Дополнительная общеобразовательная программа кружка по развитию мелкой моторики «Бусинки»
рабочая программа (младшая группа)

Мария Андреевна Петровец

Цель программы: развитие и укрепление координации движений мелкой моторики рук у детей раннего возраста через нетрадиционное использование различных предметов, в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Задачи:

Образовательные:

Ø  формирование познавательной активности и творческого воображения детей;

Ø  формирование практических умений и навыков;

Ø  способствовать умению целенаправленно управлять движениями пальцев, рук в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;

Развивающие:

Ø  развитие артикуляционной и мелкой моторики пальцев, кистей рук;

Ø  развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения;

Ø  развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление;

Ø  развитие восприятия и переключение на разные виды деятельности;

Воспитательные:

Ø  создание положительного эмоционального фона, радости;

Ø  воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, внимательность к выполнению заданий;

Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, уважение к чужому труду, чувство товарищества)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_businki.docx63.36 КБ

Предварительный просмотр:

НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»

Дополнительная общеобразовательная программа кружка по развитию мелкой моторики «Бусинки»

На 2019-2020 учебный год

Автор – составитель: Петровец

Мария Андреевна

воспитатель

Г.п. Пойковский, 2019г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка…………………………………………………….

3

1.1. Направленность программы...................................................................................

3

1.2. Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность………………......

3

1.3. Цель и задачи реализации программы...................................................................

4

1.4. Основные принципы реализации программы ......................................................

5

1.5. Основные формы организации и режим занятий………………………………..

5

1.6. Ожидаемые результаты освоения программы и способы

определения их результативности................................................................................

7

2. Учебно-тематический план программы ………………………………..

8

2.1. Ранний дошкольный возраст 1,6-3 лет..............................................................

8

3. Содержание программы…………………………………………………...

9

3.1.  Содержание работы с детьми 1,6-3 лет.................................................................

9

4. Методическое обеспечение программы…………………………………

15

4.1  Методическое оснащение программы ………...……………………………

15

4.2.Перечень средств обучения, оборудования........................................................

15

5. Список использованной литературы.........................................................

16

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Направленность программы

В настоящее время не теряет актуальности вопрос о раннем развитии детей. Развитие мелкой моторики рук ребёнка - одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе ДОУ. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Учеными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, для будущего овладения письмом.

 Дополнительная общеобразовательная программа «Бусинки» разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 "О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей";
  • СанПиН  2.4.1.3049-13  "Санитарно-эпидемиологические  требования   к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Данная программа «Бусинки», предназначена для работы с детьми по развитию и укреплению мелкой моторики рук у детей, и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей. Программа предназначена для работы с детьми раннего дошкольного возраста (1,6-3лет) в условиях НРМ ДОБУ «ЦРР – детский сад «Теремок».

1.2. Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность

Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребёнка. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность.

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет.

Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что данная программа позволяет не только развивать познавательные процессы, но и реализовывать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослым и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов – служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволяет детям почувствовать свою успешность. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу.

Новизна: Работа в кружке «Бусинки» направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом, направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов ребёнка: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики. Внедрение нестандартного оборудования для самомассажа рук.

Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

1.3. Цель и задачи реализации программы

Цель программы: развитие и укрепление координации движений мелкой моторики рук у детей раннего возраста через нетрадиционное использование различных предметов, в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Задачи:

Образовательные:

  • формирование познавательной активности и творческого воображения детей;
  • формирование практических умений и навыков;
  • способствовать умению целенаправленно управлять движениями пальцев, рук в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;

Развивающие:

  • развитие артикуляционной и мелкой моторики пальцев, кистей рук;
  • развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения;
  • развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление;
  • развитие восприятия и переключение на разные виды деятельности;

Воспитательные:

  • создание положительного эмоционального фона, радости;
  • воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, внимательность к выполнению заданий;
  • Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, уважение к чужому труду, чувство товарищества);

1.4. Основные принципы реализации программы

Для реализации этих элементов в полной мере в основу программы положены следующие принципы:

  • принцип доступности – обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме;
  • принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей. Данный принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и индивидуальными возможностями, особенностями его развития;
  • принцип оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;
  • принцип коммуникативности – создание атмосферы доброжелательного общения между детьми;
  • принцип постоянного соблюдения техники безопасности и гигиенических условий, смены видов деятельности.

1.5. Основные формы организации и режим занятий

Особенности реализации программы:

Программа дополнительного образования «Бусинки» адресована детям 1,6-3 лет и рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью 10-15 минут. Форма занятий групповая. Занятия проводятся в группе во второй половине дня.

Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений

Работа кружка включает в себя следующие разделы:

  • Пальчиковый игротренинг.
  • Массаж кистей рук.
  • Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
  • Ручная умелость (рисование пластилином, поролоновыми губками, ватными палочками, тычками).
  • Конструирование.
  • Развитие графических навыков.
  • Рисование.
  • Штриховка.
  • Игры и действия с мелкими предметами.
  • Работа с сыпучими материалами (рисование на крупе, выкладывание мозаики).
  • Работа со шнурками, замочками, липучками.
  • Лепка.

В разделе «Пальчиковый игротренинг» дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, которые сочетают в себе музыкальное сопровождение, сопровождение художественным словом, гимнастику с учебными предметами. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

В разделе «Ручная умелость» задания помогут улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, знакомятся с техникой рисования пластилином, методом тычка, ватными палочками, поролоновыми губками, со свойствами бумаги. Выполнение детьми заданий тренирует произвольное внимание, развивает память, логическое мышление, воображение.

В разделе «Графические навыки» дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учиться правильно держать карандаш

В разделе «Рисование» дети знакомятся с техникой – пальчиковая живопись, с особенностями изобразительных материалов, основами композиции. Занятия рисованием развивают эстетическое восприятие, творческие способности, совершенствуют сложно координированные движения руки.

В разделе «Игры и действия с мелкими предметами» у детей совершенствуются двигательные навыки, развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре

В подразделе «Работа с сыпучими материалами» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

Подраздел «Работа со шнурками, замочками, липучками» направлен на развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей, развитие психических познавательных процессов, таких как воображение, восприятие, память, внимание, развитие цветовых ощущений, развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, умения доводить начатое дело до конца.

В подразделе «Моделирование» подобраны задания для формирования тонких движений рук, развития мускульной и тактильной памяти, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений. Занятие моделированием развивает внимание, память, пространственное мышление.

В подразделе «Лепка», изготовление поделок из пластилина. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.

В образовательном процессе применяются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический, словесные, наглядные, практические, исследовательские, мотивационно-стимулирующие.

  • В ходе реализации программы перед воспитанниками раскрываются большие возможности в проектной и творческой деятельности, а также участие в выставках, конкурсах, различного уровня.
  • Одним из важных элементов, предусмотренных программой, является информатизация образовательного процесса. Процесс использования современных информационно-коммуникативных технологий представлен разными видами деятельности: сбор и переработка информации, выпуск газет и мастер классов для родителей по созданным детьми работам, тиражирование иллюстративного и раздаточного материала и тренировочных упражнений, хранение и обработка в электронном виде результатов выполненных работ (фото). Выкладывание информации и результатов детского творчества на сайте ДОУ.

1.6. Ожидаемые результаты освоения программы и способы определения их     результативности

Результатом работы по данной программе должно стать:

  • Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня, соответствующего данному возрасту.
  • Овладение разными видами ручной умелости.
  • Овладение приемами работы с разными инструментами.
  • Овладение нормами этики поведения.

Ожидаемые результаты

К концу занятий в кружке дети должны знать:

  • свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
  • несколько разных способов нанесения краски (кистью, ватной палочкой, поролоновой губкой, пальчиками, ладошками);
  • основные формы штриховки (вертикальная, горизонтальная);
  • понятие «конструктор», «мозаика»;
  • некоторые приемы лепки (шарик, колбаска и др.);
  • пальчиковые игры в комплексе со стишками.

Должны уметь:

  • правильно держать карандаш;
  • умение лепить из пластилина;
  • работать с трафаретами;
  • заштриховывать предметы двумя способами;
  • застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

2.1. Ранний дошкольный возраст 1,6-3 лет 

п/п

Тема занятия

Количество занятий

Время, затраченное на занятие

  1

«Наш любимый детский сад»

  1

10-15 мин.

2

«Осень»

1

10-15 мин.

3

«Фрукты»

1

10-15 мин.

4

«Овощи на грядке»

1

10-15 мин.

5

«Деревья»

1

10-15 мин.

6

«Птицы»

1

10-15 мин.

7

«Игрушки»

1

10-15 мин.

8

«Одежда»

1

10-15 мин.

9

«В мире животных»

1

10-15 мин.

10

«Моя семья»

1

10-15 мин.

11

«Посуда»

1

10-15 мин.

12

«Дом в котором я живу»

1

10-15 мин.

13

«День мамы»

1

10-15 мин.

14

«Мишка»

1

10-15 мин.

15

«Снег идет»

1

10-15 мин.

16

«Зима»

1

10-15 мин.

17

«Здравствуй елка, новый год»

1

10-15 мин.

18

«Транспорт»

1

10-15 мин.

19

«Волшебные ладошки»

1

10-15 мин.

20

«Профессии»

1

10-15 мин.

21

«Жираф»

1

10-15 мин.

22

«Ежик»

1

10-15 мин.

23

«Я здоровье берегу»

1

10-15 мин.

24

«Защитники отечества»

1

10-15 мин.

25

«Мамин праздник»

1

10-15 мин.

26

«Вышла курочка гулять»

1

10-15 мин.

27

«Весна»

1

10-15 мин.

28

«Цветы»

1

10-15 мин.

29

«Ласковое солнышко»

1

10-15 мин.

30

«»Весенняя капель»

1

10-15 мин.

31

«Матрешкина сказка»

1

10-15 мин.

32

«Мебель»

1

10-15 мин.

33

«Веселые ребята»

1

10-15 мин.

34

«Осьминожка»

1

10-15 мин.

35

«Дождик»

1

10-15 мин.

36

«Зеленый лужок»

1

10-15 мин.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1.  Содержание работы с детьми 1,6-3 лет

Месяц№

п/п

Тема занятия

Содержание занятия

  Сентябрь

Занятие №1

«Наш любимый детский сад»

1. Пальчиковая гимнастика «Дружба».

2. Массаж «Тесто». В глубокую емкость насыпаны крупы – фасоль, горох, гречка или смесь (сухой бассейн). Ребёнок запускает руки в «сухой бассейн» и имитирует замешивание теста, приговаривая: «Мы тесто месили, мы тесто месили: нас тщательно всё помесить попросили, но сколько ни месим и сколько ни мнём, комочки опять и опять достаём»

3. Лепка из пластилина «Погремушка».

4. Массаж «Крутись, карандаш». Раздать детям карандаши и предложить их покатать между ладошек по всей длине пальчиков.

« Карандаш я покачу, вправо-влево, как хочу!».

Сентябрь

Занятие №2

«Осень»

1. Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое».

2. Игра «Собери пирамидку».

3. Рисование пальчиками «Осенние листочки».

4. Игра с прищепками «Солнышко». Дети дополняют солнышко лучиками, надевая прищепки на картонные круги.

Сентябрь

Занятие №3

«Фрукты»

1. Пальчиковая гимнастика «Апельсин».

2. Упражнение «Веселая шнуровка».

3. Рисование пластилином «Яблоко».

4. Самомассаж косточками фруктов.

Сентябрь

Занятие №4

«Овощи на грядке»

1. Пальчиковая гимнастика «Капуста».

2. Чудесный мешочек «Овощи» (найти на ощупь в мешке загаданный овощ).

3. Рисование и штриховка по трафарету «Морковка».

4. Самомассаж «Этот мячик не простой». Массаж пальчиков мячиком-ежиком

«Этот мячик не простой весь колючий, вот такой. Меж ладошками кладем, им ладошки разотрем».

Октябрь

Занятие №1

«Деревья»

1. Массаж: «Крутись, карандаш». « Карандаш я покачу, вправо-влево, как хочу!».

2. Игра с прищепками «Иголочки для елочки».

3. Рисование ладошками «Деревья».

4. Пальчиковая гимнастика «Кто построил птичке домик».

Октябрь

Занятие №2

«Птицы»

1. Пальчиковая гимнастика «Сорока-белобока».

2. Упражнение «Накормим птичек» (отрывать кусочки бумаги, скомкать бумагу в маленькие крошки).

3. Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко».

4. Рисование пальчиками «Зернышки для петушка».

Октябрь

Занятие №3

«Игрушки»

1. Рисование на манке «Рисуем мячи».

2. Игра: «Помоги зайчику найти дорожку домой» (на иллюстрации провести пальчиком по дорожке, ведущей к домику).

3. Лепка из пластилина «Пирамидка».

4. Пальчиковая гимнастика «Игрушки».

Октябрь

Занятие №4

«Одежда»

1. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

2. Дидактическая игра «Оденем Катю»

3. Лепка из пластилина «Пуговицы для платья». Закреплять умение самостоятельно раскладывать пластилиновые шарики друг, за другом (снизу вверх), у линии. Закреплять прием надавливания.

4. Самомассаж граненными карандашами.

Октябрь

Занятие №5

«В мире животных»

1. Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке».

2. Дидактическая игра «Чей детеныш».

3. Рисование сот пальчиками «Угостим медвежонка медом».

4. Самомассаж мячиками (ежиками).

Ноябрь

Занятие №1

«Моя семья»

1. Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

2. Игра «Посмотри, кто спрятался в комочке?» (смятый комочек бумаги с изображением картинки внутри).

3. Рисование оттиском поролона «Пушистый котенок».

4. Упражнение «Клубочки для бабушки».

Ноябрь

Занятие №2

«Посуда»

1. Пальчиковая гимнастика «Помощники».

2. Дидактическая игра «Собери картинку» - «Склеим сервиз».

3. Лепка из пластилина по трафарету «Узор на блюдце».

4. Массаж гранеными карандашами.

Ноябрь

Занятие №3

«Дом в котором я живу»

1. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире».

2. Игра «Чудесный мешочек» (отгадывание игрушек на ощупь).

3. Рисование ладошками «Букет в вазе».

4. Самомассаж камушками – катать по очереди каждым

пальчиком камушки.

Ноябрь

Занятие №4

«День мамы»

1. Пальчиковая гимнастика «Здравствуй солнце золотое».

2. Упражнение «Бусы для мамы» (нанизывание макарон на ленту).

3. Игра в сухом бассейне «Спрячь и найди».

4. Самомассаж косточками фруктов».

Декабрь

Занятие №1

«Мишка»

1. Упражнение «Кто спрятался в снегу» (разглаживание трафаретов животных из бумаги, смятой в комочки).

2. Рисование «Медвежонок». Осваивание новой техники рисования – поролоновой губкой.

3. Игра «Берлога для мишки» - мелко порвать бумагу белого цвета, потом засыпать Мишку – «в берлоге».

4. Самомассаж шишками.

Декабрь

Занятие №2

«Снег идет»

1. Пальчиковая гимнастика «Снежный ком».

2. Упражнение «Вышли пальчики гулять» (двумя пальцами руки ходить по столу сначала медленно, потом быстро).

3. Рисование ватными палочками «Снег идет».

4. Игра «Построим горку для зверушек из снежных комков» -

изготовление снежных комков из бумаги путем ее сжатия и

скатывания между ладонями.

Декабрь

Занятие №3

«Зима»

1. Пальчиковая гимнастика «Зимой».

2. Игра «Чудесный мешочек» - определить на ощупь

резиновые игрушки.

3. Лепка из пластилина «Снеговик».

4. Самомассаж ребристыми мячиками (ежиками).

Декабрь

Занятие №4

«Здравствуй елка, новый год»

1. Пальчиковая гимнастика «Елочка».

2. Упражнение с прищепками «Наряжаем елочку».

3. Рисование пальчиками «Елочка нарядная».

4. Массаж: «Покатай» (еловая шишка):

«Шишки с ёлки есть у нас, покатаем их сейчас».

Январь

Занятие №1

«Транспорт»

1. Упражнение «Машина на разгрузке» (рассортировать горох и фасоль).

2. Лепка из пластилина «Колеса для машины».

3. Упражнение «Ловкие ручки» - подбери подходящую крышечку.

4. Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются».

Январь

Занятие №2

«Волшебные ладошки»

1. Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики».

2. «Чудо-домик» с разнообразными застежками, замочками, шнуровкой, липучками на нем.

3. Рисование ладошками «Ласковое солнышко».

4. Игра «Спрячь шарик». Небольшие шарики из пластилина спрятать  в ладошке так, чтобы его было не видно.

Январь

Занятие №3

«Профессии»

1. Пальчиковая гимнастика «На работу».

2. Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы».

3. «Укрась платье для Даши» - раскрашивание платья карандашами, вырисовывание узора.

4. Игры с прищепками «Большая стирка».

Февраль

Занятие №1

«Жираф»

1. Пальчиковая гимнастика «Игрушки».

2. Упражнение «Собери матрешку» (матрешки перепутаны, нужно правильно собрать).

3. Рисование пальчиками «Пятнышки для жирафа».

4. Физкультминутка «Мы гуляем».

Февраль

Занятие №2

«Ежик»

1. Пальчиковая гимнастика «Пальчики».

2. Игра «Веселые ладошки» - завязываем узелки, бантики.

3. Работа с трафаретами «Обведи и раскрась ежика».

4. Самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальчиком камушки.

Февраль

Занятие №3

«Я здоровье берегу»

1. Пальчиковая гимнастика «Встали пальчики».

2. Упражнение «Похлопаем» - хлопаем в ладоши тихо, громко и в разном темпе.

3. Рисование ватными пальчиками «Ягодки на ветке».

4. Массаж мячиком (ежиком): «Этот мячик не простой».

Февраль

Занятие №4

«Защитники отечества»

1. Пальчиковая гимнастика «За работу».

2. Игры с «Бизибордом».

3. Рисование цветными карандашами «Праздничный салют» (рисование штрихами).

4. Массаж грецким орехом.

Март

Занятие №1

«Мамин праздник»

1. Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются».

2. Игры с замочками, пуговицами «Оденем куклу Катю».

3. Рисование поролоновыми тычками «Цветок для мамы».

4. Самомассаж граненными карандашами.

Март

Занятие №2

«Вышла курочка гулять»

1. Массаж: «Зернышко» (фасоль)

« Мы катаем, мы катаем фасолевые зернышки, будут ловкими у нас пальчики, ладошечки».

2. Лепка из пластилина «Угощение для цыплят».

3. Игры в сухом бассейне «Найди цыпленка».

4. Пальчиковая гимнастика «Утята».

Март

Занятие №3

«Весна»

1. Игры с пуговицами – рассортировать пуговицы по цвету в разные коробочки (желтый, красный, синий, зеленый).

2. Пальчиковая гимнастика «Коза рогатая».

3. Рисование ладошками «Зеленый лужок».

4. Упражнение «Нарви молодой травки» - мелко нарвать зеленую бумагу.

Март

Занятие №4

«Цветы»

1. Пальчиковая гимнастика «Встали пальчики».

2. Массаж «Покатился мячик наш».

3. Рисование методом тычка «Одуванчики».

4. Игра «Забавный шнурок».

Март

Занятие №5

«Ласковое солнышко»

1. Пальчиковая гимнастика «Здравствуй солнце золотое!».

2. Игры в сухом бассейне с горохом «Спрячь и найди».

3. Рисование «Лучики для солнышка».

4. Упражнение с бумагой «Что спряталось в комочке».

Апрель

Занятие №1

«Весенняя капель»

1. Упражнение «Кто больше соберет фасоли?» - из сухого бассейна выбрать фасоль.

2. Игры в сухом бассейне «Спрячь и найди».

3. Рисование пальчиками «Весенняя капель».

4. Пальчиковая гимнастика «Улитка».

Апрель

Занятие №2

«Колобок»

1. Пальчиковая гимнастика «Здравствуй».

2. Чтение русской народной сказки «Колобок».

3. Лепка из пластилина «Колобок».

4. Упражнение «Спрячь в ладошке» (предложить детям спрятать своего «Колобка» в ладошке так, чтобы его было не видно).

Апрель

Занятие №3

«Мебель»

1. Пальчиковая гимнастика «Стульчик».

2. Конструирование «Домик для зайки».

3. Лепка из пластилина «Ножки для стульчика».

4. Массаж мячиком (ежиком).

Апрель

Занятие №4

«Веселые ребята»

1. Пальчиковая гимнастика «Детки».

2. Рисование пластилином «Украсим бабочке крылышки».

3. Игра: «Угостим петушка». Предложить детям разобрать зерна фасоли и горошка, и угостить петушка горошком.

4. Массаж ребристыми карандашами «Покатай, покатай».

Май

Занятие №1

«Осьминожка»

1. Пальчиковая гимнастика «Пальчики».

2. Упражнение «Погуляем» - двумя пальцами ходить по столу в разном темпе.

3. Рисование ладошкой «Осьминожка».

4. Массаж «Не боюсь колючек»

Май

Занятие №2

«Дождик»

1. Пальчиковая гимнастика «Дождик».

2. Игра «Дождик» (тазик с теплой водой, поролоновые губки. Дети опускают губки в тазик, наполняя их водой, затем отжимают их, наблюдая, как из губки вытекает вода).

3. Рисование «Тучка» (заштриховать тучку по образцу).

4. Массаж: «Не боюсь колючек».

Май

Занятие №3

«Зеленый лужок»

1. Пальчиковая гимнастика «Здравствуй».

2. Упражнение «Цветочный лужок» - с помощью мозаики сделать цветы.

3. Рисование пластилином «Травка».

4. Самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальцем.

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

4.1.   Методическое оснащение программы

Научно-методическое обеспечение программы определяется в соответствии с направлениями развития детей.

1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Москва-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003.

2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. М.: ТЦ Сфера, 2014.

3. Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения №3/2008; №5,7/2009.

4. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть и 2. – М.: «Издательство Скипторий 2003», 2008. Синтез, 2008.

5. Давыдова Г.Н. Пластилинография – 2. – М.: Издательство Скрипторий 2003», 2015.

6. Интернет ресурсы.

7. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.

8. Пастухова Г.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. (1 и 2 части). Издательство «Центр Проблем Детства», 1996.

9. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: Эксмо, 2009.

10. Шкидская И.О. Аппликация из пластилина. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

4.2. Перечень средств обучения, оборудования.

Для успешной реализации данной программы необходимы определенные условия:

  • Просторное, хорошо проветриваемое помещение с достаточным дневным и вечерним освещением, вечернее освещение осуществляется при помощи люминесцентных ламп;
  • Мебель: столы, стулья, шкафы для хранения методических пособий, инструментов и других необходимых приспособлений.
  • Оборудование: Магнитная доска, компьютер, экран для демонстрации иллюстраций и презентаций.
  • Материалы и инструменты: пластилин, краски пальчиковые и гуашевые, дощечки для лепки, ватные палочки, поролоновые губки, тычки, альбомы для рисования, белая и цветная бумага, крупы, емкость для сухого бассейна, мелкие игрушки, карандаши простые и цветные.
  • Методическое обеспечение: дидактические, наглядно – иллюстративные, контрольно – проверочные материалы.

5.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Москва-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003.

2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. М.: ТЦ Сфера, 2014.

3. Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения №3/2008; №5,7/2009.

4. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть и 2. – М.: «Издательство Скипторий 2003», 2008. Синтез, 2008.

5. Давыдова Г.Н. Пластилинография – 2. – М.: Издательство Скрипторий 2003», 2015.

6. Интернет ресурсы.

7. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.

8. Пастухова Г.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. (1 и 2 части). Издательство «Центр Проблем Детства», 1996.

9. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: Эксмо, 2009.

10. Шкидская И.О. Аппликация из пластилина. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-программа кружка по развитию мелкой моторики пальцев рук "мастерская самоделкина"

План-программа кружка по развитию мелкой моторики пальцев рук "мастерская самоделкина"...

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук "Проворные пальчики"

Программа разрабатывалась для педагогов , которые работают с детьми с нарушением зрения....

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук «Весёлые ладошки» для детей 1 младшей группы дошкольного возраста

Пояснительная записка   «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник...

Программа кружка по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Программа кружка по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки» для детей 2 младшей группы

Кружок «Веселые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет...

Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей направленности по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки»

Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей направленности по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки»...