Проект "Свойства бумаги"
проект (подготовительная группа)

Ушакова Виктория Владимировна

Проект направлен на изучение свойств и видов бумаги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                        «Детский сад»№22 Кавалеровский район пгт Кавалерово                                                         Приморского края

Проект «Свойства бумаги»

     

Составитель: Ушакова Виктория Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории

пгт. Кавалерово 2022г.

 Введение

В окружающем мире существует множество вещей, настолько привычных, что даже не осознаешь, насколько они важны для повседневной жизни. Одним из таких изобретений и является бумага.

Мы повседневно сталкиваемся с бумагой и изделиями из неё. Бумага напоминает о себе всякий раз, когда человек обращается к документам, когда берёт в руки книгу, достает из почтового ящика газету. С бумагой связаны многие наши действия. Она нужна и для учебы, и для творческой работы, и для бытовых надобностей.

Трудно представить себе мир, в котором исчезла вся бумага. Меня заинтересовало, когда же она появилась, кто ее изобрел, какие виды бумаги существуют, какое значение имеет бумага в современном мире?

Чтобы найти ответы на все эти вопросы, мы решили провести исследование и назвали его «Бумага и ее свойства»

Цель данной работы – узнать историю появления бумаги, исследовать свойства бумаги, показать значение бумаги для нужд человека.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

  • проанализировать исторические предшественники бумаги – древние носители информации;
  • изучить историю изобретения и распространения бумаги в мире;
  • узнать о производстве бумаги;
  • рассмотреть свойства и виды бумаги;

Объект исследования: бумага.

Предмет исследования: свойства и виды бумаги.

Практическая значимость. Результаты нашей работы пригодятся нам на уроках в школе, например на уроках изобразительного искусства, труда и на уроках окружающего мира, а также расширят наш кругозор.

Гипотеза. Бумага – важнейшее изобретение человека. Никакой другой материал или устройства (компьютер и др.) не способны её заменить.

Актуальность. Бумага широко используется в различных отраслях промышленности и в быту. Из неё делают массу различных товаров бытового назначения: одежду, салфетки, полотенца, обои, картон, посуду, верёвки и т. д. В школе и в институте невозможно обучение без учебников и тетрадей. Для всего этого нужно очень много бумаги! Что же надо делать, чтобы она не закончилась? Ответ прост: экономнее её использовать и беречь леса.

 Основная часть

 Из истории материалов для хранения информации

Материалы для письма и сохранения информации на протяжении нескольких веков претерпели значительные изменения.

Сначала человек рассказывал о себе, высекая загадочные рисунки и знаки на скалах, гранитных глыбах, стенах пещер. Много таких рисунков было обнаружено в разных частях мира. Этим рисункам по пять, пять с половиной тысяч лет.

Пиктографическое письмо на глине (появилось более 5 000 лет назад). Глиняную клинопись считают достижением шумерской цивилизации, которая существовала на территории современного Ирака. Шумеры выдавливали знаки на табличках с сырой глиной тростниковой палочкой, заостренной «клином». Отсюда и название - клинопись. Большие документы из десятков глиняных «страниц» хранились в ящиках.

Папирус (3000 лет до н.э.). В Египте научились делать почти настоящую бумагу из высокого тростника, который рос в дельте Нила

Пергамент (2 век до н.э.). В Египте был запрещен экспорт папируса из страны. В это время в Пергаме планировалось создание большой библиотеки, открытие которой без поставок папируса могло сорваться. Оказавшись в безвыходном положении, ремесленники Пергама стали искать замену папирусу. Они стали обрабатывать телячью кожу с обеих сторон. Полученный материал назвали «пергамент» (по-гречески)

Берестяные грамоты (Древняя Русь), костяной или металлической палочкой – писалом - прорезывали буквы в верхнем слое березовой коры. Много таких грамот найдено в новгородских землях.

 Изобретение и распространение бумаги.

Время изобретения бумаги точно не установлено. Считается, что она появилась в Китае во 2 веке н. э. и постепенно проникла на Запад.

Сырьем для бумаги в Китае служили шелковые обрезки, отходы коконов шелкопрядов, обрывки старых сетей. Во 2 веке новой эры бумага достигла Кореи, а в 3 веке полностью вытеснила деревянные дощечки, используемые для письма, и двинулась к берегам Японии. В течение многих веков китайцы хранили секрет изготовления бумаги.

А в 11 веке бумага применялась уже повсеместно, ее стали применять даже как упаковочный материал. Есть письменные свидетельства путешественника того времени о том, что в Каире на рынке покупки заворачивают в бумагу. К 12 веку появились разные сорта бумаги, бумагу научились красить в разные цвета (синий, красный и желтый), была изготовлена бумага даже для голубиной почты, так называемая «птичья».

Доподлинно неизвестно, как секрет бумаги попал в Западную Европу, но есть легенда о том, как один рыцарь, участник крестового похода, попал в плен и был отправлен в Дамаск, где работал в бумажной мастерской. По возвращении на родину он основал первую бумажную «фабрику».

В технологии изготовления бумаги насчитывалось 30 основных и 15 вспомогательных операций. В Европе бумагу делали из льняного тряпья. Его замачивали в извести, потом растирали до однородной массы. Мастер определял готовность сырья, после чего его зачерпывали специальным ситом, вода через него сцеживалась, уплотнялась и получалась заготовка бумаги. Ее клали между листами войлока, он впитывал лишнюю влагу, операция повторялась несколько раз. После этого стопку из войлока и бумаги уплотняли прессом, отжимая остаток влаги, и влажные листы заготовок развешивали в тени под навесом для сушки.

Подсушенная бумага поступала к гладильщикам, на мраморной доске лист разглаживался костяным стеком. Далее бумага поступала к проклейщику – он пропитывал лист желатиновым раствором и снова просушивал, после чего лист снова возвращался к гладильщику. Если нужна была полированная бумага, листы отправляли к полировщику. Он полировал их слоновой костью и завершал обработку поверхности яшмой, нефритом, агатом, ониксом.

Почти готовая бумага поступала к резчику, он обрезал заготовки под нужный размер и складывал их десятками. Упаковщик собирал готовую бумагу блоками, положив снизу и сверху блока по деревянной дощечке для лучшей сохранности, все это укрывалось тканью и перевязывалось, затем поступало на склад или сразу к покупателю.

Таким образом, мы можем самостоятельно дать определение бумаге:

Бумага – это материал из растительных волокон, обработанных определенным образом, предназначенный, прежде всего, для записи и хранения письменной информации, а также для создания различных документов.

 Из чего в настоящее время изготавливают бумагу?

В качестве основных компонентов композиционного состава бумаги используют волокна растительного происхождения, выделяемые из древесины хвойных и лиственных пород, из стеблей однолетних растений, семенных коробочек и листьев некоторых растений. В зависимости от метода производства, выхода гемицеллюлоз (веществ, сходных с целлюлозой, но с меньшей молекулярной массой) и лигнина (инкрустирующего вещества), получают различные полуфабрикаты: древесную массу, полухимическую массу (полуцеллюлозу), небеленую, беленую и облагороженную целлюлозу.

 Производство бумаги

А как же делают бумагу в наши дни? Чтобы это узнать, нам надо отправиться на бумажную фабрику. Туда привозят из леса бревна - в основном сосновые и еловые. На фабрике машины сдирают с них кору, измельчают в щепки. Затем щепки сортируют по размеру на специальных ситах и отправляют в варку. Варят дерево в специальных машинах, куда наливают кислоту. Очищенная и разваренная древесина отбеливается, дробится на отдельные волокна и, превратившись в кашицу, попадает в бумагоделательную машину. Кашица выливается на сетку бумагоделательной машины. Она натянута на два вала и все время вращается, как приводной ремень, перенося бумажную кашицу вперед. Теперь она напоминает рыхлую сырую ленту. Сырая бумажная лента проходит через целый ряд валиков. Одни валики отжимают воду, другие, обогреваемые изнутри паром, высушивают ее, третьи полируют. Наконец ровная белая лента выходит из машины и наматывается в огромный рулон. Потом эти рулоны отправляют в типографии или режут на листы, а потом сшивают в тетради. Так, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу.

 Виды бумаги.

Известно более 600 видов бумаги. В зависимости от назначения бумага характеризуется различными показателями. Важнейшими показателями бумаги являются: масса бумаги, толщина, плотность, прочность, гладкость, пористость, белизна, непрозрачность, оттенок, стоимость и др.

По принятой классификации бумага делится на 11 классов:

1. Для печати

2. Для письма

3. Чертёжно-рисовальная

4. Электроизоляционная

5. Папиросная

6. Впитывающая

7. Бумага для аппаратов

8. Светочувствительная

9. Переводная

10. Обёрточная

11. Промышленно-техническая разного назначения.

Есть другая классификация видов бумаги:

  • Для письма и печати (книги, журналы, газеты, тетради)
  • Отделочный материал (обои)
  • Поделочный материал (оригами, папье-маше)
  • Декоративная (внешне похожа на бархат, мрамор, кожу; применяется для отделки книжных переплетов, оформления книжно-журнальной продукции)
  • Упаковочный материал (фантики, мешки, коробки)
  • Чистящий материал (туалетная бумага, салфетки)
  • Для производства денег
  • Подложка для нанесения химических реактивов (фотобумага, наждачная бумага)

Практическая часть

Приветствие

Придумано кем-то просто и мудро 
При встрече здороваться:

"Доброе утро!" 
"Доброе утро!" – солнцу и птицам. 
"Доброе утро!" – улыбчивым лицам.

А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.

Загадка

Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает оригами.

Что это? Догадайтесь сами! (БУМАГА).

Дидактическая игра «Бывает – не бывает»

- Я называю предмет, а вы хлопаете в ладоши, в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги.

Бумажная книга              Бумажный стул
Бумажный кораблик      Бумажное полотенце
Бумажная обувь             Бумажное пальто
Бумажная газета         Бумажная тетрадь

альбом, салфетка, деньги.

Опыт № 1 «Сравнение бумаги»

Задача: сравнить разные виды бумаги

Оборудование: картон, альбомный лист.

Ход: детям были предложены два вида бумаги: картон, простая альбомная бумага, оба вида бумаги были обследованы визуально, тактильно.

Вывод: картон толще, чем бумага.

 Опыт №2 «Бумага мнется»

Задача: показать что бумага может мяться.

Оборудование: картон, альбомный лист.

Ход: возьмите по одному листу бумаги разной  плотности и сомните ее. У всех бумага смялась? А всем легко ее было смять? Как вы думаете, почему у одних бумага легко смялась, а у других нет?

Вывод: бумага мнется, чем толще бумага тем она труднее мнется, а теперь попробуйте разгладить лист бумаги. ( полезно мять бумагу для поделок, нельзя мять книги и тетради) 

Опыт №3 «Бумага издает звук»

Задача: показать что бумага издаёт звук при смятии.

Оборудование: картон, альбомный лист.

Ход: возьмем тонкий лист бумаги и выполним движения - стирка белья, а теперь картон . Бумага шуршит, скрипит, звук разный.

Вывод при смятии, трении - бумага издает звук.

Опыт № 4 «Разрывание бумаги»

Задача: показать, что бумага легко разрывается.

Оборудование: бумага, картон.

Ходпедагог предложила детям два вида материала: бумагу, ткань.

Нужно было разорвать бумагу. Исследование прошло удачно: бумага быстро и легко рвалась на полоски. Затем нужно было разорвать ткань, но дети с этой работой не справились.

Вывод: ткань прочнее, чем бумага.

Пальчиковая гимнастика

Мы бумагу рвали, рвали.

Мы бумагу мяли, мяли,

Так, что пальчики устали.

Мы немножко отдохнем,

И опять ее порвем.

Опыт № 5«Летающая бумага»

Задача: показать, что легкая бумага разлетается.

Оборудование: полоски фольги, веер.

Ход:

Дыхательная гимнастика.

На комочек дуй легонько,
Будет двигаться тихонько.
На комочек дуй сильнее,
Побежит он веселее.

Педагог принесла детям полоски фольги (конфетная обёртка). Может ли бумага летать? Для этого нужно помахать веером, чтобы получился ветерок. Этот опыт очень понравился детям. Разноцветная фольга разлетелась по всему столу.

Вывод: полоски фольги очень легкие, поэтому, когда дует ветер - они разлетаются.

Опыт 6 «Бумага режется»

Задача: показать, что бумага режется.

Оборудование: бумага, картон, ножницы.

Ход: сейчас мы попробуем разрезать два вида бумаги картон и тонкую бумагу. Сначала режем тонкую бумагу. Теперь попробуем разрезать картон (толстую бумагу). Какую бумагу было легче резать? Какую труднее? Какой сделаем вывод?

Вывод:  картон толще чем бумага.  Бумага режется в зависимости от толщины: тонкая бумага режется легче, картон - труднее.

Опыт №7 «Притягательный воздушный шар»

Оборудование: воздушный шар, конфетти.

Ход: этот опыт является логическим продолжением предыдущего. Надуваем воздушный шарик, трем им о шерсть, мех или волосы и насыпаем на него сверху разноцветные бумажки. Конфетти прилипает к воздушному шарику, тем самым украшая его. Теперь можно и поиграть с этим красавцем, разноцветные бумажки будут держаться довольно долго.

Опыт № 8«Склеивание бумаги»

Задача: показать, что бумагу можно склеить.

Оборудование: цветная бумага, ножницы, клей.

Ход: разрезав целый лист бумаги, дети убедились, что целого листа бумаги больше нет. Было предложено взять клей и склеить части.

Вывод: бумажные предметы можно склеивать.

Опыт №9 «Бумага горит»

Задача: показать, что бумага горит.

Оборудование: бумага, зажигалка, пинцет. 

Ход: как вы думаете , что означают эти знаки? Опасно, нельзя делать самим.

-Что произойдёт, если бумагу поднести к огню? - ответы.- Правильно, бумага загорится.

-А это- очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму. Поэтому какой вывод мы можем сделать? - Надо быть осторожным с огнём, нельзя подходить к нему с бумагой

Опыт 10 «Бумага намокает»

Задача: показать, что бумага намокает.

Оборудование: бумага, картон, таз с водой.

Ход: опустите в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее?(Ответы детей)

Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Дети: бумага боится воды, бумага материал непрочный.

Опыт № 11 «Сильная бумага»

Задача: исследование бумаги на прочность.

Оборудование: бумага, две опоры, любой груз.

Ход: в следующем опыте для детей с бумагой  предлагается продемонстрировать детям зависимость физических свойств бумаги от ее формы. Берем две опоры, в нашем случае это два стакана с водой. Располагаем сверху лист бумаги и посередине ставим какую-нибудь фигурку. Что происходит с фигуркой? Правильно, она падает между стаканами. Теперь берем бумагу и складываем ее гармошкой. Гармошку кладем на стаканы и сверху ставим фигурку. Теперь фигурка устойчиво стоит.

Поэкспериментируйте с весом, который сможет выдержать сложенная бумага. Расскажите малышу, что подобные конструкции, только в виде арок, использовались в строительстве еще с древних времен. Они позволяют перераспределять вес, и вся постройка становится значительно устойчивее и способна выдержать колоссальную нагрузку.

Опыт № 12 «Прочность формы»

Задача: показать, что цилиндр более прочная форма опоры.

Оборудование: бумажная треугольная призма, квадратная призма и цилиндр.

Ход: колонны с древних времен используются в качестве опоры. Давайте проверим, какая форма опоры более прочная. Проведем конкурс опор. В конкурсе участвуют: цилиндр, квадратная призма, треугольная призма. Кладем на каждую опору груз, выдерживает только цилиндр.

Вывод: цилиндрическая форма опоры самая устойчивая.

Усложнение во всех опытах: нарисовать схему опыта для дальнейшего самостоятельного экспериментирования. В дальнейшем создать картотеку схем опытов.

Творческий этап

Стихотворение

Лесорубы дерево срубили,

На станке на части разделили,

Чурбачки на  щепки порубили,

И в растворе долго их варили.

А потом всю жидкость отжимают,

Валиком  утюжат, сушат, гладят.

Так выходит чистый лист бумаги,

Для журнала, книги, и тетради.

Вот осталась последнее задание, мы с вами сделаем бумагу сами

1. Рвем на мелкие кусочки.

2. Заливаем водой, добавляем клей.

3. Выкладываем на ровную поверхность.

Рефлексия.

Отношение детей к деятельности.

 -Ребята, что вы нового узнали о бумаге? Что вам больше всего понравилась выполнять? Сделать выводы исследований.

Занимательные факты о бумаге.

  1. Денежная бумага является самой высокосортной, главное требование к ней – износоустойчивость (сопротивление излому и разрыву); особое значение для денежной бумаги имеют водяные знаки, которые являются важной защитой от подделки;
  2. Сейчас уже выпускается бумага, состоящая на 80% из камня (мел, мрамор) и на 20% из пластика. Производители утверждают, что это самая экологичная бумага в мире. Кроме того она прочная и водонепроницаемая.
  3. Около четверти всего мусора на планете является бумажными отходами.
  4. Средний европеец потребляет ежегодно около 250 кг. Бумаги, а австралиец – 130 кг.
  5. Средняя британская семья ежегодно выбрасывает в мусор столько бумаги, что для ее изготовления пришлось бы вырубить 6 деревьев.
  6. Если вторично переработать тонну бумаги, можно сэкономить 17 взрослых деревьев, 26 тысяч литров воды, три кубометра плодоносной земли, 240 литров горючего, 4000 киловатт-часов электричества. Только этой электроэнергии достаточно для того, чтобы в течении года питать среднюю семью.
  7. В 1920-1930-х годах в Новосибирске работала фабрика, где бумагу делали из водорослей.

Заключение

1. В результате проделанной работы мы изучили историю возникновения бумаги, познакомились с технологией производства бумаги.

2. В результате анкетирования, проведённого среди учащихся, выяснилось, что большинство ребят не знают виды бумаги, поэтому проведенное исследование будет для них полезно.

3. В результате проведенного исследования мы выяснили, что бумага характеризуется различными свойствами, которые зависят от ее назна

Список литературы:

  1. И. Н. Коверинский «Основы переработки древесины». Москва 1984г.
  2. Энциклопедия « Вопросы и ответы». Москва. 1999г.
  3. http://allforchildren.ru/why

4. Захарова М. А, Костина Е. В. «Проектная деятельность в детском саду»: родители и дети.

5. Нищева Н. В. «Опыты, эксперименты, игры. ООО «Издательство «Детство-пресс», 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)

Цель:         Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из б...

Конспект занятия по конструированию из бумаги на тему МЕБЕЛЬ из БУМАГИ на основе складывания прямоугольника

Конспект занятия по конструированию из бумаги на тему  МЕБЕЛЬ из БУМАГИ на основе складывания прямоугольника...

Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)

Цель: Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество (цвет, гладкость, ...

Видеофильм о производстве бумаги «Так рождается бумага»

Видеофильм о производстве бумаги «Так рождается бумага»                                    [[{"type":"med...

Мастер-классы для родителей, воспитанников и воспитателей: «Волшебный мир бумаги и великолепных цветов из крепа» (гофрированной бумаги) гиацинты. Подмосковье. г.Красногорск 2016г.

Мастер – классы – это организованная деятельность, которая развивает художественный вкус, фантазию и воображение, мелкую моторику рук, что в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления детей, уси...

Бумага. Применение бумаги

Мастер - класс для педагогов и родителей....