Методическая разработка «Применение игровых технологий как средство коммуникации и кооперации в речевом развитии с дошкольниками»
методическая разработка

Коростелёва Александра Николаевна

Методическая разработка по инновационным технологиям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razraotka.docx21.92 КБ
Файл igrovye_tehnologii.pptx2.83 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Малышок»

Методическая разработка

«Применение игровых технологий как средство

коммуникации и кооперации в речевом развитии с дошкольниками»

Разработала: Коростелёва Александра Николаевна

2023г. Р.п.Чик.

Введение

«Коммуникация» - это не только развитие речи, но и развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения. (Слайд №2)

Актуальность данной темы связана с процессами, происходящими в современном обществе. На сегодняшний день, мы можем говорить о том, что дети не умеют контактировать друг с другом, выражать свои чувства, у них не развита эмоциональная сфера. Неумолимо растет зависимость от телевизора и компьютера, дети страдают от отсутствия живого общения, вследствие чего возникают проблемы в общении со сверстниками.

В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии - круг его общения расширяется. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстников. Он обнаруживает, что другие дети «такие же, как он», происходит идентификация себя со сверстниками («Он такой же, как я»), что коренным образом меняет отношение к нему. Если до 2 лет ребенок существовал «рядом», параллельно со сверстником, то в  младшем дошкольном возрасте они попадают в общее коммуникативное пространство.
Всем известна, например, ситуация, когда дети ясельного возраста играют в песочнице: каждый со своим совочком, каждый со своим ведерком, просто мирно сосуществуют. Играющего рядом ребенка в качестве объекта взаимодействия они ещё не рассматривают. Но вдруг ведерко соседа привлекает внимание ребенка, он встает, направляется именно к ведерку, отбирает его у владельца и … спокойно начинает совочком насыпать туда песок.

В дошкольном возрасте дело обстоит уже иначе. Уже у младшего дошкольника сверстник вызывает живое любопытство и положительное эмоциональное отношение, становится весьма притягательным, воспринимается как объект взаимодействия. Конечно, самостоятельно наладить взаимодействие младшие дошкольники ещё не умеют, не знают, как это делается. Поэтому очень многое зависит от взрослого, от того, как он будет руководить этим процессом, научит ли ребенка необходимым средствам привлечения внимания другого человека, также от педагогов и родителей, зависит и то, как будет восприниматься сверстник – на положительной эмоциональной основе или на отрицательной. Но важно то, что уже с младшего дошкольного возраста ребенка не устраивает прежняя позиция «рядом». Он хочет быть «вместе» с детьми.

Работая с детьми раннего возраста отметила для себя, что все чаще в детский сад поступают дети, не умеющие общаться как со взрослыми, так и со сверстниками, плохо идут на контакт, чаще играют в одиночестве, решая эту проблему пришла к выводу, что необходимо развивать как коммуникативные навыки, так и речевые, для работы с детьми выбрала ведущую деятельность детей – игру.

Поставила перед собой цель: развитие коммуникативных навыков у дошкольников с использованием игровых технологий.

С учетом поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  • развивать способность ребенка к сопереживанию
  • развивать навыки коммуникативного поведения
  • способствовать уверенности в себе и развитию самостоятельности
  • формировать позитивное отношение к сверстникам
  • учить выражать свое отношение к другим людям
  • сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным. (Слайд № 3).

Моя работа строилась с использованием следующих методов и приемов:

1) Метод наблюдения – относится к наглядным методам и является одним из ведущих методов дошкольного образования.

2) Игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с такими приемами как: вопрос, указание, объяснение, пояснение, показ.

3) Словесные методы: сюда можно отнести

- рассказы воспитателя;

- рассказы детей; 

- беседы, применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации. (СЛАЙД № 4)

Успешная организация игр невозможна без нескольких условий:

  • устройства игровых уголков в группах, которые включают стеллажи с игрушками, а также ковровое покрытие, где размещена часть игрушек. В игровых уголках проводятся занятия по сюжетно-ролевым и дидактическим играм и организуются свободные игры детей. Слайд №5-6)
  • организация совместной работы с детьми: специальных игр и игровых упражнений по формированию коммуникативных навыков.

Свою работу я начала с изучения научно - методической литературы по данной теме, создания условий для развития речевой и коммуникативной активности детей, подбора материалов с учетом возрастных особенностей детей. (слайд №7)

При формировании коммуникативной компетентности ребенка-дошкольника можно применить дидактическую игру, которую можно разделить на 3 вида:

- дидактические игры с предметами; (слайд № 8)

- настольно – печатные игры, использую для налаживания диалогического общения. Слайд № 9 -10)

-словесные дидактические игры. Воспитывают внимательность к репликам партнеров по игре, чтобы вовремя вступить в игру. (Слайд № 11)

Важным средством социально-коммуникативного развития детей выступают сюжетно-ролевые игры. Способствуют закреплению навыков межличностного общения, совершенствованию разговорной речи, социальному развитию посредствам освоения новых ролей, закрепление новых норм поведения (Слайд 12 - 14)

Технология «Ежедневный рефлексивный круг» направлена на сплочение детского коллектива, формирование умения слушать и понимать друг друга.

Упражнение «Я и мои эмоции». (СЛАЙД№ 15)

Целью данного упражнения является: Создание условия для детей говорить о своих чувствах, развивать способность определять эмоции по схематическим изображениям, обогащать словарь детей.

Упражнение «Сделай, как я» (СЛАЙД № 16)

Цель: Создание условий для развития воображения, выразительных движений, групповой сплоченности.

Содержание: дети выстраиваются в шеренгу. Ведущий выполняет определенные упражнения, остальные стараются воспроизвести все в точности. Каждый из детей должен побывать в роли ведущего.

Таким образом игра как средство речевого и социально - коммуникативного развития детей способствует формированию полноценной личности. При взаимодействии с партнером ребенок чувствует дистанцию, осваивает пространство общения, демонстрирует характер эмоциональной близости. Слайд №17.

Технология «Социальная акция» призвана напомнить всем, что самое главное в жизни это дружба, сострадание, любовь, уважение.

Акции всегда являются тематическими.

Акции могут разделяться по продолжительности:

-Красткосрочные (1 день).

-Среднесрочные (длятся до 1 недели) приурочены к какой-то дате, празднику, теме.

Акции могут быть различной направленности:

-помощь другим людям («Подарки друзьям», «Доброе сердечко», «Открытка для ветерана», «Будем помнить», «Помоги малышам»);

-экология («Наши братья меньшие», «Покормим птиц зимой», «Столовая для пернатых», «Красная книга природы»);

-окружающий социальный мир («Чистая площадка в детском саду», «Чистые дорожки», «Безопасная дорога», «Вылечим книги»);

- значимые даты и праздники («Для мамочки, любимой», «День Победы», «Добрые дела к Новому году», «День Пожилого человека»).

Таким образом, используя данные технологии, ребёнок приобретает эмоционально положительный опыт, познавая себя и других, учится общаться. Я планирую продолжать свою работу по совершенствованию социально - коммуникативного развития детей, изучая и внедряя в практику наиболее эффективные и новые методы.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Детские игры ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО КОМММУНИКАЦИИ И КООПЕРАЦИИ В РЕЧЕВОМ РАВИТИИИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ Воспитатель: Коростелёва Александра Николаевна

Слайд 2

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Актуальность

Слайд 3

Цель: развитие коммуникативных навыков у дошкольников с использованием игровых технологий Задачи: развивать способность детей к сопереживанию; развивать навыки коммуникативного поведения; способствовать формированию уверенности в себе и развитию самостоятельности; формировать позитивное отношение к сверстникам; учить выражать свое отношение к другим людям; сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным.

Слайд 4

Методы и приёмы игровых технологий в развитии коммуникативных навыков: Метод наблюдения Игровой метод Словесный метод

Слайд 5

Предметно – развивающая среда организованна таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом

Слайд 6

Игровые зоны группового пространства

Слайд 7

Методическая литература

Слайд 8

Игры с предметами

Слайд 9

фото Настольно –печатные игры

Слайд 11

Словесные игры

Слайд 12

Сюжетно- ролевая игра

Слайд 13

Больница

Слайд 14

Дочки - матери

Слайд 15

Технология рефлексивный круг Упражнение «Мои эмоции»

Слайд 16

Упражнение «Сделай как я»

Слайд 17

СПАСИБО Таким образом игра как средство речевого и социально - коммуникативного развития детей способствует формированию полноценной личности. При взаимодействии с партнером ребенок чувствует дистанцию, осваивает пространство общения, демонстрирует характер эмоциональной близости. Вывод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: «Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ и ЦОР) в воспитательно-образовательном процессе ДОУ».

Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь воспитателям ДОУ.В этой работе освещены вопросы информатизации ДОУ с учетом возраста воспитанников, даны рекомендации по организации образ...

Методическая разработка «Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

   Личностно – ориентировочная технология является – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, откр...

Методическая разработка "Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми дошкольного возраста"

Методическая разработка предназначена в помощь воспитателям ДОУ, ориентирована на детей 3-7 лет....

Методическая разработка "Применение личностно — ориентированной технологии в работе с детьми"

Методическая разработка "Применение личностно — ориентированной технологии в работе с детьми"...

Методическая разработка "Применение личностно — ориентированной технологии в работе с детьми"

В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из основных компонентов проекта Федерального Государственно...

Методическая разработка : "Применение современных игровых технологий в работе педагогов с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ

Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого ребенка. Поэтому, одной из приоритетных задач дошкольного образования является успешная адаптация...