Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Волшебное оригами» средняя группа
методическая разработка (средняя группа)

Кудряева Ольга Павловна

Занятия в кружке «Волшебное оригами» - это работа, используемая как средство дополнительного образования.  Эта программа поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без ножниц и клея, сотворения настоящих шедевров своими руками.

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_volshebnoe_origami_2020.docx90.53 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №2 «Кораблик»

г. Белозерск

Дополнительная общеобразовательная программа кружка

«Волшебное оригами»

Средняя группа

Воспитатель: Кудряева О.П.

2020 - 2021 учебные года

Содержание

1. Целевой раздел.                                                                                                                1.1. Пояснительная записка.  - 3                                                                                                                                                                                              1.2. Нормативно-правовая база. - 6                                                                                                                                                                                                                        1.3. Актуальность программы, цели, задачи, методы, формы организации.-  6                       1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей.-  8                                                            1.5. Сроки реализации программы.-  9                                                                                                1.6. Планируемые результаты.-  10

 2. Содержательный раздел.                                                                                                             2.1. Диагностика качества образовательного процесса.-  10                                                                 2.2. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей.- 11

3. Организационный раздел.                                                                                                            3.1. Расписание работы кружка.-  12                                                                                                         3.2. Учебный план.- 12                                                                                                                            3.3. Календарно-тематический план. - 12                                                                                                 3.4. Материально-техническое оснащение. -  16                                                                                      3.5. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса -   16

  4. Список литературы. -  16                                                                                                                        

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1.1. Пояснительная записка.

Оригами – это сказка.

Оригами – это веселый труд.

Оригами – это волшебный мир.

Оригами – это фокус.

Оригами – это физкультминутка.

Оригами - это мир превращений и квадрат.

Оригами – это то, что я могу сделать.

Оригами – это праздник.

Искусство складывания бумаги зародилось много веков назад в Японии почти одновременно с появлением самой технологии изготовления ее в стране Восточного Солнца. В течение долгого времени, оригами было храмовым искусством, ведь «ори» означает «сложенный», а «ками» - «бумага» и «бог» одновременно.

Вторая жизнь оригами в Японии началась на заре ХХ века. В основу новой системы воспитания были положены идеи известного немецкого педагога и просвещения Фридриха Фребеля. А он настоятельно рекомендовал заниматься с детьми складыванием несложных конструкций из бумаги. Такое занятие прекрасно развивает маленькие пальчики, и позволяло приобщиться к некоторым геометрическим понятиям.

Согласно ФГОС ДО, важнейшей задачей дошкольного образования является всестороннее личностное развитие детей, основанное на соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности, таких как игра, изобразительная деятельность, конструирование, восприятие сказки и т.д. Также, одним из способов развития творческой личности, согласно ФГОС, является создание различных поделок своими руками – такая деятельность позволяет приобрести навыки и умения для развития тонких и точных движений, уверенного управления своим телом, повышения интеллекта и волевых способностей, что является залогом успешного освоения дошкольником программы начального образования в будущем.

Занятия в кружке «Волшебное оригами» - это работа, используемая как средство дополнительного образования.  Эта программа поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без ножниц и клея, сотворения настоящих шедевров своими руками.

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Актуальность.

Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.
   Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
  Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.

Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении группы к праздникам, подарены на день рождения или к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям. Данная программа предлагает решать обозначенную проблему через освоение детьми приемов работы с бумагой.

Программа “ Волшебное оригами” – комплексная, включающая деятельность по конструированию из бумаги, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.

Новизна программы. Состоит в разработке рабочей программы, направленной на развитие речи детей 5-7 лет через развитие мелкой моторики пальцев рук, посредством занятий оригами.

Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи. Специалисты рекомендуют малышам, которые только учатся говорить, а также дошкольникам, как можно чаще выполнять задания, связанные с работой пальцами – мастерить, шить, играть на музыкальных инструментах. Оригами дает для этого огромный простор – мелких движений не только много, они еще и разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. У большинства людей ведущей является правая рука. И это приводит к непропорциональному развитию полушарий мозга. А занятия оригами координируют работу обоих полушарий мозга, потому что все действия в оригами производятся двумя руками. И это помогает развитию творческих задатков у ребенка. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Значение оригами для развития  ребенка:

  • Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание.
  • Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
  • Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
  • Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
  • Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
  • Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
  • Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
  • Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
  • Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию                  сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.

Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы.

Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению у дошкольников знаний, полученных на занятиях кружка, в рисовании.

Направленность дополнительной общеобразовательной программы: художественно-эстетическая.

1.2. Нормативно-правовая база.

1. Конвенция о правах ребенка.

 2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).

3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования.

5. ФГОС дошкольного образования.

6. Комментарии к ФГОС ДО от 28.02.2014.

7. СанПиН 2.4.1.3049-13.

8. Устав МДОУ «Детский сад №2 «Кораблик».

1.3. Актуальность программы, цели, задачи,

 методы, формы организации.

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи:

Обучающие:    

  1. Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.                                                                                              
  2. Формирование умения следовать устным инструкциям, читать схемы.
  3. Обучение различным приемам работы с бумагой.

  1.  Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
  2.  Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:                                                                                                                  1. Развитие мелкой моторики рук и глазомера.                                                       2.Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии ребенка.    

3. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

 Воспитывающие:

1.Привить интерес к искусству оригами.                                                                             2. Расширить коммуникативные способности детей.

Настоящая программа основана на  дидактических принципах:

  • Наглядности;
  • Доступности;
  • Последовательности и постепенности;
  • Активности;
  • Систематичности;
  • Научности и достоверности;
  • Сознательности

Форма организации детей на занятии: Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка должна составлять 10 человек.

Занятия проводятся четыре раза в месяц, с сентября по май, продолжительностью 25 и 30 минут соответственно каждому году обучения.

Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа), интегрированная.

1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей.

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость. Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах ее достижения.

Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.

Наряду с игрой у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются еще недостаточно отчетливыми и устойчивыми.

Восприятие становится более расчлененным. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними. Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как? зачем? почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к своего  рода опытам, направленным на выяснение неизвестного. Если взрослый невнимателен к удовлетворению познавательных запросов дошкольников, во многих случаях дети проявляют черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка. На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.

1.5. Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 1 год. Она охватывает среднюю группу – от 4 до 5 лет.

Программа включает 18 занятий: 18 занятий в средней группе.

Периодичность занятий – один раз в 2 недели во вторую половину дня. Длительность занятий: средняя группа - 20 минут.  

Занятия проводятся по графику воспитателя: 2 занятия в месяц в средней группе.

Сроки реализации программы: с 1 сентября по 31 мая учебного года (9 месяцев).

1.6. Планируемые результаты

Возраст 4-5 лет

В результате обучения дети должны:

                                                             

-ориентироваться на листе бумаги;                                                                  

 - научиться различным приемам работы с бумагой;                                    

- складывать лист бумаги пополам;                                                                    

 - складывать квадратный лист по диагонали, соединяя два противоположных угла;                                                                                                            

- знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами треугольник, воздушный змей, стакан, книжка;                                          

- научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами;        

 -будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер;

- художественный вкус, творческие способности и фантазию;                                                                                      

- познакомятся с искусством оригами;                                                

- овладеют навыками культуры труда;                                                                               - улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

2. Содержательный раздел. 

                                 2.1. Диагностика качества образовательного процесса.

В программе разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков. Диагностика проводится два раза в год: вводная - в сентябре, итоговая – в мае.

Ф И Ребенка

Знание геометрических фигур

Умение складывать лист бумаги пополам

Умение складывать лист бумаги по диагонали

Умение слушать и выполнять устные инструкции

Создавать композиции с изделиями, выполненным и в технике оригами

Соблюдение сочетаемости цветов и оттенков

Сформирован – 1

На стадии формирования – 2

 Не сформирован – 3

2.2. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей

Гибкая форма организации детского художественного труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, их желания, состояние здоровья и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминутки воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских работ, непосредственное изготовление изделий, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков. После проведения каждого этапа работы кружка предполагается выявление и осознание ребенком своих творческих способностей, овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

Организация работы с родителями

Для сотрудничества с семьёй выбраны следующие формы работы:

  • Оформление наглядной агитации для родителей
  • Проведение бесед
  • Консультаций
  • Совместное проведение мероприятий в дистанционной форме
  • Совместное творчество родителей и детей

Цель: познакомить родителей с интересным и полезным видом творчества – оригами.

 Проводимая работа, не только даёт родителям знания об оригами, о методах и приёмах работы с разными базовыми формами, но и укрепляет взаимоотношения между родителями и детьми.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

3.1. Расписание работы кружка.

Группы

Время проведения

Продолжительность

День недели

Средняя

15.30- 15.50

20 минут

По графику педагога

3.2. Учебный план.

Кружок по оригами

Количество занятий

В месяц

В год

Число занятий

Количество часов

Число занятий

Количество часов

Средняя  группа

2

 

40 минут

18

6 часов

3.3. Календарно-тематический план.

Месяц

Тема

Количество часов

Программное содержание

Оборудование

Сентябрь

Знакомство детей с техникой оригами. Базовая форма «книжка».

«Книжка» -теремок

teremok-origami10

20 мин.

Познакомить детей с техникой оригами. Рассказать откуда появилась эта техника, что можно сделать этой техникой. Заинтересовать детей. Воспитывать желание применять технику оригами для создания поделок. Познакомить детей с базовой формой «книжка».

Цветная бумага, ножницы, клей

«Флажок»

20 мин.

Продолжать знакомить детей с техникой оригами. Закрепить базовую форму «книжка».

Цветная бумага, ножницы, клей

Итого за месяц:

40 мин.

Октябрь

«Яблоко»

https://i.ytimg.com/vi/Zalr6gcL4Q0/maxresdefault.jpg

20 мин.

Закреплять умения складывать квадрат по диагонали. Загибать противоположные углы квадрата к центру квадрата.

Цветная бумага, ножницы, клей

«Грибы»

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-304153-1473442040.jpg

20 мин.

Закреплять умения складывать квадрат по диагонали. Загибать противоположные углы квадрата к центру квадрата. Составлять из деталей грибы.

Цветная бумага, ножницы, клей

Итого за месяц:

40 мин.

Ноябрь

«Цветы из «конфеток»

20 мин.

Закреплять умения складывать квадрат по диагонали. Загибать противоположные углы квадрата к центру квадрата. Составлять из нескольких «конфеток» целое – цветок.

Цветная бумага, ножницы, клей

«Дом»

20 мин.

Закрепить навыки складывания б.ф. «книжка». Создать радостное настроение во время работы.

Цветная бумага, ножницы, клей

Итого за месяц:

40 мин.

Декабрь

«Снежинка»

20 мин.

Закреплять умения складывать квадрат по диагонали. Загибать противоположные углы квадрата к центру квадрата. Составлять из нескольких «конфеток» целое – снежинку.

Цветная бумага, ножницы, клей

«Снегурочка»

20 мин.

Закрепить навыки складывания б.ф. «книжка». Закреплять умения складывать квадрат по диагонали.

Составлять целое из частей.

Цветная бумага, ножницы, клей

Итого за месяц:

40 мин.

Январь

«Лисичка»

20 мин.

Познакомить детей с новой базовой формой  «воздушный змей». Совершенствовать навыки складывания фигурок техникой оригами.

Цветная бумага, ножницы, клей

«Зайчик»

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1152010-1510574144.jpg

20 мин.

Учить детей складывать из  б.ф. «воздушный змей»  туловище и голову зайчика. Закреплять полученные ранее умения и навыки.

Цветная бумага, ножницы, клей

Итого за месяц:

40 мин.

Февраль

«Рыбка»

20 мин.

Закрепить навыки складывания б.ф. «книжка». Учить детей делать перегиб «молния».

Цветная бумага, ножницы, клей

«Солдатик»

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/18602_18ea7143d1e45280d192c43ad910d0d4.jpg.jpg

20 мин.

Учить детей складывать из прямоугольника солдата, учить складывать базовую форму «шкаф», проглаживая линии сгиба. Продолжать учить детей ориентироваться на прямоугольнике, находить правую левую стороны, углы.

Цветная бумага, ножницы, клей

Итого за месяц:

40 мин.

Март

«Цветок»

20 мин.

Закрепить навыки детей складывать из  б.ф. «воздушный змей».  

Цветная бумага, ножницы, клей

«Кошка»

20 мин.

Закреплять навыки складывания б.ф. «треугольник».

Цветная бумага, ножницы, клей

Итого за месяц:

40 мин.

Апрель

«Грач»

https://st1.stranamam.ru/data/cache/2010mar/09/53/149532_55473-650x0.jpg

20 мин.

Закреплять складывать б.ф. «воздушный змей». Учить детей закладывать складку «клюв».

Цветная бумага, ножницы, клей

«Ракета»

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-304153-1459338702.jpg

20 мин.

Закрепить б.ф. «треугольник».  Продолжать учить детей закладывать несколько складок

Цветная бумага, ножницы, клей

Итого за месяц:

40 мин.

Май

«Лягушка»

20 мин.

Закреплять складывание фигурок из б.ф. «треугольник». Учить сгибать боковые острые углы навстречу друг к другу и отгибание их в стороны

Цветная бумага, ножницы, клей

«Собачка»

20 мин.

Продолжать учить детей создавать образ из б.ф. «треугольник». Продолжать учить выразительно  оформлять поделку.

Цветная бумага, ножницы, клей

Итого за месяц:

40 мин.

Итого за год:

6 часов

3.4. Материально-техническое оснащение.

1.Примерный комплект художественных материалов, инструментов и оборудования:

бумага белая, бумага разноцветная односторонняя, бумага разноцветная двусторонняя, бумага основа для композиций, картон белый, картон цветной.

2. Художественные материалы, инструменты: магнитная доска с магнитами, схемы поэтапного складывания, набор цветных карандашей, набор цветных фломастеров, ножницы, клей-карандаш,  клеенки.

3. Технические средства – музыкальная колонка, ноутбук, магнитофон, телевизор.

3.5. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса.

1. Афонькин С. Ю. Игры с бумагой для самых маленьких. - Издательство: "Питер", 2013

2. Выгонов В.В. Оригами для самых маленьких. Сложные модели. – Издательство: «Экзамен», 2016.

3. Дегтева В.Н. Оригами с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.1.

4. Смородкина О.Г. Оригами. - М.: Астрель, СПб.: Сова, 2011.

5. Соколова С.В. Оригами для самых маленьких. - Издательство: Детство-Пресс, 2016 г

6. Тарабарина Т.И. Оригами для начинающих. - Издательство: "Академия развития" , 2007.

7. Черенкова Е.Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей. – Рипол Классик, 2006.

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).

 2. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.3049-13.

3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1990. 5. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.

5. Смородкина, О.Г. Большая книга оригами для всей семьи / О.Г. Смородкина. - М.: Астрель, 2011.

6. Афонькина Е.Ю. Энциклопедия оригами для детей и взрослых. - СПб.: Кристалл, 2008.

7. Богатеева 3.А. Чудесные поделки из бумаги. - М., 1992

8. Венгер Л.А., Мухина В.С. Развитие мышления дошкольника//Дошкольное воспиатние - 2007.№ 37


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа кружка "ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ" средняя группа

Программа бесплатного кружка для детей средней группы. В данной программе предлагаются конспекты увлекательных занятий цветными карандашами, красками и гуашью традиционнионными и нетрадиционными метод...

дополнительная общеобразовательная программа кружка «Фантазёры»

laquo;Фантазёры» дополнительная общеобразовательная программа кружка по художественно-эстетической деятельности детей старшего дошкольного возраста...

Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Умелые ручки» (подготовительная группа)

Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Умелые ручки» (подготовительная группа)...

Дополнительная общеобразовательная программа кружка по оригами «Волшебная бумага» на 2021-2022 учебный год (старшая группа, 5-6 лет)

Дополнительная общеобразовательная программакружка по оригами «Волшебная бумага»на 2021-2022 учебный год(старшая группа, 5-6 лет)...

Дополнительная общеобразовательная программа кружка оригами "Волшебная бумага"(подготовительная к школе группа)

Дополнительная общеобразовательная программа кружка оригами "Волшебная бумага"(подготовительная к школе группа)...

Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Волшебное оригами» подготовительная группа

Оригами -  увлекательнейшее занятие для детей 6 – 7 лет. Оригами часто называют японским искусством, но оно могло зародиться и других странах, где широко использовалась бумага, од...

Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Волшебное оригами» Старшая группа

Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи. Правильная, хорошо развитая речь является одним из...