"Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста посредством любви к семье"
материал (младшая группа)

Качмашева Марина Геннадьевна

В основе нравственно-патриотического воспитания ребенка лежит развитие его нравственных чувств. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, которые связывают его с родным домом и ближайшим окружением, а пример взрослых, особенно близких людей, имеет огромное значение в становлении личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_kachmasheva_m.g.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по самообразованию на тему:

«Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста посредством любви к семье»

Ф.И.О. педагога - Качмашева Марина Геннадьевна

Образование  – высшее

Тема самообразования – «Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста посредством любви к семье»

Работа начата – сентябрь 2022 года

Предполагается закончить – май 2023 года

Пояснительная записка

Моральные основы человеческой личности закладываются ещё в раннем детстве. Нравственное воспитание детей нельзя откладывать на потом, как это, к сожалению, нередко происходит в наши дни. Сегодня многие родители больше озабочены карьерой и материальным достатком, чем нравственно-духовным воспитанием детей дошкольного возраста.

Конечно, подобная смена приоритетов во многом обусловлена реалиями современной жизни, которая за два последних десятилетия изменилась коренным образом, но это не оправдывает родителей, не уделяющих должного внимания развитию в детях высоких моральных качеств. Если первоначальный нравственный опыт ребёнка окажется негативным, то исправить ситуацию впоследствии будет очень сложно.

Основой правильного духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является их высокая эмоциональная отзывчивость. Чувства и поступки маленьких детей отличаются искренностью, при этом малыши склонны к подражательству, то есть в тех или иных ситуациях дети поступают так, как, на их взгляд, повели бы себя взрослые, являющиеся для них авторитетом. В то же время способность предварительно анализировать последствия своих поступков и контролировать собственное поведение не относится к числу врождённых качеств и развивается у детей постепенно.

Поэтому, чтобы в дальнейшем у детей сформировались достойные навыки и привычки, перед их глазами постоянно должны быть примеры правильного поведения, и тут роль родительского участия трудно переоценить.

Актуальность

Ранний возраст — важный период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам.

Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития.

Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте.

Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца.

Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным влиянием.

В основе нравственно-патриотического воспитания ребенка лежит развитие его нравственных чувств. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, которые связывают его с родным домом и ближайшим окружением, а пример взрослых, особенно близких людей, имеет огромное значение в становлении личности ребенка.

Современные родители из-за нехватки времени, занятости, недостаточной компетентности в вопросах детской психологии и педагогики все меньше занимаются воспитанием детей, и дети все больше чувствуют дефицит общения.

Проведение совместных мероприятий для малышей и их родителей способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, а также делают детский сад и семью союзниками в воспитании детей, в формировании ценных жизненных ориентаций и в развитии полноценной личности ребенка.

Цель: формирование предпосылок нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста через знакомство с семьей.

Задачи:

  • дать знания детям, что у каждого есть семья;
  • сформировать у детей представление о себе, о членах семьи, учить правильно называть членов семьи;
  • привлекать семьи детей к сотрудничеству с детским садом;
  • развивать семейное творчество;
  • вызвать у детей интерес к своей семье через рассматривание генеалогического древа;
  • учить строить элементарные родственные связи;
  • воспитывать у детей чувства любви и уважения к близким людям;
  • активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.

Ожидаемый результат:

  • Дети будут знать о семье как о дружном, любящем коллективе; о составе семьи, о родственных отношениях, о своей социальной роли в семье, о семейных традициях.
  • В результате реализации проекта по самообразованию повысится образовательный уровень родителей в вопросах воспитания детей, появится интерес к жизни детей в детском саду, в семье повысится уровень общения членов семьи друг с другом.

План работы по теме самообразования на 2022 - 2023 учебный год

Месяц

Изучаемая литература

Практический выход

Сентябрь

Основная образовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2017
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. А.Я. Ветохина, З.С. Дмитриенко-СПб: ООО Издательство «Детство–Пресс»: 2011

Составление перспективного плана по самообразованию.
Знакомство с родителями.
Оформление фотовыставки «Первый раз в детский сад – давайте знакомиться»

Октябрь

Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: Вторая группа раннего возраста. - М.: Мозаика-Синтез, 2016.
Рабочая программа воспитателя: ежедневное планирование по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет) авт. -сост. Н.Н. Гладышева (и др.) -Изд. 2-е, испр. - Волгоград: Учитель, 2016

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»
Подборка дидактических игр «Моя семья», «Назови ласково», «Вежливые слова»,
«Кто что делает?» «Бусы для мамы»

Ноябрь

Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Вторая группа раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.
С.Н. Теплюк Ребенок третьего года жизни. - М.: Москва-Синтез, 2016.
Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 2-3 лет» М: Мозаика – Синтез, 2016г.

Кукольный спектакль «Репка»
Организация сюжетно-ролевых игр «Семья», «День рождения», «Больница»
Фотовыставка «Мама – солнышко мое».
Рисование «Маму я люблю, ей цветочек подарю»

Декабрь

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. М.: Мозаика – Синтез, 2016г.
Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома:1-3 года. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.

Пальчиковые игры «Моя семья», «У каждого есть дом», «Ладушки»

Январь

Найбауэр А.В. Мама - рядом. Игровые сеансы с детьми раннего возраста в центре игровой поддержки развития. ФГОС - М.: Мозаика-Синтез, 2017
Д.Н. Колдина «Игровые занятия с детьми 2-3 лет»
Издательство ООО ТЦ «СФЕРА» 2014г.

Чтение сказок, рассказов, стихов,потешек, загадок о семье.

Театрализованные постановки по русским народным сказкам.

Реализация проекта «Мой дом. Моя семья»

Февраль

Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет Э.Я. Степаненкова. - М.: Мозаика-Синтез, 2016.
Д.Н. Колдина «Лепка с детьми 2-3 лет» М: Мозаика – Синтез, 2016г.

Беседа «Я и мой папа»

Конструирование «Строим гараж для папы и дедушки»
Фотовыставка «Мой папа»

Март

Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2017г.
Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет / Авт. – сост. Э.Я. Степаненкова. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 144с.

Заучивание песенок, стихов о маме и бабушке.
Выставка рисунков «Цветы для мамы»
Праздник 8 Марта.

Апрель

Теплюк С.Н. Игры – занятия на прогулке с малышами: для занятий с детьми 2-4лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.

Родительское собрание «Основы нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста путем приобщения к культурным и семейным ценностям»

Май

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Вторая группа раннего возраста. - М.: Мозаика – Синтез, 2016г.
Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2016

Фотовыставка «День Победы!»
Выступление на педсовете с отчетом по теме самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование нравственно – патриотических качеств у детей предшкольного возраста, посредством художественно – эстетического воспитания, в условиях реализации ФГОС ДОО с использованием ИКТ.»

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот отре...

Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством организации проектной деятельности

В материале рассмтриваются вопросы воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством организации проектной деятельности...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ «Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к традициям и быту кубанских казаков»

1.Литературный обзор состояния вопроса1.1. История темы педагогического опыта в педагогике Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,заботливый садовник укрепляет корень, от мощн...

Деловая игра с педагогами «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредствам художественно-эстетического развития»

Конспект Педагогического совета в форме деловой игры по теме: "Формирование нравственно- патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредствам художественно - эстеического развития"...

«Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в совместной деятельности семьи и детского сада».

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является важнейшей частью общего воспитания молодого поколения, которое необходимо вводить в общеобразовательную программу детских садов, поскольку в...

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА «МУЗЫКА И ХОРЕОГРАФИЯ», А ТАКЖЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Статья посвящена воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством образовательной деятельности на занятиях по физическому воспитанию, музыке и хореографии....

Мастер- класс «Формирование – нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредствам музыкального искусства»

Цель: создание условий для повышения  профессиональной компетенции педагогов  в вопросе формирования у детей нравственно – патриотических чувств  посредством народной музыки, полу...