе дорожку в

Предложенной последовательности. Назовите фигуру справа от круга? Фигуру между квадратом и кругом? Фигуры рядом с трапецией?

Посчитайте из скольких геометрических фигур состоит дорожка?

Конструирование:

Предлагаем выложить цифру пять из элементов игры по схеме.

Январь

Д/упражнение «Чудесный цветок»

Формировать умение строить сериационный ряд по правилу, которое определено устной установкой.

Формировать умение располагать предмет на плоскости, используя пространственные отношения (вверх, вниз, влево, вправо).

Развивать умение конструировать по собственному замыслу.

Сказочные персонаж Фиолетового леса «Девочка Долька»; игра – конструктор «Чудо-цветик»; комплект

«Буквы, цифры, знаки на прозрачной основе».

Игровая ситуация:

В Фиолетовом лесу у Девочки Дольки растёт чудесный цветок, который она очень любит. Однажды на Фиолетовый лес налетел сильный    ураган и все лепестки от чудного цветка разлетелись в разных направлениях.

Задание педагога:

Разложите лепестки в ряд. Первый лепесток упал носиком вверх, второй - носиком вниз, третий - носиком вниз, четвёртый - носиком вправо, а   пятый - носиком влево. Сосчитать сколько всего лепестков упало на землю, найти цифру упавших лепестков. Сколько лепестков упало носиком вниз, носиком вверх, вправо и влево.

Определить каких лепестков больше, каких меньшее, а каких одинаково. А сейчас, чтобы Долька не расстраивалась, давайте сделаем из лепестков для неё цветы и подарим.

Д/упражнение «Уточки с Озера Айс»

Развивать умение находить правую и левые стороны,

определять положение предметов и обозначать направление движения (направо, налево).

Закреплять навык счета в пределах 5.

Сказочный персонаж Фиолетового леса «Девочка Долька»; Озеро Айс из комплекта элементов к «Фиолетовому лесу»; игра «Чудо-цветик»; комплект «Буквы, цифры, знаки на прозрачной основе».

Игровая ситуация:

Девочка Долька сидела на берегу Озера Айс. По озеру плыли уточки в разных направлениях. Педагог

предлагает сосчитать уточек, определить направление движения уточки в соответствующую сторону с помощью клюва.

Задание педагога:

Предлагаем детям по количеству ударов в бубен, выложить уточек, плывущих направо, к правому берегу. А по количеству ударов молоточка выложить уточек плывущих налево, к левому берегу. Найти цифры соответствующие количеству уточек и поставить на правый и левый берег. Определить на каком берегу больше уточек и на сколько.

Д/упражнение «Пчёлка Жужа  в поисках нектара»

Развивать умение ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направление от героя (вверх, вниз, вправо, влево).

Закреплять счёт до 5 и умение сравнивать предметы по величине (больше, меньше).

Сказочный персонаж Фиолетового леса «Пчёлка Жужа»; игра «Чудо-цветик»; игра «Волшебная восьмёрка»; комплект «Буквы, цифры, знаки на прозрачной основе».

Проблемная ситуация:

Пчёлке Жуже захотелось собрать нектар с самых красивых цветов. Но она не знает, как ей добраться до них. Жужа ждёт от нас помощи, по какой дорожке ей полететь, чтобы собрать нектар с цветка, состоящего из двух, трёх, четырёх, пяти лепестков.

Задание педагога:

Дети определяют, в какую сторону и по дорожке какого цвета нужно полететь Пчёлке, чтобы опылить цветок, состоящий из трёх лепестков? (вправо по синей дорожке). По аналогии для цветов, состоящих из двух, четырёх и пяти лепестков. Попросить сосчитать лепестки на цветах, сравнить, на каком цветке лепестков больше, а на каком меньше. Предложить выложить цифру, обозначающих

количество лепестков одного из цветов (на выбор ребёнка).

Февраль

Д/упражнение «Игра от Ворона Метра»

Познакомить с новой игрой «Волшебная восьмёрка.

Формировать умение ориентироваться на плоскости, определять положение предмета (слева вверху, справа вверху, вверху, внизу, справа внизу, слева внизу, посередине).

Развивать умение конструировать по собственному замыслу.

Сказочный персонаж Фиолетового леса «Ворон Метр»; игра «Волшебная восьмёрка».

Игровая ситуация:

Один из жителей Фиолетового леса, Ворон Метр, решил нас порадовать и принёс новую игру, которая

называется «Волшебная восьмёрка».

Но для того, чтобы научиться в неё играть, надо выучить считалку, которую знают все жители Фиолетового леса. «Кохле – охле – желе - зеле- геле- селе- фи.»

В считалке спрятались цвета радуги. Кохле - это какой цвет? (красный). Охле? (оранжевый). Желе? (желтый). Зеле? (зелёный). Геле? (голубой). Селе? (синий). Фи? (фиолетовый).

У каждой палочки есть своё место или свой домик. Палочка красного цвета расположена слева вверху, оранжевая - наверху, жёлтая палочка

-справа вверху, зелёная - посередине, голубая - слева внизу, синяя - внизу, фиолетовая - справа внизу.

Ворон Метр предлагает нам потренироваться для того, чтобы лучше запомнить, где живёт, каждая из волшебных палочек.

Задание педагога:

Педагог называет пространственное положение палочки, а дети называют её цвет. Какая палочка расположена внизу слева? и т.д.

Конструирование:

Предложить детям построить из палочек различные предметы на столе по собственному замыслу.

Д/упражнение «Прятки с волшебными палочками»

Формировать умение ориентироваться на плоскости, определять положение предмета (в левом верхнем, в правом верхнем, в верхнем, в нижнем, в правом нижнем, в левом нижнем,

посередине). Развивать сенсорные представления о цвете.

Сказочный персонаж Фиолетового леса «Ворон Метр»; игра «Волшебная восьмёрка».

Игровая ситуация:

Ворон Метр предлагает нам поиграть в прятки с волшебными палочка. Он будет колдовать над «Волшебной восьмёркой» и палочки будут от нас прятаться, а мы будем отгадывает, какая палочка от нас спряталась и из какого домика.

Задание педагога:

Педагог переворачивает палочку в

«Волшебной восьмёрки», дети называют в каком домике перевёрнута палочка и какого она цвета (в левом верхнем домике, палочка красного цвета).

Усложнение: Педагог прячет сразу несколько волшебных палочек.

Д/упражнение «Филимон Коттерфильд и его волшебные превращения»

Развивать умение трансформировать один предмет в другой за счёт перемещения частей в пространстве. Развивать умение конструировать по словесной инструкции педагога.

Закреплять знания

 детей о графическом    изображение цифр 3 и 5.

Сказочный персонаж Фиолетового леса «Филимон Коттерфильд»; набор карточек «Разноцветные гномы; игра «Волшебная восьмёрка».

Игровая ситуация:

Филимон Коттерфильд пришёл в гости к гномам. Гномы в это время строили из палочек «Волшебной восьмёрки» домик. Коттерфильд предложил гномикам превратить домик в флажок и показать другие фокусы.Гномы обрадовались и с удовольствием посмотрели ещё несколько чудесных превращений.

Задание педагога:

Сконструировать домик из 6 палочек, затем переложить две палочки, чтобы получился флажок.

Сконструировать гриб из 7 палочек, затем переложить две палочки так, чтобы получилось три треугольника. Сконструировать цифру 5 и переложить одну палочку так, чтобы получилась цифра 3.

Д/упражнение «Волшебный квадрат»

Познакомить детей с новой игрой В.В.Воскобовича

«Волшебный квадрат». Познакомить с геометрическими

понятиями: сторона и угол квадрата.

Формировать умение различать форму и размер геометрических    фигур.

Сказочный персонаж Фиолетового леса «Ворон Метр»; игра «Волшебный квадрат».

Игровая ситуация:

Ворон Метр принёс для нас новую игру, в которую он очень любит играть. И предложить нам поиграть с ним вместе. А игра эта называется

«Волшебный квадрат». как вы думаете, почему он волшебный? Он умеет превращаться во множество предметов и геометрических фигур. Но прежде, чем играть с ним, Метр предлагает нам получше узнать эту замечательную игру.

Задание педагога:

Знакомимся с квадратом - обведите квадрат пальчиком, пройдите по сторонам квадрата, найдите уголки, положите квадрат разными по цвету сторонами, загните уголки. (педагог выполняет задание вместе с детьми). Играем в прятки - найди спрятанные квадраты меньшего размера, самые  маленькие, обведи их пальчиком.

Март

Д/упражнение «Фокусы от Магнолика»

Развивать умение трансформировать одну геометрическую фигуру в другую (квадрат в треугольник и прямоугольник, путём сложения его пополам ). Конструировать фигуру птичка за счёт перемещения частей в пространстве.

Сказочный персонаж Фиолетового леса

«Магнолик»; игра

«Волшебный квадрат».

Проблемная ситуация

Магнолик решил на арене

Цифроцирка показать необычный фокус. Он взял волшебный квадрат, накрыл его платком. И зеленый квадрат стал красным треугольником. Ещё раз накрыл волшебный квадрат платком и зелёный квадрат стал зелёным прямоугольником.

Исследование и обсуждение

Детям предложить исследуя квадрат, найти способ, которым Магнолик превратил квадрат в треугольник и прямоугольник.

Конструирование

Магнолик предложил детям из красного треугольника сделать птичку по схеме. (Квадрат Воскобовича: «Схема сложения №5»).

Д/упражнение «Превращения волшебного квадрата»

Развивать умение трансформировать одну геометрическую фигуру

 в другую (квадрат в    треугольник и прямоугольник, путём сложения его пополам ). Конструировать фигуру  ёжик и мышка за счёт перемещения частей в пространстве.

Развивающая предметно - пространственная среда

«Фиолетовый лес»; игра

«Волшебный квадрат»; набор карточек «Забавные цифры».

Игровая ситуация:

Цифрята-зверята отправились на прогулку в лес. Под деревом в траве они увидели необычный гриб, красного цвета, хотели его сорвать, а он превратился в зелёный треугольный листочек. А потом спрятал свой верхний уголок внутрь и побежал. Оказался это не грибок, а ёжик. Продолжили своё путешествие     цифрята-зверята и увидели норку, а в норке жила мышка, которая показала им свой хвостик и убежала.

Задание педагога:

Совместно с педагогом дети конструируют из волшебного квадрата фигурки ёжика и мышки.

Д/упражнение «Как мышка в рыбку превратилась»

Развивать умение конструировать

предметы по схеме, по образцу и словесной инструкции педагога, за счёт перемещения частей в пространстве.

Развивающая предметно - пространственная среда

«Фиолетовый лес»;

игра «Волшебный квадрат».

Игровая ситуация:

Мышка подружилась с лягушкой, которая жила в пруду. Они играли, веселились, прыгали на полянке.

Однажды лягушка предложила мышке поплавать вместе с ней в пруду. На, что мышка ответила, как же я поплыву, если я не умею плавать. Огорчилась лягушка и предложила превратить мышку в рыбку. Превратилась мышка в рыбку и стала плавать вместе с лягушкой в пруду.

Задание педагога:

Дети конструируют по схеме мышку. Затем мышку превращают в рыбку.

Загните хвостик мышки на квадрат, потом под квадрат, а затем сложите зелёный хвостик вовнутрь.

(выполняют действия совместно с педагогом по его словесной инструкции и образцу).

Д/упражнение «Любимая игра от Крутика По»

Познакомить с новой игрой В.В. Воскобовича

«Логоформочки -3». Развивать умение анализировать фигуры, понимать пространственные характеристики «верх»,

«низ».

Сказочные персонажи Фиолетового леса «Незримка Всюсь», «Крутик По»; игра

«Логоформочки -3».

Проблемная ситуация:

Незримка Всюсь взял у Крутика По  поиграть геометрические фигуры.

Всюсь играл с геометрическими

фигурами неаккуратно и сломал их. Крутик По очень расстроился и сидел тихонечко плакал на полянке. Мимо пролетал мудрый ворон Метр.

Увидев, плачущего Крутика По, он остановился и спросил: «Что случилось?». Крутик По рассказал все ворону Метру. Ворон Метр посмотрел внимательно на сломанные фигурки и заметил, что все фигуры сломаны пополам и предложил Крутику По поиграть с этими деталями. Крутик По приглашает нас поиграть с ним вместе. Посмотрите, у наших сломанных фигур есть верх и низ. Верхняя часть - это будет вершок, а нижняя корешок.

Исследование и обсуждение:

А теперь попробуем складывать части разных фигур и посмотрим, что  получиться.

Складываем разные фигурки и придумываем им названия.

Апрель

Д/упражнение «Лодочка для Пчёлки Жужи»

Развивать умение анализировать фигуры, сравнивать их по составу и находить одинаковую часть. Понимать пространственные характеристики «верх»,

«низ».

Сказочные персонажи Фиолетового леса «Пчёлка Жужа», «Крутик По»; игра «Логоформочки -3».

Игровая ситуация:

Любимая игра Крутика По -

«Логоформочки». Однажды Крутик положил перед собой в ряд четыре формочки зелёного цвета - «кораблик», «щит», «грибок» и

«дверь».

Обсуждение:

У всех фигур есть одинаковая часть - какая? Где находиться половинка круга в каждой из фигур?

Крутик По решил, что пойдет в гости к Пчелке Жуже и подарит ей одну формочку, у которой внизу - половинка круга, а наверху - часть треугольника.

Что выбрал Крутик для Пчёлки Жужи и почему?

Дети высказывают предположения и объясняют, почему именно этот подарок решил подарить Крутик По.

Д/упражнение «Мастерим двери для   жителей Фиолетового леса»

Развивать умение анализировать фигуры, понимать пространственные характеристики «верх»,

«низ».

Развивать умение составлять фигуру из двух частей, находить её по словесному описанию.

Закреплять знание названий основных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник).

Сказочные персонажи Фиолетового леса «Пчёлка Жужа», «Крутик По», «Ворон Метр», «Малыш Гео»; игра «Логоформочки -3»; картинки с домиками.

Игровая ситуация:

Крутик По, Ворона Метр, Малыш Гео и Пчелка Жужи построили для себя новые домики. Посмотрите ребята на домики наших друзей. У домиков чего-то не хватает. Точно!

Как же наши друзья смогут попасть в домик, если нет дверей? А какая из

формочек похожа на дверь? Педагог предлагает поставить дверь в домик.

Крутик По теперь может попасть

домой, а остальные – нет. Но Крутик По очень – умный мальчик, и он советует нам посмотреть, какая ещё фигура похожа на дверь (дети с помощью педагога должны прийти к ответу, что формочка «щит» похода на дверь, если её перевернуть). Здорово! И вторая дверь у нас готова. Ворон Метр залетел в свой дом и отдыхает. Метр нам с вами оставил подсказку (педагог показывает картинку круга и квадрата). Как думаете, на что намекает старый Ворон Метр? Где мы возьмем круг и квадрат? (с помощью дополнительных вопросов педагог обращает внимание детей на круг и квадрат внизу планшета). Как с их помощью мы построим дверь? Что у нас будет в основании? Покажите эту фигурку (дети показывают прямоугольник) А как она называется? А что мы положим сверху прямоугольника? (дети показывают полукруг). Что это за фигура? Здорово, давайте сделаем дверь Малышу Гео и Пчелке Жуже (дети выкладывают две двери на рисунок). 

Д/упражнение «Подарок для Крутика По»

Развивать умение понимать пространственные характеристики

«слева», «справа»,

«над», «рядом», «под». Развивать умение конструировать по словесной инструкции педагога.

Закреплять основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник), их размер (большой, маленький) и цвет (красный, зелёный).

Сказочный персонаж Фиолетового леса «Крутик По»; игра «Фонарики».

Игровая ситуация:

В нашем Фиолетовом лесу сегодня необычный день, сегодня день рождения у одного из жителей - Крутика По. Он пригласил нас к себе в гости, а в гости не ходят с пустыми руками. Нам нужен подарок!

Крутик По очень любит геометрические фигуры. Предлагаю сделать и наш подарок из разных фигур, которые возьмём из игры «Фонарики».

Задание педагога:

Педагог называет геометрические фигуры, дети достают их из игры «Фонарики». Возьмите большой зелёный квадрат, положите на столе перед собой. Большой красный прямоугольник положите слева от квадрата. Маленькие красный и зелёный круг положите один под квадратом, а другой под прямоугольником. Маленький красный треугольник положите на прямоугольник рядом с квадратом. Маленький зелёный квадрат положите слева от красного треугольника. Ребята, что же у нас получилось? Что мы подарим Крутику По? (Дети конструируют подарок по словесной инструкции педагога).

Д/упражнение «Загадки от Крутика По»

Закреплять основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник), их размер (большой, маленький) и цвет (красный, зелёный).

Формировать умение ориентироваться на плоскости, располагать предмет (слева, справа, вверху, внизу).

Сказочный персонаж Фиолетового леса «Крутик По»; игра «Фонарики».

Игровая ситуация:

Крутик По принёс свою любимую игру и детали от игры спрятал в волшебном мешочке. Он предлагает нам отгадать его загадки, чтобы мы смогли достать все детали. И поместить детали в определённое место на ковровой полянке.

Задание педагога:

Фигура маленькая по размеру, красного цвета, у неё четыре стороны и все стороны равны (маленький, красный квадрат), поставьте верхнюю часть ковровой полянки. Фигура, большая по размеру, три угла, зелёного цвета (большой зелёный треугольник). Поставьте треугольник в левую часть ковровой полянки. Фигура, маленькая, зелёного цвета, нет углов (маленький, зелёный, круг), поставьте его в нижнюю часть ковровой полянки и т.д.

Май

Д/упражнение «Как Малыш Гео удивил паучка Юка»

Развивать умение выкладывать фигуры в ряд, понимать пространственные характеристики

предметов относительно друг друга, решать задачу на изменение размера

фигур.

Развивать умение придумывать и составлять любой силуэт и называть его.

Сказочные персонажи Фиолетового леса «Малыш Гео», «Паук Юк»; игра «Фонарики».

Игровая ситуация:

Малыш Гео и паук Юк играли на чудесной поляне. Малыш Гео решил    удивить паучка своей ловкостью и выложил фигуры от игры «Фонарики» в ряд - большой квадрат, круг и овал. Большие фигуры заполнил внутри маленькими такого же цвета.

Задание педагога:

Педагог выкладывает фигуры, дети действуют по образцу взрослого.

Паучок недолго думал и поместил треугольник между квадратом и кругом, а прямоугольник, между кругом и овалом.

Задание педагога:

Дети располагают фигуру в соответствие с заданием, взрослый действует только тогда, когда дети справятся с задачей.

Малыш Гео превратил большие

фигуры в маленькие. Какую часть он убрал? (дети самостоятельно убирают большую часть, превращая фигуры в маленькие по размеру).

Ребята, а сейчас Малыш Гео предлагает нам, придумать и составить любой предмет из геометрических фигур.

Д/упражнение «Волшебные картины паука Юка»

Познакомить с новой игрой В.В.Воскобовича

«Шнур – затейник». Развивать зрительно - двигательную

координацию движения рук и глаз.

Развивать умение вышивать узоры с помощью игры «Шнур - затейник», перемещая шнурок в пространстве.

Сказочные персонажи Фиолетового леса «Паук Юк», «Гусеница Фифа»; игра «Шнур - затейник».

Игровая ситуация:

В волшебном фиолетовом лесу, на лесной полянке поселился маленький и очень добрый паучок Юк. Юк очень любил создавать узоры сказочной красоты. У него была волшебная дощечка, по которой гуляла ниточка, создавая необычные паутинки, которые паучок дарил своим друзьям, жителям Фиолетового леса. А ещё он очень любил устраивать выставки из своих паутинок -картин, куда приглашал всех, кто хотел полюбоваться его искусством. Его картины были настолько сказочными и красивыми, что главная его поклонница гусеница Фифа попросила Юка об уроках мастерства.

Ребята, а вы хотите научиться плести волшебные картины вместе с гусеницей Фифой?

Юк и Фифа предлагают нам украсить различными узорами шарфики для наших гномиков. Гномики будут очень рады, если каждому из них подарят свой непохожий на другие шарфик.

Задание педагога:

Ребята, возьмите в руки дощечки и волшебную ниточку и сплетите свои неповторимые узоры, которые будут украшать ваши шарфики, которые мы подарим нашим гномикам.

(Дети придумывают свои узоры, используя шнур - затейник и шнурочки разного цвета).

Д/упражнение «Копилка схем от паучка Юка»

Развивать зрительно - двигательную

координацию движения рук и глаз.

Развивать умение вышивать узоры с помощью игры «Шнур - затейник», перемещая шнурок в пространстве, по словесной инструкции и образцу педагога.

Сказочные персонажи Фиолетового леса «Паук Юк», «Гусеница Фифа»; игра «Шнур - затейник»; схема узора.

Игровая ситуация:

Ребята, сегодня я предлагаю нам отправиться на лесную полянку Фиолетового леса, где в своей мастерской нас уже ждёт паучок Юк и гусеница Фифа. Паучок спешит поделиться с нами своими секретами создания красивых узоров. У Юка есть большой альбом, в который он записывает все свои узоры схемами. А для того, чтобы паучок смог поделиться с нами этими схемами, нам нужно научиться их читать. Юк приготовил для нас подсказку, которую мы с вами сохраним и запомним. Посмотрите, что же изображено на этой подсказке?

(На подсказке изображены условные обозначения - ныряем, выныриваем, огибаем).

Задание педагога:

Ребята, сегодня паучок предлагает нам сплести узор по одной из его схем. Дети выполняют узор на своей дощечке по словесной инструкции и образцу педагога.

Д/упражнение «Поможем Дольке приготовиться к приходу гостей»

Развивать умение конструировать по схеме, перемещая

детали конструктора в пространстве.

Развивать умение конструировать по собственному замыслу.

Сказочный персонаж Фиолетового леса «Девочка Долька»; игра «Чудо - цветик»; игра –конструктор «Чудо -соты; игра - конструктор

«Чудо - крестики -2»; схемы: ведра, веника, конфеты.

Игровая ситуация:

Сегодня в фиолетовом лесу, нас ждёт девочка Долька. Долька пригласила к себе в гости друзей. И теперь ей нужно приготовиться к приёму гостей, она просит нашей помощи, чтобы мы помогли ей в этом. Поможем?

Как вы думаете, что Дольке нужно сделать до того, как к ней придут гости? Правильно, нужно навести в доме порядок, накрыть стол и надеть красивый наряд.

Первое, что нам нужно сделать, это помочь навести в доме порядок. Для наведения порядка Долька

предлагает использовать ведро и веник.

Задание педагога:

По схемам выкладываем ведро и веник из конструктора «Чудо - соты». Ребята, навести порядок мы с вами помогли девочке Дольке, а теперь нам нужно будет приготовить сладости для гостей. А приготовим мы с вами конфеты.

Задание педагога:

По схеме дети выкладывают конфеты, используя игру «Чудо - крестики»

И с этим заданием, мы с вами справились, что же нам осталось ещё сделать? Правильно нарядить нашу Дольку в красивый наряд.

Задание педагога:

Дети с помощью конструктора «Чудо

-цветик» придумывают и конструируют различные наряды для  Дольки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования кружка соременного танца "Радуга" возраст (5-7 лет)

Интонация, мелодия, лад, ритм, гармония отражают окружающую нас действительность- природу. мир человеческих чувств, историю,будущее  человечества.              ...

Программа дополнительного образования кружка "Школа мяча"

Программа  дополнительного образования создана с целью гармоничного развития личности ребенка в процессе ознакомления с элементами спортивных игр с мячом. Программа состоит из тематического...

Программа дополнительного образования кружка «Познаем себя»

Направленность данной программы предполагает накопление естественно - научных знаний о строении человека и заботе о своем организме.Программа рассчитана на старший дошкольный возраст....

Программа дополнительного образования кружка по театрализованной деятельности для детей младшей группы «Теремок»

ЛГ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида № 4 «Золотой петушок»    Программа дополнительногообразованиякружка по театрализованной дея...

Программа дополнительного образования кружка "Умелые ручки" в старшей группе.

Программа дополнительного образования кружка "Умелые ручки"расчитана на 1 год.Возраст детей 5-7 лет.Направлена развить эстетический вкус,конструкторские навыки и умения....

Рабочая программа дополнительного образования кружка "Крепыш" ЛФК для детей от 4 до 6 лет

Прграмма по доп. образованию расчитана на 2 года для детей среднего и старшего дошкольного возраста...

Программа дополнительного образования кружка "Маленькие волшебники"

Программа дополнительного образования кружка "Маленькие волшебники" по курсу художественно - декоративного творчества. Рассчитана на детей 5-6 лет. Срок реализации 1 год....