Деловая игра с педагогами «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредствам художественно-эстетического развития»
методическая разработка

Конспект Педагогического совета в форме деловой игры по теме: "Формирование нравственно- патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредствам художественно - эстеического развития"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_dekorativno-prikladnoe_iskusstvo.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

 Педагогический совет № 2

«Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредствам художественно-эстетического развития»

Деловая игра для воспитателей

Цель: рассмотреть пути и способы совершенствования работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников посредствам художественно-эстетического развития.

Задачи:

1.        Изучить сложившуюся в ДОУ систему работы по данному направлению.

2.        Обновить содержание и формы работы по ознакомлению  детей с декоративно-прикладным искусством, учитывая возможности взаимодействия педагогов, детей и родителей.

Оборудование:

проектор, мультимедийная презентация по теме педсовета.

Организация  игры

Воспитатели разбиваются на 2 команды, каждая команда занимает свой игровой стол. На столах следует разложить различные материалы для выполнения заданий: листы бумаги, карандаши, ручки.  Заранее оговариваются правила:

1.        задания даются по мере выполнения

2.        на выполнение каждого задание дается определенное время

3.        по истечении времени, участники дают устные ответы

4.        ответы выносятся на суд всех участников

5.        окончательное решение о правильности ответа принимает старший воспитатель

Ход игры:

Пусть ребенок чувствует красоту

И восторгается ею, пусть в его сердце

И в памяти навсегда сохраняются образы,

в которых воплощается Родина. ”

                                    В. М. Сухомлинский

Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличии от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия.

В академической литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, , игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.

 Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство является национальным по содержанию, поэтому способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств у ребёнка.

Известные педагоги и исследователи (А.П.Усова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова, Т.С.Комарова, Т.Н.Доронова и др.) отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждают в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их необходимо включать в педагогический процесс в детском саду.

АКТУАЛЬНОСТЬ (воспитатель Е.Ю. Иванько)

ЗАДАНИЕ № 1. «Хвост павлина»  

Перечислить задачи  по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством (команды по очереди представляют задачи, формируя их в форме хвоста павлина)

1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства,

2.  Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства.

3.  Формирование обобщённых знаний и умений:

- умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, гжельской и др. (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов);

- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.

 - умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах;

    воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

4. Развивать творчество, фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

5.Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастеров русского народа.

ЗАДАНИЕ №2.  «Матрёшки» (вопросы расположены на задней стороне матрёшек. Каждая команда по очереди берёт матрёшку с вопросом и задаёт своей команде. Одна матрёшка с вопросительным знаком, та команда, которой достался вопросительный знак, готовит свой вопрос для соперников)

1.  Гжель всем нравится своим цветом. Какой он? (Синий.)

2.  Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полховский Майдан. (Дерево.)

3.  Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку. (Глина.)

4.  Название промысла, для которого характерно изготовление подносов. (Жостово.)

5.  Благодаря этому цвету хохлому часто называют так. (Золотая.)

6.  Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково, Филимоново, Каргополья. (Игрушка.)

7.  Профессия мастеров, чьими руками изготовлялись глиняная посуда и расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера в Каргополье. (Гончар.)

8.  Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских каргопольских, филимоновских мастеров) являются объемными, то к какому виду пространственных искусств их можно отнести? (Скульптура.)

9.  Предмет домашней утвари украшением, которой особенно прославились Городецкие мастера.

10.  ?

ЗАДАНИЕ №3. Практическое занятие «Кот в мешке» (на столе накрыты салфеткой два предмета: матрёшка, дымковская игрушка. Задача педагогов показать часть занятия с детьми (педагогами противоположной команды) по ознакомлению с данной игрушкой).

ЗАДАНИЕ № 4 «Волшебная ладонь» (педагогам предлагается обвести свою ладонь и используя воображение дорисовать её в определённом декоративно-прикладном стиле)

ЗАДАНИЕ № 5 ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

- «Художественно-эстетическое развитие детей в процессе приобщения к истокам русской народной культуры»

- Проектная деятельность с участниками образовательной деятельности по воспитанию у детей нравственно-патриотических чувств посредствам художественно-эстетического развития