Программа дополнительного образования кружка «Познаем себя»
рабочая программа (старшая группа)

Ильинская Татьяна Александровна

Направленность данной программы предполагает накопление естественно - научных знаний о строении человека и заботе о своем организме.Программа рассчитана на старший дошкольный возраст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ilinskaya_ta_konkurs_programma_poznaem_sebya.docx33.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение    г.Костромы

«Центр развития ребёнка – Детский  сад №13»

Программа дополнительного образования кружка

«Познаем себя»

( для детей старшего дошкольного возраста, срок реализации - 1 год)

Ильинская Татьяна

 Александровна

воспитатель  высшей  

категории

Пояснительная записка

Направленность данной программы предполагает накопление естественно - научных знаний о строении человека и заботе о своем организме. Для этого надо дать детям в доступной для них форме элементарные знания, закрепить  их.

Старший дошкольный возраст - это пора множественных вопросов, в том числе касающихся и собственного организма: «Почему выпал зуб?», «Зачем чистить зубы?», «Как не заболеть зимой?». К тому же, ребенок попадает в разные жизненные ситуации, где он может просто растеряться. Для того, чтобы этого избежать нужно дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения, научить  осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками  сохранения своего  здоровья, развивая у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Поддержать интерес детей к познанию своего организма помогут беседы, развивающие игры, практическая деятельность, художественная литература. Все это доступно дошкольникам, поможет развить их познавательные интересы. В результате целенаправленной работы дети получат информацию о строении организма, о том, что помогает сохранить здоровье и избежать ситуаций, приносящих вред человеку.

Цель: формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью.

Задачи:

  • познакомить детей со строением тела  человека (кости, мышцы, органы);
  • уточнить знания личной гигиены,  что идет на пользу, а что во вред организму  
  • научить заботиться о своем здоровье, избегая ситуаций, которые вредят здоровью.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 2 раза в месяц  по  25 – 30мин.

Программа строится на основе  следующих принципов:

  1. Понимание дошкольного детства как самоценного периода в жизни ребенка. Это  период активного освоения социального пространства, когда преобладает чувственное познание мира, пора закладки «фундамента» для дальнейшего развития. В это время происходит приобретение знаний об окружающем мире, формирование нравственных навыков и привычек, усвоение  общечеловеческих ценностей.

  1. Соответствие форм и методов обучения психофизиологическим особенностям возраста, т.е. построение образовательного процесса строиться на адекватных старшему  возрасту формах работы с детьми: игре, игровых  и проблемных  ситуациях,  творческих  заданиях.

  1. Опора на личностно-ориентированный подход к воспитанию и развитию ребенка, способствовать умению самостоятельно принимать решения, думать раньше, чем действовать, действовать всегда правильно, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с ее позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями.

  1. Ориентация на зону ближайшего развития ребенка. "Обучение только тогда хорошо, – писал Л.С.Выготский, – когда оно идет впереди развития". Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития.

  1. Системность и цикличность в содержании обучения, т.е. носит подчеркнуто комплексный характер, требующий одновременного осуществления задач умственного, физического, нравственного, эстетического воспитания в органически слитом процессе.

Методы и приемы:

  • познавательные рассказы воспитателя;
  • коллективное обсуждение;
  • проблемные вопросы;
  • дидактические игры;
  • подбор познавательной и художественной литературы

соответствующей тематики;

  • игровые приемы.

В конце года проводятся игры: «Назови и расскажи», «Что? Где? Когда?». Эти игры помогают оценить уровень понимания детьми материала по валеологии. Итоговые беседы «Здоровье и болезнь», «Витамины и полезные продукты» помогут уточнить знания детей о личной гигиене, научат избегать опасных для здоровья ситуаций.

Итак, в течение года дети получат элементарные знания о строении своего организма, необходимые навыки ухода за своим телом и поддержанием своего здоровья.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема 1. «Зубы»

Цель: знакомство со строением  зубов, их функцией, уточнение знаний правил сохранения здоровых зубов.

Овладение  элементарными навыками  сохранения своего  здоровья

Материал: макет зубов, развивающая игра «Игры в папке. Валеология, или Здоровый малыш. Зубы, зрение, слух». Часть 1.

Тема 2. «Зубы»

Цель: уточнение представлений детей о своих зубах.

Дать понятие о том, что зубы играют важную роль в жизни человека и животных. Учить беречь зубы, заботиться о них.

Материал: макет зубов, зубная паста.

        Тема 3. «Зрение»

Цель: ознакомление детей со строением глаз, их значением в жизни человека.

Научить детей беречь глаза.

Материал: схема строения глаза, игра «Здоровый малыш».

Тема 4. «Слух»

Цель: ознакомление детей со строением уха, его значением для человека.

Напомнить правила гигиены ушей.

Материал: схема уха, игра «Здоровый малыш»

Тема 5. «Строение скелета»

Цель: пополнение знаний детей о строении скелета человека.

Учить заботиться об осанке.

Материал: мягкая игрушка, картина с изображением скелета человека.

Тема 6. «Скелет, его строение»

Цель: закрепление знаний о скелете, как опоре нашего организма.

Уточнение знаний детей об осанке.

Материал: картина-схема «Строение скелета».

        Тема 7. «Мышцы»

Цель:  знакомство детей с организмом - мышцы их функции.

Формировать потребность в физическом здоровье.

Материал: Картина-схема  «Мышцы».

Тема 8. «Мышцы»

Цель:  знакомство детей с функциями мышц.

Предоставить возможность рассуждать от чего зависит физическая сила нашего организма. Выполнение движений, чтобы почувствовать мышцы.

Материал:  схема – картина/

Тема 9: «Сердце»

Цель: ознакомление с работой сердца, его назначением.

Факторы благоприятно влияющие на сердце.

Научить измерять пульс.

Материал: макет сердца.

Тема 10: «Слабое и сильное сердце»

Цель: моделирование работы здорового, сильного тренированного сердца и слабого, нетренированного.

Уточнить, что полезно, что вредно для сердца.

Материал: два шприца (объем 20 и 10 мл.), прозрачные трубочки 1,5-2 мл, слабый раствор марганцовки («кровь»), макет  сердца.

Тема 11: Дидактическая игра: «Угадай и назови»

Цель: уточнение знаний о назначении органа или части тела, самостоятельно по описанию выделять и обозначать его посредством слова или иллюстрации.

Материал: картины с изображением разных органов или  частей тела.

Тема 12: «Как мы дышим или зачем человеку нос?»

Цель: ознакомление детей с функциями носа - органе обоняния человека.

Рассказать какую работу он выполняет, о его функциях в системе органов дыхания.

Материал: картина с изображением органа - носа.

Тема 13: «Здоровье и болезнь»

Цель:  уточнение знаний детей о заботе за своим здоровьем.

Избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

Материал: иллюстрации по теме.

Тема 14: «Витамины и полезные продукты»

Цель:  уточнение знаний о пользе витаминов, их значении для здоровья.

Уточнить значение  полезных продуктов: фруктов, овощей для здоровья человека.

Материал: иллюстрации по теме.

Тема 15: «Назови и расскажи»

Цель: обобщение знаний детей об органах и строении скелета и мышцах.

Закрепить правила гигиены человека.

Материал: иллюстрации органов человека.

Тема 16: Игра «Что? Где? Когда?»

Цель: закрепление знаний детей о строении скелета, функциях мышц и других органов человека.

Материал: два игровых стола, два колокольчика, дети делятся на две команды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Азбука здоровья» М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004.
  2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стиркина Р.Б. «Безопасность» Учебное пособие, Москва, ACT, 1998 г.
  3. Зайцев Г. «Уроки Мойдодыра», С-Пб: «Акцидент», 1997 г.
  4. Картушина М.Ю. «Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет» - М.: ТЦ СФЕРА,2005.
  5. Шорыгина Т.А. "Беседы о здоровье: Методическое пособие" - М.; ТЦ Сфера, 2008.
  6. Фролова Е.С., Цветкова Е.С. «Познай себя» учебно-методическое пособие, «Нюанс», Ярославль, 1996 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по музыкальному развитию для детей от 3 до 7 лет "ТАНЦУЮ, ИГРАЮ - СЕБЯ ОТКРЫВАЮ"!. Реализация программы сроком на 4 года.

1. Пояснительная записка       Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гар...

Программа дополнительного образования по музыкальному развитию для детей от 3 до 7 лет "ТАНЦУЮ, ИГРАЮ - СЕБЯ ОТКРЫВАЮ"!. Реализация программы сроком на 4 года.

1. Пояснительная записка       Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гар...

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Программа дополнительного образования по безопасности «Береги себя» (для детей от 3 до 7 лет)

Программа дополнительного образования по безопасности«Береги себя» (для детей от 3 до 7 лет)...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...