Проект "Валенки"
проект

Елена Леонидовна Алымова

Формирование у детей знаний о народной культуре, приобщение к ценностям семейных и национальных традиций русского народа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_valenki.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Эх, валенки!».

Паспорт проекта.

Проблема:

 Проанализировав уровень знаний детей о русских ремеслах, пришли к выводу, что он недостаточно сформирован. Данные наблюдения помогли разработать проект « Эх, валенки! », который знакомит детей с историей одного из промыслов – катания валенок.

Актуальность проекта:

 Большое место в приобщении дошкольников к народной культуре занимают народные праздники и традиции.

 Наверное, каждый из нас помнит, как когда-то в детстве, носил валенки, в которых было так тепло и уютно. Валенки – один из символов России, доказывающий талантливость русского народа и богатую самобытную культуру нашей страны.

 Реализация проекта «Эх, валенки!» направлена на то, чтобы заинтересовать

 родителей в сохранении народных традиций и передачи их новому поколению, поддерживать у детей и родителей  потребность в совместной и творческой деятельности. Известно, что совместный труд, совместная работа сближает детей и взрослых, делают их общение более плодотворным, интересным. У многих детей нет возможности познакомиться с русским национальным костюмом, посетить музей,   по прикладному искусству, а у родителей не хватает времени, чтобы передать ребенку свои знания, связанные с истоками народного творчества.

 

 Цель проекта:

    Формирование у детей знаний о народной культуре, приобщение к ценностям семейных и национальных традиций русского народа.

Задачи проекта:

1.Познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок через различные виды деятельности.

2.Развивать интерес к народному быту.

3.Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.

4.Развивать у детей .творческие познавательные способности в процессе разрешения моделирующих проблемных ситуаций.

Участники проекта: педагоги, дети, родители.

Место проведения: МБДОУ № 9.

Тип проекта; групповой, творческо-исследовательский, познавательный.

Сроки реализации: с 15 по 28 февраля.

Формы организации деятельности участников проекта: беседы, занятия, наблюдения, эксперименты, консультации.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный:

1.Определиту темы, постановка цели и задач.

2.Предварительный опрос детей для выявления уровня знаний.

3.Сбор информации, материалов, иллюстраций по теме.

4.Подбор мероприятий по данной теме.

Организационный:

1.Создание экспозиции в группе.

2.Разработка содержания бесед, занятий с детьми, развлечений.

3.Создание презентаций.

Формирующий:

1.Проведение бесед.

2.Проведение занятий с детьми и родителями.

3.Организация развлечений.

Заключительный:

Анализ результатов, подведение итогов.

Ожидаемый результат:

 Для педагогов:

1.Повышение уровня компетентности в рамках выбранной темы.  

2.Распростронение педагогического опыта на открытых мероприятиях.

 Для воспитанников:

1.Формирование знаний об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления.

2.Развитие познавательного интереса к истории, национальным традициям.

3.Совершенствование учебно-исследовательской деятельности  старшего дошкольного возраста.

 Для родителей:

 Активное вовлечение родителей в познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.

4.Вызвать желание и умение заботиться о живом, создаткрытывать необходимые для жизни условия.

Ресурсы:

Информационные: фото, видео материал, художественная литература.

Научно–методические: консультативная работа с родителями, проведение экспериментов с детьми.

Дидактическое обеспечение: создание картотеки прогулок, игр, загадок, стихов.

Кадровые: воспитатели, музыкальный руководитель.

Технические: магнитофон, ноутбук.

Планирование.

Подготовительный этап.

1.Подбор информации по темам:

2.Подбор консультаций для родителей.

Основной.

Проведение мероприятий

15 февраля:

Выбор темы и совместное обсуждение с детьми и родителями.

Совместное составление плана работы.

16 февраля:

Сбор информации из книг, журналов, интернет-ресурса.

Чтение М. Пришвин «Дедушкин валенок», С. Гришунин «Дедушкины валенки».

20 февраля:

Рассказ бабушки одного из воспитанников «Что носили наши бабушки и дедушки».

Чтение В. Новикова «Теплые валенки».

Роспись валенок совместно с родителями.

21 февраля:

Экскурсия в детскую библиотеку.

Аппликация «Украсим наши валенки».

22февраля:

Оформление альбома «Такие разные валенки».

Проведение дидактической игры «Что лишнее?», хороводной игры «Зимушка-зима».

Разучивание детской песни о валенках, прослушивание песен по теме.

24 февраля:

Просмотр видеофильма «Процесс изготовления валенок». Беседа по содержанию.

Прослушивание песни «Валенки» в исполнении Л.Руслановой.

Заучивание потешек, поговорок, отгадывание загадок про валенки.

27 февраля:

Беседа «Как можно использовать валенки не по назначению».

Спортивное развлечение на улице «Игры с валенками».

Чтение художественной литературы.

28 февраля:

Презентация «История появления валенок».

Практическая работа «Валяние украшений из шерсти для валенок».

Разучивание стихов.

Заключительный этап.

28 февраля:

Создание экспозиции «Русский валенок».

Презентация проекта с приглашением гостей-воспитанников другой группы. Совместные игры.

Работа с родителями:

1.Беседа о важности совместной деятельности родителей с ребенком.

2.Сбор материала для экспозиции.

3.Чтение художественной литературы.

                             Оценка качества реализации проекта.

  Реализация задач данного проекта проходила через все виды деятельности. Работа над проектом позволила достичь активного сотрудничества родителей, детей и педагогов в освоении народной культуры, повысить интерес детей и родителей к истории традиционной русской обуви – валенкам, сформировать знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для изготовления. Каждый из участников проекта  попробывал себя в роли модельера, украсил валенки. Пение частушек, песен, чтение потешек, исполнение танца-хоровода, способствовали глубже почувствовать народный быт.

  В ходе реализации проекта создана благоприятная атмосфера для сближения всех участников проекта, реализованы творческие способности взрослых идетей.

                                                   Список литературы:

1.Анчикова Т.П. «Праздник русского валенка».

2.Литвинова М.В. «Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста».

3. «Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и  сценарии календарно-обрядовых праздников». Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений./Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина,  О.А.Маханева, О.Н.Корепанова и др. –СПб: «Детство-Пресс» 2014г.