дополнительная общеобразовательная программа кружка «Фантазёры»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Иванова Татьяна Владимировна

«Фантазёры» дополнительная общеобразовательная программа кружка по художественно-эстетической деятельности детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО

Педагогическим советом
Протокол  от «28» августа 2016г. № 1  

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МАДОУ «Берёзка»
_____________ И.С. Шамсутдинова
Приказ от «01» сентября 2016 г. № 215/1

Дополнительная

общеобразовательная программа

 «Фантазёры»

для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

                                                       Автор-составитель:

Иванова Татьяна Владимировна

                                                                     Воспитатель

г. Когалым, 2016г.

Паспорт

дополнительной общеобразовательной программа кружка

Наименование программы

«Фантазёры» дополнительная общеобразовательная программа кружка по художественно-эстетической деятельности детей старшего дошкольного возраста

Автор

программы

Воспитатель МАДОУ «Берёзка» Т.В. Иванова

Наименование учреждения

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Берёзка»

Адрес

учреждения

628484, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г.Когалыма, ул. Ленинградская, д. 55

тел.: 8(34667)-2-22-17

Цель

программы

Развитие мелкой моторики рук и развитие творчества детей в процессе деятельности с различными материалами. Развитие у детей творческих способностей через изготовление поделок из различных материалов

Задачи

программы

  • Развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей.
  • Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.
  • Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.
  • Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними
  • Воспитывать любовь к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству.  
  • Развивать мелкую мускулатуру рук, пальцев.
  • Прививать точность и аккуратность в  выполнении работ.
  • учить самостоятельному изготовлению поделок из природного и бросового материала, бумаги и картона, ткани;
  • учить использовать при изготовлении поделок разных по фактуре материалов;
  • закреплять умение работать по схеме;
  • развивать сенсорное восприятие;
  • развивать речевую активность;
  • развивать тонкую моторику рук;
  • укреплять мышцы пальцев и кистей;
  • способствовать творчески-осознанному действию пальцев рук;
  • воспитывать желание достигать поставленные цели.

Ожидаемые результаты

  • Использовать нетрадиционный материал в рисовании (подручный, природный), самостоятельно находить новые способы в рисовании.
  • Знать различные способы использования бумаги, уметь делать объемные фигурки из бумаги.
  • Знать с историю развития северных росписей, уметь различать их по характерным элементам, знать и уметь расписывать мезенской росписью различные формы.
  • Уметь работать с любым пластическим материалом.

Принципы

  • Принцип развивающего образования
  • Принцип научной обоснованности и практической применимости
  • Принцип интеграции
  • Принцип игровой

Режим работы кружка «Фантазеры»

День недели

Время в режиме дня

Среда

15.30 – 16.00

Список детей:

  1. Вебер Екатерина,
  2. Габибова Умукурсум,
  3. Кахаева Элина,
  4. Кобякова София,
  5. Магомедова Марьям,
  6. Петрова Дарья,
  7. Сафина Элина,
  8. Соловьева Полина,
  9. Хамахаева Марха,
  10. Шомшина Лиза,
  11. Венков Павел,
  12. Смольников Назар

I. Целевой раздел  

                                 

1. Пояснительная записка

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится. Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.

Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.

Детское творчество – сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, которое построено на работе воображения, на отражении своих наблюдений, а так же впечатлений. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и творчество (рисование, лепка) предоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает, не смотря на нехватку слов.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Творчество имеет неоценимое значение для подготовки детей к школе. У ребенка формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе. А именно развитие мелкой моторики, умение ориентироваться на листе бумаги, в пространстве, усвоение сенсорных эталонов, развитие наглядно-образного мышления.

Творчество развивает такие нравственно-волевые качества, как умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

1.2. Цели программы: развитие мелкой моторики рук и развитие творчества детей в процессе деятельности с различными материалами. Развитие у детей творческих способностей через изготовление поделок из различных материалов.

Задачи:

  • Развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей.
  • Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.
  • Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.
  • Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними
  • Воспитывать любовь к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству.  
  • Развивать мелкую мускулатуру рук, пальцев.
  • Прививать точность и аккуратность в  выполнении работ.
  • учить самостоятельному изготовлению поделок из природного и бросового материала, бумаги и картона, ткани;
  • учить использовать при изготовлении поделок разных по фактуре материалов;
  • закреплять умение работать по схеме;
  • развивать сенсорное восприятие;
  • развивать речевую активность;
  • развивать тонкую моторику рук;
  • укреплять мышцы пальцев и кистей;
  • способствовать творчески-осознанному действию пальцев рук;
  • воспитывать желание достигать поставленные цели.

1.3.Мониторинг освоения результатов

Критерии качества освоения ребенком ручного труда

  1. Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
  2. Владеет приемами работы с различными материалами.
  3. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
  4. Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
  5. Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
  6. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
  7. Выполняет работу по замыслу.
  8. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
  9. Показывает уровень воображения и фантазии.
  10. Использует в работе разные способы ручного труда.

Ожидаемые результаты:

К концу учебного года дети должны уметь:

  • Использовать нетрадиционный материал в рисовании (подручный, природный), самостоятельно находить новые способы в рисовании.
  • Знать различные способы использования бумаги, уметь делать объемные фигурки из бумаги.
  • Знать с историю развития северных росписей, уметь различать их по характерным элементам, знать и уметь расписывать мезенской росписью различные формы.
  • Уметь работать с любым пластическим материалом.

В течение года:

- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

- Тематические выставки в ДОУ.


Диагностика по ручному труду

№ п/п

Ф.И.

ребенка

Показатели

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

Свойства материалов

Овладение приемов работы с материалами

Развитие конструктивных способностей(резать, клеить, рвать, измерять,  вырезать )

Мелкая моторика

природный

пластилин

бумага

нитки

тесто

бросовый

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

Выводы ________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мониторинговые показатели

В (высокий уровень) – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

С (средний уровень) – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью педагога.

Н (низкий уровень) – ребенок не может выполнить все параметры оценки без помощи взрослого.  

Сводная диаграмма

  Начало года                                                                             Конец года        

Высокий - ___ %                                                                       Высокий - ___ %    

Средний  - ___ %                                                                      Средний - ___ %  

Низкий - ___ %                                                                         Низкий - ___ %                                    


II. Содержательный раздел                                 

2.1. Учебный план

№ п/п

Тема

Всего часов

1

Работа с природным материалом

1ч.

2

Работа с бумагой

10ч. 30мин.

3

Работа с крупой и макаронами

2ч.

4

Лепка из солёного теста

4ч.

Итого

17ч. 30 мин.

2.2. Перспективное планирование

Месяц

Дата

Название

Программное содержание

Сентябрь

 

07.09.16

1.«Цветочная клумба»

коллективная аппликация

Цель: вызвать интерес к оформлению цветами коллективной работы; упражнять в наклеивании деталей; развивать чувство ритма; воспитывать интерес к отражению в работах своих впечатлений с природе.

14.09.16

2 «Весёлый зоопарк»

поделки из природного материала

Цель: продолжать учить выполнять поделки из различного материала; развивать у детей сообразительность, творчество, умение использовать разные средства выразительности при создании образа; учить моделировать игровую ситуацию; обогащать эмоциональную сферу и словарь.

21.09.16

3. «Рыбки в аквариуме»

аппликация из геометрических фигур-кругов

Цель: учить чётко выполняя инструкции воспитателя; составлять композицию; делить круги пополам, по секторам, наклеивая их на основу.

28.09.16

4. «Гусеница в груше»

Цель: учить сгибать полоску бумаги гармошкой; дополнять композицию другими элементами; вырезать контур предметов, закругляя углы.

Октябрь

05.10.16

1. «Ковёр»

аппликация

Цель: учить детей выполнять аппликацию из природного материала на пластилиновой основе; развивать творчество, фантазию, чувство ритма; учить составлять композицию.

12.10.16

2. «Белый лебедь»

Цель: уметь в правильном порядке наклеивать фигурные детали.

19.10.16

3. «Грибок»

открытка

Цель : продолжать совершенствовать навыки работы с клеем и крупой.

26.10.16

4. Изготовление светофора

Цель: с помощью бумажных выкроек склеить каркас светофора; закреплять умение работать самостоятельно.

Ноябрь

02.11.16

1. «Рамка для картин»

солёное тесто

Цель: учить детей работать с солёным тестом, делая рамку для картин; развивать умение выполнять работу аккуратно.

02.11.16

2. «Собака и котёнок»

оригами

Цель: продолжать учить складывать бумагу в правильном порядке, дополняя деталями.

16.11.16

3. «Волшебный коврик»

Цель: продолжать учить делать колбаски и цветочки из солёного теста; воспитывать аккуратность, усидчивость.

23.11.16

4. Медальоны из солёного теста

Цель: продолжать работать с солёным тестом; делать поделки по образцу, используя свою фантазию; следить за процессом сушки изделий.

Декабрь

07.12.16

1. «Рукавички»

Цель: продолжать украшать изделие дополнительными деталями.

07.12.16

2. Новогодние украшения для ёлки

Цель: продолжать расширять кругозор детей, используя подручный материал для поделок; поощрять самостоятельность, творческий подход; следить за эстетичностью поделок.

07.12.16

3. Новогодняя маска

Цель: продолжать учить детей самостоятельно вырезать по шаблону; развивать фантазию, творчество; воспитывать аккуратность.

07.12.16

4. Снежинки для ёлочки

Цель: продолжать совершенствовать технику вырезания снежинок из квадратного листа бумаги.

Январь

11.01.17

1. «Аквариум»

аппликация

Цель: учить детей делать аппликации, аккуратно наклеивая их на прочную основу, не выходя за границы; развивать аккуратность.

18.01.17

2. «Дом из картона»

Цель: работать с картоном, надрезать его, дополняя деталями.

25.01.17

3. «Кактусята»

Цель: познакомить с тычкованием; дать возможность самостоятельно изготовить поделку; развивать усидчивость, терпение.

Февраль

01.02.17

1. Подарок для пап

Цель: формировать умение работать по схемам и образцу, дополнять деталями; воспитывать аккуратность.

08.02.17

2. «Зимушка-зима»

обрывная аппликация

Цель: с помощью этой техники создать композицию зимы, используя небольшие кусочки цветной бумаги.

15.02.17

3. «Закладка для тетради»

Цель: совершенствовать умение складывать бумагу по инструкции воспитателя; проявлять творчество, фантазию в украшении закладки.

22.02.17

4. «Дерево»

Цель: сделать приятное для родителей ко дню святого Валентина, вырезав с помощью ножниц дерево и украсив его многочисленными сердечками из цветной бумаги; воспитывать желание делать приятное своим близким.

Март

01.03.17

1. Цветы для мамы из креповой бумаги

Цель: закреплять приёмы работы с креповой бумагой; проявлять творчество, фантазию.

15.03.17

2.»Подкова»

солёное тесто

Цель: продолжать учить делать поделки из солёного теста.

22.03.17

3.Мозаика из бумаги-техника раздвижения

Цель: учить детей вырезать образ-силуэт, делить его на части, не только по длине, но и по ширине, приклеивая их на расстоянии; аккуратно пользоваться ножницами и клеем.

29.03.17

4. «Лягушонок – карандашница»

Цель: продолжать использовать бросовые материалы для поделок, дополнять их различными элементами; проявлять творчество и фантазию.

Апрель

05.04.17

1. «Цыплёнок»

пасхальная открытка

Цель: продолжать знакомить с праздником пасхи; воспитывать желание дарить друг другу небольшие подарки, сделанные своими руками, используя простые материалы.

12.04.17

2. «Вертушки»

Цель: продолжать учить сворачивать бумагу в рулон, закреплять его с помощью клея на основе.

19.04.17

3. «Сверкающее солнышко»

поделки из макарон

Цель: развивать у детей фантазию, эстетический вкус, воображение, мелкую моторику рук, навыки работы с клеем и красками.

26.04.17

4. «Цыплёнок»

аппликация из салфеток

Цель: продолжать учить работать с разными материалами.

Май

03.05.17

1. «Божьи коровки»

Цель: упражнять в самостоятельном изготовлении божьей коровки;

закреплять умение действовать самостоятельно; развивать внимание.

10.05.17

2. «Игольница для мамы»

Цель: учить детей работать с тканью.

17.05.17

3. «Смешная гусеница»

аппликации и поделка из бумаги

Цель: продолжать учить делать необычные фигуры из цветной бумаги; вырезать пять разноцветных кружков и один овал; дополнять элементами, включая свою фантазию.

24.05.17

4. «Бумажная страна»

итоговое

Цель: побуждать детей создать поделку из бумаги по типу оригами, самую любимую с изготовлением которой они познакомились в течение года; воспитывать желание оказывать друг другу помощь; правильно ориентироваться на листе бумаги по схеме; дополнять поделку мелкими деталями.

III. Организационный раздел

3.1. Организация кружковой деятельности

Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей. Приоритет в обучении отдается пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в режиме дня. Продолжительность занятия 25-30 минут. Программа разработана на 1 год обучения для детей 6-7 лет. В год 35 занятий.

3.2. Используемый материал

  • Краски – гуашь, акварель, тушь.
  • Бумага разных форматов, цвета, фактуры.
  • Ножницы, клей, пластилин, кисти, подставки под кисти, стаканы для воды.
  • Свеча, мелки восковые, карандаши.
  • Палочки или старые стержни для торцевания.
  • Матерчатые салфетки.
  • Природный материал: палочки, ракушки, желуди, семена тыквы, ягоды рябины, шиповника, шишки.
  • Бумага чертежно-рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная; картон цветной, тонкий, упаковочный; открытки, салфетки, фантики.
  • Ткань.
  • Различные оригинальные материалы: пуговицы, ракушки, камешки, бисер, стеклярус, блестки, бусины разного размера и формы для создания нетрадиционных изделий.
  • Клеенка: клеенчатые обложки для книг, дневников, папки; самоклеющаяся пленка разных цветов.
  • Бросовый материал: коробки картонные, пластиковые стаканчики, стеклянные бутылки, кусочки поролона, кожи, ткани, проволока, спички.

3.3. Список литературы

  1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006.
  2. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006.
  3. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
  4. ped-kopilka.rublogs…klas…smeshariki…iz…testa.html
  5. maam.ru…korzinochka-iz-myla-i-atlasnyh-lent.
  6. stranamasterov.ruИсточникЕжики из соленого теста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Умелые ручки» (подготовительная группа)

Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Умелые ручки» (подготовительная группа)...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА кружка по речевому развитию «Говорушки»

Программа направлена на речевое развитие ребёнка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие его коммуникативн...

Дополнительная общеобразовательная программа кружка "Мукосолька"

Цель программы: раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, воображения, внимания. Формирование личности ребенка в творческом его развитии....

Дополнительная общеобразовательная программа кружка "Юные исследователи"

Программа кружка "Юные исследователи" расчитана на на 3 года обучения...

Дополнительная общеобразовательная программа кружка по развитию мелкой моторики «Бусинки»

Цель программы: развитие и укрепление координации движений мелкой моторики рук у детей раннего возраста через нетрадиционное использование различных предметов, в играх, упражнениях и ра...

Дополнительная общеобразовательная программа кружка "Красный, жёлтый зелёный"

Направленность дополнительной образовательной программы социально-педагогическая, работа по изучению основ безопасности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил доро...